Полномочия органов местного самоуправления в области управления муниципальной собственностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 14:45, курсовая работа

Описание работы

Понятие «муниципальная собственность» предполагает собственность муниципального образования (городских или сельских поселений, муниципальных районов, городских округов и т.д.). Муниципальной собственностью распоряжаются местные органы самоуправления. Муниципальные образования имеют местный бюджет, который формируется, утверждается и используется органами местного самоуправления. Они же осуществляют и контроль за использованием бюджета при участии в контрольных функциях и государственных органов управления.
Актуальность данной темы несомненна. Совершенствовать управление муниципальной собственностью, преумножать ее и грамотно распоряжаться ею – задача органов местного самоуправления, которую нужно решать постоянно.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………....3-4
Глава I . Теоретико-правовые основы в области управления муниципальной собственностью …………………………………………..5-11
1.1 Муниципальная собственность: понятие, содержание, специфика …………………………………………………………………………………....5-8
1.2 Федеральное законодательство об основах управления муниципальной собственностью ……………………………………...……..9-11
Глава II.Полномочия и ответственность органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью….12-20
2.1 Полномочия органов МСУ в области управления муниципальной собственностью …………………………………………………………..….12-15
2.2 Ответственность по обязательствам муниципальных образований…………………………………………………………………..15-17
2.3 Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности ………………………………………………………………..17-19
2.4 Этапы реализации мероприятий, направленных на повышение эффективности управления муниципальной собственностью ……….…..19-20
Заключение …………………………………….………………………...21
Список нормативных - правовых актов и специальной литературы …………………………………………………………………………………22-23

Файлы: 1 файл

полномочия МСУ в обл.упрвления мун.собственностью.docx

— 44.94 Кб (Скачать файл)

 

 

 

ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………………....3-4

Глава I . Теоретико-правовые основы в области управления муниципальной собственностью …………………………………………..5-11

1.1 Муниципальная собственность: понятие, содержание, специфика …………………………………………………………………………………....5-8

1.2 Федеральное законодательство  об основах управления муниципальной  собственностью ……………………………………...……..9-11

Глава II.Полномочия и ответственность органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью….12-20

2.1 Полномочия органов МСУ в области управления муниципальной собственностью …………………………………………………………..….12-15

         2.2 Ответственность по обязательствам муниципальных образований…………………………………………………………………..15-17

2.3 Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности ………………………………………………………………..17-19

2.4 Этапы реализации мероприятий, направленных на повышение эффективности управления муниципальной собственностью ……….…..19-20

Заключение …………………………………….………………………...21

Список нормативных - правовых актов и специальной литературы …………………………………………………………………………………22-23 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В условиях перехода к рыночным отношениям и суверенизации регионов России одной из главных целей проводимых экономических реформ является совершенствование управления.

Формирование рыночных отношений в отдельных муниципальных образованиях – городских или сельских поселениях, муниципальных районах, городских округов либо внутригородских территориях городов федерального значения и других населенных пунктах, имеющих своеобразные природно–экономические, исторические, национальные особенности, требует взвешенного и продуманного подхода, глубокого теоретического осмысления механизма функционирования различных форм собственности и управления. «Более активную роль в деле создания благоприятных условий для жизнедеятельности населения призвана сыграть муниципальная собственность, которая служит емким источником доходов части местного бюджета.»

Понятие «муниципальная собственность» предполагает собственность муниципального образования (городских или сельских поселений, муниципальных районов, городских округов и т.д.). Муниципальной собственностью распоряжаются местные органы самоуправления. Муниципальные образования имеют местный бюджет, который формируется, утверждается и используется органами местного самоуправления. Они же осуществляют и контроль за использованием бюджета при участии в контрольных функциях и государственных органов управления.

 Актуальность данной  темы несомненна. Совершенствовать  управление муниципальной собственностью, преумножать ее и грамотно  распоряжаться ею – задача  органов местного самоуправления, которую нужно решать постоянно.

Целью исследования является анализ деятельности органов местного самоуправления в области управления и распоряжения муниципальной собственностью.

Объект исследования: Органы местного самоуправления, обладающие муниципальной собственностью.

Предметом исследования является деятельность органов МСУ в области управления муниципальной собственностью.

Задачи исследования:

1) произвести анализ теорико - правовых основ управления муниципальной собственностью;

2) дать характеристику  деятельности органов местного  самоуправления в области управления  муниципальной собственностью;

3) выявить проблемы в  управлении муниципальной собственностью  и выработать этапы реализации мероприятий, направленных на повышение эффективности управления муниципальной собственностью.

Теоретическую основу работы составили исследования отечественных правоведов прошлого и современности по рассматриваемому вопросу, а именно: Князева С.Д., Емельянова Н.А, Игнатова В.Г., Рудой В.В., Хрусталева Е.Н., Афанасьева В.Н.

Методология - в процессе подготовки курсовой работы мною были использованы следующие общенаучные методы: системного анализа, а также частно-научные методы.

 

 

 

Глава I. ТЕОРЕТИКО- ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ

1.1 Муниципальная собственность: понятие, содержание, специфика

В соответствии со статьей 215 Гражданского Кодекса РФ, муниципальная собственность - имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

"Имущество, находящееся  в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными  предприятиями и учреждениями  во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом".1

Содержание права собственности раскрывает ст. 209 ГК РФ, в п.1 которой устанавливается: «Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом».

