Ответственность в муниципальном праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 20:58, контрольная работа

Описание работы

Таким образом, под ответственностью органов и должностных лиц местного самоуправления следует понимать совокупность закрепленных в нормах муниципального права неблагоприятных правовых последствий, которые могут наступить за противоправные решения или ненадлежащее осуществление ими полномочий (прав) по решению вопросов местного значения и реализации отдельные государственных полномочий. Более подробно о видах этой ответственности мы рассмотрим в настоящей работе.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
1. Понятие и признаки правовой ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления…………………………....5
2. Контроль и надзор за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления РФ………………………………………….....8
3. Виды правовой ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления..........................................................................14
Заключение………………………………………………………………..24
Список использованных источников и литературы……………………26

Файлы: 1 файл

Моя к_р.doc

— 139.00 Кб (Скачать файл)

         Преступлением, согласно ст. 287 УК РФ, является неправомерный отказ должностного лица местного самоуправления в предоставлении информации, а также предоставление заведомо неполной либо ложной информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации.

         Незаконное участие должностного лица местного самоуправления в предпринимательской деятельности - учреждение коммерческого юридического лица либо управление им лично или через доверенное лицо вопреки запрету, установленному законом, - связанное с предоставлением такому юридическому лицу льгот и преимуществ или

с иным покровительством, является преступлением, влекущим ответственность по ст. 289 УК РФ.

          В соответствии со ст. 290 УК РФ преступлением является получение должностным лицом местного самоуправления взятки, отягчающими признаками которого являются получение взятки за незаконные действия или бездействие (ч.3 ст.290 УК РФ), получение взятки главой органа местного самоуправления (ч.4 ст.290), а также получение взятки группой лиц по предварительному сговору, или неоднократно, или с вымогательством взятки, или в крупном размере (ч.5 ст.290).

   Преступлением является служебный подлог, то есть внесение должностным лицом местного самоуправления в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в эти документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности (ст.292 УК РФ).

  Должностным преступлением согласно ст.293 Уголовного кодекса Российской Федерации является халатность, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

   Основным нормативным актом, определяющим условия применения дисциплинарной ответственности к должностным лицам местного самоуправления, является Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ11.

 

 

  В соответствии со ст.192 ТК РФ применяются следующие взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) увольнение по соответствующим  основаниям.

        Должностные лица подлежат дисциплинарной ответственности за нарушения трудовой дисциплины. Конкретные составы дисциплинарных правонарушений устанавливаются в ТК РФ, федеральных законах и законах субъектов Российской Федерации.

         Органы МС могут быть также субъектами государственно-правовой ответственности. Основанием этой ответственности представительного органа МС, главы муниципального образования либо главы местной администрации может стать несвоевременное исполнение ими решения суда. Так, если соответствующим судом установлено, что представительным органом муниципального образования принят нормативный правовой акт, противоречащий Конституции РФ, федеральным конституционным законом, федеральным законам, конституции (уставу), законам субъекта РФ, уставу муниципального образования, а представительный орган муниципального образования в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в том числе не отменил соответствующий нормативный правовой акт, высшее должностное лицо субъекта Федерации в течение одного месяца после вступления в силу решения суда, установившего факт неисполнения данного решения, вносит в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации проект закона субъекта РФ о роспуске представительного органа муниципального образования.

           Ответственность перед физическими и юридическими лицами. Эта ответственность наступает вследствие нарушения законных прав и интересов граждан и юридических лиц в порядке, установленном федеральными законами, законами субъектов Федерации, уставами муниципальных образований. Существуют два порядка рассмотрения и защиты законных прав и интересов физических и юридических лиц – административный и судебный.

