Понятие и виды источников муниципального права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 17:37, курсовая работа

Описание работы

источниками в любой отрасли права называют правовые акты, в которых находят свое внешнее содержание нормы отрасли права. Источники муниципального права – исходящие от государства или официально признаваемые им формы выражения и закрепления норм муниципального права, придания им общеобязательного характера. Источники муниципального права устанавливают государственные и международные гарантии осуществления местного самоуправления, а также ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением и государством.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА.
1.1. Источники муниципального права на федеральном уровне 6
1.2. Источники муниципального права на региональном уровне 11
1.3. Источники муниципального права на уровне муниципальных образований 12
2. ИНЫЕ ИСТОЧНИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА
2.1. Судебные акты (решения) 21
2.2. Договоры и соглашения в области местного самоуправления 23
2.3. Международно – правовые акты, как источники муниципального права в России 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word 97 - 2003 (7).doc

— 161.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и  ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ – ФИЛИАЛ  РАНХиГС

ЦЕНТР  ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

КАФЕДРА КОНСТИТУЦИОННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА

КУРСОВАЯ  РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО РОССИИ

ТЕМА: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА

 

 

   Выполнила:  студентка 3 курса 

    10305 группы Наумова Л. А.

Проверил: доцент   кафедры, 

                                                                                                    Потапов М. Г.

 

 

 

 

 

Новосибирск

2012

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ                                                                                               3

1. ПОНЯТИЕ  И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ  МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА.

1.1.   Источники муниципального права на федеральном уровне        6

1.2.   Источники муниципального права на региональном уровне      11

1.3.   Источники муниципального права на уровне муниципальных   образований                                                                                                12

2. ИНЫЕ ИСТОЧНИКИ  МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА

2.1.   Судебные акты (решения)                                                               21

2.2.   Договоры и соглашения в области местного самоуправления     23

2.3.   Международно – правовые акты, как источники муниципального права в России                                                                                                       24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                        28                               СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                  30

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Тема моей курсовой работы – «Понятие и виды источников муниципального права Российской Федерации».

Итак, начнем с того, что  источниками в любой отрасли  права называют правовые акты, в  которых находят свое внешнее  содержание нормы отрасли права. Источники муниципального права – исходящие от государства или официально признаваемые им формы выражения и закрепления норм муниципального права, придания им общеобязательного характера. Источники муниципального права устанавливают государственные и международные гарантии осуществления местного самоуправления, а также ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением и государством.

Источники муниципального права:

  1. Конституция РФ;
  2. Международные договоры РФ;
  3. Федеральный закон РФ (ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г);
  4. Указы Президента РФ (федеральный уровень);
  5. Постановления Правительства (По вопросам местного самоуправления, требующим единой регламентации в границах всей РФ);
  6. Муниципальные правовые акты;
  7. Судебные источники (правовые позиции Конституционного Суда РФ);
  8. Договорные источники.
  9. Решения, принятые на сходе/собрании граждан.

Поэтому,  цель данной работы – показать, какие есть источники  муниципального права и какое  место они занимают в муниципально - правовых отношениях. Работа ставит перед  собой следующие задачи:

·   сделать общую характеристику источников муниципального права на федеральном, региональном уровнях и уровне муниципальных образований.

·  рассмотреть источники научной дисциплины муниципального права;

· показать место и  роль муниципальных правовых актов  в системе источников российского  права.

Объектом моей работы являются муниципально - правовые отношения, возникающие в ходе взаимодействия субъектов муниципального права. Что  касается предмета исследования –  то это непосредственно сами принципы муниципального права. В моей работе используются несколько методов исследования: сравнительный метод, изучение нормативно - правовой базы, аналитический метод.

