Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 22:52, реферат
Цель работы состоит в исследовании понятия, существенных признаков, функций местного самоуправления, рассмотрении конституционно-правовых основ местного самоуправления в РФ и в зарубежных государствах.
Введение 3
1.Местное самоуправление в РФ 5
1.1 Понятие местного самоуправления 5
1.2. Система местного самоуправления 10
1.3. Полномочия местного самоуправления 12
2.Модели местного самоуправления зарубежных стран 17
2.1 Англо-саксонская модель местного самоуправления 19
2.2 Континентальная модель местного самоуправления 20
2.3 Смешанная модель местного самоуправления 22
Заключение 24
Список литературы 25
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный индустриальный университет (ГОУ МГИУ) ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ |
Кафедра Государственно и гражданско - правовые дисциплины |
РЕФЕРАТ | ||
По дисциплине «Муниципальное
право России» | ||
На тему: Понятие местного самоуправления в Российской и зарубежной науке ______________________________ | ||
Группа |
Вз12Ю031 |
|
Студент |
А.В. Васильев |
|
Руководитель работы |
Ю.П. Кузин |
|
Оценка работы Дата |
____________ «___»_______ |
|
МОСКВА 2014
2
Содержание
Введение
1.Местное самоуправление
в РФ
1.1 Понятие местного самоуправления
1.2. Система местного самоуправления
1.3. Полномочия местного самоуправления
2.Модели местного
2.1 Англо-саксонская модель
местного самоуправления
2.2
Континентальная модель местного самоуправления
2.3
Смешанная модель местного
Заключение
Список литературы
3
Местное самоуправление как
самостоятельное явление
Местное самоуправление
это одна из основ конституционного строя,
любого демократического государства,
его основная цель - обеспечение самостоятельного
решения населением вопросов местного
значения.
В конституции Российской Федерации устанавливаются основные принципы организации и деятельности местного самоуправления в Российской Федерации, «намечаются основные контуры устройства самой близкой к населению власти - органов местного самоуправления»1, закрепляются общие принципы построения и функционирования муниципальной власти, единые для всей системы местного самоуправления в Российской Федерации. Прежде всего, «в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление»2.
Охватывая своими институтами
почти все стороны
4
обеспечивая их реальную сопричастность к таким решениям. Можно без преувеличения сказать, что повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления является важным условием обеспечения стабильности в обществе в целом. Широкое вовлечение граждан в решение проблем местной жизни, результативное удовлетворение повседневных потребностей населения, строгое соблюдение законодательных положений при соблюдении и поддержании баланса государственных и местных интересов, т.е. общих интересов жителей каждого муниципального образования, способны заложить прочный фундамент для гражданского согласия.
Актуальность темы исследования определяется огромной ролью местного самоуправления в государственной, политико-правовой жизни общества, в становлении институтов демократического правового государства.
Цель работы состоит в
исследовании понятия, существенных признаков,
функций местного самоуправления, рассмотрении
конституционно-правовых основ местного
самоуправления в РФ и в зарубежных государствах.
5
1.МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В РФ
1.1.Понятие местного самоуправления
Согласно закону местное самоуправление в Российской Федерации – признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения, по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.
Это определение позволяет выделить основные черты, характеризующие местное самоуправление, его место в системе народовластия.
1. Прежде всего местное самоуправление имеет особый субъект, которым является население, граждане. Местное самоуправление осуществляется на территории муниципальных образований – городского, сельского поселения, нескольких поселений, объединенных общей территорией, части поселения, иной населенной территории, предусмотренной законом, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. Субъектом местного самоуправления является население муниципального образования.
Население муниципального образования осуществляет местное самоуправление непосредственно (референдум, выборы, сходы и др.) и через органы местного самоуправления.
6
2. Местное самоуправление занимает особое место в демократическом механизме управления обществом и государством. Местное самоуправление, его органы не являются составной частью государственного механизма управления. Согласно ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Вместе с тем местное самоуправление и государственная власть в Российской Федерации тесно взаимосвязаны – у них единый источник: власть народа. Значительная часть деятельности местного самоуправления представляет собой решение вопросов, на которое государство влияет многими способами (правовыми, финансовыми и др.). Кроме того, органы местного самоуправления в соответствии с ч. 2 ст. 132 Конституции РФ могут наделяться отдельными государственными полномочиями, участвовать в осуществлении государственных функций. Государственные органы вправе в этом случае осуществлять контроль над их реализацией. Однако закон запрещает осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами, а также образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами.
3. Местное самоуправление имеет особый объект управления: вопросы местного значения. Перечень этих вопросов дан в законе. К ним относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования (содержание и развитие муниципальных учреждений образования, здравоохранения; содержание и использование муниципального жилищного фонда; создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового
7
обслуживания и др.). Муниципальные
образования вправе принимать к
своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные
к вопросам местного значения законами
субъектов РФ, а также вопросы,
не исключенные из их ведения и
не отнесенные к ведению других муниципальных
образований и органов
Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами.
4. Одно из ключевых понятий, характеризующих сущность местного самоуправления как форму организации и осуществления власти, – самостоятельность.
Самостоятельность местного
самоуправления гарантируется государством
(ст. 12 Конституции РФ). Государство
признает местное самоуправление в
качестве самостоятельной формы
осуществления народом
Важным проявлением
8
функционирующих демократических институтов, позволяющих выражать интересы и волю местного населения, а также свободы инициатив и выбора решений органами местного самоуправления на основании своих полномочий, но в рамках действующих законов.
5. Важнейшим признаком местного самоуправления, отражающим его специфику как формы осуществления власти, является собственная ответственность муниципальных образований.
Муниципальная деятельность
должна осуществляться исходя из интересов
населения. Обеспечивается это различными
формами контроля со стороны населения
за органами и должностными лицами
местного самоуправления и их ответственностью
перед населением. Формы контроля,
а также порядок и условия
ответственности органов
Федеральный закон «Об
общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации» предусматривает
Система местного самоуправления – это совокупность организационно-правовых форм реализации местного самоуправления.
Систему местного самоуправления следует также определить как совокупность местных сообществ жителей, муниципальных образований, их внутренних субъектов и институтов, взаимодействующих между собой и с внешней средой в процессе реализации управленческих функций. При этом следует иметь в виду, что сложившаяся система в одном муниципальном
9
образовании совершенно независима от аналогичной системы другого муниципального образования.
Так, согласно Конституции РФ местное самоуправление в РФ осуществляется гражданами в различных организационных формах. По своему назначению эти организационно правовые формы образуют единую систему местного самоуправления в рамках соответствующих муниципальных образованиях, посредством которой обеспечивается решение вопросов местного значения, местной жизни.
Федеральный
закон «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации» закрепляет
приведенные положения
На
основании анализа
10
1.2. Система органов местного самоуправления
В соответствии с Конституций РФ, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления» систему органов местного самоуправления образует совокупность негосударственных, имеющих статус самостоятельных представительных и исполнительных органов, через которые на данной территории осуществляются функции и полномочия местного самоуправления 3. В число таких органов входят:
Информация о работе Понятие местного самоуправления в Российской и зарубежной науке