Основные теории местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 16:04, контрольная работа

Описание работы

Среди основных теорий местного самоуправления следует выделить теорию свободной общины, общественную и государственную теории.
Теория свободной общины. Появление этой теории относят к концу 18 в. - началу 19 в. В числе ее создателей называют представителей французской и бельгийской правовых школ - Турэ, Токвиля, Гербера и др. Социальный заказ для теории свободной общины формировали условия, при которых местные дела находились в сфере ведения государственных чиновников. Такая система местного управления не несла в себе стимулов для развития местных общин

Файлы: 1 файл

тема 1.docx

— 68.55 Кб (Скачать файл)

Выделяют  следующие принципы:

1) принцип самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий – текстуально закреплен в Конституции РФ. Он распространяется на все основы  МСУ и проявляется как правовая, организационная, экономическая и финансовая самостоятельность в решении вопросов местного значения;

2) сочетание представительной демократии с формами прямого волеизъявления граждан (выражается в органической связи и взаимообусловленности осуществления местного самоуправления гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления);

3) неподчиненность одного МО другому МО в пределах своей компетенции;

4) обязательность наличия представительного ОМСУ в  МО либо осуществление его полномочий собранием (сходом) граждан;

5) приоритетная роль представительных ОМСУ в системе ОМСУ (их ведущая роль обусловлена тем, что представительные органы выражают волю всего населения муниципального образования, придают ей общеобязательный характер и осуществляют от его имени власть);

6) гласность деятельности по осуществлению МСУ;

7) обеспечение органами государственной власти МО минимальных местных бюджетов;

8) гарантированность государством минимальных государственных социальных стандартов по удовлетворению основных жизненных потребностей населения, обеспечение которых отнесено к ведению муниципальных образований;

9) государственные гарантии и поддержка МСУ;

10) принцип субсидиарности, взаимодействия и сотрудничества органов местного самоуправления с органами государственной власти в обеспечении жизнедеятельности населения основывается на единстве источника их власти, на единстве во многом целей, задач и функций, на взаимной ответственности за соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина, за создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В зарубежных странах принципы местного самоуправления не представляют собой застывшую догму и достаточно мобильно изменяются в соответствии с развитием общества и государства. Тенденциями развития современных принципов местного самоуправления в зарубежных странах следует считать взаимопроникновение идей или принципов из различных теорий и моделей местного самоуправления и универсализацию принципов местного самоуправления на базе международно-правовых актов.

Таким образом, в муниципальном  праве  сложились  различные  понимания гарантий местного самоуправления:

1. Гарантии понимаются  как реально существующие условия  и средства, обеспечивающие реализацию  местного самоуправления.     

2. Как  совокупность  правовых  норм,  гарантирующих   осуществление           местного самоуправления.

3. Гарантии местного  самоуправления рассматриваются  в  первых  двух смыслах сообща, это точка зрения большинства.

В отношении классификации  можно сказать, что  практически  все  авторы базируются на предметном критерии и выделяют: политические,  экономические, социальные, правовые и т.д. гарантии.

Черты:

1) самостоятельное решение вопросов  местного значения;

2) ОМСУ не входят в систему  органов государственной власти;

3) ОМСУ не относятся ни к  одной ветви власти;

4) население самостоятельно формирует  ОМСУ.

Принципы ОМСУ:

1)Принцип  самостоятельности:

  • Население самостоятельно формирует ОМСУ;

  • Самостоятельно решает вопросы местного значения;

  • Экономическая самостоятельность заключается в правовой собственности (владеть, пользоваться, распоряжаться) муниципальным имуществом, т.е. сдавать в аренду, покупать;

2)Принцип  народовластия: население участвует в решении основных вопросов формирования ОМСУ, выбирает глав муниципальных образований, решает территориальные вопросы;

3)Принцип  социальной справедливости: распределение доходов среди малоимущих слоев населения, позволяющие достойно жить;

4)Принцип  демократизма: референдумы, свободные выборы;

5)Принцип  верховенства закона: НПА муниципальных образований должны соответствовать КРФ;

6)Принцип  законности: заключается в том, что ОМСУ и органы государственной власти равны перед законом;

7)Принцип  гласности: через СМИ публикуется деятельность органов государственной власти;

8)Принцип  плановости: бюджет МО рассчитывается на определенный срок и расходуется с соответствии с целевыми программами по целевому назначению;

9)Принцип  объективности: т.е. разрабатывая целевые программы должны объективно смотреть на жизнь.

5.Субъект  и объект местного самоуправления: понятие, виды, особенности

Для системы местного самоуправления характерно совпадение субъекта и объекта управления. Граждане, составляющие территориальное сообщество, выступают и как субъект и как объект в одном лице.

Законодательство предоставляет право гражданам, как субъектам местного самоуправления, непосредственно решать вопросы местного значения. Основными формами непосредственного участия населения в решении государственных и общественных дел являются референдум и собрание граждан. Понятно, что эти мероприятия должны проводиться с разумной периодичностью. Поэтому референдумы и собрания граждан проводятся для обсуждения наиболее важных вопросов.

Для повседневного решения текущих вопросов жизнедеятельности местного сообщества формируются представительные и исполнительные и распорядительные органы местного самоуправления.

Объектом местного самоуправления в конечном итоге является местное сообщество, состоящее из граждан, проживающих на территории соответствующей административно – территориальной единицы.

Однако в большинстве случаев управляющее воздействие органов местного самоуправления направлено не напрямую, не непосредственно на граждан, а через воздействие на природно-географическую среду, градообразующую базу территории, ее жизнеобеспечивающую систему.

