Особенности городского устройства и управления. Городская политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 07:41, курсовая работа

Описание работы

Применительно к городу маркетинг осуществляется аналогично маркетингу
маркетингу региона, но с учетом особенностей городского образа жизни.
Одна из них – высокая (относительно сельских районов) стоимость жизни в
городах, особенно – в крупных.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… ...3
глава i. Особенности городского устройства и управления
§1.Понятие и сущность городского управления………………………………5
§ 2. Особенности городского устройства………………………………………17
ГЛАВА II. Городская политика
§ 1 . Понятие и сущность городской политики ……………………………….20
§ 2. Основные направления городской политики…………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………25
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………...28

Файлы: 1 файл

Курсовая готовая.doc

— 143.00 Кб (Скачать файл)

 

 Как следует из этой группировки, к городскому хозяйству относятся объекты и виды деятельности двух типов: непосредственно обеспечивающие жизненно-важные функции города, а также предоставляющие услуги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Городская политика

 

    1. Понятие и сущность городской политики

 

Отечественная научная литература большое внимание отводит проблемам региональной политики. Региональная политика – это совокупность идей, принципов, задач, намерений и действий, которые реализуются государством для достижения и сохранения определенного пространственного социально-экономического равновесия страны с учетом соблюдения общенациональных, собственно региональных и местных интересов. 
 
В новых условиях демократизации общества каждый город перестает быть только объектом прямого управления со стороны федеральных и региональных властных структур. Город одновременно становится и субъектом управления. Это означает, что город в лице ОМСУ способен самостоятельно и под свою ответственность: 

  1. Принимать и реализовывать оперативные и стратегические решения по социально-экономическому пространственному развитию;
  2. Распоряжаться своими ресурсами;
  3. Формировать благоприятную среду жизнедеятельности людей;
  4. Создавать нормальные общеэкономические условия для функционирования предприятий и организаций;
  5. Определять свое будущее. 

 
ОМСУ и их лидеры –  носители интересов и целей развития своих городов, поскольку им конституционно предоставлены соответствующие полномочия и на них возложена вся ответственность за реализацию этих полномочий, т.е. сегодня функция целеполагания и ее реализация передана на уровень ОМСУ. Поэтому можно говорить о городской политике на уровне МСУ в тесной взаимосвязи с региональной политикой: 
 

Городская политика – это декларируемая, целенаправленная, институционально и законодательно оформленная деятельность властей всех уровней, а также иных участников (разнообразных общественных организаций, партий, союзов, корпораций, а также граждан), оказывающая регулирующее воздействие на развитие городов и их систем в рамках определенной концепции в интересах достижения поставленных целей. 
 
Городская политика связана не только с движением материальных, финансовых, имущественных, трудовых и иных ресурсов, но и с проблемами морали, этики, идеалов, поскольку цели определяются ценностями, идеалами общества и должны быть морально приемлемыми. 
 
Следует разделить городскую политику и городское управление. Политика призвана отвечать на вопросы: «что», « зачем», «почему», «с какой целью», управление - «как», «с помощью чего» обеспечивается создание и развитие города как целостной системы. Городское управление – это совокупность способов, форм, методов, приемов, административных и иных управленческих механизмов, которыми руководствуются должностные лица представительных и исполнительных ОМСУ при воплощении на практике целей городской политики. Процесс принятия и воплощения решений, касающихся регулирующей, доходно-ограничительной и других типов городской политики, направленной на реализацию соответствующих программ и планов, является основой управления любым городом. Эта сторона деятельности городской власти является политическим процессом, т.к. предполагает постоянное разрешение конфликтов и примирение различных, порой не совпадающих интересов. Возникающие противоречия разрешаются в пользу тех групп, которые пользуются наибольшим политическим влиянием. 
 
Понимание сущности ГП может быть облегчено с помощью выделения ее базовых элементов – цели, объекты, направления реализации, субъекты, условия реализации, источники и средства реализации, временные рамки. Принципиальная схема структурирования ГП показана в таблице1. 
 
Таблица 1. 

