Отзыв выборного должностного лица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 15:29, курсовая работа

Описание работы

Конституция Российской Федерации закрепляет, что местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, осуществление которого возможно через формы прямого волеизъявления, выборные и другие органы местного самоуправления.
Юристы знают, что право без ответственности есть ничто. Ответственность является одной из важнейших форм защиты и гарантии как самого местного самоуправления, так и установленных Конституцией России прав граждан на его осуществление.

Файлы: 1 файл

Отзыв выборного должностного лица.doc

— 165.00 Кб (Скачать файл)

Конечно, в идеале со всеми подобными пороками должно справляться само население. Однако оно вопреки Конституции теперь Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131 лишено права самостоятельно определять структуру своих органов местного самоуправления, принимать устав своего муниципального образования, осуществлять при необходимости роспуск выборных органов местного самоуправления, фактически лишено возможности реализовывать свое право по отзыву выборных лиц.

2.3. Порядок отзыва (основные этапы)

 

Можно выделить основные этапы отзыва, к которым  относятся:

1) инициирование  проведения голосования по отзыву,

2) назначение голосования по отзыву;

3) подготовка  к проведению голосования по  отзыву,

4) проведение  агитационной кампании,

5) голосование  и определение результатов голосования  по отзыву [24, с. 152-153].

Основное место  занимает инициирование проведения голосования по отзыву, поскольку именно с данного шага начинается процедура отзыва выборного лица местного самоуправления. Значение данного этапа заключается в правовом закреплении основ реализации процедуры инициирования отзыва, направленное на недопущение необоснованного пересмотра итогов выборов, к которым, в частности, относятся: установление временных границ, гарантий для отзываемого лица и др.

Временные рамки  означают запрет на реализацию права  отзыва в начальный период деятельности депутата, выборного должностного лица. Этот срок может составлять от шести месяцев до одного года. Автор обращает внимание, что в законодательстве ряда субъектов закрепляется важная гарантия защиты прав отзываемого – он вправе сделать заявление или дать объяснение по поводу обстоятельств, послуживших основанием для постановки вопроса об отзыве. Только при наличии указанной гарантии может быть обеспечена защита прав отзываемого лица и стабильность осуществления местного самоуправления в целом.

Однако не все  субъекты Российской Федерации пошли по данному пути. Так, например, норма сбора подписей в поддержку начала процедуры отзыва должна быть не менее числа подписей, требуемых при выдвижении на выборах, с тем, чтобы соответствующее регулирование не было неопределенным.

Заформализированная процедура первого этапа в действительности является важным элементом в обеспечении демократических гарантий реализации отзыва. Поскольку только при хорошей правовой проработанности (формализации) института можно, с одной стороны, обеспечить достаточно широкие возможности для проявления инициативы граждан, а с другой – создать гарантии невозможности превращения этого института в фактор, дестабилизирующий работу выборных органов публичной власти.

Составной частью отзыва является назначение голосования  по отзыву. В отличие от федерального законодательства, которое содержит механизм, обеспечивающий обязательность и неминуемость назначения выборов, региональное законодательство прямо не предусматривает подобные гарантии укрепления прав населения на непосредственное осуществления своей власти. Однако указанное обстоятельство не означает, что созданы условия, позволяющие нарушить указанные права. Представляется, что главным способом защиты от подобного бездействия является возможность привлечения представительного органа к ответственности через выражение недоверия населением на референдуме.

Данный этап имеет большое значение в закрепление  процедурных моментов отзыва посредством  установления сроков назначения голосования  и определения даты его проведения, знаменует собой реализацию одной из главных задач инициаторов отзыва – подтверждение обоснованности инициативы проведения отзыва, ведь заявленные основания отзыва были поддержаны населением и привели к назначению даты отзыва.

Решение о проведении голосования по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица принимает, по общему правилу, представительный орган местного самоуправления. Он же устанавливает дату голосования по отзыву.

Однако, не сложный  на первый взгляд вопрос о субъекте, полномочном назначать голосование по отзыву, требует большего внимания. А именно: анализ закона о местном самоуправлении позволяет констатировать, что процесс усиления механизмов сдержек и противовесов между двумя властями на местном уровне получил государственную поддержку. Наиболее ярко это проявилось в установлении запрета на совмещение главой муниципального образования должностей председателя представительного органа и главы местной администрации. В русле такого подхода представляется не совсем оправданным, когда решение о назначении голосования по отзыву главы муниципального образования, иного выборного должностного лица и в отношении депутата принимается представительным органом.

