Особенности городского устройства и управления. Городская политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 07:41, курсовая работа

Описание работы

Применительно к городу маркетинг осуществляется аналогично маркетингу
маркетингу региона, но с учетом особенностей городского образа жизни.
Одна из них – высокая (относительно сельских районов) стоимость жизни в
городах, особенно – в крупных.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… ...3
глава i. Особенности городского устройства и управления
§1.Понятие и сущность городского управления………………………………5
§ 2. Особенности городского устройства………………………………………17
ГЛАВА II. Городская политика
§ 1 . Понятие и сущность городской политики ……………………………….20
§ 2. Основные направления городской политики…………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………25
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………...28

Файлы: 1 файл

Курсовая готовая.doc

— 143.00 Кб (Скачать файл)

действующих предприятий. В городе расположены офисы региональных

представительств  некоторых транснациональных корпораций и иностранных

фирм. Самара –  шестой по численности населения  городской округ в числе

четырнадцати  городов-миллионников Российской Федерации. Самара

обладает следующими ключевыми позициями: системным  характером

промышленного комплекса; солидным научно-технологическим

потенциалом; наличием высококвалифицированных кадров; обширными

рекреационными  возможностями; богатым историко-культурным наследием.

Самара –  один из ведущих центров деловой  активности России. Здесь

находятся крупные  предприятия аэрокосмической, машиностроительной и

химической  промышленности, офисы региональных нефтяных и газовых

компаний, региональные представительства наиболее крупных российских

банков. Городской  округ является одним из крупнейших транспортных

узлов России, имея разветвленную сеть коммуникаций железнодорожного,

воздушного, водного, автомобильного и трубопроводного  транспортов. Самаре традиционно принадлежат сильные позиции в социально-

экономическом развитии Приволжского федерального округа. По объему

внешнеторгового оборота и уровню развития внешнеэкономической

деятельности  в целом Самара занимает в ПФО  ведущее место. Учитывая

сконцентрированный и постоянно растущий в Самаре экономический,

финансовый  и научный потенциал, высокий  уровень культуры и ее богатое

историко-культурное наследие, а также рекреационные  возможности, не

вызывает сомнений, что Самара и в XXI веке во многом будет  определять

дальнейшую  экономическую и культурную жизнь  Поволжья.

Географическое  положение Самары предопределяет значительный

потенциал развития городского округа и повышения его  роли как

межрегионального  центра притяжения и экономического влияния. В радиусе

500 км от городского округа (оптимальное логистическое плечо)

располагается наибольшее количество крупнейших городов, население

которых свыше 500 тыс. чел (общая численность населения  в них – свыше

12,5 млн. чел).

Городской округ  исполняет столичные функции  областного центра и

является одним  из локомотивов экономического роста  в Самарской области,

занимая (по данным за 2011 г.) второе место среди городских  округов

области по величине «индекса промышленного производства»  и объему

«инвестиций в  основной капитал на душу населения», лидируя по таким

показателям, как  «среднемесячная заработная плата» и «бюджетная

обеспеченность  за счет налоговых и неналоговых  доходов на душу

населения».

Самара входит в состав третьей по численности  населения в России

Самарско-Тольяттинской городской агломерации (СТА), уникальной

особенностью  которой является её двухъядерность. За счет подобной

децентрализации снижается нагрузка на основное ядро, могут быть

оптимизированы  транспортно-логистические потоки, и потенциально может

быть достигнута большая вариативность для диверсификации экономики. СТА обладает значительным потенциалом для формирования

производственных  кластеров (автомобилестроительного, авиакосмического,

нефтеперерабатывающего, транспортного, химического), в большинство  из

которых входят и самарские предприятия.

Вместе с  тем, двухъядерность задает конкурентность, что приводит к

конфликтам, а  это существенно влияет на взаимоотношения  и жителей и

органов местной  власти обоих городских округов. Это, в конечном итоге,

негативно влияет на экономические отношения, а также снижает потенциал

межмуниципального сотрудничества.

В целях наиболее точного самоопределения и позиционирования

Самары во внешней  среде в Стратегии определён  круг городов, значимых

для Самары в  сравнительном отношении, сопоставимых с ней по ряду

основных параметров.

