Основы управления социально экономическим развитием муниципального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 21:18, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях большое значение имеют вопросы повышения эффективности управления социально-экономическим развитием на уровне муниципальных образований, так как основная часть жизнедеятельности населения происходит в них. Местное самоуправление является конкретной и непосредственной формой народовластия, обеспечивающей защиту интересов граждан на относительно локальной территории. Сущность местного самоуправления как субъекта организации саморазвития состоит в реализации многообразных потребностей населения в труде и социальных благах.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………. стр. 3
Глава 1. Роль и полномочия местного самоуправления в
социально – экономическом развитии муниципального образования. …… стр. 5
1.1 Понятие, задачи и конституционно-правовые основы местного самоуправления. ………………………………………………...………. стр. 5
1.2 Финансово-экономические основы муниципального управления …... стр. 8
1.3 Механизм управления социально-экономическим развитием муниципального образования. …………………………………….….. стр. 11
Глава 2 Деятельность органов муниципальной власти по управлению социально-экономическим развитием МО г. Ярославля. ………………..... стр. 14
2.1 Восстановление и начало роста экономического потенциала
города. ………………………………………………………………………...стр. 14
2.2 Повышение материального благосостояния и обеспечение благоприятных условий жизни населения города. …………………………………..…….. стр. 16
2.3 Формирование комфортной среды жизнедеятельности горожан. … стр. 18
2.4 Повышение уровня здоровья и безопасности условий жизни
горожан. ……………………………………………………………………... стр. 21
2.5 Повышение уровня удовлетворения социальных и духовных потребностей населения города. …………………………………………... стр. 26
2.6 Совершенствование бюджетной, налоговой и тарифной политики, земельных отношений, функционирования муниципального сектора экономики и повышение эффективности деятельности органов городского самоуправления. ……………………………………………………………. стр. 30
Заключение …………………………………………………………………. стр. 34
Список используемой литературы ………

Файлы: 1 файл

Курсач мой.doc

— 207.00 Кб (Скачать файл)

Финансово-экономическую основу местного самоуправления составляют:

а) муниципальное имущество;

б) местные бюджеты и иные финансовые ресурсы местного самоуправления;

в) имущество, находящееся в государственной собственности и преданное в управление органам местного самоуправления, а также, в соответствии с законом, иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.

Имущество, находящееся в собственности муниципального образования, делится на две части. Одна часть закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения и праве оперативного управления, а вторая часть, т.е. средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляет, согласно ст. 215 Гражданского кодекса РФ муниципальную казну муниципального образования.

Финансовые средства муниципального образования, т.е. совокупность денежных средств, находящихся в его распоряжении, включают:

а) средства местного бюджета

б) муниципальные внебюджетные средства

в) финансовые ресурсы муниципальных предприятий

г) средства, заимствованные на финансовом рынке (ссуды, займы, кредиты)

Самостоятельность местных бюджетов муниципальных образований обеспечивается, во-первых, тем, что они утверждаются и исполняются соответственно представительными и исполнительными органами местного самоуправления, во-вторых, наличием собственных источников доходов, в-третьих, правом самостоятельно определять направления использования и расходования бюджетных средств.  Тем не менее, местные бюджеты не автономны и являются звеном консолидированных бюджетов субъектов РФ. В этом смысле они сопоставляют часть бюджетной системы РФ.[5]

Следует рассмотреть более подробно отдельные виды доходов местных бюджетов в условиях действия закона о местном самоуправлении 2003 г.  Органы местного самоуправления обладают возможностью проводить определенную политику на территории муниципального образования, реализуя ее через земельный налог на имущество физических лиц и земельный налог. Но влияние на местное социально-экономическое развитие посредством только двух названных налогов недостаточно. К ним следовало бы добавить налоги на малый и средний бизнес, являющийся одной из важнейших основ местного самоуправления в соответствии с законодательством.

В соответствии со ст. 61, 61.1, 61.2 Бюджетного кодекса РФ установлены фиксированные нормативы зачисления в местные бюджеты доходов от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами ( с разбивкой по категориям муниципальных образований):

      в бюджеты поселений: налога на доходы физических лиц, единого сельскохозяйственного налога;

      в бюджеты муниципальных районов: налога

 

 

1.3 Механизм управления социально-экономическим развитием муниципального образования.

Реформа местного самоуправления наделила местное сообщество значительной долей независимости в финансово-экономическом аспекте, обеспеченной самостоятельностью формирования, утверждения, исполнения и контроля за исполнением местного бюджета, наличием собственных доходов, правом самостоятельно определять направления использования и расходования бюджетных средств, наличием муниципального имущества.[6]

Как самостоятельный субъект социально-экономических процессов каждое муниципальное образование реалиями развития государства поставлено в условия динамичной конкуренции с другими субъектами за привлечение ограниченных ресурсов. Для того чтобы обеспечить свою привлекательность для «владельцев» данных ресурсов, субъект должен обладать стабильностью, устойчивостью социально-экономического положения, что невозможно без выработки цели и основных направлений развития муниципального образования. Реализация основного предназначения муниципального образования, заключающегося в обеспечении благосостояния местного сообщества, эффективном решении вопросов местного значения, также невозможна без целенаправленного социально-экономического развития.

