Понятие и виды источников муниципального права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 17:37, курсовая работа

Описание работы

источниками в любой отрасли права называют правовые акты, в которых находят свое внешнее содержание нормы отрасли права. Источники муниципального права – исходящие от государства или официально признаваемые им формы выражения и закрепления норм муниципального права, придания им общеобязательного характера. Источники муниципального права устанавливают государственные и международные гарантии осуществления местного самоуправления, а также ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением и государством.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА.
1.1. Источники муниципального права на федеральном уровне 6
1.2. Источники муниципального права на региональном уровне 11
1.3. Источники муниципального права на уровне муниципальных образований 12
2. ИНЫЕ ИСТОЧНИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА
2.1. Судебные акты (решения) 21
2.2. Договоры и соглашения в области местного самоуправления 23
2.3. Международно – правовые акты, как источники муниципального права в России 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word 97 - 2003 (7).doc

— 161.00 Кб (Скачать файл)

1.3. Источники муниципального права на уровне муниципальных образований.

 

Устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан), нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования, правовые акты главы муниципального образования, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования – все это является муниципальными правовыми актами, важным элементом правовых основ местного самоуправления.

Установлены соответствующие  требования, предъявляемые ко всем муниципальным правовым актам без исключения. К их числу относятся следующие правовые предписания:

- они могут  приниматься либо населением  непосредственно, либо муниципальными  органами власти;

- по вопросам  осуществления отдельных государственных  полномочий, переданных органам  местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, они могут приниматься на основе и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации;

- они подлежат  обязательному исполнению на всей территории муниципальных образований;

- они не должны  противоречить федеральному и  региональному законодательству  РФ;

- если орган  местного самоуправления полагает, что федеральное законодательство, а также законодательство субъектов  РФ по вопросам организации местного самоуправления и (или) установления прав, обязанностей и ответственности не соответствует Конституции РФ и иным нормативным актам Российской Федерации и ее субъектов, то он вправе обратиться в суд с требованием о признании указанных нормативных актов не соответствующими Конституции.

Кроме того, определяются субъекты правотворческой инициативы, обладающие правом на внесение в представительный орган муниципального образования проектов муниципальных правовых актов:

депутаты;

глава муниципального образования;

иные выборные органы местного самоуправления;

глава местной  администрации;

инициативные  группы граждан.

 

Порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых  к ним документов устанавливаются  нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления.

Обязательные требования, касающиеся вопроса вступления в силу муниципально - правовых актов:

- муниципальные  правовые акты вступают в силу  в порядке, установленном уставом  муниципального образования, за  исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации;

- муниципально - правовые акты, затрагивающие права,  свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования);

- порядок опубликования  (обнародования) муниципальных правовых  актов устанавливается уставом  муниципального образования и  должен обеспечивать возможность  ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Также регламентируется порядок отмены муниципально - правовых актов и приостановления их действия. Так, например, муниципально - правовые акты могут быть отменены или их действие приостановлено:

- органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт;

- судом;

- уполномоченным  органом государственной власти  Российской Федерации (уполномоченным  органом государственной власти  субъекта федерации) в части,  регулирующей осуществление органами  местного самоуправления отдельных  государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Устав муниципального образования и оформленные в  виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической  силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.

Иные муниципальные  правовые акты не должны противоречить  уставу муниципального образования  и правовым актам, принятым на местном  референдуме (сходе граждан).

1)Уставы муниципальных  образований на основе федерального  законодательства, законодательства  субъектов РФ о местном самоуправлении, определяют организацию и формы  осуществления местного самоуправления  в данных муниципальных образованиях, их территориальные, финансово-экономические основы и другие положения об организации местного самоуправления на данных территориях.

В соответствии с Федеральным Законом о местном самоуправлении 2003 г. уставом муниципального образования должны определяться:

- наименование  муниципального образования;

- перечень вопросов  местного значения;

- формы, порядок  и гарантии участия населения  в решении вопросов местного  значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления;

- структура  и порядок формирования органов  местного самоуправления;

- наименования  и полномочия выборных и иных  органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления;

- виды, порядок  принятия (издания), официального опубликования  (обнародования) и вступления  в силу муниципальных правовых  актов;

- срок полномочий  представительного органа муниципального  образования, депутатов, членов  иных выборных органов местного  самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц;

- виды ответственности  органов местного самоуправления  и должностных лиц местного  самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе, основания и порядок отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;

- порядок формирования, утверждения и исполнения местного  бюджета, а также порядок контроля  за его исполнением в соответствии  с Бюджетным Кодексом РФ;

- порядок внесения  изменений и дополнений в устав  муниципального образования;

- иные вопросы организации  местного самоуправления в соответствии  с федеральными законами и  законами субъекта федерации.