В целях приведения в соответствие позиций федерального законодательства и местного нормотворчества целесообразнее закрепить в нормативных актах, регламентирующих процедуру отзыва, «зеркальный» принцип назначения голосования по отзыву. Он заключается в том, что решение о назначении голосования по отзыву в отношении главы муниципального образования, иного выборного должностного лица должно приниматься представительным органом, а в отношении депутата представительного органа – главой муниципального образования.

После принятия представительным органом местного самоуправления решения о назначении голосования по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица требуется осуществление ряда организационных мер, связанных с подготовкой к проведению голосования по отзыву. Каких-либо принципиальных отличий от процедуры подготовки к проведению местных выборов по соответствующему избирательному округу в нормативно-правовых актах не наблюдается [16, с. 42].

Тем не менее, часть  субъектов Российской Федерации  не соблюдает требование Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которому нормативные акты субъектов Российской Федерации об отзыве выборных лиц местного самоуправления должны исключать вмешательство государственных органов, а также избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в процесс отзыва, поскольку иное было бы нарушением конституционных принципов местного самоуправления.

Так, например, в Пензенской области предусматривается участие в подготовке и проведении голосования об отзыве депутата, выборного должностного лица местного самоуправления избирательной комиссии Пензенской области [4].

Заключительным  этапом отзыва является голосование  по отзыву и определение его результатов. День голосования являет собой пик  кампании по отзыву. Вся предшествующая ему работа носит подготовительный характер. Цель данного этапа – обеспечить реализацию конституционного права граждан на непосредственное осуществление местного самоуправления, защищая, при этом, такие конституционно-правовые ценности, как стабильность и непрерывность функционирования публичной власти. Для воплощения указанной цели на данном этапе в наибольшей степени используются способы сдерживания возможных негативных последствий применения отзыва, главным из которых является нормотворческое обеспечение того, чтобы за отзыв проголосовало, по крайней мере, не меньшее число граждан, чем то, которым отзываемое лицо было избрано [3].

Выборное лицо считается отозванным с момента  обнародования результатов голосования  по отзыву.

В соответствии с законами субъектов Российской Федерации, если голосование по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица признано несостоявшимся либо эти выборные лица по результатам голосования не были отозваны, повторное выдвижение требования по отзыву возможно не ранее установленного законом срока (обычно не ранее чем через год). Законодательство некоторых зарубежных стран пошло еще дальше в закреплении гарантий для отзываемых: устанавливается запрет на повторный отзыв одного и того же выборного лица в течение срока его полномочий.

Такова в  основном процедура проведения отзыва выборных лиц местного самоуправления в сравнительном анализе законодательства субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Постановлениями Конституционного суда от 7 июня 2000 года № 10-П и от 24 декабря 1996 года № 21-П недопустима  облегченная процедура отзыва. В противном случае указанное обстоятельство может привести к злоупотреблению в его использовании, к тому, что институт отзыва будет использоваться для пересмотра результатов выборов, дестабилизации работы представительного органа, устранения политических противников и в иных деструктивных целях.

 

Заключение

 

Итак, сделаем  выводы.

Таким образом, отзыв (досрочное прекращение полномочий) нельзя считать прямым инструментом привлечения к ответственности  органа местного самоуправления перед населением, но опосредованным вполне можно, так как неблагоприятные последствия для органов местного самоуправления при успешной реализации инициативы населения по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления наступают в виде определенной общественной негативной оценки деятельности всех органов местного самоуправления. Ведь при нормальной работе этих органов не должно создаваться оснований для досрочного прекращения полномочий депутатов, членов выборных органов и должностных лиц местного самоуправления, а уж если такие основания возникают, то вопрос привлечения к ответственности мог и должен был бы успеть решиться с использованием внутренних механизмов взаимодействия органов местного самоуправления между собой и внутреннего контроля за качеством своей работы.

