Понятие и виды гарантий местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 15:18, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в том, чтобы на основе системного анализа, исследовать реализацию института гарантий местного самоуправления.
Для достижения указанной цели в ходе исследования предполагалось решить следующие задачи:
- раскрыть содержание основных понятий, используемых в правовом институте гарантий местного самоуправления;
- дать характеристику видам гарантий прав местного самоуправления и их правовому регулированию;
- проанализировать теорию судебной защиты прав местного самоуправления.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………….3
1. Теоретико-правовые основы гарантий местного самоуправления
1.1. Гарантии прав местного самоуправления: понятие и особенно-сти……………………………………………………………………………6
1.2. Классификация гарантий местного самоуправления……………………9
2. Система гарантий местного самоуправления
2.1. Гарантии, обеспечивающие организационную самостоятельность мест-ного самоуправления………………………………………………………13
2.2. Гарантии, обеспечивающие финансово-экономическую самостоятель-ность местного самоуправления………………………………………….15
2.3. Судебная и иные правовые формы защиты местного самоуправле-ния…………………………………………………………………………...20
3. Виды гарантий местного самоуправления
3.1. Экономические гарантии…………………………………………………..22
3.2. Политические гарантии………………………………………………….....23
3.3. Организационные гарантии………………………………………………..24
3.4. Социальные гарантии………………………………………………………26
3.5. Правовые гарантии………………………………………………………...27
3.6. Правовые формы защиты прав местного самоуправления…………….29
Заключение…………………………………………………………………………...31
Список используемой литературы…………………………………………………33

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 79.84 Кб (Скачать файл)

Гарантией судебной защиты прав местного самоуправления является порядок признания недействительными  решений органов и должностных  лиц местного самоуправления, предполагающий, в частности, соответствующее решение  суда по этому вопросу. Кроме того, именно заключение соответствующего суда субъекта Российской Федерации может  являться основанием для рассмотрения законодательным (представительным) органом  государственной власти субъекта Российской Федерации вопроса о прекращении  полномочий соответствующего органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления25.

2. Гарантией правовой  защиты местного самоуправления  является обязательность решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Данные решения обязательны для исполнения всеми, расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами.

В соответствии с Федеральным  законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», закрепляется данная гарантия и устанавливается, что решения органов и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда26.

При этом Закон предусматривает  ответственность в соответствии с действующим законодательством, которая наступает за неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

3. Важным средством правовой  защиты интересов местного самоуправления, его прав являются обращения  органов местного самоуправления  и должностных лиц местного  самоуправления в органы государственной  власти и к государственным должностным лицам. Эти обращения, в которых органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления поднимают вопросы защиты прав местного самоуправления, необходимости учета интересов муниципальных образований при решении социально-экономических и иных вопросов, подлежат обязательному рассмотрению. Органы и должностные лица местного самоуправления должны получить мотивированный ответ на свои обращения.

В целях организации постоянного  взаимодействия федеральных органов  исполнительной власти с органами местного самоуправления Правительство Российской Федерации приняло постановление «О некоторых мерах по организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами местного самоуправления» от 27 июня 1996 г. Такое взаимодействие служит, в частности, повышению качества разрабатываемых нормативных правовых актов по вопросам местного самоуправления. Согласно постановлению, федеральные органы исполнительной власти (перечень этих органов прилагается к постановлению) должны образовывать в пределах установленных штатной численности и фонда заработной платы структурные подразделения по вопросам местного самоуправления либо возложить эти функции на действующие подразделения.

Органы местного самоуправления обращаются по вопросам своей деятельности также к предприятиям, учреждениям и организациям, которые обязаны рассматривать эти обращения27.

В целях большего учета  интересов муниципальных образований  при законодательном регулировании субъектами Российской Федерации разнообразных вопросов регионального и местного значения Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделяет представительные органы местного самоуправления правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации.