Владение – начальная форма собственности, отражающая юридическую, документально закрепленную фиксацию субъекта собственности.

Пользование – отношения собственности, означающие применение объекта собственности в соответствии с его назначением и по желанию и усмотрению пользователя.

Распоряжение – наиболее всеобъемлющий, высший способ реализации отношений собственности, дающий субъекту собственности право и возможность поступать по отношению к объекту по своему усмотрению и использовать его любым желаемым образом вплоть до передачи другому субъекту, преобразования в другой объект и даже ликвидации.

Специфика муниципальной собственности состоит в сложном характере ее объектов, которые, с одной стороны, имеют целевое назначение, так как предназначены для решения вопросов сугубо местного значения: удовлетворения жилищно-коммунальных, социально-культурных и бытовых потребностей населения муниципального образования, но с другой – исключительно многофункциональны, поскольку задействованы в решении широкого круга местных вопросов, в частности, участвуют в обеспечении доходов местного бюджета (за счет реализации муниципального имущества, его арендного и другого. использования), в укреплении социальной инфраструктуры территории (через развитие институтов социальной защиты населения и обеспечения занятости), в развитии инженерной инфраструктуры муниципального образования (транспортной, информационной, бытовых коммуникаций: дороги, газо- и водопроводы, тепловая сеть и т.п.), в стимулировании развития малого и среднего бизнеса, создании и укреплении рыночной инфраструктуры и т.д.

Последнее, во многом оказывается возможным благодаря весьма разнообразному составу муниципальной собственности. Так, согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований (ст.49).

В собственности муниципальных образований может находиться:

  1. имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона;
  2. имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования;
  3. имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения.

В собственности поселений могут находиться:

1) имущество, предназначенное  для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения;

2) автомобильные дороги  местного значения в границах  населенных пунктов поселения, а  также имущество, предназначенное  для обслуживания таких автомобильных  дорог;

2.1) имущество, предназначенное  для организации охраны общественного  порядка в границах поселения;

3) жилищный фонд социального  использования для обеспечения  малоимущих граждан, проживающих  в поселении и нуждающихся  в жилых помещениях, жилыми помещениями  на условиях договора социального  найма, а также имущество, необходимое  для содержания муниципального  жилищного фонда;

4) пассажирский транспорт  и другое имущество, предназначенные  для транспортного обслуживания  населения в границах поселения;

5) имущество, предназначенное  для предупреждения и ликвидации  последствий чрезвычайных ситуаций  в границах поселения;

6) имущество, предназначенное  для обеспечения первичных мер  пожарной безопасности.

Учитывая многообразие объектов муниципальной собственности, целесообразным: представляется разделение последних на отдельные группы, обладающие определенными родственными признаками. Если в качестве такого признака принять, например, режим функционирования объектов муниципальной собственности, то все объекты собственности могут быть разделены на три группы:

во-первых, это объекты муниципальной собственности, необходимые для реализации качественных функций собственника и непосредственно управляемые им самим. Сюда относятся средства местных бюджетов и внебюджетных фондов, а также иное муниципальное имущество, закрепленное во владение, пользование и распоряжение за органами местного самоуправления, т.е. муниципальная казна;

во-вторых, это социально-экономическая система (хозяйство) муниципального образования, т.е. унитарные муниципальные предприятия, которым имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения.2

в-третьих, учреждения (образования, культуры, здравоохранения), за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления (ст. 296 ГК РФ).

1.2 Федеральное  законодательство об основах  управления муниципальной собственностью

Основой для определения полномочий органов местного самоуправления являются существующие правовые нормы. Основополагающим документом служит Конституция Российской Федерации, которая гарантирует местному самоуправлению самостоятельность в пределах его полномочий (ст.12) и в наиболее общем виде называет круг полномочий местного самоуправления (ст.132). Положения Конституции РФ соответствуют Европейской Хартии о местном самоуправлении, которая определяет исходные принципы установления полномочий, органов местного самоуправления (ст.4).

Конституция Российской Федерации закрепляет за органами местного самоуправления все права собственника: владение, пользование и распоряжение муниципальной собственность (ст.130), а также гарантирует их самостоятельность в управлении муниципальной собственностью.

Согласно статье 215 Гражданского кодекса РФ, муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским, сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. Таким образом, субъектами муниципальной собственности являются муниципальные образования.

Порядок передачи объектов федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность регулируется Федеральными законами «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», «О приватизации государственного и муниципального имущества», а также государственными программами приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.3

Процесс формирования муниципальной собственности начался после принятия Закона РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» от 6 июля 1991 года. Порядок ее формирования был установлен постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». В развитие данного постановления Президент РФ своим Распоряжением от 18 марта 1992г. утвердил Положение об определении пообъектного состава Федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности». Данное Положение установило порядок составления и утверждения перечня объектов, передаваемых в муниципальную собственность, а также порядок оформления прав собственности. Муниципальное имущество подлежало пообъектной регистрации в соответствующем реестре муниципальной собственности. Согласно положению право и обязанность ведения реестра по объектам, переданным в муниципальную собственность, принадлежит комитетам по управлению муниципальным имуществом городов и районов.

Информация о работе Полномочия органов местного самоуправления в области управления муниципальной собственностью