Понятие местного самоуправления в Российской и зарубежной науке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 22:52, реферат

Описание работы

Цель работы состоит в исследовании понятия, существенных признаков, функций местного самоуправления, рассмотрении конституционно-правовых основ местного самоуправления в РФ и в зарубежных государствах.

Содержание работы

Введение 3
1.Местное самоуправление в РФ 5
1.1 Понятие местного самоуправления 5
1.2. Система местного самоуправления 10
1.3. Полномочия местного самоуправления 12
2.Модели местного самоуправления зарубежных стран 17
2.1 Англо-саксонская модель местного самоуправления 19
2.2 Континентальная модель местного самоуправления 20
2.3 Смешанная модель местного самоуправления 22
Заключение 24
Список литературы 25

Файлы: 1 файл

Реферат Муниципальное право.docx

— 43.82 Кб (Скачать файл)

- органы местного самоуправления;

- представительные органы местного  самоуправления;

- исполнительные органы местного  самоуправления;

- глава муниципального образования;

- иные органы и должностные  лица местного самоуправления.

Представительный орган  местного самоуправления – это выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения  и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования.4    

 

 

11

 

Наименование представительного  органа определяется уставом муниципального образования - представительными органами местного самоуправления являются думы, муниципальные собрания, комитеты, советы и т. д.5

Наличие выборных органов  местного самоуправления муниципальных  образований является обязательным.6

Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления:

- референдум;

- муниципальные выборы;

- собрания граждан;

- народная правотворческая инициатива;

- обращения граждан в органы  местного самоуправления;

- территориально общественное самоуправление;

- муниципальные слушания;

 

 

12

1.3.Полномочия местного самоуправления

 

Полномочия  органов местного самоуправления –  это совокупность закрепленных нормами  муниципального права прав и обязанностей населения муниципального образования, а также выборными и другими  органами местного самоуправления, необходимых  для решения вопросов местного значения и закрепленные в уставе муниципального образования в соответствии с  Конституцией РФ, Федеральным законом, законами субъектов РФ.

К таким полномочиям органов местного самоуправления относятся:

1. Собственные полномочия – это  полномочия, признаваемые государством  за муниципальным образованием  и решающие вопросы местного  значения.

2. Отдельные государственные полномочия  – это полномочия, реализация  которых подконтрольна государству.

При этом полномочия органов местного самоуправления обладают специфическими чертами:

- закреплены в нормативно-правовых  актах;

- представляют собой неразрывное  единство закрепленных в законе  прав и обязанностей;

- реализуются через совершение  властных действий административного  распорядительного или нормоустанавливающего  характера.

- обладают собственными полномочиями  местного значения.

13

Таким образом, полномочия органов местного самоуправления можно определить как  совокупность их прав и обязанностей, необходимых для решения вопросов местного значения и закрепленных в  уставе муниципального образования  в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов  РФ.

Классификация и формы реализации полномочий органов  местного самоуправления

Классификация полномочий органов местного самоуправления по способам реализации:

1. Полномочия местного самоуправления, реализуемые непосредственно населением  муниципального образования:

- избирать и быть избранным  в представительные и иные  органы местного самоуправления;

- выражать волю путем местных  реформ и других полномочий  органов местного самоуправления.

2. Полномочия местного самоуправления, реализуемые органами местного  самоуправления и должностными  лицами органов местного самоуправления:

- определены уставом муниципального  образования, а так же другими  нормативно- правовыми актами муниципального  образования.

Органы  местного самоуправления обладают полной свободой действий для решения вопросов местного самоуправления, которые не исключаются из их компетенции и  не отнесены к компетенции другого  органа.

 

14

Формы наделения органов местного самоуправления полномочиями на территории муниципального образования.

Имеется две формы наделения органов  местного самоуправления полномочиями на территории муниципального образования:

1. Передача – это способ регулирования  полномочий органов местного  самоуправления, при котором какие-либо  полномочия органов государственной  власти исключаются из его  компетенции и включаются в  компетенцию органов местного  самоуправления.

2. Делегирование – это предоставление  государственным органом принадлежащие  ему право решения какого-либо  вопроса органами местного самоуправления  единовременно, на определенный  срок или бессрочно.

Классификация полномочия органов местного самоуправления по сферам деятельности закреплены в  различных областях жизнедеятельности  на территории муниципального образования, а именно: планово-финансовой деятельности; управление муниципальной собственностью, взаимодействие с предприятиями; использование  и охрана земель и других природных  ресурсов; охране окружающей среды; в  обслуживании транспорта и связи; в  строительстве и благоустройстве; жилищно-коммунальной сфере; социально-культурной сфере; в охране общественного порядка  и обеспечении общественной безопасности.

Взаимоотношения органов государственной власти и органов местного самоуправления

Взаимоотношения органов государственной власти, субъектов РФ и органов местного самоуправления определяются Конституцией РФ, законодательством РФ, Федеральным  законом «Об общих принципах 

15

организации местного самоуправления в РФ», уставами муниципальных образований и  иными нормативно-правовыми актами.

