Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 20:58, контрольная работа
Таким образом, под ответственностью органов и должностных лиц местного самоуправления следует понимать совокупность закрепленных в нормах муниципального права неблагоприятных правовых последствий, которые могут наступить за противоправные решения или ненадлежащее осуществление ими полномочий (прав) по решению вопросов местного значения и реализации отдельные государственных полномочий. Более подробно о видах этой ответственности мы рассмотрим в настоящей работе.
Введение……………………………………………………………………3
1. Понятие и признаки правовой ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления…………………………....5
2. Контроль и надзор за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления РФ………………………………………….....8
3. Виды правовой ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления..........................................................................14
Заключение………………………………………………………………..24
Список использованных источников и литературы……………………26
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ
ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
Юридический факультет
Кафедра «Государственно-правовых дисциплин»
Специальность «Юриспруденция»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Муниципальное право»
Тема: «Ответственность в муниципальном праве»
Козлова Е. Н.
Работу проверил: д.и.н., профессор Карнишина Н.Г.
Пенза 2012г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Понятие и признаки правовой ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления…………………………....5
2. Контроль и надзор за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления РФ………………………………………….....8
3. Виды правовой ответственности
органов и должностных лиц местного самоуправления................
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников и литературы……………………26
Введение.
С принятием Конституции 1993 г.1 в Российской Федерации начался процесс реформирования правовых институтов государственной и местной (муниципальной) власти на основе демократических принципов их организации и деятельности, что, безусловно, свидетельствует об огромных переменах, происходящих в нашей стране.
Вполне закономерно, что формирование демократического, правового государства обусловило возрастание роли и значения юридической ответственности, в том числе органов и должностных лиц местного самоуправления, что явило собой актуальность данной темы для обсуждения и дискуссий многими авторами книг и научных изданий.
Так, рассматривая вопрос о понятии ответственности в муниципальном праве, большинство авторов, прежде всего, выделяют субъекты такой ответственности, а также неблагоприятные для них правовые последствия, которые могут наступить при определенных условиях.
И. В. Постовой2 полагает, что ответственность в муниципальном праве представляет собой наступление неблагоприятных последствий, которые применяются к субъектам муниципальных правоотношений, не исполняющим или ненадлежащим образом исполняющим свои обязанности по отношению к другим участникам правоотношений.
Согласно статьям 70, 71, 72, 76 ФЗ-131 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»3 субъектами муниципально-правовой ответственности являются:
- органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления;
- депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные и иные должностные лица местного самоуправления.
Органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед государством (ст. 72), физическими и юридическими лицами (ст. 76), депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления — перед населением (ст. 71).
Следует отметить единую природу конституционно-правовой и муниципалъно-правовой ответственности, что проявляется в тождественности и взаимосвязанности не только лежащих в их основе положений Конституции Российской Федерации и законодательства, но и субъектов, санкций, оснований и порядка наступления указанных видов юридической ответственности.
Таким образом, под ответственностью органов и должностных лиц местного самоуправления следует понимать совокупность закрепленных в нормах муниципального права неблагоприятных правовых последствий, которые могут наступить за противоправные решения или ненадлежащее осуществление ими полномочий (прав) по решению вопросов местного значения и реализации отдельные государственных полномочий. Более подробно о видах этой ответственности мы рассмотрим в настоящей работе.
1. Понятие и признаки правовой ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.
В связи с тем, что общественные отношения
в области местного самоуправления (далее
по тексту - МС) , особенно при осуществлении
форм непосредственной и представительной
демократии, регулируются не только нормами
права, но и другими социальными нормами
(нормами морали, нормами обычаев и традиций,
нормами общественных организаций), ответственность
в системе МС можно подразделить на юридическую,
правовую ответственность, общественную
ответственность (корпоративную ответственность)
и морально - нравственную ответственность.
В муниципальном
праве используется юридическая ответственность,
которая практически мало отличается
от механизма её действия в иных правоотношениях.