Институт отзыва имеет право на существование  благодаря наличию весомых аргументов в его пользу. Таких, как:

  1. отзыв стимулирует депутата или чиновника работать более добросовестно;
  2. расширяет возможности граждан по формированию дееспособного, авторитетного состава представительных органов власти;
  3. служит гарантией усиления позитивной юридической ответственности депутатов;
  4. позволяет в большей мере учитывать волю большинства населения;
  5. предостерегает выборное лицо от следования узко специальным интересам;
  6. стимулируют интерес граждан к публичным делам в период между выборами;
  7. является средством урегулирования политических конфликтов в современном обществе.

В целом приходится констатировать, что в современных российских условиях институт отзыва депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления как вид юридической ответственности перед населением работает неэффективно, а в большинстве случаев вообще не работает.

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ).
  2. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154813/
  3. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 02.04.2002 г. № 7-П.
  4. Закон Пензенской области от 28.12.2012 № 2344-ЗПО «О прекращении исполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Пензенской области».
  5. Устав городского округа «Саранск» от 23 декабря 2005 г. № 177//Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
  6. Авакьян А. Пояснительная записка к модельному закону о порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления//Вестник центральной избирательной комиссии Российской Федерации. – 1999. – № 1 (67).
  7. Алексеев И.А. Муниципально-правовая ответственность: проблемы теории и практики: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. – Ростов-на-Дону, 2007. – 28 с.
  8. Амирбеков К.И. Публично-правовая ответственность органов местного самоуправления в Российской Федерации: конституционные аспекты: Монография. – М.: 2002. – 198 с.
  9. Антонова Н.А. Развитие форм непосредственной демократии в системе местного самоуправления//Конституционное и муниципальное право. – 2007. – № 4.
  10. Витрук Н.В. Общие вопросы правовой ответственности. Конституционная ответственность//Государство и право. – 2000. – № 3.
  11. Власов В.А. Актуальные вопросы ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением//Конституционное и муниципальное право. – 2009. – № 8.
  12. Кочерга А.А. Муниципально-правовая ответственность – самостоятельный вид юридической ответственности//»Черные дыры» в российском законодательстве. – 2006. – № 1. – С. 14-16.
  13. Кочерга А.А. Муниципально-правовая ответственность глав муниципальных образований и депутатов представительных органов местного самоуправления в субъектах Российской Федерации на территории Южного федерального округа: Дисс. ... канд. юрид. наук. – Ставрополь: Ставропольский государственный университет, 2006. – 207 с.
  14. Кузько А.В. Повышение эффективности конституционно-правовой ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления//Государственная власть и местное самоуправление. –                 2008. – № 5.
  15. Кутафин О.Е., Фадеев В И Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. – М.: Юристь. 2012. – 472 с.
  16. Ларькина А.П. Отзыв депутата представительного органа и выборных должностных лиц местного самоуправления как вид ответственности перед населением//Муниципальная служба: правовые вопросы. – 2010. – № 2.
  17. Лисьев А.В. Конституционная ответственность законодательного органа и его должностных лиц//Государственная власть и местное самоуправление. – 2009. – № 3.
  18. Овчинников И.И., Писарев А.Н. Муниципальное право России: Учебник. – М.: Эксмо, 2007. – 424 с.
  19. Пешин Н.Л. Особенности государственного контроля за местным самоуправлением//Конституционное и муниципальное право. – 2007. – № 4. – С. 33-37.
  20. Пылин В.В. Некоторые проблемы ответственности перед населением и представительным органом в муниципальных образованиях//Муниципальная служба: правовые вопросы. – 2010. – № 3.
  21. Самодин С.В. Основные тенденции и противоречия реформы местного самоуправления в России//Власть. – 2007. – № 7. – С. 9-11.
  22. Чаннов С.Е. Муниципальное право. – М.: Юрайт-Издат, 2006. – 274 с.
  23. Шугрина Е.С. Как отозвать депутата//Российская федерация сегодня. – 1999. – № 12.
  24. Шугрина Е.С. Муниципальное право Российской Федерации. – М.: Проспект, 2009. – 672 с.
  25. Щепачев В.А. Ответственность органов местного самоуправления перед населением муниципального образования//Муниципальная служба: правовые вопросы. – 2010. – № 2.

 


Информация о работе Отзыв выборного должностного лица