4. Правовая защита местного  самоуправления гарантируется деятельностью  соответствующих государственных  органов, которые в пределах  своих полномочий обеспечивают защиту прав местного самоуправления, учет их интересов при осуществлении государственной политики в различных сферах жизни общества.

Надзор за соблюдением  законодательства о местном самоуправлении, права населения на местное самоуправление осуществляет прокуратура Российской Федерации.

Федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной  политики в области местного самоуправления, является Министерство Российской Федерации по делам национальностей и федеративным отношениям, в структуре которого имеется Департамент по проблемам местного самоуправления28.

Значительная часть правовых актов по вопросам местного самоуправления принимается органами государственной  власти субъектов Российской Федерации, в которых могут содержаться  положения, ущемляющие или ограничивающие права местного самоуправления. Помимо органов прокуратуры, которые осуществляют надзор за исполнением законов органами государственной власти субъектов Российской Федерации. На Министерство юстиции Российской федерации возложено проведение юридической экспертизы  правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов Российской федерации, в том числе и по вопросам местного самоуправления29.

В случае несоответствия правового  акта Конституции Российской Федерации  или федеральному закону Министерство юстиции Российской федерации представляет мотивированное заключение в орган государственной власти субъекта Российской федерации, принявший акт, а также в установленном порядке в соответствующие федеральные органы государственной власти.

Муниципальные образования  имеют возможность отстаивать свои интересы по вопросам местного самоуправления в Совете по местному самоуправлению при Президенте Российской Федерации. Его возглавляет Председатель Правительства Российской Федерации. В состав Совета по местному самоуправлению при Президенте Российской Федерации входят руководители органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органов местного самоуправления, представители союзов и ассоциаций местного самоуправления30.

К основным задачам Совета относятся, в частности, подготовка для Президента Российской Федерации рекомендаций по осуществлению и корректировке государственной политики в области местного самоуправления, разработка для Президента Российской Федерации предложений по обеспечению согласованного взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в ходе осуществления реформы местного самоуправления и т.д.

5. Правовая защита интересов  и прав местного самоуправления  обеспечивается федеральными и региональными программами развития местного самоуправления, принятие которых предусматривает федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

  1. Виды гарантий местного самоуправления
    1. Экономические гарантии

Экономические гарантии рассматриваются  в виде  самостоятельного  вида.

Экономические гарантии составляет экономическая система  общества, в  основе которой    лежит     свобода     экономической     деятельности,     свобода

предпринимательства, разнообразие  и  равноправие  форм  собственности,   их

равная правовая защита. Этот подход, в определенном  смысле,  можно  назвать социологическим31.

С правовой точки зрения, надо выделять в виде  экономических  гарантий муниципальную собственность, иные формы собственности, влияющие на  развитие местного   самоуправления,   а   также    принцип    финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления.

Профессор  Князев   детализирует   экономические   гарантии   местного самоуправления, выделяя в их структуре:

- Во-первых,  принцип  признания  и  равной  защиты  государством муниципальной собственности.

- Во-вторых, возможность нахождения в муниципальной  собственности земли и природных ресурсов.

- В-третьих, самостоятельное решение населением, органами местного самоуправления вопросов  владения,  распоряжения  и  пользования муниципальной собственности.

- В-четвертых, в случае наделения органов местного  самоуправления отдельным государственными полномочиями, передача им необходимых материальных и финансовых ресурсов в полном объеме32.

Финансовая самостоятельность  местного самоуправления  является  важной экономической гарантией, она проявляется:

1. В принципе самостоятельности  формирования, утверждения и исполнения местного бюджета.

2. Право органов местного самоуправления устанавливать местные налоги и сборы.

3. Право выпускать местные займы, лотереи, получать и выдавать кредиты, создать муниципальные банки и иные учреждения

4. Право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений органов государственной власти.

К экономическим гарантиям  относят муниципальную собственность,   финансовые   ресурсы,    которыми располагает местное самоуправление, возможность нахождения  в  собственности муниципального  образования  земли  и   природных   ресурсов,   формирование достаточной налогооблагаемой базы за счет развития местного производства33.