Б.Б. Педанов определяет социально-экономическое развитие муниципального образования как управляемый процесс качественного изменения социальной и экономической сфер, не ухудшающий состояние окружающей среды и приводящей к улучшению условий жизни населения, т. е. дающий возможность местным сообществам более полно удовлетворять свои потребности с меньшими затратами.

Соответственно, сущность управления социально-экономическим развитием муниципальных образований состоит в целенаправленном воздействии органов местного самоуправления на все субъекты хозяйствования и социально-экономические процессы, обеспечивающие рост качества жизни граждан на основе эффективного использования потенциала территории и гармонизации интересов государства, населения, экономических субъектов и отдельной личности.

Основными субъектами управления социально-экономическим развитием муниципальных образований на уровне местного самоуправления являются:

органы государственной власти

органы местной власти

население

хозяйствующие субъекты

              Субъекты управления социально-экономическим развитием должны отслеживать динамику изменений в различных сферах, осуществлять прогнозирование и выявлять тенденции для своевременного принятия решений по предотвращению депрессивных процессов в социальной, экономической и экологической сферах. Привлечение населения и хозяйствующих субъектов органами власти к совместному обсуждению и решению вопросов местного значения создает условия для формирования корпоративного механизма управления социально-экономическим развитием муниципальных образований.               Совершенствование механизма управления должно быть направлено на устранение экономических диспропорций между муниципальными образованиями. Для каждого типа муниципального образования необходимо разрабатывать свою стратегию социально-экономического развития. Существующие социально-экономические отношения в муниципальных образованиях не направлены на объединение и координирование усилий членов местного сообщества. Разнополярность интересов и несогласованность действий многочисленных общественных институтов приводят к нарушению взаимосвязей между различными хозяйствующими субъектами. Социально-экономические отношения не имеют достаточно устойчивых, общепризнанных и предсказуемых норм поведения, регулируются индивидуальными решениями, которые часто противоречат интересам населения муниципального образования. Эффективное объединение усилий и имеющихся ресурсов заинтересованных сторон (власти, бизнеса, населения) для решения местных проблем требует формирования и развития корпоративных социально-экономических отношений. Используемые на практике отдельные элементы корпоративного управления требуют обобщения и систематизации опыта, разработки модели и стратегий формирования корпоративного механизма управления социально-экономическим развитием муниципальных образований. В этой связи целесообразна разработка системы стратегий формирования корпоративного механизма управления социально-экономическим развитием муниципального образования. Она  включает в себя:

 стратегию «социально-производственной корпорации» для сельского и городского поселения, ориентированную на формирование некоторых корпоративных институтов, направленных на продвижение товаров и услуг небольших предприятий (как правило, сельскохозяйственных), от деятельности которых зависит уровень благосостояния населения сельского и городского поселения;

 стратегию «межмуниципальной корпорации» для муниципального района, направленную на объединение социально-производственных корпораций городских и сельских поселений в пределах одного муниципального района, имеющих единую цель социально-экономического развития муниципального района, формирующую условия для межмуниципального сотрудничества сельских и городских поселений;

 стратегию «территориальной корпорации» для городского округа, ориентированную на формирование корпоративных институтов путем кооперирования активно развивающихся представительств и филиалов крупных областных финансовых, производственных и общественных объединений с имеющейся собственной социальной и экономической инфраструктурой с целью развития данного городского округа;

стратегию «ассоциации корпораций» для городского округа-мегаполиса, направленную на объединение активно развивающихся в крупном городе производственных, финансовых и иных корпораций, в том числе органов территориального общественного самоуправления для

достижения единой цели социально-экономического развития города.[7]

 

Глава 2 Деятельность органов муниципальной власти по управлению социально-экономическим развитием МО г. Ярославля.

Прошедший 2011 год был отмечен активной работой органов власти по восстановлению и развитию промышленного потенциала предприятий города, пострадавших в годы финансово-экономического кризиса. Особое внимание уделялось устойчивому и бесперебойному функционированию всех отраслей городского хозяйства и сохранению системы социальной поддержки граждан. Реализовывалась программа социально-экономического развития муниципального образования, а так же мероприятия по повышению эффективности деятельности органов местного самоуправления.

 

2.1 Восстановление и начало роста экономического потенциала города.

