Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 16:04, контрольная работа
Описание работы
Среди основных теорий местного самоуправления следует выделить теорию свободной общины, общественную и государственную теории. Теория свободной общины. Появление этой теории относят к концу 18 в. - началу 19 в. В числе ее создателей называют представителей французской и бельгийской правовых школ - Турэ, Токвиля, Гербера и др. Социальный заказ для теории свободной общины формировали условия, при которых местные дела находились в сфере ведения государственных чиновников. Такая система местного управления не несла в себе стимулов для развития местных общин
Изложенное положение земских,
городских органов существенно ко времени разрушения
российской монархии в результате революционных
событий 1917 г. не изменилось.
Организация местной власти в советский
период.
Переход к советской системе местной власти.
Большевики после захвата власти в октябре
1917 г. сделали в организации местной власти
ставку на Советы рабочих, крестьянских
и солдатских депутатов. Те изначально
возникли как организационные ячейки
стачечного движения (революция 1905 г.),
став в 1917 г. наряду с военно-революционными
комитетами органами вооруженного восстания.
В обращении II Всероссийского съезда Советов
8 ноября (26 октября) 1917 г. провозглашалось,
что вся власть отныне принадлежит Советам.
Председатели Советов сносятся непосредственно
с революционным правительством. Поскольку
Советы не были приспособлены для повседневного
управления на местах, до июля 1918 г. они
сосуществовали с органами земского, городского
самоуправления.
Народный комиссариат внутренних
дел в обращении от 4 января 1918 г. (22 декабря
1917 г.) "Об организации местного самоуправления"
указывал, что все прежние органы местного
управления должны быть заменены областными,
губернскими, уездными, районными и волостными
Советами рабочих, солдатских, крестьянских
и батрацких депутатов. Вся страна должна
покрыться целой сетью советских организаций,
которые будут находиться в тесной организационной
зависимости между собой. Каждая из этих
организаций, вплоть до самой мелкой, вполне
автономна в вопросах местного характера,
но сообразует свою деятельность с общими
декретами и постановлениями центральной
власти и с постановлениями тех более
крупных советских организаций, в состав
которых она входит. Таким путем создавался
связанный во всех своих частях однородный
организм - республика Советов.
Местные съезды, Советы, их органы
обязаны были проводить в жизнь решения высших
органов власти, были ответственны перед ними.
В связке "съезды - Советы" доминирующее
положение занимали съезды и их исполкомы.
Они контролировали на своей территории
деятельность местных Советов. Областные
и губернские съезды Советов, их исполкомы
обладали, кроме того, правом отмены решений
местных Советов.
Избирательным правом пользовались
граждане РСФСР, достигшие ко дню выборов
18 лет. Большевики исповедовали жестко
классовый подход. Поэтому лишены были
избирательного права лица, прибегающие к наемному
труду с целью извлечения прибыли, живущие
на нетрудовой доход, частные торговцы,
торговые и коммерческие посредники, монахи,
духовные служители церквей, религиозных
культов, служащие и агенты бывшей полиции,
особого корпуса жандармов и охранных
отделений, а также члены царствовавшего
в России дома. Не имели избирательного
права душевнобольные и умалишенные, состоящие
под опекой, осужденные за корыстные и
порочащие преступления.
Избрание съездов, Советов было
не равным. Был введен принцип многостепенных
выборов. В силу того же классового подхода преимущество
было отдано избирателям городов. Городские
Советы образовывались из расчета один
депутат на 1 тыс. жителей числом не менее
50 и не более 1000 членов; сельские Советы
(образуемые и в городах с населением менее
10 тыс. человек) - из расчета один депутат
на каждые 100 человек населения числом
не менее трех и не более 50 депутатов на
каждое селение. Срок полномочий депутатов
указанных Советов был определен в три
месяца.
Конституция СССР 1936 г., Конституция РСФСР
1937 г. Указанные конституционные акты
внесли ряд изменений в организацию власти
в стране, в том числе и на местах. Во-первых,
упразднялись съезды и принцип их многостепенного
формирования. Органами государственной
власти краев, областей, автономных областей,
округов, районов, городов, сел были объявлены
Советы депутатов трудящихся.
Во-вторых, Советы стали избираться
сроком на два года в ходе всеобщих, равных,
прямых, тайных выборов. Избирательного
права лишались только лица, признанные
в установленном законом порядке умалишенными.
Правом выдвижения кандидатов наделялись
общественные организации и общества
трудящихся: организации компартии, профессиональные
союзы, кооперативы, организации молодежи,
культурные общества.
В-третьих, устанавливалось,
что Советы принимают решения и дают распоряжения
в пределах прав, предоставленных им законами
СССР и РСФСР. Решения - акты, как правило,
нормативные; распоряжения - индивидуальные.
