Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 21:18, курсовая работа
В современных условиях большое значение имеют вопросы повышения эффективности управления социально-экономическим развитием на уровне муниципальных образований, так как основная часть жизнедеятельности населения происходит в них. Местное самоуправление является конкретной и непосредственной формой народовластия, обеспечивающей защиту интересов граждан на относительно локальной территории. Сущность местного самоуправления как субъекта организации саморазвития состоит в реализации многообразных потребностей населения в труде и социальных благах.
Введение ………………………………………………………………………. стр. 3
Глава 1. Роль и полномочия местного самоуправления в
социально – экономическом развитии муниципального образования. …… стр. 5
1.1 Понятие, задачи и конституционно-правовые основы местного самоуправления. ………………………………………………...………. стр. 5
1.2 Финансово-экономические основы муниципального управления …... стр. 8
1.3 Механизм управления социально-экономическим развитием муниципального образования. …………………………………….….. стр. 11
Глава 2 Деятельность органов муниципальной власти по управлению социально-экономическим развитием МО г. Ярославля. ………………..... стр. 14
2.1 Восстановление и начало роста экономического потенциала
города. ………………………………………………………………………...стр. 14
2.2 Повышение материального благосостояния и обеспечение благоприятных условий жизни населения города. …………………………………..…….. стр. 16
2.3 Формирование комфортной среды жизнедеятельности горожан. … стр. 18
2.4 Повышение уровня здоровья и безопасности условий жизни
горожан. ……………………………………………………………………... стр. 21
2.5 Повышение уровня удовлетворения социальных и духовных потребностей населения города. …………………………………………... стр. 26
2.6 Совершенствование бюджетной, налоговой и тарифной политики, земельных отношений, функционирования муниципального сектора экономики и повышение эффективности деятельности органов городского самоуправления. ……………………………………………………………. стр. 30
Заключение …………………………………………………………………. стр. 34
Список используемой литературы ………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Российской федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования – ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ | ||
КАФЕДРА РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ | ||
| ||
Курсовая работа | ||
По дисциплине «Экономика муниципального сектора» | ||
На тему «Основы управления социально экономическим развитием муниципального образования» | ||
| ||
| ||
| Исполнитель: | Романов Владимир Александрович |
| Специальность: | ГиМУ |
| Курс: | 5 |
| Форма обучения: | День |
| № зачетной книжки: | 08МГД48068 |
|
|
|
| Руководитель: | доктор экономических наук, профессор Леонтьева Лидия Сергеевна |
Ярославль 2012 |
Содержание
Введение ………………………………………………………………………. стр. 3
Глава 1. Роль и полномочия местного самоуправления в
социально – экономическом развитии муниципального образования. …… стр. 5
1.1 Понятие, задачи и конституционно-правовые основы местного самоуправления. ………………………………………………...………. стр. 5
1.2 Финансово-экономические основы муниципального управления …... стр. 8
1.3 Механизм управления социально-экономическим развитием муниципального образования. …………………………………….….. стр. 11
Глава 2 Деятельность органов муниципальной власти по управлению социально-экономическим развитием МО г. Ярославля. ………………..... стр. 14
2.1 Восстановление и начало роста экономического потенциала
города. ………………………………………………………………………...
2.2 Повышение материального благосостояния и обеспечение благоприятных условий жизни населения города. …………………………………..…….. стр. 16
2.3 Формирование комфортной среды жизнедеятельности горожан. … стр. 18
2.4 Повышение уровня здоровья и безопасности условий жизни
горожан. ……………………………………………………………………... стр. 21
2.5 Повышение уровня удовлетворения социальных и духовных потребностей населения города. …………………………………………... стр. 26
2.6 Совершенствование бюджетной, налоговой и тарифной политики, земельных отношений, функционирования муниципального сектора экономики и повышение эффективности деятельности органов городского самоуправления. ……………………………………………………………. стр. 30
Заключение …………………………………………………………………. стр. 34
Список используемой литературы ………………………………………… стр. 36
Введение.
В современных условиях большое значение имеют вопросы повышения эффективности управления социально-экономическим развитием на уровне муниципальных образований, так как основная часть жизнедеятельности населения происходит в них. Местное самоуправление является конкретной и непосредственной формой народовластия, обеспечивающей защиту интересов граждан на относительно локальной территории. Сущность местного самоуправления как субъекта организации саморазвития состоит в реализации многообразных потребностей населения в труде и социальных благах.
Конечной целью управления развитием муниципальных образований является расширенное воспроизводство населения при соответствующих социально-экономических условиях. Для всех территорий главными становятся проблемы создания условий для полной занятости трудоспособного населения, роста реальной заработной платы, обеспечения социальной справедливости, расширения социальной инфраструктуры, рационального использования ресурсов. Каждому жителю должны быть предоставлены минимальные социальные гарантии.