Под юридической ответственностью понимается
установленная законом обязанность правонарушителя
ответить за совершенное им правонарушение,
за свои действия (бездействия) и поступки,
за ненадлежащее ведение дел, и претерпеть
действие мер принуждения или санкций
в виде определенных правоограничительных
мер, которые применяются к нему соответствующими
юрисдикционными органами4.
Правильно установленная законом ответственность,
а также неотвратимые и адекватные меры
по её применению – непременное условие
не только искоренения правонарушений,
но и воспитания ответственности за свои
действия и поступки. Эти вопросы актуальны
всегда, но особенно в период радикальных
реформ, в том числе и в сфере организации
МС.
Юридическая ответственность, являясь
важной мерой защиты прав и интересов
МС, прав граждан на его осуществление,
наступает вследствие нарушений правовых
норм и проявляется в форме применения
государственного принуждения. Принуждение
выступает в качестве одного из методов
государственного руководства местным
самоуправлением, оно напрямую связано
с нормами права и их обеспечением. Важной
предпосылкой эффективности воспитательного
воздействия юридической ответственности
является осуждение правонарушителя должностного
лица МС со стороны местного сообщества,
общественных объединений. Только правильное
сочетание методов убеждения, критики
и принуждения обеспечивает высокую действенность
юридической ответственности.
Юридическую ответственность принято
рассматривать в двух аспектах: позитивном
и негативном. Если позитивная ответственность
состоит в обязательстве субъекта осуществлять
определенные действия, то негативная
ответственность состоит из меры наказания
за неосуществление необходимых действий,
установленных законодательством.
Позитивная ответственность органов
и должностных лиц МС реализуется посредством
корректировки решений, действий (бездействия),
признанных судом незаконными либо вышестоящим
органом в порядке подчиненности признанных
незаконными или нецелесообразными, либо
по требованию собраний избирателей, граждан,
трудовых коллективов, общественных объединений,
а также под воздействие наказов избирателей.
В зависимости
от субъекта, привлекаемого к ответственности
при осуществлении МС, можно выделить
ответственность муниципальных образований,
ответственность органов и должностных
лиц МС, ответственность государственных
органов, ответственность
физических и юридических лиц.
В зависимости от субъекта, перед которым
наступает ответственность, можно выделить
ответственность перед источником публичной
власти – населением либо его представительными
органами, перед государством, перед физическими
и юридическими лицами.
В зависимости
от характера правонарушения и санкции
за его совершение ответственность подразделяется
на следующие виды: уголовная, административная,
гражданско-правовая, публично-правовая,
государственно-правовая, дисциплинарная,
материальная.
Уголовная ответственность наступает в результате совершения преступления, административная и дисциплинарная - за совершение соответственно административного или дисциплинарного проступка, гражданско-правовая - применяется для восстановления незаконно нарушенных прав или принуждения к исполнению невыполненной обязанности.
Применение уголовной, административной и дисциплинарной ответственности возможно только к должностным лицам местного самоуправления, так как эти виды ответственности носят личный характер. К гражданско-правовой ответственности могут быть привлечены лишь органы местного самоуправления.
Условия наступления каждого конкретного вида ответственности определены в действующем законодательстве - федеральных законах и законах субъектов Российской Федерации. Так, условия применения уголовной ответственности к должностным лицам местного самоуправления установлены в Уголовном кодексе Российской Федерации, административной - в Кодексе об административных правонарушениях РФ, дисциплинарной - нормами Трудового кодекса РФ, условия гражданско-правовой ответственности органов местного самоуправления - положениями Гражданского кодекса РФ.
В наши дни на всех уровнях много и правильно говорится о самостоятельности местного самоуправления. При этом подчас забывается, что местное самоуправление – это один из трех уровней власти одного народа, составляющая часть единой системы социального управления в России. И оно может быть результативным только в том случае, если будет гармонично функционировать в тесном взаимодействии с федеральными и региональными уровнями власти и управления, пользоваться всемирной государственной поддержкой, но одновременно будет находиться не только под контролем населения, но и под контролем органов государственной власти.