Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 17:37, курсовая работа
источниками в любой отрасли права называют правовые акты, в которых находят свое внешнее содержание нормы отрасли права. Источники муниципального права – исходящие от государства или официально признаваемые им формы выражения и закрепления норм муниципального права, придания им общеобязательного характера. Источники муниципального права устанавливают государственные и международные гарантии осуществления местного самоуправления, а также ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением и государством.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА.
1.1. Источники муниципального права на федеральном уровне 6
1.2. Источники муниципального права на региональном уровне 11
1.3. Источники муниципального права на уровне муниципальных образований 12
2. ИНЫЕ ИСТОЧНИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА
2.1. Судебные акты (решения) 21
2.2. Договоры и соглашения в области местного самоуправления 23
2.3. Международно – правовые акты, как источники муниципального права в России 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ – ФИЛИАЛ РАНХиГС
КАФЕДРА КОНСТИТУЦИОННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ: МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО РОССИИ
ТЕМА: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА
Выполнила: студентка 3 курса
10305 группы Наумова Л. А.
Проверил: доцент кафедры,
Новосибирск
2012
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ
И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
1.1. Источники муниципального права на федеральном уровне 6
1.2. Источники муниципального права на региональном уровне 11
1.3. Источники муниципального
права на уровне муниципальных
образований
2. ИНЫЕ ИСТОЧНИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА
2.1. Судебные акты
(решения)
2.2. Договоры и соглашения в области местного самоуправления 23
2.3. Международно
– правовые акты, как источники муниципального
права в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Тема моей курсовой работы – «Понятие и виды источников муниципального права Российской Федерации».
Итак, начнем с того, что источниками в любой отрасли права называют правовые акты, в которых находят свое внешнее содержание нормы отрасли права. Источники муниципального права – исходящие от государства или официально признаваемые им формы выражения и закрепления норм муниципального права, придания им общеобязательного характера. Источники муниципального права устанавливают государственные и международные гарантии осуществления местного самоуправления, а также ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением и государством.
Источники муниципального права:
Поэтому, цель данной работы – показать, какие есть источники муниципального права и какое место они занимают в муниципально - правовых отношениях. Работа ставит перед собой следующие задачи:
· сделать общую характеристику источников муниципального права на федеральном, региональном уровнях и уровне муниципальных образований.
· рассмотреть источники научной дисциплины муниципального права;
· показать место и роль муниципальных правовых актов в системе источников российского права.
Объектом моей работы являются муниципально - правовые отношения, возникающие в ходе взаимодействия субъектов муниципального права. Что касается предмета исследования – то это непосредственно сами принципы муниципального права. В моей работе используются несколько методов исследования: сравнительный метод, изучение нормативно - правовой базы, аналитический метод.
Актуальность
данной темы обусловлена тем, что
правовое положение местного самоуправления
как самостоятельной формы в
механизме осуществления народо
Основным не по юридической силе, а по разработанности и содержанию, является Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131 – ФЗ от от 06.10.2003. В нем довольно детально прописаны все предписания, по которым должно осуществляться местное самоуправление.
1. ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА
1.1 Источники муниципального права на федеральном уровне
Источники муниципального права – исходящие от государства
или официально признаваемые им формы
выражения и закрепления норм муниципального
права, придания им общеобязательного
характера. Они устанавливают государственные
и международные гарантии осуществления
местного самоуправления, а также ответственность
органов и должностных лиц местного самоуправления
перед населением и государством.
Источники муниципального права в Российской Федерации разделяются на три уровня, основной из которых – федеральный уровень, т.е. данные источники принимаются Федеральными органами законодательной власти. Первое место здесь занимает Конституция.
Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации закреплены в Конституции РФ. Ее принятие в 1993 г. положило начало новому периоду развития местного самоуправления в Российской Федерации.
- Конституция РФ 1993 г. закрепила местное самоуправление в качестве одной из основ конституционного строя России. Ч. 2 ст. 3 Конституции устанавливает, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Из этого можно сделать вывод, что местное самоуправление является одним из предусмотренных Конституцией РФ способов реализации публичной власти в Российской Федерации.
Гл. 8 Конституции РФ полностью посвящена организации местного самоуправления в Российской Федерации. В ней устанавливаются основные формы и способы осуществления местного самоуправления, территориальные основы местного самоуправления, основные полномочия его органов.
В ст. 130 Конституции РФ констатируется,
что местное самоуправление в
Российской Федерации обеспечивает
самостоятельное решение
Статья 131 гарантирует территориальное верховенство (самостоятельность) местного самоуправления. К их числу Конституция относит основной круг территорий, на которых может осуществляться местное самоуправление (городские, сельские поселения); запреты на изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, без учета мнения населения соответствующих территорий.
В ст. 132 определяется круг вопросов местного значения (предметы ведения местного самоуправления), в решении которых органы местного самоуправления самостоятельны: управление муниципальной собственностью; формирование, утверждение и исполнение местного бюджета; установление местных налогов и сборов; осуществление охраны общественного порядка; решение иных вопросов местного значения.