 

 
Базовые элементы

 
Направления

 
Цели ГП

 
Экономические 
 
Социальные 
 
Экологические 
 
Пространственные

 
Объекты ГП

 
Группы городов 
 
Отдельные города 
 
Группы населения 
 
Институты рынка 
 
Малые предприятия

 
Направления и формы реализации ГП

 
Развитие инфраструктуры 
 
Прямая помощь предприятиям 
 
Программы землепользования

 
Участники ГП

 
Органы власти различного уровня 
 
Собственники предприятий 
 
Общественные организации 
 
Ассоциации и союзы городов

 
Условия реализации ГП

 
Стратегическое планирование 
 
Маркетинг территории

 
Источники, средства реализации ГП

 
Бюджеты различных уровней 
 
Внебюджетные фонды 
 
Частные инвестиции

 
Временные рамки ГП

 
Краткосрочные 
 
Среднесрочные 
 
Долгосрочные




 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Основные направления городской политики

 

Новая городская  политика в РФ складывается по нескольким основным направлениям.  
 
1. Городская политика в системе административно-территориального устройства: 
 
- на федеральном уровне. В настоящее время в основном завершился процесс административно-территориального устройства в РФ, предусмотренный ФЗ №131, в котором определено место городских поселений, определены критерии отнесения поселений к числу городских и сельских в качестве административно-территориальных единиц. Основу такого образования составляет население, потому что показатель численности населения является: а) самым легкоустанавливаемым и контролируемым параметром населенного пункта (фиксируется органами госстатистики); б) отличается конкретностью, превосходящей определенность большинства иных показателей, которые характеризуют население с какой-либо стороны; в) отличается максимальной интегральностью (синтетичностью), так именно численность населения определяет и образ жизни в поселении, степень его благоустройства, экономическое предназначение, административные функции; г) население формирует ОМСУ, придает административно-территориальной единице политические черты и качества субъектов права. Придание поселению статуса городского (или сельского) позволяет устанавливать специальные правовые режимы на той или иной территории, касающиеся хозяйственной, природоохранной деятельности, преставление жителям социальных льгот и компенсаций и т.д., равно как и исключение этих режимов. 
 
Российским законодательством (Конституцией) решение вопросов административно-территориального устройства вообще и наделение поселений определенным статусом в качестве административно-территориальных единиц отнесено к ведению субъектов РФ и ОМСУ. Федеральная городская политика фиксирует лишь конституционные рамки легитимных отношений административно-территориальных образований (единиц) между собой и базируется на конституционном понимании их равенства относительно базовых стандартов жизни. Кроме того федеральный центр вправе передавать городам часть собственных полномочий. Вместе с тем органы федеральной государственной власти полностью не отказываются от практики принятия тех или иных решений по вопросам административно-территориального статуса поселений, связанных с развитием закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО). 
 
- на региональном уровне. Городская политика на региональном уровне разрабатывается и осуществляется субъектами РФ, которые вправе устанавливать критерии отнесения поселений к категории городских или сельских, принимать решения о присвоении им юридического статуса, устанавливать (изменять) административные границы населенных пунктов, регулировать порядок решения вопросов изменения административно-территориального устройства подведомственных территорий и т.п. 
 
Критерии отнесения поселений к категории городов, закреплены в областных законах «Об административно-территориальном устройстве …… области». Так ряд субъектов РФ законодательно установили такие присущие городам признаки, как несельскохозяйственное предназначение и соответствующий социальный состав населения (социально-экономический), выполнение поселением функций (промышленных, культурных и иных) центра территории, развитость жилищно-коммунальной и культурно—бытовых и численность населения (демографический). В законодательстве ряда субъектов РФ используется в качестве критериев также «застройка городского типа (градостроительный признак» и выполнение поселением функций административно-управленческого центра района (административно-политический признак). При этом решающим критерием выступает численность населения (демографический показатель). Региональное законодательство различных областей устанавливает нормы минимальной численности населения городов в 10, 12, 15, 20, 30, и 50 тыс. чел. 
 
