Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2015 в 17:26, реферат
Описание работы
Многообразные связи права и личности наиболее полно могут быть охарактеризованы через понятие правового статуса, в котором отражаются все основные стороны юридического бытия индивида: его интересы, потребности, взаимоотношения с государством, трудовая и общественно-политическая деятельность, социальные притязания и их удовлетворение. Это собирательная, аккумулирующая категория. В самом кратком виде правовой статус определяется в науке как юридически закрепленное положение личности в обществе.
Содержание работы
1.Введение 2.Понятие основ правового статуса личности 3.Понятие и конституционно-правовое регулирование гражданства 4.Система конституционных прав, свобод и обязанностей 5.Гарантии прав и свобод человека и гражданина 6.Заключение 7.Список используемой литературы
Во второй половине ХХ в. получила
признание естественно-правовая доктрина
прав и свобод в сочетании с «социальной»
доктриной, установившей, что в Конституции
закрепляются права и свободы, идущие
как от природы человека, так и от природы
данного общества, т. е. теория естественного
права как бы пережила свое возрождение
и в то же время оказалась существенно
дополнена социально-экономическими и
культурными правами. Сказанное Можно
подтвердить путем анализа французской
Декларации прав человека и гражданина
от 20 августа 1789 г., являющейся фактически
составной частью действующей Конституции
1958 г.:
«1. Люди рождаются и остаются
свободными и равными в правах. Социальные
различия могут быть основаны лишь на
соображениях пользы.
2. Цель каждого государственного
союза составляет обеспечение
естественных и неотчуждаемых
прав человека. Таковы свобода, собственность
безопасность и сопротивление
угнетению.
4. Свобода состоит в
возможности делать все, что не
приносит вреда другим ...».
Эти идеи восприняла и развила
Всеобщая декларация прав человека, принятая
Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г. в качестве
общей нормы для всех народов и всех государств.
Первый пункт ее гласит: «Люди рождаются
свободными и равными в достоинстве и
правах. Все они наделены разумом и совестью
...». Таким образом, Всеобщая декларация.
Принимает естественный закон как аксиому.
Возрождение естественного закона отражает
потребности последних 70 лет.
Наибольшие споры в науке вызвало
само деление прав на политические и гражданские,
с одной стороны, и социальные, экономические,
культурные — с другой. Так, декларация
ООН закрепила, что каждый человек имеет
право владеть имуществом и «никто не
может быть произвольно лишен собственности».
«Произвольно» нельзя лишать собственности,
а по закону — получается можно. То же
с правом на труд и на обеспечение в случае
потери работы. И здесь противоречие очевидно:
если у каждого есть право на труд, то не
может быть безработицы, и наоборот. Сталкиваясь
с этими несообразностями и стремясь избежать
противоречий, либералы предлагают исключить
все социально-экономические и культурные
права из перечня прав человека, ограничив
его лишь политическими и гражданскими
правами, но в конституциях Японии (ст.
27, 28, 29), Германии (ст. 12, 14), Италии и других
государств эта идея поддержки не нашла.
В Конституции Италии заметно выделяются
социально-экономические права и свободы.
В ней говорится о двух формах собственности
в стране — государственной и частной
(ст. 42), о предоставлении государству достаточно
широких возможностей для экспроприации
частной собственности (ст. 43) и регулировании
отношений в области земельной собственности,
установлении ее пределов, преобразовании
крупных поместий, поощрении мелкой и
средней собственности (ст. 44). Государств
может вторгаться в отношения собственности
«в общественных интересах» (ст. 42), «в
целях общественной пользы» (ст. 43). Из
социально-экономических прав, содержащихся
в Конституции Италии, нельзя не выделить
право на труд, которое республика признает
за всеми гражданами, и поощряет условия,
которые делают это право реальным (ст.
4).
