Основные принципы местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 17:21, реферат

Описание работы

Разделение власти имеет не только горизонтальный аспект (разделение власти между органами одного уровня), но и аспект вертикального разделения власти. В Конституции РФ он заложен в ст. ст. 5, 11, 12. В рамках вертикальной децентрализации власти наряду с государственным центром (Российской Федерацией) и регионами (субъектами РФ) обособляются также местные сообщества жителей (муниципальные образования). Названные составляющие определяют дробление аппарата публичной власти на три группы органов: федеральные органы; государственные органы субъектов РФ; органы местного самоуправления. Вертикальная децентрализация власти с обособлением самостоятельного местного самоуправления подтверждает превращение последнего в основополагающий элемент конституционного строя страны.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие основных принципов местного самоуправления 4
2. Нормативно-правовые основы принципов местного самоуправления 5
3. Содержание основных принципов местного самоуправления 10
Заключение 24
Список литературы 26

Файлы: 1 файл

Основные принципы местного самоуправления.docx

— 60.85 Кб (Скачать файл)

 

 

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Российская газета. – 25 декабря 1993г.
  2. ·Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 19 июня, 12 августа, 28, 29, 30 декабря 2004 г., 18 апреля, 29 июня, 21 июля, 12 октября, 27, 31 декабря 2005 г., 2, 15 февраля, 3 июня, 18, 25, 27 июля 2006 г.)
  3. ·Игнатюк Н.А., Замотаев А.А., Павлушкин А.В. Муниципальное право: Учебник для вузов. - «Юстицинформ», 2005.
  4. ·Комментарий к ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» - Система ГАРАНТ, 2005.
  5. Кулиева С.И. Местное самоуправление: конституционно-правовой статус и механизм функционирования. - М.: Финансы, 2004.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Важнейшей составной частью процесса совершенствования политической системы  в России является реорганизация  механизма государственной власти. Качественно новый элемент здесь - реализация концепции местного самоуправления, которое, как показывает опыт многих развитых стран, является необходимой  структурой демократического режима в  правовом государстве.

Охватывая своими институтами почти  все стороны демократической  организации местной жизни, местное  самоуправление дает возможность рациональным способом децентрализовать и деконцентрировать многие функции государственной власти, перенести принятие решений по всем вопросам местной жизни в территориальные сообщества, тем самым, стимулируя активность граждан и обеспечивая их реальную сопричастность к таким решениям.

Российское государство традиционно  отличалось высокой степенью централизации  управления. Но ни один из периодов в  истории Российского государства  нельзя считать свободным от элементов  самоуправления. Даже в периоды наивысшего расцвета Российского чиновничьего централизованного государства  элементы самоуправления сохранялись  в городах и сельских общинах. Таким образом, неоспорима актуальность данной работы, посвященной проблемам становления местного самоуправления в Российской Федерации.

Новизна работы заключается в том, что разрабатывалась она на основе нового Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ “ от 6 октября 2003 г.», который в целом вступил силу с 1 января 2006г., но для некоторых положений установлен переходный период до 2009 года. Законом внесены существенные изменения в экономическую основу местного самоуправления, которые в основном направлены на решение объективно существующих проблем в сфере межбюджетных отношений. Новый механизм регулирования межбюджетных отношений, основанный на территориальной организации местного самоуправления, вводится при условии последующего внесения изменений в налоговое и бюджетное законодательство.

Конституция Российской Федерации  о местном самоуправлении

1.1 Конституционные принципы местного  самоуправления

Конституция Российской Федерации, определяя  российское государство как демократическое, закрепляет важнейшие устои его  демократизма, находящие выражение, прежде всего в народовластии, разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную, идеологическом и политическом многообразии, а также местном самоуправлении.

Основные конституционные принципы местного самоуправления в РФ:

1. Самостоятельность решения населением  всех вопросов местного значения. Конституция Российской Федерации  (ст.12) гарантирует, что местное  самоуправление в пределах своих  полномочий самостоятельно.

2. Организационное обособление  местного самоуправления в системе  управления обществом и государством. Государство признает местное  самоуправление в качестве самостоятельного  уровня, самостоятельной формы осуществления  народом принадлежащей ему власти.

