Ответственность в муниципальном праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 20:58, контрольная работа

Описание работы

Таким образом, под ответственностью органов и должностных лиц местного самоуправления следует понимать совокупность закрепленных в нормах муниципального права неблагоприятных правовых последствий, которые могут наступить за противоправные решения или ненадлежащее осуществление ими полномочий (прав) по решению вопросов местного значения и реализации отдельные государственных полномочий. Более подробно о видах этой ответственности мы рассмотрим в настоящей работе.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
1. Понятие и признаки правовой ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления…………………………....5
2. Контроль и надзор за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления РФ………………………………………….....8
3. Виды правовой ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления..........................................................................14
Заключение………………………………………………………………..24
Список использованных источников и литературы……………………26

Файлы: 1 файл

Моя к_р.doc

— 139.00 Кб (Скачать файл)

Предметы  прокурорского надзора за деятельностью  органов и должностных лиц  муниципальных образований определены Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.19925. Это, во-первых, исполнение ими законов и уставов муниципальных образований, во-вторых, соответствие законам и уставам муниципальных образований издаваемых ими правовых актов, и, в-третьих, соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Проверка исполнения законов и уставов муниципальных образований

проводится на основании  поступившей в органы прокуратуры  информации о фактах их нарушения.

          Таким образом, особенности осуществления прокурорского надзора и надзорных полномочий позволяют прокуратуре, во-первых, по обращениям заинтересованных лиц и собственной инициативе самостоятельно устранять нарушения закона, прав и свобод граждан, интересов общества и государства во внесудебном, оперативном порядке, освобождая от данной обязанности суды, а во-вторых, следить за соблюдением законности там, где объективно невозможен судебный контроль.

         Судебный контроль – осуществляется посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства судами общей юрисдикции при рассмотрении ими уголовных, гражданских и административных дел, а также арбитражными судами при разрешении возникающих в процессе предпринимательской деятельности споров, вытекающих из административных правоотношений. При рассмотрении судами общей юрисдикции и арбитражными судами указанных дел ими исследуются дела не только по существу, они изучают с позиции закона правомерность действий соответствующих органов и должностных лиц МС и принимаемых ими правовых актов, а также условия, способствующие возникновению дела6.

         Контроль уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. В соответствии с Федеральным конституционным законом «Об уполномоченном по правами человека в РФ» от 26 февраля 19977, уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) органов и должностных лиц, если ранее

 

 

заявитель обжаловал  эти решения или действия (бездействия) в судебном либо административном порядке, но не согласен срешениями, принятыми по его жалобе. Жалоба должна быть подана уполномоченному не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.

          При рассмотрении жалобы уполномоченный обязан предоставить органу МС или должностному лицу, чьи решения или действия (бездействие) обжалуются, возможность дать свои объяснения по любым вопросам, подлежащим выяснению в процессе проверки, а также мотивировать свою позицию в целом.

          Разновидностью контроля за органами местного самоуправления являются административный надзор и мониторинг. Административный надзор – представляет собой самостоятельный вид контрольно-надзорной деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти. Для него характерно наличие юрисдикционных полномочий, направленных на возможность оценки деятельности поднадзорных объектов только с точки зрения законности и по достаточно узкому кругу специальных вопросов, содержащихся в нормативных правовых актах (норм, правил, требований, стандартов), возможность самостоятельного применения мер административного принуждения в случаях обнаружения правонарушений или возникновения угрозы другим объектам. Административный надзор осуществляется как специальными федеральными службами, основной деятельностью которых является административный надзор (федеральные службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, по надзору в сфере образования и науки; по надзору в сфере экологии и природопользования, по финансовому и бюджетному контролю др.), так и различными инспекциями и надзорами в составе федеральных

 

министерств и  служб (пожарный, санитарно-эпидемиологический, геодезический надзор и др.). Административный надзор представляет собой процесс последовательно осуществляемых этапов: анализ информации о поднадзорном объекте, систематическое и непосредственное наблюдение, проверки, в ходе которых выявляются нарушения, применяются меры пресечения, восстанавливается нарушенный порядок, в случае необходимости решается вопрос о привлечении виновных к ответственности.

          Муниципальный мониторинг – является важнейшим условием эффективного регулирования процессов осуществления и развития местного самоуправления. Муниципальный мониторинг, представляя собой систему наблюдения, оценки и прогноза экономической и социальной обстановки, складывающейся на территории муниципального образования, позволяет обеспечить как органы МС, так и государственные органы полной, своевременной и достоверной информацией о процессах, протекающих в различных сферах муниципальной экономики и социальной жизни. Системный анализ получаемой информации может и должен служить для органов государственной власти субъектов РФ в качестве оценки состояния дел и прогноза развития МС, выявления причин, вызывающих негативный характер протекания социальных, экономических, экологических и общественно-политических процессов. На их основе должны разрабатываться рекомендации и меры, направленные на преодоление негативных и поддержку позитивных тенденций. Эти оценки, рекомендации и меры должны доводиться до органов МС, а наиболее важные из них – до населения муниципальных образований.