Правовой статус личности, закрепленный
в Конституции Российской Федерации 1993
г., основан на новой концепции прав человека
по сравнению с предшествующими конституциями,
базируется на международно-правовых
документах. Последние устанавливают
общеправовые стандарты прав и свобод
личности, определяющие тот уровень, ниже
которого государства не могут опускаться.
дело в том, что права и свободы человека
перестали быть только внутренним делом
государства. Теперь они объект внимания
всего международного сообщества. Универсальный
набор прав и свобод, способный обеспечить
нормальную жизнедеятельность человека,
сформулирован в таких международно-правовых
актах, как Всеобщая декларация прав человека
(1948 г.), Международный пакт о гражданских
и политических правах (1966 г.), Международный
пакт об экономических, социальных и культурных
правах (1966 г.), Факультативный протокол
к Международному пакту о гражданских
и политических правах (1966 г.). Благодаря
этим документам человек стал субъектом
международного права. Все Государства,
присоединившиеся к этим документам, оказались
обязаны привести свое законодательство
в соответствие с требованиями этих пактов,
что создало приоритет указанных Международных
актов над внутренним законодательством
стран-участниц Поэтому каждый гражданин,
политические или гражданские права которого
нарушены, получил право обратиться непосредственно
в Комитет по правам человека при ООН ,
если им исчерпаны все имеющиеся внутренние
средства правовой защиты.
С принятием декларации прав
и свобод человека и гражданина в 1991 г.
в России начался период, в рамках которого
произошел поворот правовой системы к
признанию и гарантированию прав и свобод
человека и гражданина как высшей ценности.
Конституция РФ 1993 г. закрепила новую концепцию
прав и свобод человека и гражданина, согласно
которой гражданин вовлечен в устойчивую
политико-правовую связь с государством,
состоящую из взаимных прав и обязанностей,
признается самостоятельным субъектом,
способным самоутвердиться в качестве
достойного члена общества. Конституция
РФ стоит на позициях признания неотчуждаемости
основных прав и свобод человека и принадлежности
их каждому от рождения (ч. 2 ст. 17). В ней
впервые получил закрепление принцип
примата международного права, в частности
в области прав человека (ч. 1 ст. 17).
Конституция РФ содержит новое
для конституционного законодательства
положение об отношениях государства
к человеку и гражданину. Согласно ст.
2 Конституции: «Человек, его права и свободы
являются высшей ценностью. Признание
соблюдение и защита прав и свобод человека
и гражданина обязанность государства».
Это исходное базовое положение определяет
содержание и структуру специальной главы
2, посвященной правам и свободам человека
и гражданина. Содержащиеся в ней принципы
и нормы значительно расширяют круг прав
и свобод с учетом конституционного опыта
цивилизованных государств и содержания
международно-правовых актов о правах
человека. Здесь наряду с правами и обязанностями
граждан впервые в отечественной истории
нашли свое закрепление отдельно права
человека, т. е. юридически признана категория
«права человека». Понятия «права человека»
и «права гражданина» близки, но не совпадают
по своей природе и своему содержанию,
так как отражают различные аспекты положения
личности. Первое понятие подчеркивает
неотчуждаемость прав личности как таковой,
исходя к; присущих всем членам человеческого
общества свободы и достоинства. Второе
— исходит из характеристики прав личности
как гражданина государства определяет
его права и свободы в качестве такового.
В конкретном перечне прав и свобод эти
понятия в значительной части совпадают,
но не сливаются, сохраняя различия. Поэтому
в большинстве статей права и свободы
адресуются <каждому», в некоторых - «гражданину».
Налицо отказ в Конституции
РФ от классового подхода и переход к закреплению
правового статуса личности, хотя этот
принцип был важнейшим и в предыдущих
конституциях.
Важной чертой действующей
Конституции РФ является признание субъектом
прав и свобод индивидуально каждого конкретного
человека, а не только коллективного субъекта
как прежде в виде трудящихся и эксплуатируемого
народа или просто народа впоследствии.
