Основы управления социально экономическим развитием муниципального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 21:18, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях большое значение имеют вопросы повышения эффективности управления социально-экономическим развитием на уровне муниципальных образований, так как основная часть жизнедеятельности населения происходит в них. Местное самоуправление является конкретной и непосредственной формой народовластия, обеспечивающей защиту интересов граждан на относительно локальной территории. Сущность местного самоуправления как субъекта организации саморазвития состоит в реализации многообразных потребностей населения в труде и социальных благах.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………. стр. 3
Глава 1. Роль и полномочия местного самоуправления в
социально – экономическом развитии муниципального образования. …… стр. 5
1.1 Понятие, задачи и конституционно-правовые основы местного самоуправления. ………………………………………………...………. стр. 5
1.2 Финансово-экономические основы муниципального управления …... стр. 8
1.3 Механизм управления социально-экономическим развитием муниципального образования. …………………………………….….. стр. 11
Глава 2 Деятельность органов муниципальной власти по управлению социально-экономическим развитием МО г. Ярославля. ………………..... стр. 14
2.1 Восстановление и начало роста экономического потенциала
города. ………………………………………………………………………...стр. 14
2.2 Повышение материального благосостояния и обеспечение благоприятных условий жизни населения города. …………………………………..…….. стр. 16
2.3 Формирование комфортной среды жизнедеятельности горожан. … стр. 18
2.4 Повышение уровня здоровья и безопасности условий жизни
горожан. ……………………………………………………………………... стр. 21
2.5 Повышение уровня удовлетворения социальных и духовных потребностей населения города. …………………………………………... стр. 26
2.6 Совершенствование бюджетной, налоговой и тарифной политики, земельных отношений, функционирования муниципального сектора экономики и повышение эффективности деятельности органов городского самоуправления. ……………………………………………………………. стр. 30
Заключение …………………………………………………………………. стр. 34
Список используемой литературы ………

Файлы: 1 файл

Курсач мой.doc

— 207.00 Кб (Скачать файл)

Ежесуточно для несения службы по обеспечению общественного порядка на территории г. Ярославля в среднем заступают 56 нарядов наружных сил полиции.

 

2.5 Повышение уровня удовлетворения социальных и духовных потребностей населения города.

Образование

Муниципальная система образования города Ярославля представляет собой развитую сеть учреждений различных типов и видов, общее число которых составляет 331 единицу, в том числе 175 - дошкольных, 106 - общеобразовательных, 28 - учреждений дополнительного образования.

В 2011 году образовательные учреждения, реализующие программы дошкольного образования, посещали 22,04 тыс. детей. Однако функционирующая в городе Ярославле сеть дошкольных образовательных учреждений не полностью обеспечивает  спрос населения на услуги дошкольного образования. В целях решения проблемы в прошедшем году предпринимались меры по увеличению мест в детских садах:

- создана единая электронная база данных детей, нуждающихся в предоставлении мест в детских садах, позволяющая проводить мониторинг потребности в услугах дошкольного образования;

- проведена реконструкция функциональных кабинетов детских садов, открытых в период демографического спада, с целью высвобождения помещений для открытия дополнительных групп;

- осуществлялась реконструкция старых и строительство новых детских садов.

На конец 2011 года в общеобразовательных учреждениях города Ярославля обучалось 50212 школьников, функционировало 1982 класса. Средняя наполняемость классов составила 24,22 человека (в 2010 году – 23,97 человека).

Для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей - инвалидов существует сеть специализированных образовательных учреждений. Организовано обучение слабослышащих и позднооглохших детей, детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, умственно отсталых детей. Для длительно болеющих детей организовано обучение в лечебных учреждениях, для детей, имеющих специальные медицинские показания, - индивидуальное обучение на дому. В течение учебного года индивидуально на дому обучалось 346 детей, из них 152 человека (44%) - дети-инвалиды.

С 1 сентября 2011 года новые стандарты начального общего образования введены в первых классах общеобразовательных учреждений города Ярославля.

В городе функционируют 34 муниципальных учреждения, реализующие общеобразовательные программы через профильные классы, в которых проходили обучение 2,2 тыс.старшеклассников.

Активно внедряются в учебный процесс новые технологии. На сегодняшний день на один компьютер, занятый в образовательном процессе, приходится 10 учеников. В 2011 году в общеобразовательных учреждениях продолжалась реализация проекта «Электронная школа». Все общеобразовательные учреждения имеют подключение к сети Интернет, свои web-сайты и активно используют электронную почту.

В учреждениях дополнительного образования детей и структурных подразделениях дополнительного образования на базе общеобразовательных школ в 2011 году занималось 43,7 тыс. человек, при этом наиболее востребованными были учреждения художественного и спортивного профиля.