          Граждане согласно ст. 33 Конституции РФ вправе обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы МС. Органы и должностные лица в пределах своей компетенции обязаны принимать обращения граждан, рассматривать их в установленном законодательством порядке и в установленные сроки, давать их мотивированные ответы, принимать меры в случаях нарушения прав гражданина по их защите и восстановлению, а также привлекать виновных к дисциплинарной или административной ответственности.  
          Аналогично, в административном порядке могут обращаться за защитой своих законных прав и интересов юридические лица.  
Недостатком административного порядка разрешения жалоб является то, что они часто рассматриваются заинтересованными органами, связанными с теми, чьи акты и действия (бездействие) обжалуются ведомственными и корпоративными интересами; при этом рассматриваются негласно, в отсутствии заявителя; к тому же нередко работниками, не имеющими правовой подготовки.  
Возможности для объективного рассмотрения жалобы-иска в суде повышаются, т.к. стороны в процессе равны. Если судебному разрешению вопросы по закону не должно предшествовать рассмотрение его в порядке подчиненности органом или должностным лицом, то граждане непосредственно выбирают административный или судебный порядок обжалования либо административный, а затем

судебный порядок.  
          В случае нарушения органами и должностными лицами МС прав физических и юридических лиц, причинения им имущественного или морального вреда они могут быть привлечены к ответственности, содержание и формы которой определяет суд или арбитражный суд в соответствии с действующим законодательством. Одним из видов неблагоприятных последствий для названных органов и должностных лиц может быть признание судом недействительными их решений и обязанность возместить ущерб, причиненный ими.

         Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов МС либо их должностных лиц, в том числе в результате издания не соответствующего закону акта, возмещается за счет казны муниципального образования согласно ст. 1069 ГК РФ12. Данная статья сформулирована с учетом требований ст. ст. 33 и 53 Конституции РФ и ст. 16 ГК РФ13 и является специальной. В ней предусмотрены особенности, отличающие ее от общих правил деликтной ответственности. Они выражаются, во-первых, во властно - административном, т.е. юридически обязательном, одностороннем характере действий органов МС, а также их должностных лиц; во-вторых, в том, что причинение вреда вызвано противоправными действиями указанных субъектов.

          Статья 1069 ГК РФ говорит о незаконных действиях (бездействии). Под ними понимаются деяния, противоречащие не только законам, но и другим правовым актам. Виды и формы подобных деяний весьма многообразны. Ими могут быть различные приказы, распоряжения, постановления, указания и иные властные предписания (не имеет значения, сделаны они в письменной или

устной форме), которые направлены гражданам и  юридическим лицам и подлежат обязательному исполнению. Таковым  может быть и противоправное бездействие, ибо в области властно - административных отношений требуется активность, а непринятие необходимых мер, предусмотренных законами и иными правовыми актами, может привести к причинению вреда.

          Признание актов органов МС незаконными и недействительными осуществляется как общими, так и арбитражными судами.  
Ответственность местных администраций по ст. 1069 ГК РФ наступает при нанесении вреда как гражданину, так и юридическому лицу.

          Первый может требовать за причинение ему ущерба в сфере властно - административных отношений компенсации также и морального вреда (ст. 151 ГК РФ). Если вред причиняется не в сфере властно - административных отношений, а в результате хозяйственной и технической деятельности (например, автомашина администрации района причинила увечье гражданину), ответственность наступает на общих (ст. 1064 ГК РФ) либо на специальных основаниях (ст. 1079 ГК РФ).

          Обязанность любой власти – и местной, и государственной – не только бороться с нарушениями законов и прав граждан, но и превентивными мерами пресекать их еще на этапе возникновения.

Заключение.

           Таким образом, в настоящей работе мы рассмотрели основные виды ответственности в муниципальном праве, которые предусмотрены в зависимости от характера правонарушения и санкции за его совершение, а именно: уголовная, административная, гражданско-правовая, публично-правовая, государственно-правовая, дисциплинарная, материальная. И в свою очередь данные виды ответственности подразделяются также в зависимости от субъекта, перед которым наступает ответственность органов и должностных лиц МС: ответственность перед источником публичной власти – населением, ответственность перед государством, ответственность перед физическими и юридическими лицами. Поскольку должностное лицо местного самоуправления – вполне конкретный человек, то соответственно он может нести любую из перечисленных видов ответственности.

    Основанием уголовной ответственности может являться совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления. Перечень этих деяний содержится в гл.30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления», включающей семь статей.

    Условия применения административной ответственности устанавливаются на федеральном уровне Кодексом РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ.