В-четвертых, было определено,
что Советы избирают в качестве своих исполнительных
и распорядительных органов исполнительные
комитеты в составе председателя, его
заместителей, секретаря и членов. Таким
образом, исполкомы сочетали в своей деятельности
функции руководящего органа Совета и
органа управления общей компетенции.
В структуре исполкомов по отдельным направлениям
работы образовывались отделы, управления,
комиссии. Особо оговаривалось, что в небольших
поселениях исполкомы не создаются, а
исполнительные и распорядительные функции
выполняют избираемые Советами председатель
Совета, его заместитель и секретарь.
В-пятых, исполкомы учреждались
как органы управления, непосредственно
подотчетные как избравшим их Советам,
так и исполкомам вышестоящих Советов,
т.е. исполкомы наделялись статусом органов
двойного подчинения.
Конституция СССР 1977 г., Конституция РСФСР
1978 г. В них заявлено о построении в стране
общенародного государства. Поэтому указывалось,
что народ осуществляет свою власть через
Советы народных депутатов, составляющие
политическую основу страны. Все другие
государственные органы подконтрольны
и подотчетны Советам. Очевидно, что приведенная
конституционная формула не отражала
действительного положения вещей. Реальной
властью обладали не Советы, а компартия,
определенная в ст. 6 Конституции СССР
как руководящая и направляющая сила советского
общества, ядро его политической системы,
государственных и общественных организаций.
Предусматривалось, что срок полномочий
местных Советов составляет два с половиной
года.
На основе Конституции СССР
1977 г. сложилась развитая система законодательства
о местных Советах. Принятые четыре союзных
закона закрепляли основные полномочия
краевых, областных Советов народных депутатов,
основные права и обязанности районных,
городских и районных в городах, поселковых
и сельских Советов. Их положения детализировались
в соответствующих законах РСФСР.
Строгая систематизация позволила обеспечить
единство основных характеристик местных Советов
разного уровня (представительный статус,
основные направления и принципы работы,
организационно-правовые формы деятельности,
срок полномочий).
Развитие местного
самоуправления в 1991-1995 годы.
Серьезные государственные
изменения, начавшиеся в СССР после 1985
г., затронули и систему местной власти,
устранив советскую организацию низовых территориальных коллективов.
В новейших реформах возможно выделение
пяти этапов, последний из которых продолжается
в настоящее время.
Первый этап. Он связан с реформами
1988 - 1990 гг. Существенным толчком к их началу
послужило осознание обществом ряда недостатков
наличной представительно-управленческой
системы, среди которых назовем два основных.
Первый заключался в формальном характере
представительных институтов - депутаты
местных Советов не чувствовали себя в
органах власти подлинно народными избранниками
вследствие заорганизованности и безальтернативности
выборов, сращения партийного и государственного
аппаратов в условиях однопартийного
политического механизма. Второй недостаток
- низкий уровень профессионализма в деятельности
органов власти и управления - при сращении
представительных и исполнительных органов
последние доминировали над представительными
органами, не позволяли им эффективно
контролировать и направлять свою деятельность,
следовательно, не имели и стимулов для
саморазвития.
Проходившие в 1990 г. на волне демократических преобразований
выборы в местные Советы изменили социальный
состав депутатского корпуса в пользу
технической интеллигенции, служащих.
Число депутатов-рабочих существенным
образом сократилось.
Было решено в рамках Советов создать собственные
постоянно действующие руководящие органы
- президиумы, состоявшие исключительно
из депутатов, а также избирать в Советах
председателей (их заместителей), освобожденных
от работы в исполнительно-распорядительных
органах. Исполкомы перестали быть внутренними
руководящими органами Советов, сохранив
статус исполнительно-распорядительных
органов общей компетенции. Речи об организационном
разделении представительной и исполнительной
власти пока не шло. В Советах и исполкомах
упор был сделан на принцип коллегиальности
<*>.
В систему местных органов власти
и управления все еще включались краевые,
областные, т.п. органы в силу положений
законодательства союзных республик.
В то же время вышеназванный союзный Закон,
не характеризуя местные органы как органы
негосударственные, не определял их и
как органы государственные.
Второй этап. Переход ко второму
этапу был обусловлен нарастанием критичных
оценок коллегиальных начал в управлении,
что и послужило толчком к законодательно-нормативным
изменениям, воплощенным в Законе РФ от
6 июля 1991 г. "О местном самоуправлении
в Российской Федерации" и в Постановлении
Верховного Совета РСФСР о порядке его
введения в действие. На этом этапе произошло
резкое сужение действия коллегиальных
начал. В сфере исполнительно-распорядительной
деятельности исполкомы ушли в небытие
- правопреемниками исполкомов стали главы
местных администраций, возглавившие
последние на основе принципа единоначалия.