Для выделения  референтных городов относительно Самары были

определены  следующие основания: численность  населения;

агломерационный характер расселения; местоположение (на крупной реке, в

том числе на Волге; в пределах ПФО; ближайшие соседи); промышленная

градообразующая основа. Анализ перечисленных оснований  позволил

выделить в  качестве референтных следующие  города: Нижний Новгород,

Казань, Волгоград, Новосибирск, Саратов, Тольятти, Екатеринбург, Омск,

Пермь, Ростов-на-Дону, Уфа, Челябинск, Ульяновск, Оренбург (города

перечислены в  порядке снижения степени референтности).

На основе разработанной  методики ранжирования выбранных городов

по ключевым показателям социально-экономического развития был

спрогнозирован уровень конкурентоспособности на основе экстраполяции

сложившихся трендов  до 2025-го г.

Было выявлено, что экстраполяция сложившихся  трендов имеет для

Самары положительную  тенденцию, что указывает на перспективный  рост

конкурентоспособности города. Вместе с тем, сводный рейтинг города Самары имеет существенные внутренние различия. Методика ранжирования по уровню конкурентоспособности исходила из предварительного сведения ранга по трем группам показателей (Социум, Уровень жизни, Экономика). И если по группе показателей «Экономика» сложившиеся темпы роста имеют

положительную динамику, то по группе показателей  «Социум» и «Уровень

жизни» наблюдается  резко негативная тенденция, обусловливающие  для

Самары слабые позиции по отношению к референтным  городам.

Из полученных данных следует, что к 2010 году в Самаре сформировались значения экономических показателей на среднем уровне; при этом показатели, характеризующие уровень жизни и социальные характеристики, снизились до 12-го места из 15 городов. И, если сложившиеся к 2010 году тренды развития экономики позволяют в будущем ожидать роста их значений, то по большинству показателей, характеризующих уровень социального развития, при сохранении сложившихся темпов их изменений конкурентоспособность Самары останется на уровне нижней трети референтных городов.

Анализ ситуации с развитием городского округа был  разносторонне

проведен по следующим аспектам жизнедеятельности  города:

1. Историко-культурные  этапы и особенности развития  Самары.

2. Территориально-земельный комплекс городского округа Самара и

его организация (месторасположение, современная пространственная

организация и  зонирование территории), с учетом вхождения Самары в СТА.

3. Характеристики  населения и местных сообществ  городского округа

Самара.

4. Гуманитарный потенциал и социокультурная среда жизни населения

городского округа Самара (образование, здравоохранение, культура и досуг,

физкультура и спорт, социальная защита, безопасность и правопорядок).

5. Основные сферы деятельности  и их организация, сложившаяся

структура экономики в  городском округе Самара. 6. Инфраструктура жизнедеятельности в городском  округе Самара

(инженерная, транспортная, связи и коммуникаций, деловая,  финансовая,

информационная, социальная, рекреационная и др.).

7. Экологическая ситуация и качество жизни населения в городском

округе Самара.

8. Система местного самоуправления  в городском округе Самара  и

управление его развитием.

Основное внимание было уделено  выявлению принципиальных,

стратегически значимых внутренних и внешних возможностей и

ограничений, характеризующих  текущее состояние каждой из сфер и

намечающих прогрессивные, либо регрессивные тенденции в их развитии.

Выявленные ключевые возможности  и ограничения развития по

каждой сфере деятельности были оценены по 10-бальной шкале городскими

экспертами.

В результате стратегического  анализа возможностей и ограничений

всех рассмотренных сфер жизнедеятельности городского округа Самара

выявлено, что наибольшую значимость, как положительную так  и

отрицательную, для развития городского округа имеют транспортная

система, инженерная и жилищно-коммунальная инфраструктура,

экологическая ситуация, производственный комплекс, положение дел в

сферах культуры, здравоохранения, рекреации и туризма, образования  и

управления.

При этом характерно, что транспортно-логистический и производственный комплексы, сферы экологии, здравоохранения, рекреации и туризма имеют высокие оценки как по положительным, так и по отрицательным аспектам. Это говорит о значительном потенциале развития данных направлений и высокой степени отдачи от проводимых в них позитивных изменений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Особенности городского устройства

Система городского управления включает ряд  целевых, функциональных и обеспечивающих подсистем, ориентированных на достижение актуальных целей и решение поставленных задач. Особое место среди них занимает городское хозяйство. 

