Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 15:18, курсовая работа
Цель исследования заключается в том, чтобы на основе системного анализа, исследовать реализацию института гарантий местного самоуправления.
Для достижения указанной цели в ходе исследования предполагалось решить следующие задачи:
- раскрыть содержание основных понятий, используемых в правовом институте гарантий местного самоуправления;
- дать характеристику видам гарантий прав местного самоуправления и их правовому регулированию;
- проанализировать теорию судебной защиты прав местного самоуправления.
Введение……………………………………………………………………………….3
1. Теоретико-правовые основы гарантий местного самоуправления
1.1. Гарантии прав местного самоуправления: понятие и особенно-сти……………………………………………………………………………6
1.2. Классификация гарантий местного самоуправления……………………9
2. Система гарантий местного самоуправления
2.1. Гарантии, обеспечивающие организационную самостоятельность мест-ного самоуправления………………………………………………………13
2.2. Гарантии, обеспечивающие финансово-экономическую самостоятель-ность местного самоуправления………………………………………….15
2.3. Судебная и иные правовые формы защиты местного самоуправле-ния…………………………………………………………………………...20
3. Виды гарантий местного самоуправления
3.1. Экономические гарантии…………………………………………………..22
3.2. Политические гарантии………………………………………………….....23
3.3. Организационные гарантии………………………………………………..24
3.4. Социальные гарантии………………………………………………………26
3.5. Правовые гарантии………………………………………………………...27
3.6. Правовые формы защиты прав местного самоуправления…………….29
Заключение…………………………………………………………………………...31
Список используемой литературы…………………………………………………33
При этом речь идет о гарантированности образования, культуры, семьи, здравоохранения и иных социальных вопросов на местном уровне.
Когда речь идет о социальных гарантиях, особо рассматриваются
гуманистические основы местного самоуправления, под которыми понимаются
такие основополагающие принципы, которые закрепляют правовое положение человека, его права и свободы в качестве высшей ценности. Когда речь идет о закреплении прав и свобод, то предполагается их распространение абсолютно на всех людей:
Исходя из этого, права и свободы должны выступать главным ориентиром при принятии нормативных актов органами государственной власти и местного самоуправления, и при применении данных нормативных актов.
Профессор Коваленко среди социальных гарантий выделяет такие, как развитие социальной структуры общества, формирование основных социальных групп с определенными социально-экономическими интересами и потребностями, институты гражданского общества. Иными словами под социальными гарантиями он понимает реально сложившиеся условия существования и развития местного самоуправления40.
Наряду с социальными гарантиями, он выделяет духовные гарантии, включая в них систему духовных ценностей человека, включая ментальность людей (так как ментальность, ориентированная на участие в местном самоуправлении, является гарантией от злоупотребления властей, и является предпосылкой самостоятельности местного самоуправления)41. Кутафин О. Е. и Фадеев В. И. также выделяют духовные гарантии в отдельный вид, но при этом практически ничего не говорят о гарантиях социальных.
В заключении можно сказать, что этот вид гарантий изучен недостаточно, ведущую роль в их познании играют работы Дмитриева и Коваленко.
Под правовыми гарантиями понимаются юридические гарантии местного самоуправления, целью которых является обеспечение правовыми средствами организации материально-финансовой самостоятельности местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а также защита прав местного самоуправления и создание благоприятной возможности для их наиболее полной реализации. Правовым гарантиями признаются:
1. Положение ст.12 Конституции РФ о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
2. Самостоятельность определения населением структуры органов местного самоуправления, а также обязательное наличие на территории муниципального образования хотя бы одного выборного органа местного самоуправления.
3. Организационная
4. Наличие собственной компетенции органов местного самоуправления, прежде всего, по решению вопросов местного значения.
5. Право муниципального
образования иметь
6. Учет мнения населения при изменении границ территорий, в пределах которых осуществляется местное самоуправление.
7. Контроль государственных органов за деятельностью органов местного самоуправления, этот контроль имеет пределы, обусловленные организационной самостоятельностью муниципального образования.