Вместе с тем система местного самоуправления - это не государство  в государстве: она интегрирована  в общую систему управления делами общества и государства, занимает в  ней особое место, обладая самостоятельностью.

3. Многообразие организационных  форм осуществления местного  самоуправления. В соответствии  со ст.72 Конституции Российской  Федерации к совместному ведению  Российской Федерации и субъектов  федерации относится установление общих принципов организации местного самоуправления.

4. Соразмерность полномочий местного  самоуправления материально-финансовым  ресурсам. Местное самоуправление  должно иметь право на достаточную  для осуществления своих функций  и полномочий экономическую и  финансовую базу.

Признавая и гарантируя местное  самоуправление (ст.3 п.2), Конституция  выступила в качестве важнейшей  правовой основы дальнейшего процесса становления и развития новой  системы местного самоуправления. Тем  самым на конституционном уровне впервые закреплено существование независимой от государства системы власти народа для решения вопросов местного значения.

Признание местного самоуправления в  качестве одной из основ конституционного строя предполагает установление децентрализованной системы управления, закрепление  иных (нежели в условиях централизации  и концентрации власти) основ взаимоотношений  федеральных органов государственной  власти, органов государственной  власти субъектов Российской федерации  и органов местного самоуправления.

Тем самым, Конституция определила местное самоуправление как одну из самостоятельных форм осуществления  власти народом, признавая и защищая  экономическую основу самоуправления - муниципальную собственность равным образом с государственной, частной  и иными формами собственности. Бялкина Т. М. О системности законодательного регулирования местного самоуправления. //«Журнал российского права». - 2002. - №4. С.16.

1.2. Право на местное самоуправление

Право на местное самоуправление как  таковое не названо в числе  прав и свобод человека и гражданина в главе 2 Конституции Российской Федерации.

В то же время целый ряд прав и свобод человека и гражданина, названных во второй главе, реализуется, в том числе, в рамках местного самоуправления, а именно: право  избирать и быть избранным в органы местного самоуправления (ст.32 ч.2); право  на участие в референдуме (ст.32 ч.2); право на получение информации (ст.29 ч.4); право на объединение (ст.30); свобода собраний (ст.31); право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления (ст.33). Большая часть перечисленных прав отнесена Конституцией Российской Федерации к правам граждан, хотя есть среди них и такие, которые сформулированы как основные права и свободы человека в узком значении данного термина, т.е. неотчуждаемые, принадлежащие каждому от рождения (ст.17 ч.2) - в частности, право на объединение (ст.30), право на информацию (ст. 29 ч.4).

Вместе с тем, конституционная  интерпретация права на местное  самоуправление не ограничивается названными выше конституционными правами граждан, реализуемыми на муниципальном уровне и отражающими отдельные аспекты  права на местное самоуправление, но не исчерпывающими всего его содержания.

Местное самоуправление рассматривается  также в главе 8 Конституции в  обобщенном виде как право населения  на самостоятельное решение вопросов местного значения, на владение, пользование, распоряжение муниципальной собственностью (ст.130 ч.1) в городских, сельских поселениях, на иных территориях (ст.131 ч.1), осуществляемое непосредственно или через органы местного самоуправления (ст.130 ч.2). Данное общее право включает в себя более конкретные права населения, граждан и органов местного самоуправления:

- право населения на самостоятельное  определение структуры органов  местного самоуправления (ст.131 ч.1 предлож.2);

- право населения на выражение  мнения, подлежащего обязательному  учету, по вопросу изменения  границ территорий местного самоуправления (ст.131 ч.2);

- право на судебную защиту (ст.133), конкретизированное в Федеральном  законе о местном самоуправлении  как право граждан, проживающих  на территории муниципального  образования, и органов (должностных  лиц) местного самоуправления (ст.46);

- право на компенсацию дополнительных  расходов, возникших в результате  решений, принятых органами государственной  власти (ст.133).

Таким образом, на основании проанализированных конституционных норм можно сделать  вывод о том, что право на местное  самоуправление является конституционным  правом граждан и населения, хотя в его обобщенном виде и не закрепляется во второй главе Конституции Российской Федерации.

