Понятие и классификация органов местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 22:11, курсовая работа

Описание работы

Цель курсового проекта заключается в исследовании деятельности местной администрации в системе органов местного самоуправления и разработке мероприятий по оптимизации деятельности местной администрации в системе органов местного самоуправления
Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты функционирования системы органов местного самоуправления.
Провести анализ деятельности местной администрации в системе органов местного самоуправления (на примере Администрации Автозаводского района г.о. Тольятти).

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 5
1.1. Понятие и классификация органов местного самоуправления 5
1.2. Местная администрация и ее место в структуре органов местного самоуправления 11
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ АВТОЗАВОДСКОГО РАЙОНА Г.О. ТОЛЬЯТТИ) 18
2.1. Структура органов местного самоуправления в г.о. Тольятти 18
2.2. Анализ деятельности Администрации Автозаводского района г.о. Тольятти в системе органов местного самоуправления 19
3. ОПТИМИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ АВТОЗАВОДСКОГО РАЙОНА Г.О. ТОЛЬЯТТИ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 31
ПРИЛОЖЕНИЯ 33

Файлы: 1 файл

Optimizatsia_deyatelnosti_mestnoy_administratsii.doc

— 229.50 Кб (Скачать файл)

1.2. Местная администрация и ее место в структуре органов местного самоуправления

Конституция России говорит  о том, что народ осуществляет свою власть непосредственно, через  референдум и свободные выборы, а  также через органы государственной  власти и органы местного самоуправления. Таким образом, органы местного самоуправления – конституционные органы власти местного самоуправления (муниципальной власти)6.

Власть местного самоуправления в России – самостоятельная разновидность  публичной власти; органы местного самоуправления, в соответствии со статьей 12 Конституции РФ, не входят в систему органов государственной власти.

Европейская хартия местного самоуправления – международно-правовой акт Совета Европы, ратифицированный нашей страной в 1998 году – устанавливает  ряд норм-принципов, касающихся организации  муниципальной власти и деятельности органов местного самоуправления7. Местное самоуправление, гласит Европейская хартия, осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования. Советы или собрания могут иметь подотчетные им исполнительные органы.

Основные полномочия органов местного самоуправления должны устанавливаться Конституцией или  законом. Органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, обладают полной свободой действий для  реализации собственной инициативы по любому вопросу, который не исключен из сферы их компетенции и не находится в ведении какого-либо другого органа власти.

Федеральный закон №131-ФЗ устанавливает, что органы местного самоуправления – это избираемые непосредственно населением и/или образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ч. 1 ст. 2)8.

Местное самоуправление в России осуществляется в различных организационных формах, что закреплено в ст.130 Конституции РФ. В рамках соответствующих муниципальных образований эти формы в своей совокупности образуют систему местного самоуправления, посредством которой обеспечивается решение вопросов местного значения в интересах населения.

Единство системы местного самоуправления обусловлено тем, что:

    • основывается на демократических принципах организации местного самоуправления;
    • строится с учетом роли и функций местного самоуправления в обществе и государстве, а также исторических и иных традиций;
    • определяется населением соответствующих муниципальных образований самостоятельно;
    • все ее организационные формы находятся в тесной взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости;
    • разграничением предметов ведения и полномочий между различными формами ее осуществления.

 

 Органы  местного самоуправления конкретного  муниципального образования составляют публично-правовую систему, элементы которой (органы местного самоуправления и  выборные должностные лица местного самоуправления), составленные в соответствии с некоторыми правилами, находятся между собой в определенных взаимоотношениях. Элементы такой публично-правовой системы, имеющие установленный правовой статус и соответствующие ему полномочия, являются структурой органов местного самоуправления данного муниципального образования.

Система органов местного самоуправления, помимо их структуры, включает в себя взаимоотношения (правоотношения) органов  между собой и с правовым окружением, а также «системообразующий фактор», которым является цель системы. В  Постановлении Конституционного Суда РФ от 27 января 1999 г. № 2-П целью системы органов местного самоуправления названо решение органами местного самоуправления вопросов местного значения в интересах населения.

Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Структура органов местного самоуправления представлена на рис.1.1.

Рис. 1.1. Структура органов местного самоуправления

 

 

 Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению  вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Местной администрацией руководит глава местной администрации  на принципах единоначалия.

 Главой местной  администрации является глава  муниципального образования либо  лицо, назначаемое на должность  главы местной администрации  по контракту, заключаемому по  результатам конкурса на замещение  указанной должности на срок  полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

Контракт с главой местной администрации  заключается на срок полномочий представительного  органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность  главы местной администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва), но не менее чем на два года.