Естественно, что коллективный субъект
как таковой отрицаться не должен и не
отрицается, если его признание не ведет
к игнорированию индивидуальных прав
и свобод каждого человека, признания
его самоценности.
Следующей чертой Конституции
РФ 1993 г. является отказ от характерного
для социалистической теории принципа
приоритета государственных интересов
над интересами личности, о чем уже говорилось
выше при анализе ст. 2 Конституции.
Целостность системы прав человека
и гражданина определяется системой принципов
закрепления и реализации их правового
статуса. Имеются в виду те исходные начала,
на основе которых осуществляются права,
свободы и обязанности личности. Продолжая
рассмотрение особенностей Конституции
РФ, остановимся еще на одной ее характеристике.
Конституционное выражение в ней по аналогии
с конституциями США, Японии, Германии,
Италии и других получили следующие принципы
правового статуса личности 1) равноправие;
2) неотчуждаемость прав и свобод; 3) непосредственное
действие прав и свобод; 4) гарантированность
прав, свобод и обязанностей; 5) признание
общепризнанных принципов и норм международного
права и международных договоров Российской
Федерации составной частью её правовой
системы, что определило универсальный
набор прав и свобод, способный обеспечить
нормальную жизнедеятельность личности;
б) запрещение злоупотребления правами
и обязанностями; 7) запрещение на незаконное
ограничение конституционных прав и свобод.
Относительно самостоятельное
значение, но обслуживающее правовой статус
личности и даже органически в него вплетаемое
имеют нравственно-этические принципы
и нормы, следование которым обязательно
как для личности, так и для общества и
государства. Это принципы выражаются
или в виде правовых аксиом («дозволено
все, что не запрещено законом» — для граждан
и «разрешено только то, что прямо предусмотрено
законом» — для государственных служащих,
в том числе работников правоохранительных
органов, («человек - мера всех вещей» и
др.), или в форме религиозных постулатов
(не убивай, не кради, не доноси, не лжесвидетельствуй
и др.), либо виде норм, закрепляющих общечеловеческие
ценности и международно-правовые стандарты,
в частности признание приоритета общепризнанных
прав, свобод и законных интересов личности,
а также возможностей их защищать, в том
числе путем вмешательства мирового сообщества
во внутренние дела тех государств, где
права и свободы личности нарушаются.
Это - незыблемые принципы и их пересмотр
требует более авторитетного решения,
чем даже принятие законодательного акта.
Кроме собственных граждан
на территории России, как и других государств,
постоянно или временно проживают иностранные
граждане и лица без гражданства Конституционн0
законодательство содержит нормы, регулирующие
их взаимоотношения с государством. Действующим
в части, не противоречащей Конституции
РФ 1993 г., является Закон о правовом положении
иностранных граждан в СССР от 24 июня 1981
г., вступивший в силу с 1 января 1982 г. Правовое
положение иностранцев и лиц без гражданства
регулируется также гражданским и уголовным
и уголовно-процессуальным таможенным
законодательством, Законом о государственной
границе, Воздушным кодексом, Положением
о въезде и выезде из Российской Федерации,
Кодексом торгового мореплавания и др.
Исходной является ст. 62 Конституции РФ
1993 г., предусматривающей, что «иностранные
граждане и лица без гражданства пользуются
в Российской Федерации правами и несут
обязанности наравне с гражданами Российской
Федерации, кроме случаев, установленных
федеральным законодательством или международным
договором Российской Федерации».
Определенные ограничения в
Правах, свободах и обязанностях иностранных
граждан и лиц без гражданства установлены
в самой Конституции РФ 1993 г., которая,
как уже отмечалось, использует разные
категории субъектов правового статуса:
в одном случае употребляется термин «каждый»,
включающий иностранцев лиц без Гражданства
и лиц с несколькими гражданствами, в другом
— «граждане Российской Федерации» что
означает, что конкретные права и свободы,
а также обязанности имеют только граждане
Российской Федерации. Соответственно
иностранные граждане не пользуются избирательными
правами, не могут служить в государственном
аппарате, не исполняют обязанности воинской
службы и т. д. Аналогичным образом этот
вопрос решается в Конституциях других
государств.