Культура

Ярославль обладает редким не только по Российским, но и по мировым меркам ресурсом – большим количеством уникальных памятников, богатым культурно-историческим наследием. Целенаправленная работа по сохранению и развитию культурного потенциала города делает перспективным его дальнейшее развитие как центра туризма, образования, культуры, науки.

По состоянию на 01.01.2012 сфера культуры города Ярославля представлена 29 муниципальными учреждениями: две централизованные библиотечные системы (31 библиотека), 9 культурно-досуговых учреждений, Музей истории города (а также филиалы музея: Музей М.А.Богдановича, Городской выставочный зал имени Н.А. Нужина, Арт-галерея «Дом муз»), Ярославский городской джазовый центр, кинозрелищный центр «Массовые зрелища», культурно-просветительский центр имени В.В.Терешковой (планетарий), Ярославский зоопарк, 13 образовательных учреждений дополнительного образования детей (12 детских школ искусств  и детская хоровая школа «Канцона»). Общее количество работников отрасли составило 1,9 тыс. человек. 

В муниципальных домах и дворцах культуры самодеятельным творчеством занимаются 9,9 тыс. человек (1,7% жителей города), в детских школах искусств – 6,6 тыс.человек.

Бережно сохранялись и развивались традиции народного художественного творчества. Проведено 3,9 тыс. культурно-массовых мероприятий. Более сотни дипломов лауреатов и победителей межрегиональных и международных конкурсов и фестивалей получили участники коллективов муниципальных домов и дворцов культуры.

Туризм

По состоянию на 01.01.2012 в городе осуществляла деятельность 161 туристская фирма, из них 26 входят в Единый Федеральный реестр туроператоров.

На конец 2011 года зарегистрировано 49 коллективных средств размещения: 32 гостиничных предприятия, 3 гостевых дома, 6 гостиниц квартирного типа, 4 общежития и 3 профилактория, 1 хостел (гостиница эконом – класса).

Для привлечения туристов мэрией города Ярославля совместно с представителями гостиничного бизнеса, туроператорами и музеями в прошедшем году были организованы международная туристическая выставка «Отдых», туристическая выставка «Летний отдых-2011», первый международный форум пчеловодов «Медовый Мир», международный форум «Инновации. Бизнес. Образование-2011», международный туристический форум «Visit Russia», рекламно-ознакомительные туры для ведущих средств массовой информации. Немалую роль в привлечении в город туристов сыграло открытие в 2011 году культурно-просветительского центра имени В.В. Терешковой.

По данным мониторинга туристический поток в город Ярославль в 2011 году увеличился по сравнению с прошлым годом на 21,8% и составил 605 тыс. человек.

Молодежная политика

В 2011 году работа в сфере молодежной политики была направлена на развитие активных форм занятости подростков и молодежи в свободное от учебы время, организацию летнего отдыха, привлечение к участию в мероприятиях патриотической, творческой, культурной, интеллектуальной направленности.

С целью поддержки молодежных и детских общественных объединений в городе в прошедшем году предоставлялись субсидии на осуществление общественной деятельности и проведение мероприятий; получателями социальной услуги  стали более 1,5 тыс. человек.

В 2011 году продолжилась практика организации временных рабочих мест для подростков в целях их дальнейшей профориентации, а также для поддержки молодых людей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Значительное количество детей и подростков города Ярославля смогли отдохнуть в рамках летней оздоровительной кампании.

В городе стабильно растет количество объединений, кружков и секций патриотической направленности. Количество общественных объединений, включая кадетские классы, в 2011 году составляло 369 (в 2010 году – 314). По итогам смотра-конкурса на лучшую организацию работы по патриотическому воспитанию  г.Ярославль в очередной раз был признан лучшим среди муниципальных образований и городов Ярославской области.

 

2.6. Совершенствование бюджетной, налоговой и тарифной политики, земельных отношений, функционирования муниципального сектора экономики и повышение эффективности деятельности органов городского самоуправления.

Бюджет города

В 2011 году принимались меры по обеспечению сбалансированности бюджета, по мобилизации доходов и сокращению дефицита бюджета, проводилась поэтапная инвентаризация и оптимизация расходов бюджета. Продолжена работа с администраторами доходов, направленная на повышение эффективности администрирования поступлений и увеличение собираемости платежей в бюджет города. Благодаря этому, в отчетном периоде в бюджет города с учетом субсидий, субвенций из вышестоящих бюджетов и средств от приносящей доход деятельности поступило 14,3 млрд. рублей  или 95% к утвержденному плану. Собственные налоговые и неналоговые доходы составили  7,8 млрд. рублей,  что на 0,97 млрд. рублей или на 14,3% выше уровня доходов 2010 года. Поступления  по основному доходному источнику – налогу на доходы физических лиц – увеличились по сравнению с 2010 годом на 8,9%  и составили 4,1 млрд. рублей.