Некоторые авторы определяют правовые гарантии как совокупность правовых норм, обеспечивающих деятельность всей системы местного самоуправления, при этом они утверждает, что гарантии местного самоуправления измеряются силой нормативных актов, применяемых в системе местного самоуправления, обязательностью исполнения нормативных актов и ответственностью за их неисполнение.
Органы, осуществляющие надзор за местным самоуправлением, могут обжаловать в судебном порядке противоречащие закону решения местного самоуправления, а не безусловно их отменить в административном порядке42.
Ряд учёных традиционно рассматривает предусмотренные законодательством гарантии и включает в них запрет на ограничение прав местного самоуправления, обращая внимание на обязательность решений, принятых путем прямого волеизъявления гражданами43.
Традиционным правовым гарантиям в литературе отводится значительная роль. Эти гарантии являются общепризнанными. Основой правовых гарантий являются соответствующие нормативные акты, которые устанавливают ответственность, и нормы-принципы. Правовые принципы отражаются конституционными положениями и положениями закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В региональном и муниципальном законодательстве также закрепляются правовые гарантии местного самоуправления.
Конституция РФ, федеральное законодательство, законодательные и иные правовые акты субъектов РФ устанавливают систему правовых мер, направленных как на защиту нарушенных прав местного самоуправления, так и на предупреждение подобных нарушений.
Одновременно выделяется круг субъектов - потенциальных нарушителей, действия которых органы местного самоуправления могут обжаловать в судебном порядке. Прежде всего, речь идет:
1. О государственных органах и их должностных лицах.
2. Об органах и должностных лицах местного самоуправления.
3. О предприятиях, учреждениях и организациях.
4. Об общественных объединениях.
Таким образом, право на судебную защиту играет особую роль во всей системе правовых гарантий местного самоуправления. Необходимо отметить то, что в суд могут обращаться не только органы и должностные лица местного самоуправления, но и граждане, проживающие на территории муниципального образования44.
Сегодняшнее законодательство не позволяет органам местного самоуправления защищать свои права в Конституционном суде, вернее можно защищать соответствующее право в Конституционном суде только путём обращений граждан. В основном все исследователи рассматривают судебную защиту прав местного самоуправления, как вид правовой гарантии прав местного самоуправления. Практически все авторы отмечают, что видимо это неправильно, что законодатель лишил органы местного самоуправления права обращать в Конституционный суд РФ (и намекают на необходимость устранения этого ограничения). Традиционно право на судебную защиту, согласно российскому законодательству, органов местного самоуправления трактуется более широко, чем в европейской хартии о правах местного самоуправления (там не говорится о гражданах, а только об органах местного самоуправления). В суд могут быть обжалованы акты как нормативного, так и индивидуального характера.
Гарантией правовой защиты местного самоуправления является обязательность решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов и должностных лиц местного самоуправления.
Также правовая защита местного самоуправления гарантируется определенными государственными органами, которые в рамках своих полномочий обеспечивают защиту прав местного самоуправления, учет их интересов при осуществлении государственной политики в различных сферах жизни общества.
Обеспечению правовой защиты местного самоуправления служит также право муниципальных образований объединяться в союзы и ассоциации, главная цель которых - координация деятельности муниципальных образований, более эффективное осуществление своих прав и интересов45.
Заключение
Принятое в муниципальном
праве понимание системы
Судебная форма защиты прав местного самоуправления как правовая гарантия обеспечивается всеми видами судопроизводства (конституционным, гражданским, административным и уголовным).
На основании анализа работ ряда авторов, я попыталась систематизировать их взгляды воедино, сделать определенные выводы и умозаключения. В своей курсовой работе я рассмотрела основные вопросы по данной теме: понятие гарантий местного самоуправления и все его виды, классификацию и систему.
Список используемой литературы
Нормативно-правовые акты
Научная и учебная литература
Информация о работе Понятие и виды гарантий местного самоуправления