Понятие и конституционно-правовое
регулирование гражданства
Условием, предпосылкой или элементом
правового статуса личности, а скорее
всего и тем, и другим, является, как отмечалось
выше, гражданство. Под гражданством в
науке государственного права принято
понимать устойчивую политико-правовую
связь человека с государством, в соответствии
с которой на него распространяется суверенная
государственная власть, как в пределах
государства, так и вне его границ. Правовая
принадлежность человека к тому или иному
государству создает юридическое состояние
человека, в силу которого он обладает
определенной совокупностью прав и обязанностей,
установленных законодательством данного
государства, и может пользоваться его
защитой и покровительством. Иными словами,
гражданство создает взаимные права и
обязанности для человека и государства,
т. е. именно с гражданством связаны самые
существенные последствия для обеих сторон:
объем прав, обязанностей и ответственности
государства и гражданина (см. Преамбулу
Закона Российской Федерации «О гражданстве
Российской Федерации»).
К основным характеристикам
гражданства относятся: 1) гражданство
- правовое состояние, выражающееся, с
одной стороны, в его общем правовом нормировании,
с другой - в индивидуальном документальном
юридическом оформлении гражданства каждого
человека (паспорт гражданина, свидетельство
о рождении, иной документ, содержащий
указание на гражданство); 2) устойчивый
характер отношений гражданства, существующих
постоянно, как правило, от рождения до
смерти гражданина, имеющих общий порядок
прекращения, не допускающий одностороннего
расторжения гражданства; 3) двусторонняя
связь человека с государством, выражающаяся
в совокупности взаимных прав, обязанностей
и ответственности, основанная на признании
и уважении достоинства, основных прав
и свобод человека; 4) распространение
на гражданина суверенной власти государства
как внутри страны, так за ее пределами.
В настоящее время все отношения
по поводу гражданства регулируются конституциями
государств и законами о гражданстве.
Конституция Российской Федерации 1993
г. и Закон о гражданстве Российской Федерации
от 28 ноября 1991 г. с изменениями, внесенными
Законом от 17 июня 1993г.
Конституционные основы гражданства
развиваются и конкретизируются в законе
«О гражданстве». В Преамбуле его указано,
что данный закон призван обеспечить осуществлен
норм и принципов международного права
и Конституции относящиеся к гражданству
и правам человека, создание наиболее
благоприятных условий для каждого гражданина
защиту и Покровительство граждан находящихся
за Пределами Российской Федерации.
Основные принципы гражданства,
как правило, устанавливаются в конституциях,
а их реализация подробно регулируется
обычными законами
Типичным представляется законодательство
Российской Федерации об основных принципах
отношений гражданства:
1. Гражданство Российской
Федерации является единым, т.е. гражданин
Российской Федерации постоянно
проживающий на территории республики
в составе России, является гражданином
этой республики и одновременно
гражданином России.
2. Гражданство Российской
Федерации является равным независимо
от оснований и времени приобретения.
3. Доступность и свободный
характер гражданства Российской
Федерации, что выражается, во-первых,
в том, что каждый человек в
Российской Федерации, включая граждан
иностранных государств и лиц
без гражданства, имеет право
на гражданство, независимо от
каких бы то ни было условий;
во-вторых, наличие достаточно простого
и легкого пути приобретения
гражданства; в-третьих, в запрете
на лишение гражданства и наличие
права его изменять; в-четвертых,
в допустимости двойного гражданства;
в-пятых, в сокращении количества
лиц без гражданства; в-шестых, в
праве российских граждан изменить
гражданство; в-седьмых, в запрете
на лишение гражданства, т.е. на
расторжение связей по инициативе
государства в одностороннем
порядке, без согласия гражданина.