- на муниципальном уровне понятие город «растворяется» в понятии «муниципальное образование». Так в большинстве Уставов городов, город определяется как муниципальное образование, в котором осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. Однако предложения по переводу населенного пункта в город в качестве административно-территориальной единицы готовят ОМСУ. Среди необходимых документов- решение соответствующего представительного органа МСУ, постановление главы муниципального образования; пояснительная записка, содержащая сведения о размере территории и численности населения, основных промышленных, транспортных, торговых, культурно-бытовых и иных организациях и учреждениях, жилищном фонде и его принадлежности, сведения о имеющихся и предусматриваемых источниках покрытия расходов на содержание работников ОГВ и ОМСУ; предложения о наименовании и обосновании этого наименования; выкопировка с графических материалов, отображающих местоположение преобразуемого поселения. Указанные документы и материалы передаются на рассмотрение и утверждение законодательным (представительным) и исполнительным ОГВ соответствующего субъекта РФ, которые, в свою очередь, обращаются с данной просьбой в Правительство РФ. В случае положительного решения вопроса переименование и изменение статуса населенного пункта осуществляется постановлением Правительства РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Организация городского управления сегодня представляет собой  сложное и

противоречивое  явление, которое формируется под  влиянием многих факторов разнонаправленного действия. Сегодня городское управление в России характеризуется достижением результатов нередко противоположных ожидаемым. Отсюда, первым и принципиальным моментом развития социального знания о функционировании и развитии городов Российской Федерации должна явиться адекватная нынешнему этапу развития типа хозяйствования теория организации городского управления/менеджмента.

Городская политика - целенаправленная, институционально и за-конодательно оформленная деятельность всех уровней власти (межнационального, национального, регионального и местного), направленную на достижение сбалансированного развития системы городов и на решение городских проблем. Осуществляя городскую политику, различные уровни власти могут повысить конкурентоспособность определенных городов, стимулировать использование собственных городских ресурсов, сгладить различия между населенными пунктами по уровню жизни населения. Таким образом, выделяется федеральная, региональная и локальная городская политика, которую чаще всего считают городским управлением; 

Взаимосвязанные цели городской политики были сгруппированы по следующим четырем направлениям: 

- экономическое  процветание и занятость, 

- социальное  равенство 

- защита и  улучшение среды обитания: 

- повышение  качества управления городами  и увеличение потенциала граждан как участников этого процесса 

Важнейшим направлением городской политики является разработка методики системы индикаторов социально-экономического развития городов и их мониторинг. 

2. Достижение  поставленных целей в городе  возможно только на основе  применения комплекса методов, что объясняет сложность решаемой задачи. В научных исследованиях городского управления важнейшими являются три группы методов: административные (организационные или организационно-распорядительные), экономические и социально-психологические. 

Основными формами  взаимодействия и поддержки органами власти Самары негосударственных некоммерческих организаций являются: 

-размещение  социального заказа; 

-выделение грантов  (субсидий) и контроль за их  использованием; 

-предоставление  налоговых льгот категориям некоммерческих организаций; 

-предоставление  негосударственным некоммерческим  организациям льгот неналогового  характера; 

-координация  деятельности и совместная разработка  целевых социаль-ных программ; 

-предоставление  информации о проводимой в городе социально-экономической и бюджетной политике, о мероприятиях, связанных с деятельностью негосударственных некоммерческих организаций; 

-методическая, консультационная, организационная  помощь. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы

1. Законодательство и официальные документы

1.1. Конституция Российской  Федерации (с поправками от 30 декабря  2008 г.) // Система ГАРАНТ-МАКСИМУМ.

1.2. Федеральный закон  от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями от 28 ноября 2009 г.) // Система ГАРАНТ-МАКСИМУМ.

1.3. Закон г. Москвы  от 6 ноября 2002 г. № 56 "Об организации  местного самоуправления в городе  Москве" (с изменениями от 26 декабря  2007 г.) // Система ГАРАНТ-МАКСИМУМ.

1.4. Закон Санкт-Петербурга  от 7 июня 2005 г. № 237-30 "Об организации  местного самоуправления в Санкт-Петербурге" (с изменениями от 23 сентября 2009 г.) // Система ГАРАНТ-МАКСИМУМ.

2. Специальная литература

2.1. Алпатов Ю. М.  Организация местного самоуправления в городах федерального значения :Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. Специальность 12.00.02 - Конституционное право ; Муниципальное право /Ю. М. Алпатов ; Науч. конс. О. Е. Кутафин. -М.,2009.

