Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 19:05, курсовая работа
Избирательные права граждан - одна из основных гарантий реального перехода к системе политической демократии в собственном смысле данного понятия, то есть к системе организации и функционирования институтов местного самоуправления, основанного на свободном на свободном политическом волеизъявлении граждан, периодической сменяемости власти по итогам голосования. Избирательные права определяют сферу политической свободы личности, ее автономию и самоуправление. Они упорядочивают и координируют поведение различных политических сил.
Введение 2
1. Понятие института прямой демократии и формы его проявления (классификация) 3
2. Основные формы осуществления непосредственного волеизъявления 10
2.1 Местный референдум 10
2.2 Муниципальные выборы 19
Заключение 26
Список использованной литературы 27
Содержание
Введение 2
1. Понятие института прямой демократии и формы его проявления (классификация) 3
2. Основные формы осуществления непосредственного волеизъявления 10
2.1 Местный референдум 10
2.2 Муниципальные выборы 19
Заключение 26
Список использованной литературы 27
Введение
Избирательные права граждан - одна из основных гарантий реального перехода к системе политической демократии в собственном смысле данного понятия, то есть к системе организации и функционирования институтов местного самоуправления, основанного на свободном на свободном политическом волеизъявлении граждан, периодической сменяемости власти по итогам голосования. Избирательные права определяют сферу политической свободы личности, ее автономию и самоуправление. Они упорядочивают и координируют поведение различных политических сил.
Право граждан участвовать в формировании властных институтов является общепризнанным элементом современного общества и государства. Каждая страна в своем стремлении к политической демократии открыла новые возможности и условия граждан в полноправных субъектов мира политики и управления.
И местный референдум и муниципальные выборы относятся к институтам прямой демократии. Если посредством муниципальных выборов определенные категории лиц наделяются полномочиями на осуществление законодательных и исполнительных функций в системах и процессах власти, то посредством местного референдума решаются вопросы, связанные с принятием самоуправленческих решений оценкой деятельности выборных институтов.
1. Понятие института прямой демократии и формы его проявления (классификация).
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 130) местное самоуправление осуществляется населением муниципальных образований в различных организационных формах: путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Местное самоуправление в Российской Федерации - это система организации и деятельности граждан представляющая собой совокупность организационных форм и институтов прямого волеизъявления, а также выборных и других органов местного самоуправления, посредством которых обеспечивается самостоятельное решение населением вопросов местного значения.
Особую роль в реализации местного
самоуправления, несмотря на сложную
социально-экономическую
Решения, принятые самими гражданами, имеют не только общественно-политическое, но и большое экономическое значение. Кроме того, благодаря институтам непосредственной демократии усиливается контроль граждан за деятельностью органов местного самоуправления.
Участие граждан в непосредственном решении вопросов местного значения должно осуществляться в самых разнообразных формах. Основными из них являются местный референдум, муниципальные выборы, народная правотворческая инициатива, общие собрания (сходы) граждан, обращения граждан в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления и т.д. Все их перечислить попросту невозможно, так как федеральное законодательство практически не ограничивает творчество и инициативу населения муниципальных образований в поиске и использовании форм прямого волеизъявления граждан в решении вопросов местного самоуправления.
Центральное место среди форм прямого
волеизъявления граждан в системе
местного самоуправления занимает референдум.
Обусловлено это рядом
В качестве самой массовой формы
прямого народного
Однако только этим значение выборов не ограничивается. В ходе избирательных компаний граждане, делая те или иные предложения, направляют деятельность органов местного самоуправления, критически оценивают их работу. Каждая избирательная компания стимулирует развитие социальной активности граждан, способствует выявлению их насущных потребностей и интересов, создает необходимые предпосылки для их удовлетворения.
Если законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации не принят закон, устанавливающий порядок проведения муниципальных выборов: представительным органом местного самоуправления или на местном референдуме не принят устав муниципального образования; в муниципальном образовании отсутствует представительный орган местного самоуправления; полномочия органов местного самоуправления осуществляются должностными лицами, назначенными органами государственной власти; законом субъекта Российской Федерации не установлен порядок образования, объединения, преобразования и управления муниципальных образований; истекли установленные сроки полномочий выборных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, то применяется Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.2
Кроме того, согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в случае, если срок полномочий органа местного самоуправления истек или полномочия были досрочно прекращены, а соответствующий закон субъекта Российской Федерации о выборах отсутствует либо не может быть применен вследствие установленного судом его несоответствия Конституции Российской Федерации, Федеральному закону, конституции, уставу, закону субъекта Российской Федерации, соответствие которым является обязательным для проведения соответствующих выборов, выборы органа местного самоуправления проводятся на основе федерального законодательства, обеспечивающего конституционные права граждан Российской Федерации избирать и быть избранным в органы местного самоуправления. При этом законы субъектов Федерации применяются в части, не противоречащей федеральным законам.
Одной из самых массовых форм непосредственной демократии наиболее доступной гражданам являющейся средством их самоорганизации, являются собрания (сходы) граждан.
Обеспечивая гражданам возможность
сочетания коллективного
Принятый в 1991 г. Закон Российской
Федерации о местном
- избрание органов территориального общественного самоуправления населения и принятие положений (уставов) о них;
- утверждение программ деятельности органов территориального общественного самоуправления населения по социально - экономическому развитию соответствующей территории и отчетов об их выполнении;
- решение других вопросов, относящихся к компетенции органов территориального общественного самоуправления.
В соответствии с Федеральным Законом
«Об общих принципах
С муниципальными выборами тесно связана
такая форма прямого
Действующая Конституция Российской Федерации не устанавливает каких - либо положений о праве избирателей отзывать избранных ими депутатов.
Вместе с тем в Федеральном
Законе «Об общих принципах
Еще одной самостоятельной формой прямого волеизъявления граждан в системе местного самоуправления является народная правотворческая инициатива. Как предусмотрено в ст. 26 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; население самоуправляющихся территорий в соответствии с уставом муниципального образования имеет право на правотворческую инициативу в вопросах местного значения. Проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные населением в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения официальному опубликованию (обнародованию).
Важное значение в непосредственном осуществлении гражданами права на местное самоуправление имеет закрепленная Конституцией Российской Федерации (ст. 33) и Федеральным Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 32) возможность обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления.
Одной из форм участия населения
в осуществлении местного самоуправления
является территориальное общественное
самоуправление. Федеральный Закон
«Об общих принципах
Согласно Федеральному Закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 27), наряду с предусмотренными этим Законом формами участия населения в осуществлении местного самоуправления (местный референдум, муниципальные выборы, собрания (сходы) граждан, народная правотворческая инициатива, обращение граждан в органы местного самоуправления, территориальное общественное самоопределения), граждане в праве участвовать в осуществлении местного самоуправления и в других формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации. К формам непосредственной демократии, используемым гражданами в системе местного самоуправления, которые служат выявлению общественного мнения и позволяют соответствующим органам общественного самоуправления принимать решения с учетом общественного мнения и интересов большинства населения, относятся: обсуждение населением вопросов местного значения, проектов решений органов местного самоуправления, опросы общественного мнения.
Важную роль в привлечении внимания
органов местного самоуправления к
актуальным проблемам социально-
Информация о работе Понятие института прямой демократии и формы его проявления