В системе местных Советов происходило
создание так называемых малых Советов.
Малые Советы задумывались как состоящие
из депутатов "больших Советов" их
постоянно действующие органы, осуществляющие
между сессиями "больших Советов"
их функции в четко очерченных пределах.
Закон о местном самоуправлении
от 6 июля 1991 г. определил, что органами
местного самоуправления являются представительные
и исполнительные органы, создаваемые
в районах, городах, районах в городах,
поселках, сельсоветах (ст. 10), т.е. в низовых
административно-территориальных единицах.
Краевые, областные Советы народных депутатов,
краевые, областные администрации, вслед
за соответствующими органами республик
в составе РФ, перестали характеризоваться
как местные. Они были противопоставлены
органам местного самоуправления как
органы государственной власти. Хотя и
на этом этапе все еще не декларировалась
негосударственная природа органов местного
самоуправления.
Закон о местном самоуправлении
от 6 июля 1991 г. предусмотрел разработку
и принятие на местах положений (уставов)
о местном самоуправлении, чем стимулировал
активизацию местного правотворчества.
Вместе с Законом о краевом, областном Совете
народных депутатов и краевой, областной
администрации он изменил характер взаимоотношений
органов местного самоуправления и органов
государственной власти и управления.
В его ст. 7 определялось, что органы местного
самоуправления не вправе самостоятельно
принимать к своему рассмотрению вопросы,
отнесенные к компетенции государственных
органов. Государственные органы также
не вправе были самостоятельно принимать
к своему рассмотрению вопросы, отнесенные
к компетенции органов местного самоуправления,
за исключением случаев, предусмотренных
законом (ч. ч. 3, 4 ст. 7). В ч. 2 ст. 9 было указано,
что органы государственной власти и управления
регионов всех типов, за исключением республик,
не вправе принимать не предусмотренные
законодательством решения, регламентирующие
деятельность местных органов.
Однако государственные органы
сохраняли право отмены не соответствующих законодательству
актов местных органов. Сохранялась и подотчетность местных администраций
вышестоящим исполнительно-распорядительным
органам в пределах компетенции последних.
В то же время, укрепляя самостоятельность
местных органов по отношению к органам
региональным, законодательство о местном
самоуправлении не устранило соподчинения
между органами местного самоуправления
разного уровня.
Третий этап изменений местной
власти (осень 1993 г.) оказался наиболее
трагичным. В стране, за исключением ряда
республик в составе России, произошел
полный слом представительной власти,
а ее функции на местах были переданы власти
исполнительной - соответствующим местным
администрациям. Ленинский лозунг "Советы
- работающие корпорации" (т.е. органы,
сочетающие в себе нормотворчество и исполнение
законов) был восстановлен с точностью
до наоборот. Общество потеряло действенные
рычаги влияния на корпорацию государственных
и местных чиновников. Вместе с упразднением
представительных органов местного самоуправления
в форме Советов началось формирование
новой представительной власти на местах
- дум, муниципальных комитетов, собраний
представителей и т.д. Их образование было
предусмотрено Указом Президента РФ от
26 октября 1993 г. "О реформе местного
самоуправления в Российской Федерации"
<**>, которым было утверждено Положение
об основах организации местного самоуправления
в Российской Федерации на период поэтапной
конституционной реформы.
Срок полномочий выборных органов устанавливался
в два года. Было решено, что представительная
власть должна формироваться не во всех
административно-территориальных единицах.
Так, в городских и сельских поселениях
с числом жителей до 5 тыс. человек местное
самоуправление могло осуществляться
непосредственно населением через собрания,
сходы и выборных глав МСУ. В городских
и сельских поселениях с населением до
50 тыс. человек выборным ОМСУ признавалось
собрание представителей и глава МСУ.
На территориях, включающих несколько
городских и сельских поселений, совместным
решением ОМСУ мог быть создан единый
орган МСУ соответствующих территорий.
Следует признать, что разрешение
политико-государственного кризиса осени
1993 г., частью которого был кризис местной
власти, принятием новой российской Конституции
в декабре 1993 г. стало наименее болезненным
выходом из тупика - события могли развиваться
и по худшему сценарию.
Четвертый этап. С принятием
новой Конституции РФ стала постепенно
восстанавливаться и представительная
власть на местах, хотя заложенные в Конституции
принципы местного самоуправления, вобравшие
в себя положительное содержание предшествующего
законодательства, поначалу серьезно
искажались в нормативных актах субъектов
Федерации. Так, во Временном положении
о местном самоуправлении Свердловской
области от 25 января 1994 г. значительно
урезались полномочия местных представительных
органов, предусматривалось изъятие из
сферы местного самоуправления районов
и городов областного подчинения с административно
подчиненными им территориями (ст. ст.
5, 9, 10).