2.2. Алпатов Ю. М.  Особенности реализации полномочий  органов местного самоуправления  городов федерального значения  Москвы и Санкт-Петербурга в  области землеустройства и градостроительства //Административное и муниципальное  право . -2009.- № 3. - С. 19 - 25.

2.3. Алпатов Ю. М.  Перспективы совершенствования  местного самоуправления в городах  федерального значения //"Черные  дыры" в Российском законодательстве. -2008. - № 3. - С. 53 - 58.

2.4. Алпатов Ю. М.  Проблемы оптимизации предметов  ведения внутригородских территорий городов федерального значения //Lex Russica . -2008. - № 2. - С. 336 - 346.

2.5. Алпатов Ю.М. Финансово-правовые  основы осуществления местного  самоуправления в городах федерального  значения Москве и Санкт-Петербурге //Конституционное и муниципальное право. -2009. -№ 5. - С. 33 - 36.

2.6. Алпатов Ю. М.  Юридическая природа и механизм  межмуниципального сотрудничества  городов федерального значения  Москвы и Санкт-Петербурга //Административное  и муниципальное право . -2009.- №  2. - С. 16 - 28.

2.7. Алпатов Ю. М. Актуальные вопросы организации городского самоуправления в городах федерального значения //Вестник Саратовской государственной академии права. -2008. - № 2. - С. 125 - 132.

2.8. Беликов В.Ф. Основные  направления развития законодательства о местном самоуправлении в городах федерального значения // Управленческое консультирование. -2007. -№ 3. -С. 68-73.

2.9. Белоусова Е. В.  Муниципальное право России: Учебное  пособие. -М. :Книжная палата,2007.

2.10. Бокова О. Н. К  вопросу о видах правового статуса субъектов Российской Федерации //Юридические науки. -2006. - № 4. - С. 46 - 47.

2.11. Винокуров В. А.  Организация государственной власти  Санкт-Петербурга: Спецкурс Санкт-Петербургский  государственный университет. Юридический  факультет. -СПб., 2009.

2.12. Волков В.А. Организация  публичной власти в городах  федерального значения // Управленческое  консультирование. -2007. -№ 3. -С. 226-233.

2.13. Гриценко Е.В. К  вопросу о концепции организации  публичной власти в городах  федерального значения // Управленческое консультирование. -2007. -№ 3. -С. 40-49.

2.14. Гриценко Е. В.  Организация публичной власти  в городах федерального значения :В поиске оптимальной модели //Конституционное и муниципальное  право. -2007. -№ 15. - С. 28 - 35.

2.15. Закондырин А. Е.  Особенности правового регулирования  организации местного самоуправления  в субъектах Российской Федерации  городах федерального значения - Москве и Санкт-Петербурге //Право  и политика. -2008. - № 11. - С. 2609 - 2615.

2.16. Изингер А. В. Юридические признаки городов федерального значения //Юридические науки. -2007. - № 3. - С. 46 - 48.

2.17. Комментарий к ФЗ "Об общих принципах организации  местного самоуправления в РФ" // Система ГАРАНТ-МАКСИМУМ.

2.18. Местное самоуправление /Под ред. Е. Г. Сабитовой. -М. : Книга-сервис,2009.

2.19. Мещяриков Т.В. Вопросы  законодательного регулирования  публичной власти в городах  федерального значения // Управленческое  консультирование. -2007. -№ 3. -С. 64-67.

2.20. Мокрый В.С. Правовое  регулирование организации местного самоуправления в городах федерального значения // Управленческое консультирование. -2007. -№ 3. -С. 34-39.

2.21. Москва - Санкт-Петербург  :Местное самоуправление в городах  федерального значения /Авт. кол.: Е. П. Доманевская, М. Ф. Замятина, С. А. Кирсанов и др. ; Под общ. ред. И. П. Михайлова ; Институт муниципального развития. -науч. изд.-СПб.,2009.

2.22. Пушкарев И. А., Бирюкова  С. Б. Полупанов, Р. И. , К вопросу  о пределах нормотворчества субъектов  федерации //Конституционные основы  организации и функционирования институтов публичной власти в Российской Федерации. -Екатеринбург : Изд-во УрГЮА, 2009. -С. 173 - 175

Информация о работе Особенности городского устройства и управления. Городская политика