Понятие института прямой демократии и формы его проявления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 19:05, курсовая работа

Описание работы

Избирательные права граждан - одна из основных гарантий реального перехода к системе политической демократии в собственном смысле данного понятия, то есть к системе организации и функционирования институтов местного самоуправления, основанного на свободном на свободном политическом волеизъявлении граждан, периодической сменяемости власти по итогам голосования. Избирательные права определяют сферу политической свободы личности, ее автономию и самоуправление. Они упорядочивают и координируют поведение различных политических сил.

Содержание работы

Введение 2
1. Понятие института прямой демократии и формы его проявления (классификация) 3
2. Основные формы осуществления непосредственного волеизъявления 10
2.1 Местный референдум 10
2.2 Муниципальные выборы 19
Заключение 26
Список использованной литературы 27

Файлы: 1 файл

Гот. Муниц. право.doc

— 148.50 Кб (Скачать файл)

Решение, принятое на местном референдуме  действует на всей территории соответствующего муниципального образования и может  быть изменено или отменено путем  принятия иного решения на местном  референдуме, но не ранее двух лет после его принятия, либо признано недействительным в судебном порядке.

Решение, принятое на местном референдуме, может быть отменено судом по следующим  основаниям:

  • нарушение установленного законами, уставом муниципального образования порядка проведения местного референдума, повлекшего невозможность с достоверностью определить результаты волеизъявления участников референдума;
  • несоответствие устава муниципального образования, на основании которого проводился местный референдум, Конституции Российской Федерации, а также федеральному закону, закону субъекта Российской Федерации, действовавшее на момент проведения данного референдума, повлекшее невозможность с достоверностью определить результаты волеизъявления участников референдума;
  • противоречие решения, принятого на местном референдуме, Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, закону субъекта Российской Федерации.

Важнейшим и необходимым условием полного и эффективного осуществления  права граждан на участие в  местном референдуме является гарантированность  этого права со стороны государства. Действующее законодательство устанавливает  систему правовых мер, направленных как на защиту нарушенных прав граждан на участие в референдуме, так и на предупреждение подобных нарушений. Особая роль в системе таких гарантий принадлежит конституционному праву на судебную защиту.8

В суд могут быть обжалованы решения и действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействия) комиссий местного референдума и их должностных лиц, нарушающее право граждан на участие в референдуме. Решения суда обязательны для исполнения соответствующими комиссиями референдума.

Суды и органы прокуратуры обязаны  организовать свою работу ( в том  числе и в выходные дни) таким  образом, чтобы обеспечить своевременное  рассмотрение жалоб.

Суд может отменить решение комиссии местного референдума об итогах голосования, о результатах референдума в  случае нарушения правил составления  списков участников референдума, порядка  формирования комиссий референдума, нарушения правил ведения агитации, установление факта подкупа участников референдума, нарушение порядка голосования и подсчета голосов, других нарушений законодательства о референдуме, если эти действия (бездействия) не позволят с достоверностью определить результаты волеизъявления участников референдума.

 

2.1 Муниципальные выборы.

Высшим непосредственным выражением воли населения являются выборы органов  местного самоуправления. Определение  понятия «муниципальные выборы»  в действующем Федеральном законодательстве отсутствует. Этот термин был введен в юридическую практику Федеральным законом о местном самоуправлении. В этом федеральном законе данное понятие не определено, однако из его контекста можно сделать вывод, что под муниципальными выборами понимаются выборы депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления. Но это не более чем перечень муниципальных выборов, которые могут проводиться в Российской Федерации, хотя определение термина через перечень попадающих под него частных случаев и практикуется в нынешнем Российском законодательстве.

Исследование правовых актов, которые  в настоящее время составляют правовую основу муниципальных выборов  позволяет сделать вывод, что  в основу организации и проведения муниципальных выборов положены следующие отправные начала и принципы.

Обязательность муниципальных  выборов. Этот принцип означает, что местное самоуправление не может осуществляться без проведения выборов, поскольку в соответствии со ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным.

Обязательность муниципальных  выборов предполагает также, что  компетентные органы не вправе уклоняться от их назначения и проведения в установленные законодательством сроки, а также отменять уже назначенные выборы или переносить их на более поздние сроки.9

Периодичность муниципальных выборов.  Данный принцип вытекает из установленных сроков полномочий выборных органов и должностных лиц местного самоуправления и подчеркивает необходимость назначения очередных муниципальных выборов по истечении полномочий органов муниципальной власти предыдущего созыва. При этом промежутки между выборами напрямую зависят от предусмотренных законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований сроков полномочий органов местного самоуправления, которые в идеальном варианте должны быть такими, чтобы с одной стороны обеспечивать стабильность работы выборных органов и должностных лиц, а  с другой гарантировать их сменяемость и предотвращать неоправданно длительное обладание выборными полномочиями.

Периодичность проведения выборов  является одним из необходимых условий  их демократичности и легитимности.

Периодичность муниципальных выборов  призвана служить гарантией против узурпации власти в одних руках  и препятствовать не легитимному  продлению срока обладания властными  полномочиями на муниципальном уровне. Любые попытки продлить пребывание представительных и исполнительных органов местного самоуправления у власти сверх сроков установленных федеральными законами субъектов Российской Федерации, являются не легитимными и не должны рассматриваться как правомерное осуществление муниципальной деятельности.