Природно-географическая среда – это земля и другие природные ресурсы – основа жизни и деятельности населения, проживающего на соответствующей территории. Законодательство относит к территории административно-территориальной единицы все земли в ее границах независимо от формы собственности и целевого назначения и другие земли, необходимые для развития территорий.

Органы местного самоуправления в соответствии с законом могут в интересах населения устанавливать условия использования земель, находящихся в границах административно-территориальной единицы.

Планирование использования земель осуществляется органами местного самоуправления, через утверждение генеральных планов, проектов планировки и застройки городских и сельских поселений, схем и проектов районной планировки.

Законодательством определено участие органов местного самоуправления в решении вопросов использования и охраны водных объектов, лесов, природных ископаемых.

Градообразующая база может быть нескольких типов:

- промышленной, состоящей  из крупных промышленных предприятий  находящихся на территории административно-территориальной  единицы;

- сельскохозяйственной, состоящей из предприятий производящих и перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию;

- научно-образовательной, состоящей из научно-производственных и учебных заведений;

- транспортной, где основой  являются транспортные узлы;

- рекреационной, где главным  являются природно-климатические  условия; и другие, в соответствии  с отраслевой направленностью  базы.

Жизнеобеспечивающая система является, в сущности, коммунальным хозяйством. Под ним понимается комплекс, расположенных на территории административно-территориальной единицы предприятий, учреждений и организаций, призванных удовлетворять различные потребности населения, а также потребности промышленных предприятий. Она включает в свой состав жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ), предприятия бытового обслуживания, строительную промышленность, предприятия торговли и общественного питания, здравоохранения, культуры и т.д.

Ведущая отрасль коммунального хозяйства – жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ). Оно обладает специфическими особенностями производственной и экономико-организационной деятельности, вытекающими из характера технологии производства, реализации и потребления его продукции (услуг).

 

6.МСУ   как форма осуществления публичной  власти.

В настоящее время  российское общество решает задачи проведения широкого круга реформ во всех сферах жизни. На повестке дня стоит задача сформировать современное гражданское общество и построить правовое государство. Успешная реализация названных задач будет зависеть от совокупности различных факторов и, в первую очередь, от участия в этих процессах граждан РФ. Одним из главных условий стабильного развития гражданского общества и правового государства в России является активное участие граждан в общественно-политических процессах, в том числе и на муниципальном уровне.

Конституция России устанавливает, что в РФ признается и гарантируется МСУ. МСУ в пределах своих полномочий самостоятельно. ОМСУ не входят в систему органов государственной власти (ст. 12). Таким образом, местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя РФ. Местное самоуправление - это также и деятельность местных сообществ, и сформированных ими органов по самостоятельному и под свою ответственность решению вопросов местного значения, владению, пользованию и распоряжению муниципальной собственностью, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Границы такой деятельности определяются Конституцией и законами государства.

В части 1 ст. 1 ФЗ "Об общих принципах организации МСУ в РФ" конституционное положение о том, что в РФ признается и гарантируется МСУ дополнено также императивным указанием на то, что МСУ и осуществляется на всей территории РФ. То есть осуществление МСУ является не правом, а обязанностью соответствующих местных сообществ. Это вытекает и из характеристики МСУ как формы осуществления народом своей власти. Согласно ч. 2 ст. 3 Конституции РФ народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. В РФ народ осуществляет свою власть посредством органов публичной власти трех уровней - федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и ОМСУ. Именно местная (муниципальная) власть является ближайшим уровнем публичной власти к гражданину.

При этом население, даже по своей воле, не вправе упразднять местное самоуправление. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 30 ноября 2000 г. указал, что как само муниципальное образование, так и право проживающих на его территории граждан на осуществление местного самоуправления возникает на основе Конституции РФ и закона, а не на основании волеизъявления населения МО. Конституционный Суд признал не соответствующими Конституции РФ положения ряда законов Курской области, в которых предусматривалась возможность для населения муниципального образования посредством проведения референдума отказаться от реализации права на организацию МСУ, поскольку тем самым допускалось прекращение осуществления МСУ на территории субъекта РФ.

Граждане  РФ осуществляют МСУ посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления. При этом в ФЗ "Об общих принципах организации МСУ в РФ" установлено, что иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории МО, обладают при осуществлении МСУ правами в соответствии с международными договорами РФ и ФЗ.

Граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Как и другие права  граждан, права на осуществление МСУ, установленные Конституцией РФ и ФЗ "Об общих принципах организации МСУ в РФ", могут быть ограничены исключительно ФЗ. И сделано это может быть только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

 

 

7. СИСТЕМА И СТРУКТУРА ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Система местного самоуправления – это совокупность взаимодействующих между собой самоуправляющихся систем, которые выступают в качестве составных частей.

Под системой местного самоуправления понимают совокупность организационных форм местного самоуправления в рамках муниципальных образований, посредством которой обеспечивается решение вопросов местного значения, местной жизни.

Статья 3 Конституции РФ народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Закрепляются две основные формы народовластия: непосредственно (прямая демократия); через системы органов государственной и муниципальной власти (опосредованная демократия).

Структура органов местного самоуправления:

1) органы местного самоуправления, наличие которых обязательно: представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);

2) органы местного самоуправления, которые могут быть предусмотрены уставом муниципального образования: контрольный орган муниципального образования (образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности); иные органы местного самоуправления.

Информация о работе Основные теории местного самоуправления