Основным нормативным  актом, определяющим условия применения дисциплинарной ответственности к  должностным лицам местного самоуправления, является Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ.

          Остановились на самом понятии юридической ответственности и подробно рассмотрели при каких условиях и кем осуществляется

 

контроль и  надзор за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления Российской Федерации, т.к. данный вопрос требует к себе особого внимания и контроля со стороны государства за исполнением всех требований действующего законодательства органами местного самоуправления.

 

 

Список  использованных источников и  литературы

Нормативно-правовые акты:

  1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 года. СПС «Консультант Плюс».
  2. Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 года №197-ФЗ (ред. 22.11.2011, с изм. от 15.12.2011). СПС «Консультант Плюс»
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред.30.11.2011). СПС «Консультант Плюс».
  4. Гражданский кодекс российской федерации (часть вторая) от 26.01.1996 №14-ФЗ (ред. От 30.11.2011)( с изм. и доп., вступившими в силу 01.01.2012). СПС «Консультант Плюс»
  5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (ред.от 31.01.2012). СПС «Консультант Плюс».
  6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ (ред. от 07.12.2011 с изм. и доп., вступившими в силу с 06.01.2012). СПС «Консультант Плюс»

7. Федеральный  закон РФ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской  Федерации" (принят ГД ФС РФ 16.09.2003). СПС «Консультант Плюс»

8. Федеральный  закон  от 17.01.1992 N 2202-1(ред. от 21.11.2011) «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп., вступившими в силу с 08.02.2012). СПС «Консультант Плюс»

9. Федеральный  конституционный закон от 26.03.1997 №1-ФКЗ (ред.от  28.12.2010) «Об уполномоченном по правам человека в РФ». СПС «Консультант Плюс»

10. Устав г. Пензы от 30.06.2005 №130-12/4 (в ред. от 25.11.2011)

 

Учебная и специальная литература:

 1. Глущенко П.П., Пылин В.В. Муниципальное право /2-е изд. – СПб.: Питер, 2005 (Серия «Краткий курс») с. 191

2. Постовой И. В. Муниципальное право России: Учебник. 2-е издание. – М.: Юриспруденция, 2000.

3. Шалумов М. Судебный  контроль  и прокурорский  надзор:   не  междоусобица,  а Взаимодействие // "Российская юстиция" № 4, 2001 г.

 

 

 

 

1 Здесь и далее: Конституция РФ от 12 декабря 1993 года. СПС «Консультант Плюс».

2 Постовой И. В. Муниципальное право России: Учебник. 2-е издание. – М.: Юриспруденция, 2000.

3 Федеральный закон РФ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 16.09.2003). СПС «Консультант Плюс»

4 Глущенко П.П., Пылин В.В. Муниципальное право /2-е изд. – СПб.: Питер, 2005 (Серия «Краткий курс») с. 191

5 Федеральный закон  от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 21.11.2011) «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм.и доп., вступившими в силу 08.02.2012). СПС «Консультант Плюс»

6 Шалумов М. Судебный  контроль  и прокурорский  надзор:   не  междоусобица,  а Взаимодействие // "Российская юстиция" № 4, 2001 г.

7 Федеральный конституционный закон от 26.03.1997 №1-ФКЗ (ред.от  28.12.2010) «Об уполномоченном по правам человека в РФ». СПС «Консультант Плюс»

8 Устав г. Пензы от 30.06.2005 №130-12/4 (в ред. от 25.11.2011)

9 Здесь и далее: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (ред.от 31.01.2012). СПС «Консультант Плюс».

10 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ (ред. от 07.12.2011 с изм. и доп., вступившими в силу с 06.01.2012). СПС «Консультант Плюс»

11 Здесь и далее: Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 года №197-ФЗ (ред. 22.11.2011, с изм. от 15.12.2011). СПС «Консультант Плюс»

12 Здесь и далее: Гражданский кодекс российской федерации (часть вторая) от 26.01.1996 №14-ФЗ (ред. От 30.11.2011)( с изм. и доп., вступившими в силу 01.01.2012). СПС «Консультант Плюс»

13 Здесь и далее: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред.30.11.2011). СПС «Консультант Плюс».


Информация о работе Ответственность в муниципальном праве