Многообразие муниципальных избирательных систем.  Конституция Российской Федерации и федеральное законодательство не содержит никаких ограничений в выборе на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований любых избирательных систем. Допускается и признается правомерной организация всех видов выборов на основе и мажоритарной, и пропорциональной избирательных систем, а также смешанных их вариантов. Выбор конкретных условий организации и проведения выборов остается в соответствии с законами субъектов Российской Федерации непосредственно за муниципальными образованиями.

Альтернативность муниципальных  выборов. Этот принцип вытекает из ст.32 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в соответствии с которым в случае если ко дню голосования в избирательном округе не останется ни одного кандидата, либо число зарегистрированных кандидатов останется меньше установленного числа мандатов или равным ему, либо будет зарегистрирован только один список кандидатов, выборы в данном избирательном округе по решению соответствующей избирательной комиссии откладываются на срок не более шести месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов (списков кандидатов) и осуществления последующих избирательных действий. Вместе с тем в порядке исключения закон допускает проведение голосования по одной кандидатуре на выборах депутатов органов местного самоуправления (ст.32).

Всеобщность муниципальных выборов.  На уровне местного самоуправления она означает: во-первых необходимость проведения выборов во всех видах муниципальных образований независимо от территориальной основы местного самоуправления; во-вторых, возможность участия в выборах всех граждан, проживающих на территории муниципального образования.

Гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, вправе избирать, а по достижении возраста установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, - быть избранным в выборные органы местного самоуправления. При этом реализация избирательных прав не зависит от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Не имеют права избирать и  быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, или граждане содержащиеся в местах лишения свободы  по приговору суда.

Равное избирательное право  граждан  на  муниципальных выборах означает, что граждане участвуют в выборах на равных основаниях, и обеспечивается тем, что все избиратели обладают одинаковыми с юридической точки зрения возможностями для выдвижения кандидатов, имеют равные условия для голосования, на одних и тех же правовых основаниях участвуют в предвыборной агитации. Равенство на выборах достигается прежде всего тем, что избиратель может быть включен в списки только по одному избирательному участку и участвовать в голосовании только один раз. Каждому гражданину выдается одинаковое количество бюллетеней, а его волеизъявление имеет такое же значение как и волеизъявления других граждан.

Прямое избирательное право  граждан на муниципальных выборах. Согласно этому принципу граждане голосуют на выборах в органы местного самоуправления за или против кандидатов либо их списков непосредственно. Любые формы косвенных выборов противоречат федеральному законодательству и не могут иметь место при формировании представительных органов муниципальной власти.

Тайное голосование.  Оно исключает возможность какого-либо контроля со стороны любых органов или должностных лиц, а также общественных объединений и граждан за волеизъявлением избирателей. Поэтому законодательство рассматривает соблюдение тайны голосования как одну из важнейших обязанностей избирательных комиссий, в том числе при досрочном голосовании и при голосовании вне помещений избирательных участков.

Добровольность участия граждан  в муниципальных выборах.  Этот принцип подразумевает право избирателя самому решить вопрос о целесообразности и необходимости голосования, исключает какую-либо обязательность электоральных действий. В соответствии со ст.3 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» участие гражданина в выборах является свободным и добровольным. Значение этого принципа для организации и проведения различных избирательных компаний трудно переоценить. Не случайно Конституция Российской Федерации (ст.3) в настоящее время закрепляет в качестве основополагающего универсального принципа реализации избирательных прав граждан исключительно свободу выборов.

Независимость органов, осуществляющих организацию и проведение выборов. Она означает, что для обеспечения реализации и защиты избирательных прав граждан образуются специальные органы - избирательные комиссии. При подготовке и проведении выборов избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от государственных органов и органов местного самоуправления.

Решения избирательных комиссий, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих избирательных комиссий, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций должностных лиц, кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирателей.

Для подготовки и проведения выборов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в зависимости от численности муниципального образования могут создаваться следующие избирательные комиссии: избирательные комиссии муниципального образования; окружные избирательные комиссии; территориальные избирательные комиссии; участковые избирательные комиссии.

Избирательные комиссии, как правило, получают право назначать выборы в соответствии со ст. 10 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», лишь в том случае, если они не назначены основными уполномоченными на то субъектами - представителями муниципальной власти.

При проведении муниципальных выборов  гражданам, общественным объединениям и политическим партиям обеспечивается свободное проведение предвыборной агитации в соответствии с федеральными законами, предоставляет им право в допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию за участие в выборах, за или против любого зарегистрированного кандидата.

Агитация при проведении выборов  может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения массовых мероприятий (собраний, встреч с гражданами, дискуссий, митингов и  т.д), выпуска  и распространения агитационных печатных материалов, а также в иной форме не запрещенной действующим законодательством

Голосование на муниципальных выборах  производится в один из выходных дней. Время определяется законом субъекта Российской Федерации.

О времени и месте голосования муниципальные и участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом.

Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей не допускается.

Голосование проводится путем нанесения  избирателем в избирательном  бюллетене любого знака в квадрате, относящемуся к кандидату или  списку кандидатов, в пользу которого сделан выбор, либо к позиции «против  всех кандидатов» («против всех списков кандидатов»).

Подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно членами участковой комиссии с правом решающего голоса, итоги голосования заносят в  протокол. На основании данных протоколов об итогах голосования после предварительной проверки правильности их составления вышестоящая избирательная комиссия путем суммирования содержащихся в них данных устанавливает итоги голосования на соответствующей территории, о его результатах составляется протокол, который подписывается всеми присутствующими членами комиссии с правом решающего голоса.

Информация о работе Понятие института прямой демократии и формы его проявления