Оборот крупных и средних организаций города Ярославля по всем видам экономической деятельности в 2011 году составил 306,4 млрд. рублей, что на 17,7% выше, чем в предыдущем году. Ведущее место в экономике города занимают обрабатывающие производства, оптовая и розничная торговля, производство и распределение электроэнергии, газа и воды. По сравнению с 2010 годом значительный рост оборота наблюдался в таких видах экономической деятельности как операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, оптовая и розничная торговля, обрабатывающие производства, строительство.

В отчетном году объем инвестиций в основной капитал организаций города составил 35,6 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 0,4% больше по сравнению с 2010 годом.

Основными направлениями капитальных вложений в отчетном периоде стали приобретение машин, оборудования, транспортных средств, возведение зданий (кроме жилых) и сооружений, строительство жилья. При этом источниками инвестиционных ресурсов являлись как собственные средства организаций (61,1% от общего объема инвестиций), так и привлеченные (38,9% инвестиций).

Наряду с привлечением крупных инвесторов в экономику города проводилась работа по созданию комфортной бизнес-среды для малого и среднего бизнеса. В рамках муниципальной поддержки в прошедшем году были:

-  сохранены на уровне прошлого года ставки арендной платы за муниципальное имущество;

-  предоставлено преимущественное право выкупа арендуемого муниципального имущества с рассрочкой платежа на 5 лет;

-  в рамках долгосрочной целевой программы содействия развитию малого и среднего предпринимательства предоставлялись субсидии на развитие бизнеса (на проведение учебно-информационных семинаров, круглых столов, приобретение патентов, связанных с правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности).

 

 

 

2.2   Повышение материального благосостояния и обеспечение благоприятных условий жизни населения города

Занятость населения

На рынке труда в прошедшем году были достигнуты значительные результаты, что явилось следствием как активизации работы промышленного сектора экономики, так и мер, предпринимаемых органами власти. Среди положительных тенденций отмечено снижение числа безработных граждан и увеличение количества вакансий.

В целях стабилизации ситуации в сфере занятости город участвовал в реализации 2-х программ по снижению напряженности на рынке труда, в рамках которых в течение года:

        прошли  опережающее  профессиональное обучение, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации:

-           429 человек, находящихся под угрозой увольнения;

-           859 работников организаций производственной сферы, осуществляющих реструктуризацию и модернизацию производства;

-           5 женщин, работающих во вредных и тяжелых условиях труда с целью их вывода с вредного производства;

-           38 женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет;

-           5 врачей, в соответствии с программой модернизации здравоохранения Ярославской области;

        трудоустроены:

-           30 незанятых инвалидов и  многодетных родителей;

-           600 человек на общественные работы в организациях городского хозяйства;

-           2849 несовершеннолетних граждан в возрасте  от 14 до 18 лет в свободное от учебы время;

        прошли стажировку в муниципальных учреждениях и организациях города 248 выпускников образовательных учреждений; 

        открыли собственное дело 108 человек.

В результате принятых мер в течение 2011 года уровень регистрируемой безработицы снизился с 1,5% на начало года до 1,1% на конец отчетного периода (по Ярославской области на 01.01.2012 данный показатель составил 2,1%, по Российской Федерации – 1,7%).

Доходы населения

Среднемесячная начисленная заработная плата работников крупных и средних организаций Ярославля в 2011 году составила 22779,2 рубля и по сравнению с 2010 годом выросла на 12,4%.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области наивысшая среднемесячная заработная плата (без учета выплат социального характера) зарегистрирована в сфере финансовой деятельности - 45455,2 рубля, самая низкая – в учреждениях здравоохранения и предоставления социальных услуг – 13614,1 рубля.

Реальный размер среднемесячной начисленной заработной платы (с учетом индекса цен на товары и услуги) за 2011 год составил 102,6%, что ниже уровня 2010 года на 1,9 процентных пункта.

По оценке реальные денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) в прошедшем году уменьшились на 5,4% относительно 2010 года, что свидетельствует об опережающем росте цен на товары и услуги по сравнению с доходами горожан.

Социальная поддержка населения

Одной из важнейших задач социальной политики является повышение уровня жизни населения и снижение социального неравенства, обеспечение всеобщей доступности основных социальных благ. В 2011 году были сохранены все социальные обязательства, в основу работы положен принцип адресной направленности мер социальной поддержки  и социальной помощи.

В 2011 году государственные пособия, определенные федеральным законодательством, были проиндексированы на 9,2%, выплаты, предусмотренные Социальным кодексом Ярославской области, – на 6,0%.

В городе сформированы эффективные механизмы поддержки некоммерческих и общественных объединений, целью которых является оказание помощи в решении сложных социальных проблем отдельных категорий социально незащищенных граждан. В 2011 году финансовую поддержку за счет средств городского бюджета получили 8 общественных социально-ориентированных некоммерческих организаций ветеранов и инвалидов.

Информация о работе Основы управления социально экономическим развитием муниципального образования