Расходы отраслей городского хозяйства  за 2011 год в  целом составили  13,8 млрд. рублей или 88,4% от утвержденного плана.

В целях снижения расходов на обслуживание муниципального долга в 2011 году были досрочно погашены кредиты кредитных организаций, взятые в 2010 году на покрытие дефицита бюджета, и привлечены кредиты с более низкой процентной ставкой. Кроме того, в течение отчетного периода неоднократно принимались меры по снижению процентной ставки по ранее полученным кредитным ресурсам.

За 2011 год общий объем просроченной кредиторской задолженности уменьшился на 105 млн. рублей или почти в 3 раза по сравнению с началом года.

В 2011 году была сохранена социальная направленность расходов бюджета города. Финансирование социально значимых и других приоритетных направлений, необходимых для бесперебойного функционирования отраслей городского хозяйства и оказания услуг населению, осуществлялось в первоочередном порядке.

2011 год стал годом очередного этапа  бюджетных реформ, направленных на реформирование бюджетной сферы и повышение эффективности бюджетных расходов. В прошедшем году подведены итоги реализации Программы реформирования муниципальных финансов. В результате реализации мероприятий Программы внедрены в практику новые механизмы и инструменты управления муниципальными финансами, сформирована основа для повышения эффективности бюджетных расходов.

В целях продолжения начатых реформ в городе утверждена «Программа повышения эффективности бюджетных расходов города Ярославля на 2011 – 2013 годы», направленная на обеспечение сбалансированности бюджета, повышение доступности и качества оказания муниципальных услуг, переход к программному бюджету, что позволит повысить эффективность расходов бюджета, в том числе на предоставление муниципальных услуг.

Муниципальная экономика и управление

        С целью повышения эффективности использования муниципальной собственности и оптимизации работы муниципального сектора экономики в 2011 году было проведено частичное изменение структуры муниципального сектора экономики путем:

- преобразования МУП «Яргорэлектротранс» в открытое акционерное общество со стопроцентным пакетом акций, находящихся в муниципальной собственности;

- продажи стопроцентного пакета акций, находящихся в муниципальной собственности, открытых акционерных обществ: ОАО «РЭУ №24», ОАО «ТЭСС», ОАО «Новинка», ОАО «Центр управления инвестиционными проектами», ОАО «Фарм-Вектор»;

- преобразования МУП «РИОГС» в муниципальное казенное предприятие;

- преобразования муниципального автономного учреждения «Специализированная служба по вопросам похоронного дела города Ярославля» в муниципальное казенное предприятие,

- передачи муниципального предприятия «Автотранспорт скорой медицинской помощи» в ведение департамента здравоохранения и фармации Ярославской области (в связи с передачей полномочий).

        По состоянию на 01.01.2012 года муниципальный сектор экономики представлен 53 организациями: 12 муниципальными унитарными предприятиями, 4 муниципальными казенными предприятиями, 10 открытыми акционерными обществами, сто процентов акций которых находится в муниципальной собственности, 27 - открытых акционерных обществ с долей акций, находящихся в муниципальной собственности.

В 2011 году акционерными обществами со 100% пакетом акций, находящихся в муниципальной собственности, было перечислено в городской бюджет в качестве дивидендов 15,3 млн. рублей,  акционерными обществами с долей акций в муниципальной собственности менее 100% - 4,6 млн. рублей. Доходная часть городского бюджета также пополнилась на 3,6 млн. рублей за счет части чистой прибыли, перечисленной муниципальными унитарными предприятиями.

В рамках работы по повышению эффективности функционирования муниципального сектора экономики города осуществляется ежеквартальный анализ финансово-хозяйственной деятельности муниципальных предприятий и открытых акционерных обществ, 100% акций которых находится в муниципальной собственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

              Формы управления и самоуправления во многом определяются государственными формами, политическими режимами и политическими системами. Формы, содержание и принципы управления и самоуправления в федеративных государствах и конфедеративных республиках существенно отличаются от таковых в унитарных государствах.

Управление и самоуправление в России должны строиться с учетом всей специфики российского общества и государства. При формировании институтов власти и управления необходимо сочетать интересы как всех народов России, так и народов исторически сложившихся территориальных образований. Местные органы власти также следует формировать с обязательным учетом многонационального состава населения каждой республики, области, края и округа.

В настоящее время Россия находится в состоянии глубокого экономического кризиса и одной из главных проблем, от решения которой зависит преодоление этого кризиса является организация эффективного местного самоуправления. Это обусловлено следующими причинами:

Информация о работе Основы управления социально экономическим развитием муниципального образования