На сегодняшний  день существует два основных взгляда на  экономические гарантии:

1. Как  система  факторов  в  области  муниципального  образования, прежде всего, экономических.

2. Не как совокупность, а  как  единая  экономическая   гарантия,  в рамках которой  рассматриваются все остальные  факторы34.

3.2. Политические гарантии

Под  политическими  гарантиями  местного  самоуправления   традиционно понимается   политико-правовой   режим   государства,   а   именно   система государственной  власти,  основанная  на   принципах   разделения   властей, разграничения предметов ведения и полномочий между органами  государственной власти  РФ  и  органами  государственной  власти  её  субъектов,    принципе идеологического многообразия, осуществление народовластия непосредственно  и через органы местного  самоуправления,  самостоятельность  органов  местного самоуправления в пределах их полномочий, полнота и гарантированность прав и свобод человека и гражданина и некоторые другие гарантии35.

Васильев  Р.  Ф.   указывает  на   то,   что   политические   гарантии предполагают  наличие  государственной  воли  осуществлять  и   поддерживать развитие местного самоуправления, однако саму суть политических гарантий  он не раскрывает.

Коваленко выделяет организационно-политические гарантии,  понимая  под ними,  демократический  характер  политического  режима  в  стране,  который обеспечивает  предоставление  населению   не   только   права   на   местное самоуправление,  но  и  поддержку  и  защиту  этого  права.  Анализируя  его позицию, можно сделать вывод  о  том,  что  он  не  относит  к  политическим гарантиям реально сложившиеся отношения,  а  принимает  во  внимание  только нормативно закрепленные принципы и  определение  прав,  вне  зависимости  от степени их действительной реализованности.

Ряд учёных под политическими  гарантиями понимает  политические  основы местного самоуправления, а их рассматривает, как совокупность правовых  норм и принципов,  закрепляющих  политическое  и  идеологическое  многообразие  в рамках муниципального образования, а  также   правовое  закрепление  прав  и свобод человека.

Дмитриев:  «Политические  права  и  свободы   нацелены   на   активное вовлечение в политическую жизнь местных сообществ и именно  от  них  зависит устойчивость местного  самоуправления,  реальность  демократизма  в  местных сообществах»36.

Практически никто из исследователей не  обращает  внимания  на  особую гарантированность   политической    самостоятельности    органов    местного самоуправления.  Это  не  случайно,  ведь   под   политическими   гарантиями рассматриваются  либо  собственно  политические  гарантии,   либо   правовые гарантии, обеспечивающие некоторые аспекты политической деятельности.

    1. Организационные гарантии

Под  организационными  гарантиями  понимаются  организационные  основы

местного самоуправления, принципы определения компетенции  органов  местного самоуправления,  принципы  обеспечения   организационной   самостоятельность местного самоуправления37.

Организационные  гарантии  создают   условия   для осуществления  гражданами   права   на   местное   самоуправление   в   виде непосредственной и представительной  форм  демократии. Граждане в Конституции РФ, федеральном  законодательстве, получили право на местный референдум, на институт  муниципальных  выборов  и отзыва депутата, правотворческую инициативу и т.д.

Организационные гарантии направлены  на создание и поддержку демократического порядка  формирования  и  деятельности структур   местного   самоуправления,   на   использование   форм    прямого волеизъявления   населения,   подготовку   кадров   для   органов   местного самоуправления и т.д.

В целом можно констатировать слабую разработанность этой темы в  нашей юридической науке.

    1. Социальные гарантии

О социальных гарантиях местного самоуправления  стали  говорить  после принятия Конституции РФ. Согласно Конституции, РФ  провозглашена  социальным государством38,  следовательно, это относится и к местному  самоуправлению.

Социальные гарантии с  этой точки зрения означают  гарантированность  прав и свод  в экономической и  социальной  сфере,  в  культурной  жизни  общества, гарантированность прав и свобод человека на уровне местного  самоуправления.

Информация о работе Понятие и виды гарантий местного самоуправления