Статья 133 Конституции РФ устанавливает запрет на ограничение тех прав
местного самоуправления, которые закреплены в Конституции РФ и федеральных законах.
- Федеральные законы Российской Федерации занимают второе место и содержат нормы, регулирующие местное самоуправление.
Основным законом, регулирующим деятельность местного самоуправления в Российской Федерации, является Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131.
В нем довольно значительно изменена концепция местного самоуправления. Так, претерпели изменения территориальные основы. Если Федеральный Закон о местном самоуправлении 1995 г. устанавливал одноуровневую модель местного самоуправления и не допускал различий между муниципальными образованиями, то Закон 2003 года предусматривает необходимость создания пяти видов муниципальных образований:
- городских,
- сельских поселений,
- муниципальных районов,
- городских округов,
- внутригородских территорий городов федерального значения. При этом территории городских и сельских поселений входят в состав территорий муниципальных районов, но являются самостоятельными муниципальными образованиями, т.е. на данных территориях осуществляется двухуровневое местное самоуправление. Территории городских округов не входят в состав территорий муниципальных районов, там осуществляется одноуровневое местное самоуправление. В результате реформы вместо примерно 12000 муниципальных образований, сформированных в соответствии с Федеральным Законом о местном самоуправлении 1995 г., их возникло около 24000. Особенность заключается и в том, что каждый из видов муниципальных образований призван решать присущие только ему вопросы местного значения, т.е. вопросы местного значения поселения не совпадают с вопросами местного значения муниципального района и городского округа.. Это призвано исправить то, что являющиеся муниципальными образованиями - миллионный город и поселение с числом жителей в несколько сотен человек обладают одинаковыми полномочиями, несмотря на очевидную несопоставимость их экономических, социальных и демографических потенциалов. Важным является также то, что различные муниципальные образования будут иметь разные доходные источники, определяемые в зависимости от их потребностей1. Это полностью соответствует принципу проводимой административной реформы: «деньги следуют за полномочиями». Существенным изменениям подверглись и организационные основы местного самоуправления. Если Федеральным законом о местном самоуправлении 1995 г. допускалось существование десятков возможных схем организации муниципальной власти, то ныне действующий закон ограничивает возможности муниципальных образований в данной сфере. Так, например, закон подробно регулирует систему органов местного самоуправления, вплоть до определения численности представительных органов местного самоуправления и порядка занятия должности главы местной администрации. Федеральный Закон « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» регулирует целый ряд вопросов, ранее не находивших отражения в федеральном законодательстве. В первую очередь это касается главы,
определяющей порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Следует иметь в виду, что
1 Кудинов О.А. Муниципальное право Российской Федерации. (Учебно-практ. пос.) / О.А. Кудинов. – М.: МЭСИ, 2003г. c. 56
полномочия
органов местного самоуправления в
различных сферах общественной жизни
содержатся во многих отраслевых законодательных
актах, в том числе и
На федеральном уровне регулирование местного самоуправления осуществляется и другими нормативными актами.
Так, например, обе палаты Федерального Собрания РФ принимали постановления, затрагивающие вопросы организации местного управления.
Кроме того, вопросы реализации полномочий органов местного самоуправления в различных сферах урегулированы в самых различных актах федеральных министерств и ведомств.
1.2. Источники муниципального права на региональном уровне
Региональный
уровень источников составляют законы
и другие нормативные правовые акты
субъектов РФ.
Это, прежде всего, Конституции, уставы,
законы, иные нормативные правовые акты
республик, краев, областей и других субъектов.
Во всех субъектах РФ приняты и действуют
законы о местном самоуправлении, о выборах
представительных органов местного самоуправления
и глав муниципальных образований, о местном
референдуме, о статусе депутата, выборного
должностного лица; в ряде регионов приняты
законы о муниципальной службе, о финансовых
основах, о территориальном общественном
самоуправлении, об ответственности органов
и должностных лиц местного самоуправления.
В группу источников муниципального права
входят также акты глав субъектов РФ, постановления
законодательных (представительных) органов
государственной власти, акты органов
исполнительной власти субъектов РФ, в
которых содержатся муниципальные нормы.Такое
деление наглядно демонстрирует наличие
многих уровней в системе правового регулирования
местного самоуправления, сложившейся
в нашей стране. Понимание данной особенности
источников отрасли муниципального права
способствует «гармонизации» норм
муниципального права, наиболее эффективной
их реализации, поскольку позволяет выявлять
дефекты системы права: пробелы, деформации,
аномалии, ошибки, коллизии и оперативно
устранять обнаруженные несогласованности,
которые в муниципальном праве имеют весьма
широкое распространение, хотя характерны
всем институтам отрасли, а порой вовлеченные
в такое состояние нормы весьма многочисленны,
что существенно затрудняет процесс преодоления
или разрешения возникшего юридического
конфликта.
Информация о работе Понятие и виды источников муниципального права