В соответствии с законодательством устав муниципального образования разрабатывается им самостоятельно. Порядок его разработки, принятия и изменения находится в ведении муниципального образования.

Как показывает практика, большинство уставов муниципальных  образований было принято представительным органом местного самоуправления (более 66%). Однако в некоторых муниципальных  образованиях по поводу принятия устава проводился местный референдум.

В соответствии с Федеральным Законом о местном  самоуправлении 2003 г. устав муниципального образования принимается представительным органом муниципального образования, а в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек — населением непосредственно на сходе граждан.

Проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений  и дополнений в устав муниципального образования не позднее, чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении.

Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования. После принятия устав муниципального образования подлежит государственной регистрации, порядок которой установлен Федеральным законом «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» от 21июля 2005 г. № 97-ФЗ.

Устав муниципального образования  направляется главой муниципального образования  в регистрирующий орган в течение 15 дней со дня его принятия.

Федеральный Закон о местном  самоуправлении 2003 г. четко определяет, что устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о  внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования  подлежат государственной регистрации  в органах юстиции.

Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о  внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования  подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной  регистрации и соответственно вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

2) Наряду с  уставом муниципального образования,  наивысшей юридической силой среди муниципальных правовых актов обладают решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан.

Решение вопросов местного значения непосредственно  гражданами муниципального образования  осуществляется путем прямого волеизъявления населения муниципального образования, выраженного на местном референдуме (сходе граждан)1

Если для  реализации решения, принятого путем  прямого волеизъявления населения  муниципального образования, дополнительно  требуется принятие (издание) муниципального правового акта, то на органы и должностные лица местного самоуправления, в компетенцию которых входит издание указанного акта, возлагается обязанность в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме (сходе граждан), определить срок подготовки и принятия соответствующего муниципального правового акта.

Указанный срок не может превышать три месяца.

Нарушение срока  издания муниципального правового  акта, необходимого для реализации решения, принятого путем прямого  волеизъявления населения, является основанием для отзыва выборного должностного лица


1 Кудинов О.А. Муниципальное право Российской Федерации. (Учебно-практ. пос.) / О.А. Кудинов. – М.: МЭСИ, 2003г. c. 46

 

местного самоуправления, увольнения главы местной администрации  или досрочного прекращения полномочий выборного органа местного самоуправления1.

Представительный  орган муниципального образования  по вопросам, отнесенным к его компетенции  федеральными законами, законами субъекта РФ, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования. Нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования. Глава муниципального образования имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования. В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в представительный орган муниципального образования с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Если глава муниципального образования отклонит нормативный правовой акт, он вновь рассматривается представительным органом муниципального образования. Если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, он подлежит подписанию главой муниципального образования в течение семи дней и обнародованию.


1 Кудинов О.А. Муниципальное право Российской Федерации. (Учебно-практ. пос.) / О.А. Кудинов. – М.: МЭСИ, 2003г. c. 40

3) Важное значение  также имеют правовые акты  глав муниципальных образований. 

Принимаемые главой муниципального образования акты подразделяются на нормативные, устанавливающие общеобязательные правила более или менее длительного действия, и правоприменительные (индивидуальные).

Круг вопросов, регулируемый актами главы муниципального образования, определяется тем, какой  орган местного самоуправления он одновременно возглавляет: представительный или исполнительный. Если глава муниципального образования является председателем представительного органа муниципального образования, он издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа. Если глава муниципального образования является главой местной администрации, он издает постановления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов федерации, а также распоряжения по вопросам организации работы местной администрации. Иные должностные лица местного самоуправления издают распоряжения и приказы по вопросам, отнесенным к их полномочиям уставом муниципального образования.

Информация о работе Понятие и виды источников муниципального права