Актуальность  данной темы обусловлена тем, что  правовое положение местного самоуправления как самостоятельной формы в  механизме осуществления народовластия обусловило необходимость полного охвата всех сторон его организации и деятельности единой отраслью научных знаний. Такой отраслью является наука муниципального права. Степень разработанности моей темы находится на довольно высоком уровне. Большой вклад в разработку вопросов организации и деятельности местных органов внесли такие ученые, как И.А. Азовкин, С.А. Авакьян, Г.В. Барабашев, А.А. Безуглов, В.И. Васильев, Р.Ф. Васильев, Л.А. Григорян, А.И. Ким, О.Е. Кутафин, А.И. Лукьянов, А.И. Лепепшин, В.А. Пертцик, А.Я. Слива, Н.Г. Старовойтов, Ю.А. Тихомиров, Я.Н. Уманский, В.И. Фадеев, К.Ф. Шеремет.

Основным не по юридической  силе, а по разработанности и содержанию, является Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131 – ФЗ от от 06.10.2003. В нем довольно детально прописаны все предписания, по которым должно осуществляться местное самоуправление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА

1.1 Источники муниципального  права на федеральном уровне

 
Источники муниципального права – исходящие от государства или официально признаваемые им формы выражения и закрепления норм муниципального права, придания им общеобязательного характера. Они устанавливают государственные и международные гарантии осуществления местного самоуправления, а также ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением и государством.

Источники муниципального права в Российской Федерации  разделяются на три уровня, основной из которых – федеральный уровень, т.е. данные источники принимаются Федеральными органами законодательной власти. Первое место здесь занимает Конституция.

Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации  закреплены в Конституции РФ. Ее принятие в 1993 г. положило начало новому периоду развития местного самоуправления в Российской Федерации.

- Конституция РФ 1993 г. закрепила местное самоуправление в качестве одной из основ конституционного строя России. Ч. 2 ст. 3 Конституции устанавливает, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Из этого можно сделать вывод, что местное самоуправление является одним из предусмотренных Конституцией РФ способов реализации публичной власти в Российской Федерации.

 

Гл. 8 Конституции РФ полностью  посвящена организации местного самоуправления в Российской Федерации. В ней устанавливаются основные формы и способы осуществления  местного самоуправления, территориальные  основы местного самоуправления, основные полномочия его органов.

В ст. 130 Конституции РФ констатируется, что местное самоуправление в  Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной  собственностью. Оно осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Статья 131  гарантирует  территориальное верховенство (самостоятельность) местного самоуправления. К их числу Конституция относит основной круг территорий, на которых может осуществляться местное самоуправление (городские, сельские поселения); запреты на изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, без учета мнения населения соответствующих территорий.

В ст. 132 определяется круг вопросов местного значения (предметы ведения местного самоуправления), в решении которых органы местного самоуправления самостоятельны: управление муниципальной собственностью; формирование, утверждение и исполнение местного бюджета; установление местных налогов и сборов; осуществление охраны общественного порядка; решение иных вопросов местного значения.

Статья 133 Конституции РФ устанавливает запрет на ограничение  тех прав

местного самоуправления, которые закреплены в Конституции РФ и федеральных законах.

- Федеральные  законы Российской Федерации  занимают второе место и   содержат нормы, регулирующие  местное самоуправление.

Основным законом, регулирующим деятельность местного самоуправления в Российской Федерации, является Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131.

В нем довольно значительно изменена концепция местного самоуправления. Так, претерпели изменения территориальные основы. Если  Федеральный Закон о местном самоуправлении 1995 г. устанавливал одноуровневую модель местного самоуправления и не допускал различий между муниципальными образованиями, то Закон  2003 года предусматривает необходимость создания пяти видов муниципальных образований:

- городских, 

- сельских поселений, 

- муниципальных  районов, 

- городских округов,

- внутригородских территорий  городов федерального значения. При этом территории городских  и сельских поселений входят в состав территорий муниципальных районов, но являются самостоятельными муниципальными образованиями, т.е. на данных территориях осуществляется двухуровневое местное самоуправление. Территории городских округов не входят в состав территорий муниципальных районов, там осуществляется одноуровневое местное самоуправление. В результате реформы вместо примерно 12000 муниципальных образований, сформированных в соответствии с Федеральным Законом о местном самоуправлении 1995 г., их возникло около 24000. Особенность заключается и в том, что каждый из видов муниципальных образований призван решать присущие только ему вопросы местного значения, т.е. вопросы местного значения поселения не совпадают с вопросами местного значения муниципального района и городского округа.. Это призвано исправить то, что являющиеся муниципальными образованиями - миллионный город и поселение с числом жителей в несколько сотен человек обладают одинаковыми полномочиями, несмотря на очевидную несопоставимость их экономических, социальных и демографических потенциалов. Важным является также то, что различные муниципальные образования будут иметь разные доходные источники, определяемые в зависимости от их потребностей1. Это полностью соответствует принципу проводимой административной реформы: «деньги следуют за полномочиями».  Существенным изменениям подверглись и организационные основы местного самоуправления. Если Федеральным законом о местном самоуправлении 1995 г. допускалось существование десятков возможных схем организации муниципальной власти, то ныне действующий закон ограничивает возможности муниципальных образований в данной сфере. Так, например, закон подробно регулирует систему органов местного самоуправления, вплоть до определения численности представительных органов местного самоуправления и порядка занятия должности главы местной администрации. Федеральный Закон « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» регулирует целый ряд вопросов, ранее не находивших отражения в федеральном законодательстве. В первую очередь это касается главы,

определяющей порядок  наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Следует иметь в виду, что


1 Кудинов О.А. Муниципальное право Российской Федерации. (Учебно-практ. пос.) / О.А. Кудинов. – М.: МЭСИ, 2003г. c. 56

 

полномочия  органов местного самоуправления в  различных сферах общественной жизни  содержатся во многих отраслевых законодательных  актах, в том числе и кодифицированного  характера. Так, полномочия органов  местного самоуправления в земельной  сфере закреплены в ЗК РФ, полномочия в сфере образования — в Законе РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1 и т.д.

На федеральном  уровне регулирование местного самоуправления осуществляется и другими нормативными актами.

Так, например, обе палаты Федерального Собрания РФ принимали постановления, затрагивающие  вопросы организации местного управления.

Кроме того, вопросы  реализации полномочий органов местного самоуправления в различных сферах урегулированы в самых различных актах федеральных министерств и ведомств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Источники муниципального права на региональном уровне

Региональный  уровень источников составляют законы и другие нормативные правовые акты субъектов РФ. 
Это, прежде всего,  Конституции, уставы, законы, иные нормативные правовые акты республик, краев, областей и других субъектов. 
Во всех субъектах РФ приняты и действуют законы о местном самоуправлении, о выборах представительных органов местного самоуправления и глав муниципальных образований, о местном референдуме, о статусе депутата, выборного должностного лица; в ряде регионов приняты законы о муниципальной службе, о финансовых основах, о территориальном общественном самоуправлении, об ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления. 
В группу источников муниципального права входят также акты глав субъектов РФ, постановления законодательных (представительных) органов государственной власти, акты органов исполнительной власти субъектов РФ, в которых содержатся муниципальные нормы.Такое деление наглядно демонстрирует наличие многих уровней в системе правового регулирования местного самоуправления, сложившейся в нашей стране.  Понимание данной особенности источников отрасли муниципального права способствует  «гармонизации»  норм муниципального права,  наиболее эффективной их реализации, поскольку позволяет выявлять дефекты системы права: пробелы, деформации, аномалии, ошибки, коллизии и оперативно устранять обнаруженные несогласованности, которые в муниципальном праве имеют весьма широкое распространение, хотя характерны всем институтам отрасли, а порой вовлеченные в такое состояние нормы весьма многочисленны, что существенно затрудняет процесс преодоления или разрешения возникшего юридического конфликта.

Информация о работе Понятие и виды источников муниципального права