Имеются различные точки зрения на содержание данного термина, которые отличаются широтой охвата включаемых отраслей и видов деятельности, а также принципами формирования этих понятий. Можно выделить три подхода к формированию и принципам образования данной сферы: расширительный, ограничительный и рациональный.  

Согласно  первому из них в состав городского хозяйства включается практически все, что находится на данной территории. Причем в этой трактовке встречаютве разновидности. Согласно первой из них городское хозяйство включает все имеющиеся виды деятельности на данной территории, независимо от ее характера, муниципальной направленности, форм собственности и т.п. Этот подход имеет очень размытые границы и полностью совпадает с понятием «социально-экономическая сфера города». В соответствии со второй разновидностью расширительного подхода в состав городского хозяйства включаются все отрасли и виды деятельности, ориентированные на местный рынок и на местного потребителя в лице органов местного самоуправления, населения и организаций, имеющих местный характер, независимо от форм собственности. В этом случае городское хозяйство полностью совпадает с понятием «градообслуживающая сфера». 

В соответствии с ограничительной  точкой зрения под городским хозяйством понимают только те отрасли, виды деятельности и объекты, которые находятся в муниципальной собственности. Практически это означает заметное сужение границ городского хозяйства в связи с наличием процесса приватизации городским объектов и недоучетом различных предприятий и организаций данной сферы, имеющих альтернативные формы собственности - ремонтно-строительные, жилищно-коммунальные, транспортные и т.д. 

В соответствии с рациональной позицией, которую мы принимаем, термин «городское хозяйство» должен содержать особую качественную определенность и не совпадать с другими понятиями. В состав городского хозяйства включаются те отрасли и виды деятельности, которые относятся к градообслуживающей сфере, являются составной частью хозяйственно-экономической деятельности на данной территории, имеют социально-ориентированный характер и находятся в области прямого регулирования городских органов власти. Исходя из этого, городское хозяйство представляет собой территориально-отраслевой комплекс, обеспечивающий потребности населения и территории в услугах, работах и продукции, имеющих общественную значимость, а также создающий необходимые условия для развития города. 

Основу  городского хозяйства составляет жилищно-коммунальный комплекс, включающий жилищное хозяйство и отрасли коммунального обслуживания потребителей. Данный комплекс имеет высокий удельный вес муниципальной собственности и выполняет жизненно-важные функции для жизнедеятельности города - содержание и ремонт жилых и общественных зданий, техническое и санитарное содержание городское территории, обеспечение населения и организаций водой, газом, электроэнергией, теплом. В тоже время другие отрасли сферы услуг, например, торговля и общественное питание, практически полностью приватизированы и в состав городского хозяйства не входят. По отношению к ним создаются необходимые условия для развития и осуществляются функции контроля. 

Итак, в состав городского хозяйства входят следующие отрасли и комплексы:

  • жилищное хозяйство, включая систему технического и санитарного  
    содержания  жилищного  фонда,  текущего  и  капитального  ремонта  
    жилых зданий;
  • водоснабжение и канализация жилого и нежилого фонда города;
  • коммунальная энергетика, включая тепло-, газо-, электроснабжение;
  • благоустройство городской территории, включая дорожное хозяйство,  
    санитарную очистку, уборку и утилизацию бытовых отходов и мусора,  
    садово-парковое хозяйство, содержание малых архитектурных форм,  
    водоемов, пляжей и других городских объектов;
  • городской   пассажирский   транспорт   и   организация   транспортных  
    потоков;
  • градостроительное регулирование и землеустройство;
  • управление городским имуществом;
  • городские информационные системы и пр.

 

 Кроме этих базовых видов деятельности в состав городского хозяйства входят и внешние функции по содержанию и коммунальному обеспечению ряда городских объектов, не входящих в состав городского хозяйства:

  • техническое   содержание   и   коммунальное   обеспечение   объектов  
    социально-культурной сферы города - школ, поликлиник, больниц,  
    библиотек, спортивных объектов и т.п.;
  • коммунальное     обеспечение     энергией,     водой     и     отведением  
    канализационных   стоков,   услугами   по   благоустройству   городской  
    территории    предприятий    торговли    и    общественного    питания,  
    правоохранительных     и     военных     организаций,     промышленных  
    предприятий,   коммерческих   организаций    различного профиля    и  
    прочих объектов, находящихся на территории города.

Информация о работе Особенности городского устройства и управления. Городская политика