Конституцией право населения, местных сообществ на самоуправление не только признается, но и декларируется  его гарантия всеми государственными органами: как федеральными органами власти, так и органами власти субъектов  Федерации. Это гарантии экономические, юридические, организационные. Реализация полномочий местного самоуправления должна обеспечиваться достаточными финансовыми  ресурсами, наличием муниципальной, в  том числе земельной, собственности. Юридические гарантии включают установление федеральными законами, законами субъектов  Федерации статуса местного самоуправления, обеспечения обязательности решений  органов местного самоуправления. Организационные  и кадровые гарантии включают подготовку на государственном уровне муниципальных  служащих различных рангов, информационное обеспечение местного самоуправления.

1.3. Самостоятельность местного  самоуправления

Конституционное право граждан  России на осуществление местного самоуправления обеспечивается самостоятельностью населения  в решении вопросов местного значения, самостоятельностью органов, создаваемых  населением для этой цели и конституционным  запретом на ограничение прав местного самоуправления, обеспечивающимся судебной защитой.

Одно из ключевых понятий, раскрывающих сущность местного самоуправления, - самостоятельность. Органы местного самоуправления, в  соответствии с Конституцией, наделяются собственной компетенцией, свободой в осуществлении этой компетенции  и несут за это ответственность. Самостоятельность местного самоуправления подчеркивается тем, что Конституция  не включает органы местного самоуправления в систему органов государственной  власти (ст. 12). Следовательно, они не могут рассматриваться как структурное  подразделение государственной  системы управления.

В силу этого государственные органы уже не выступают, как раньше, в  качестве вышестоящей инстанции, целиком  и полностью руководящей деятельностью  местных органов власти, заслушивающей  отчеты и имеющей право отмены их решений.

Однако это ни в коей мере не означает, что местное самоуправление находится вне системы государственно-властных отношений и абсолютно независимо от государства, как это порой  утверждается противниками местного самоуправления. С точки зрения сохранения единства власти и государственности такая  трактовка, безусловно, поверхностна и  неправомерна. Речь в Конституции  идет о самостоятельности в пределах полномочий. Полномочия же предоставляются  законом, принимаемым органом государственной  власти. Таким образом, для сохранения единства власти нет никакой необходимости  лишать местное самоуправление самостоятельности.

Помимо этого в государстве  существуют такие институты, как  государственный контроль за реализацией  переданных государственных полномочий, предусмотренный ч. 2 ст. 132 Конституции Российской Федерации, прокурорский надзор за законностью в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, и, наконец, судебная власть.

Более того, в целях укрепления и сохранения территориальной целостности  России как федерации возникает  объективная необходимость выведения  органов самоуправления из-под диктата  органов государственной власти. Конституция Российской Федерации  устанавливает запрет на ограничение  прав местного самоуправления, гарантированных  Конституцией и федеральными законами (ст. 133). Организация и деятельность местного самоуправления должна осуществляться на основе закона и в рамках закона. Государство, признавая и гарантируя местное самоуправление, берёт на себя обязательство осуществлять контроль лишь за соблюдением местным самоуправлением  или его органами правовых норм, а не за целесообразностью или  качеством принимаемых местным  самоуправлением и его органами решений по вопросам местной жизни.

2. Принципы организации  местного самоуправления

2.1. Функции органов местного  самоуправления

Принципы организации местного самоуправления в РФ в настоящее  время регулируются Федеральным  законом РФ от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ „Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ “.

Законом установлен перечень вопросов местного значения, который не может  быть изменен иначе, как посредством  изменения или дополнения именно данного Федерального закона.

Такой принцип правового регулирования  полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения является новеллой в российском законе, поскольку ранее можно было изменить перечень предметов ведения местного самоуправления любым отраслевым федеральным  законом или законом субъекта РФ.

Принцип правового регулирования  полномочий органов местного самоуправления позволяет закрепить единый источник финансирования реализации полномочий этих органов по решению вопросов местного значения. Постатейный комментарий  к Федеральному закону "Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации."/под ред. В.И. Шкатуллы. - М.: ЗАО Юстицинформ, 2005.

Основная задача, решаемая данным законом - обеспечение самостоятельности  местного самоуправления, гарантированной  Конституцией РФ.

Это достигается через:

- право на самостоятельность  населения в формировании органов  местного самоуправления для  решения своих вопросов местного  значения и самостоятельность  этих органов от государственной  структуры управления;

Информация о работе Основные принципы местного самоуправления