3. Виды правовой ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.

          Согласно статьи 70 ФЗ-131 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы МС и их должностные лица несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с законом. Таким образом, в зависимости от субъекта, перед которым наступает ответственность органов и должностных лиц МС, можно выделить следующие виды ответственности: ответственность перед источником публичной власти

– населением, ответственность перед государством, ответственность перед физическими  и юридическими лицами.

 

           Ответственность перед населением. Согласно ФЗ-131 от 06.10.2003, ответственность органов МС и должностных лиц МС перед населением наступает в результате утраты доверия населения. Порядок и условия ответственности ОМС и должностных лиц МС в результате утраты доверия населения определяются уставами муниципальных образований.

          Так, в Уставе города Пензы от 30.06.2005 №130-12/4 ст.105 ч.1 сказано: «Ответственность органов местного самоуправления города Пензы перед населением наступает на основании вступившего в законную силу решения суда»8.

         Данный вид ответственности относится к публично-правовой ответственности, в которой сочетаются политические и правовые меры ответственности, а субъекты публично-правовой ответственности несут её перед основным источником публичной власти – населением муниципального образования. К данному виду ответственности органы

 

и должностные  лица МС могут быть привлечены только населением муниципального образования. Следовательно, такую ответственность  могут нести только выбранные  самим населением органы и должностные лица. Основаниями для отзыва выборного лица и роспуска выборного органа могут служить только конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке, а также нарушения срока издания муниципального правового акта, необходимого для реализации решения, принятого населением на местном референдуме.  
Необходимо отметить, что население на собраниях (сходах) местного сообщества либо через проведение заочного голосования (опросным путем) при необходимости может выразить недоверие и иным должностным лицам МС, потребовав соответственно от представительного органа либо главы муниципального образования освободить их в установленном порядке от занимаемой должности. Однако такое решение носит лишь рекомендательный характер.

           Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством.          Согласно статье 72 ФЗ №131 от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (закон о МСУ), Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий.

      

          При этом ответственность перед государством наступает за нарушение действующего законодательства независимо от того, кому причиняется реальный ущерб – непосредственно государству или физическим и юридическим лицам.  
          Должностные лица МС могут быть привлечены к административной и уголовной ответственности в зависимости от совершенного противоправного деяния, а в определенных случаях также и к дисциплинарной ответственности.

          Условия применения административной ответственности к должностным лицам местного самоуправления могут устанавливаться

как федеральными нормативными актами, так и принятыми  в соответствии с ними нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. На федеральном уровне основным нормативным актом, определяющим условия  применения административной ответственности к должностным лицам местного самоуправления, является Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ9.

          В соответствии со ст. 2.4. КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. В примечании к статье дается понятие должностного лица. Это лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления,

государственных и муниципальных организациях, а  также в Вооруженных Силах  Российской Федерации, других войсках  и воинских формированиях Российской Федерации.

           Конкретные составы административных правонарушений устанавливаются в КоАП РФ, федеральных законах и законах субъектов Российской Федерации. Например, согласно ст.5.36 КоАП РФ административная ответственность должностных лиц наступает за нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью

либо в  учреждения для детей-сирот или  для детей, оставшихся без попечения  родителей.

   Основанием уголовной ответственности должностные лица МС может являться только совершение им деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ в гл. 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления»10. Данная глава включает семь статей, содержащих составы преступлений, наличие которых в деяниях, совершенных должностными лицами местного самоуправления, влечет наступление уголовной ответственности.

           В соответствии со ст. 285 УК РФ уголовной ответственности подлежит должностное лицо местного самоуправления, виновное в злоупотреблении должностными полномочиями. Под злоупотреблением должностными полномочиями понимается использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (ч.1 ст.285

УК РФ). Квалифицирующим признаком данного деяния, отягчающими ответственность за это преступление, является наступление тяжких последствий (ч.3 ст. 285 УК РФ). Формы и способы злоупотреблений должностными полномочиями могут быть самыми разнообразными: издание противоречащих закону либо иному нормативному правовому акту приказов и распоряжений, повлекших указанные в ст. 285 УК РФ последствия; неосновательное расходование денежных и других ресурсов без признаков хищения; сокрытие совершенных в органе местного самоуправления хищений, недостач, злоупотреблений по службе.

  В соответствии со ст. 286 УК РФ преступлением является превышение должностных полномочий должностным лицом местного самоуправления, то есть совершение им действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Более строгую ответственность влекут те же действия, совершенные при наличии таких отягчающих обстоятельств, как а) с применением насилия или с угрозой его применения; б) с применением оружия или специальных средств; в) с причинением тяжких последствий.

Информация о работе Ответственность в муниципальном праве