Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 07:41, курсовая работа
Применительно к городу маркетинг осуществляется аналогично маркетингу
маркетингу региона, но с учетом особенностей городского образа жизни.
Одна из них – высокая (относительно сельских районов) стоимость жизни в
городах, особенно – в крупных.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… ...3
глава i. Особенности городского устройства и управления
§1.Понятие и сущность городского управления………………………………5
§ 2. Особенности городского устройства………………………………………17
ГЛАВА II. Городская политика
§ 1 . Понятие и сущность городской политики ……………………………….20
§ 2. Основные направления городской политики…………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………25
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………...28
действующих предприятий. В городе расположены офисы региональных
представительств
некоторых транснациональных
фирм. Самара – шестой по численности населения городской округ в числе
четырнадцати городов-миллионников Российской Федерации. Самара
обладает следующими ключевыми позициями: системным характером
промышленного комплекса; солидным научно-технологическим
потенциалом; наличием
высококвалифицированных
рекреационными возможностями; богатым историко-культурным наследием.
Самара – один из ведущих центров деловой активности России. Здесь
находятся крупные предприятия аэрокосмической, машиностроительной и
химической промышленности, офисы региональных нефтяных и газовых
компаний, региональные представительства наиболее крупных российских
банков. Городской округ является одним из крупнейших транспортных
узлов России, имея разветвленную сеть коммуникаций железнодорожного,
воздушного, водного, автомобильного и трубопроводного транспортов. Самаре традиционно принадлежат сильные позиции в социально-
экономическом развитии Приволжского федерального округа. По объему
внешнеторгового оборота и уровню развития внешнеэкономической
деятельности в целом Самара занимает в ПФО ведущее место. Учитывая
сконцентрированный и постоянно растущий в Самаре экономический,
финансовый и научный потенциал, высокий уровень культуры и ее богатое
историко-культурное наследие, а также рекреационные возможности, не
вызывает сомнений, что Самара и в XXI веке во многом будет определять
дальнейшую экономическую и культурную жизнь Поволжья.
Географическое положение Самары предопределяет значительный
потенциал развития городского округа и повышения его роли как
межрегионального центра притяжения и экономического влияния. В радиусе
500 км от городского округа (оптимальное логистическое плечо)
располагается наибольшее количество крупнейших городов, население
которых свыше 500 тыс. чел (общая численность населения в них – свыше
12,5 млн. чел).
Городской округ исполняет столичные функции областного центра и
является одним из локомотивов экономического роста в Самарской области,
занимая (по данным за 2011 г.) второе место среди городских округов
области по величине «индекса промышленного производства» и объему
«инвестиций в основной капитал на душу населения», лидируя по таким
показателям, как «среднемесячная заработная плата» и «бюджетная
обеспеченность за счет налоговых и неналоговых доходов на душу
населения».
Самара входит в состав третьей по численности населения в России
Самарско-Тольяттинской городской агломерации (СТА), уникальной
особенностью которой является её двухъядерность. За счет подобной
децентрализации снижается нагрузка на основное ядро, могут быть
оптимизированы
транспортно-логистические
быть достигнута большая вариативность для диверсификации экономики. СТА обладает значительным потенциалом для формирования
производственных кластеров (автомобилестроительного, авиакосмического,
нефтеперерабатывающего, транспортного, химического), в большинство из
которых входят и самарские предприятия.
Вместе с тем, двухъядерность задает конкурентность, что приводит к
конфликтам, а это существенно влияет на взаимоотношения и жителей и
органов местной власти обоих городских округов. Это, в конечном итоге,
негативно влияет на экономические отношения, а также снижает потенциал
межмуниципального сотрудничества.
В целях наиболее
точного самоопределения и
Самары во внешней среде в Стратегии определён круг городов, значимых
для Самары в сравнительном отношении, сопоставимых с ней по ряду
основных параметров.
Для выделения
референтных городов
определены следующие основания: численность населения;
агломерационный характер расселения; местоположение (на крупной реке, в
том числе на Волге; в пределах ПФО; ближайшие соседи); промышленная
градообразующая основа. Анализ перечисленных оснований позволил
выделить в качестве референтных следующие города: Нижний Новгород,
Казань, Волгоград, Новосибирск, Саратов, Тольятти, Екатеринбург, Омск,
Пермь, Ростов-на-Дону, Уфа, Челябинск, Ульяновск, Оренбург (города
перечислены в порядке снижения степени референтности).
На основе разработанной методики ранжирования выбранных городов
по ключевым
показателям социально-
спрогнозирован уровень конкурентоспособности на основе экстраполяции
сложившихся трендов до 2025-го г.
Было выявлено, что экстраполяция сложившихся трендов имеет для
Самары положительную тенденцию, что указывает на перспективный рост
конкурентоспособности города. Вместе с тем, сводный рейтинг города Самары имеет существенные внутренние различия. Методика ранжирования по уровню конкурентоспособности исходила из предварительного сведения ранга по трем группам показателей (Социум, Уровень жизни, Экономика). И если по группе показателей «Экономика» сложившиеся темпы роста имеют
положительную динамику, то по группе показателей «Социум» и «Уровень
жизни» наблюдается резко негативная тенденция, обусловливающие для
Самары слабые позиции по отношению к референтным городам.
Из полученных данных следует, что к 2010 году в Самаре сформировались значения экономических показателей на среднем уровне; при этом показатели, характеризующие уровень жизни и социальные характеристики, снизились до 12-го места из 15 городов. И, если сложившиеся к 2010 году тренды развития экономики позволяют в будущем ожидать роста их значений, то по большинству показателей, характеризующих уровень социального развития, при сохранении сложившихся темпов их изменений конкурентоспособность Самары останется на уровне нижней трети референтных городов.