Практическая реализация новых подходов к управлению на местном уровне осложняется рядом обстоятельств. В большинстве муниципальных образований не в полной мере используется организационно-управленческий потенциал, существуют значительные резервы повышения эффективности управления местным развитием. Многие муниципальные образования не владеют технологиями стратегического планирования. В существующих планах и программах развития целевые ориентиры зачастую не отвечают реальным потребностям местного населения. Отдельные планы и программы развития, разработанные местными организациями, не содержат проработанного механизма реализации, что приводит к возникновению противоречий в системе целей и недостаточной обеспеченности ресурсами процесса управления развитием. В условиях существенного увеличения числа муниципальных образований, сокращения местных налогов и сборов и уменьшения доходной части местных бюджетов, проблема эффективного использования собственного потенциала развития становится особенно актуальной. В этой связи, органы местного самоуправления нуждаются в инструментарии самоконтроля эффективности управленческой деятельности, обеспечивающей развитие муниципального образования.
Для решения отмеченных проблем и совершенствования системы и процесса управления местным развитием необходима комплексная диагностика основных направлений и результатов управленческой деятельности, что обуславливает актуальность разработки инструментария оценки качества и результативности управления социально-экономическим развитием муниципальных образований.
Важнейшим условием эффективного управления и регулирования процессами становления и развития муниципальных образований является полная, своевременная и достоверная информация о мероприятиях, методах и средствах, направленных на решение стоящих перед ними задач по повышению социальной защищенности территории.
Глава 1. Роль и полномочия местного самоуправления в социально – экономическом развитии муниципального образования.
1.1 Понятие, задачи и конституционно-правовые основы местного самоуправления
В европейской литературе наиболее распространенным определением термина «самоуправление» является определение Г. Еллинека: «Самоуправление — это есть государственное управление через посредство лиц, не являющихся профессиональными государственными должностными лицами, управление, которое, в противоположность государственно-
Согласно главе 8 Конституции РФ, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Оно осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.
Действующее законодательство выделяет ряд обязательных атрибутов местного самоуправления: территория, население, выборные органы, формы непосредственного участия населения в местном самоуправлении, местный бюджет, местные налоги и сборы, муниципальная собственность, местные нормативные акты.
Главным отличием местного самоуправления от других видов управления являются его цели — обеспечение жизнедеятельности, повышение качества жизни населения.
Местное самоуправление необходимо для решения следующих задач:
1. Предоставление социальных и коммунальных услуг (обеспечение населения жильем, благоустройство территории, услуги ЖКХ, местного транспорта и связи, общее образование, здравоохранение, торговое, бытовое, культурное обслуживание населения). Приоритетность этого круга задач для местной власти вызвана соответствующими требованиями к ней со стороны населения и способностью местной власти оперативно и эффективно решать именно эти задачи с учетом местных условий.
2. Привлечение местных ресурсов (природных, человеческих, географических и любых других, присущих только данному микротерриториальному уровню) в силу потребности в увеличении налоговой базы, заинтересованности в снятии социальной напряженности развития территории без обращения за ресурсами к государству.
3. Создание третьего центра публичной власти, непосредственно опирающегося на население, максимально ответственного перед ним, и вовлечение населения в решение общественных задач (преодоление иждивенческих настроений).
Таким образом, местная власть призвана решать те же задачи, что стоят перед государством в целом, но имеет в отношении этих задач несколько иные приоритеты: на первом месте социальные задачи, затем — экономические и только потом политические.[4]
Согласно закону № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г., структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-
Конституционно-правовые основы местного самоуправления можно условно разделить на три уровня, где основное место будут занимать Конституция РФ, Европейская Хартия местного самоуправления, Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Второй уровень правовых основ составляет законодательство субъектов РФ (конституции республик, уставы иных субъектов РФ, содержащие положения, касающиеся местного самоуправления. И третий, нижний, уровень составляют акты, принимаемые органами местного самоуправления и непосредственно населением (прежде всего уставы муниципальных образований, закрепляющие в общей форме институты прямого волеизъявления граждан по вопросам местного значения).
Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти Российской Федерации, не находятся в отношениях подчиненности с органами государственной власти, не обязаны исполнять их указания (кроме случаев осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления в соответствии с законодательством), но самостоятельны лишь в пределах полномочий, определенных органами государственной власти. Органы местного самоуправления находятся в системе государственно-властных отношений, действуют в русле единой государственной политики, могут наделяться отдельными государственными полномочиями. Как и всякая публичная власть, органы местного самоуправления имеют общую экономическую и организационно-правовую основу с органами государственной власти — народ, те же принципы избирательной системы, те же механизмы принятия решений, та же обязательность их исполнения, а также сходные формы и методы деятельности.
1.2 Финансово-экономические основы муниципального управления.
Деятельность местных властей в сфере экономики, учитывая ограниченность ресурсов, заключается в ускорении нужных процессов, а не в прямом участии в деятельности отдельных предприятий. Процесс формирования конкретной местной экономической политики заключается в подготовке стратегии экономического развития города и концепции местной экономической политики.
Финансово-экономические основы, обеспечивая хозяйственную самостоятельность местного самоуправления, служат удовлетворению потребностей населения муниципальных образований, созданию условий его жизнедеятельности. Вместе с тем укрепление и развитие финансово-экономических основ местного самоуправления оказывают влияние на экономическое и финансовое положение в стране в целом. Но при этом учитывать, что финансовая и экономическая самостоятельность муниципальных образований во многом обусловлена состоянием экономики нашего общества, его финансов.
Информация о работе Основы управления социально экономическим развитием муниципального образования