Условия контракта для главы  местной администрации поселения  утверждаются представительным органом  поселения, а для главы местной  администрации муниципального района (городского округа), внутригородского муниципального образования города федерального значения - представительным органом муниципального района (городского округа), внутригородского муниципального образования города федерального значения в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, и законом субъекта Российской Федерации в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В случае, если лицо назначается на должность главы  местной администрации по контракту, уставом поселения, а в отношении  должности главы местной администрации  муниципального района (городского округа), внутригородского муниципального образования города федерального значения - уставом муниципального района (городского округа), внутригородского муниципального образования города федерального значения и законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации9.

Порядок проведения конкурса на замещение должности  главы местной администрации  устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса. Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании устанавливается представительным органом муниципального образования.

Местная администрация  обладает правами юридического лица.

Структура местной администрации  утверждается представительным органом  муниципального образования по представлению  главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.

Глава местной администрации не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Глава местной администрации не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Полномочия  главы местной администрации, осуществляемые на основе контракта, прекращаются досрочно в случае10:

1) смерти;

2) отставки по собственному желанию;

3)  соглашения сторон или в судебном порядке;

4) отрешения от должности;

5) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

6) признания судом безвестно  отсутствующим или объявления  умершим;

7) вступления в отношении его  в законную силу обвинительного  приговора суда;

8) выезда за пределы Российской  Федерации на постоянное место жительства;

9) прекращения гражданства  Российской Федерации, прекращения  гражданства иностранного государства  - участника международного договора  Российской Федерации, в соответствии  с которым иностранный гражданин  имеет право быть избранным  в органы местного самоуправления;

10) призыва на военную службу  или направления на заменяющую  ее альтернативную гражданскую  службу;

11) преобразования муниципального  образования, а также в случае  упразднения муниципального образования;

12) утраты поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом;

13) увеличения численности избирателей  муниципального образования более  чем на 25 процентов, произошедшего  вследствие изменения границ  муниципального образования или  объединения поселения с городским округом;

14) вступления в должность главы  муниципального образования, исполняющего  полномочия главы местной администрации.

 

2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ АВТОЗАВОДСКОГО РАЙОНА Г.О. ТОЛЬЯТТИ)

2.1. Структура органов местного самоуправления в г.о. Тольятти

Органы местного самоуправления г.о. Тольятти сформированы на основании Устава города, принятого решением Городской Думы в 1996 году.

Главой местного самоуправления в Тольятти является мэр, избираемый жителями один раз в четыре года всеобщим тайным голосованием.

Представительный орган  городского самоуправления и законодательной  власти — Тольяттинская городская Дума. Дума состоит из 35 депутатов, из которых 17 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам и 18 депутатов — по единому избирательному округу, который включает в себя всю территорию городского округа, пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутых избирательными объединениями. Работой депутатов руководит Председатель городской Думы.

Административно город  разделён на 3 района:

    • Автозаводский район (или Новый город) — 441,9 тыс. жителей;
    • Комсомольский район (или Комсомольск) — 120,0 тыс. жителей;
    • Центральный район (или Старый город) — 157,7 тыс. жителей.

Районами города руководят  назначаемые мэром главы администрации.

Таким образом, структуру  органов местного самоуправления г.о. Тольятти  составляют:

    • Дума городского округа – представительный орган городского округа
    • Мэр городского округа – глава городского округа
    • Мэрия городского округа – местная администрация (исполнительно – распорядительный орган городского округа).

 

2.2.  Анализ деятельности  Администрации Автозаводского района г.о. Тольятти в системе органов местного самоуправления

Администрация Автозаводского района (территориальный орган) мэрии образована в соответствии с решением Думы городского округа Тольятти от 17.05.2006 г. № 436 «О структуре мэрии городского округа Тольятти».

Администрация является территориальным органом (структурным подразделением) мэрии, наделенным полномочиями в соответствии с Положением об администрации Автозаводского района. 

Администрацией руководит  заместитель мэра - глава администрации  района при общем руководстве мэра городского округа Тольятти.

Администрация осуществляет свою деятельность на основе Конституции  РФ, федеральных законов и других нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и других нормативных  правовых актов Самарской области, Устава городского округа Тольятти, нормативных правовых актов органов местного самоуправления городского округа Тольятти, Положения об администрации.

Администрация не является юридическим лицом.

Штатное расписание и  условия оплаты труда работников Администрации утверждаются мэром.

Место нахождения Администрации  Автозаводского района: 445037, РФ, Самарская обл., г. Тольятти, Новый проезд, д. 2.

Основной целью деятельности Администрации является решение вопросов местного значения и осуществление отдельных государственных полномочий в пределах полномочий, определенных Положением об Администрации Автозаводского района г.о. Тольятти.

Информация о работе Понятие и классификация органов местного самоуправления