Анализ ситуации с развитием городского округа был разносторонне
проведен по следующим аспектам жизнедеятельности города:
1. Историко-культурные этапы и особенности развития Самары.
2. Территориально-земельный комплекс городского округа Самара и
его организация (месторасположение, современная пространственная
организация и зонирование территории), с учетом вхождения Самары в СТА.
3. Характеристики населения и местных сообществ городского округа
Самара.
4. Гуманитарный потенциал и социокультурная среда жизни населения
городского округа Самара (образование, здравоохранение, культура и досуг,
физкультура и спорт, социальная защита, безопасность и правопорядок).
5. Основные сферы деятельности и их организация, сложившаяся
структура экономики в городском округе Самара. 6. Инфраструктура жизнедеятельности в городском округе Самара
(инженерная, транспортная, связи и коммуникаций, деловая, финансовая,
информационная, социальная, рекреационная и др.).
7. Экологическая ситуация и качество жизни населения в городском
округе Самара.
8. Система местного
управление его развитием.
Основное внимание было уделено выявлению принципиальных,
стратегически значимых внутренних и внешних возможностей и
ограничений, характеризующих текущее состояние каждой из сфер и
намечающих прогрессивные, либо регрессивные тенденции в их развитии.
Выявленные ключевые возможности и ограничения развития по
каждой сфере деятельности были оценены по 10-бальной шкале городскими
экспертами.
В результате стратегического анализа возможностей и ограничений
всех рассмотренных сфер жизнедеятельности городского округа Самара
выявлено, что наибольшую значимость, как положительную так и
отрицательную, для развития городского округа имеют транспортная
система, инженерная и жилищно-коммунальная инфраструктура,
экологическая ситуация, производственный комплекс, положение дел в
сферах культуры, здравоохранения, рекреации и туризма, образования и
управления.
При этом характерно, что транспортно-логистический и производственный комплексы, сферы экологии, здравоохранения, рекреации и туризма имеют высокие оценки как по положительным, так и по отрицательным аспектам. Это говорит о значительном потенциале развития данных направлений и высокой степени отдачи от проводимых в них позитивных изменений.
2. Особенности городского устройства
Система городского управления включает ряд целевых, функциональных и обеспечивающих подсистем, ориентированных на достижение актуальных целей и решение поставленных задач. Особое место среди них занимает городское хозяйство.
Имеются различные точки зрения на содержание данного термина, которые отличаются широтой охвата включаемых отраслей и видов деятельности, а также принципами формирования этих понятий. Можно выделить три подхода к формированию и принципам образования данной сферы: расширительный, ограничительный и рациональный.
Согласно первому из них в состав городского хозяйства включается практически все, что находится на данной территории. Причем в этой трактовке встречаютве разновидности. Согласно первой из них городское хозяйство включает все имеющиеся виды деятельности на данной территории, независимо от ее характера, муниципальной направленности, форм собственности и т.п. Этот подход имеет очень размытые границы и полностью совпадает с понятием «социально-экономическая сфера города». В соответствии со второй разновидностью расширительного подхода в состав городского хозяйства включаются все отрасли и виды деятельности, ориентированные на местный рынок и на местного потребителя в лице органов местного самоуправления, населения и организаций, имеющих местный характер, независимо от форм собственности. В этом случае городское хозяйство полностью совпадает с понятием «градообслуживающая сфера».
В соответствии с ограничительной точкой зрения под городским хозяйством понимают только те отрасли, виды деятельности и объекты, которые находятся в муниципальной собственности. Практически это означает заметное сужение границ городского хозяйства в связи с наличием процесса приватизации городским объектов и недоучетом различных предприятий и организаций данной сферы, имеющих альтернативные формы собственности - ремонтно-строительные, жилищно-коммунальные, транспортные и т.д.
В соответствии с рациональной позицией, которую мы принимаем, термин «городское хозяйство» должен содержать особую качественную определенность и не совпадать с другими понятиями. В состав городского хозяйства включаются те отрасли и виды деятельности, которые относятся к градообслуживающей сфере, являются составной частью хозяйственно-экономической деятельности на данной территории, имеют социально-ориентированный характер и находятся в области прямого регулирования городских органов власти. Исходя из этого, городское хозяйство представляет собой территориально-отраслевой комплекс, обеспечивающий потребности населения и территории в услугах, работах и продукции, имеющих общественную значимость, а также создающий необходимые условия для развития города.
Основу городского хозяйства составляет жилищно-коммунальный комплекс, включающий жилищное хозяйство и отрасли коммунального обслуживания потребителей. Данный комплекс имеет высокий удельный вес муниципальной собственности и выполняет жизненно-важные функции для жизнедеятельности города - содержание и ремонт жилых и общественных зданий, техническое и санитарное содержание городское территории, обеспечение населения и организаций водой, газом, электроэнергией, теплом. В тоже время другие отрасли сферы услуг, например, торговля и общественное питание, практически полностью приватизированы и в состав городского хозяйства не входят. По отношению к ним создаются необходимые условия для развития и осуществляются функции контроля.
Итак, в состав городского хозяйства входят следующие отрасли и комплексы:
Кроме этих базовых видов деятельности в состав городского хозяйства входят и внешние функции по содержанию и коммунальному обеспечению ряда городских объектов, не входящих в состав городского хозяйства:
Информация о работе Особенности городского устройства и управления. Городская политика