К таким взаимоотношениям следует  отнести:

1) принятие и изменение законов  субъектов РФ о местном самоуправлении, контроль за их соблюдением;

2) обеспечение соответствия законов  субъектов РФ о местном самоуправлении  Конституции РФ и законам РФ;

3) регулирование порядка передачи  и передача объектов собственности  субъектов РФ в муниципальную  собственность;

4) регулирование отношений между  бюджетами субъектов и местными  бюджетами;

5) обеспечение сбалансированности  минимальных местных бюджетов  на основе нормативов минимальной  бюджетной обеспеченности;

6) наделение органов местного самоуправления  законом отдельными полномочиями  субъектов РФ, передача материальных  и финансовых средств, необходимых  для осуществления переданных  полномочий, контроль за их реализацией;

7) принятие региональных программ  развития местного самоуправления;

8) защита прав граждан на осуществление  местного самоуправления;

9) обеспечение гарантий финансовой  самостоятельности местного самоуправления;

10) обеспечение государственных минимальных  социальных стандартов;

16

11) установление и изменение порядка  образования, объединения, преобразования  или упразднения муниципальных  образований, установление и изменение  их границ и наименований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17

2. МОДЕЛИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Местное самоуправление является непременным  атрибутом любого современного демократического общества. В зарубежных странах существует громадное количество разнообразных моделей и типов организации местного самоуправления. Различия в построении систем местного самоуправления зависят от многих факторов: политического режима, доминирующей в стране идеи организации власти и управления на местах, государственного устройства и административно-территориального деления государства, национальных традиций и пр.

В большинстве современных государств управление всеми делами на местах осуществляется специальными органами местного самоуправления, формируемыми на основе всеобщего, равного и прямого  избирательного права при тайном голосовании, а также специально назначенными из центра органами местного управления.

Европейская хартия о местном самоуправлении, принятой Постоянной конференцией местных  и региональных органов власти Европы от 15 октября 1985 года, дает общее определение  местного самоуправления, фактически ставшее универсальным и принятое всеми демократическими государствами.

Под местным самоуправлением Хартия понимает «право, действительную способность  местных сообществ контролировать значительную часть общественных дел, управлять ею в рамках закона под  свою ответственность и на благо  населения».

Для нормального функционирования демократического государства в целом необходимо наличие эффективного местного самоуправления. Понятие 

18

"местное  самоуправление" в странах современного  мира обычно охватывает два  вида органов: местный представительный  орган, избираемый населением  соответствующей администранивно-территориальной  единицы и принимающий решения  по наиболее важным местным  вопросам, а также исполнительный  орган (мэр, бургомистр и т.д.), обычно призванный в первую  очередь выполнять решения представительного  органа и осуществлять оперативное управление (хотя на него могут быть возложены и некоторые общегосударственные функции).

Практика  различных стран в настоящее  время выработала, по крайней мере, три модели местного самоуправления, которые обеспечивают его самостоятельность, и, с другой стороны, необходимый  государственный контроль.7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19

2.1 Англо-саксонская модель

Эта модель получила распространение в Великобритании, США, Канаде, Австралии и во многих других странах с англосаксонской правовой системой. Местные представительные органы формально выступают как действующие автономно в пределах предоставленных им полномочий и прямое подчинение нижестоящих органов вышестоящим отсутствует. Наряду с представительными органами в странах с данной системой (и в первую очередь в США) непосредственно населением могут избираться некоторые должностные лица. Значительными полномочиями здесь зачастую наделяются комиссии (комитеты) местных представительных органов, играющие весомую роль в подготовке и принятии отдельных решений.

Контроль  за деятельностью местных органов  в англосаксонских странах осуществляется в основном косвенным путем: через  центральные министерства, а также  через суд. Принятый в законодательстве этих стран 

термин "местное управление" для обозначения  организации и деятельности местных  органов обычно указывает на их локальный  характер.

 

 

 

 

 

 

 

20

1.2 Континентальная (французская)  модель

В большинстве стран мира (континентальная  Европа, франкоязычная Африка, Латинская  Америка, Ближний Восток) получила распространение  континентальная (французская) модель. Она присуща Франции, Италии, Польше, Болгарии, Турции и др. странами. Основная её черта - сочетании прямого государственного управления на местах и местного самоуправления. Родоначальницей данной модели является Франция.

Континентальная модель напоминает пирамиду, где происходит передача различной информации и  где на центральные власти активно  работает целая серия агентов  на местах. Указанная модель характеризуется  также определенной подчиненностью нижестоящих звеньев вышестоящим. В Италии подобная иерархическая  соподчиненность выражается, в частности, в предусмотренном Конституции  от 1948 года, принятой Учредительным  Собранием праве областей осуществлять контроль за законностью актов провинций, коммун и иных местных образований.

В рамках французской системы представительные органы порой создаются лишь в  административно-территориальных единицах, признанных законодателем в качестве территориальных коллективов. В  отдельных подразделениях, таким  образом, представительные органы могут  вообще отсутствовать (например, в округах  и кантонах Франции).

В развитых демократиях различия между  двумя рассмотренными выше моделями не носят принципиального характера, и даже есть определенное сближение  между ними. Функционирование обеих  моделей строится на многих сходных  принципах, свойственных современному демократическому государству. Основой  системы местных органов здесь  являются местные 

 

21

представительные  органы, формирующиеся населением в  результате свободных и состязательных выборов.

По  другому функционируют модели в  ряде развивающихся стран, где заимствованная у развитых демократий англосаксонская  или же континентальная модель местного управления выступает лишь в качестве декорации авторитарного политического  процесса, в рамках которого волеизъявление граждан на выборах имеет во многом несамостоятельный характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22

1.3 Смешанная модель

Местное управление в ряде стран (Австрия, Германия, Япония) существуют как с англосаксонской, так и с континентальной моделями, обладая при этом и специфическими чертами, что говорит о "смешанных" формах управления на местах.

Принципиальное  отличие от двух вышеуказанных моделей  имеет советская модель, к настоящему времени во многом отошедшая в  историю и представляющая собой  поэтому не практический, а академический  интерес. Данная модель была характерна для Советского Союза и других стран "мировой системы социализма", а также для некоторых развивающихся  государств, ориентировавшихся на социализм. Сейчас она продолжает сохраняться  лишь в немногих странах, все еще  считающих себя социалистическими, таких, как Китай, Куба, КНДР.

Информация о работе Понятие местного самоуправления в Российской и зарубежной науке