Понятие основ правового статуса личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2015 в 17:26, реферат

Описание работы

Многообразные связи права и личности наиболее полно могут быть охарактеризованы через понятие правового статуса, в котором отражаются все основные стороны юридического бытия индивида: его интересы, потребности, взаимоотношения с государством, трудовая и общественно-политическая деятельность, социальные притязания и их удовлетворение. Это собирательная, аккумулирующая категория. В самом кратком виде правовой статус определяется в науке как юридически закрепленное положение личности в обществе.

Содержание работы

1.Введение
2.Понятие основ правового статуса личности
3.Понятие и конституционно-правовое регулирование гражданства
4.Система конституционных прав, свобод и обязанностей
5.Гарантии прав и свобод человека и гражданина
6.Заключение
7.Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

право.docx

— 60.42 Кб (Скачать файл)

Право определения своей национальности впервые в истории России возведено в ранг конституционной свободы. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

В соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного Права каждому, кто законно находится на территории РФ, представляется свобода передвижении и места жительства

Важнейшими духовными правами человека являются: свобода совести, свобода вероисповедания. Государство не вмешивается в вопросы определения человеком своего отношения к религии. В то же время, в соответствии с ч. 3 ст. 18 Пакта о гражданских и Политических правах и общим Принципом Конституции РФ, право на свободу вероисповедания связано с обязанностью уважать права и свободы других лиц, законы государства, общественную безопасность, здоровье и мораль общества.

2. Политические права связаны с обладанием гражданств государства и в отличие от личных прав, адресованных в конституциях «каждому», принадлежат только «гражданам». Их реализация позволяет гражданам участвовать в политической жизни общества, в управлении государством. Граждане, ассоциированные как народ, осуществляют власть, а гражданин как индивид, участвует в осуществлении государственной политической власти. Применительно к политическим правам правосубъективность в полном объеме наступает с 18 лет.

Формами непосредственного осуществления гражданами политической государственной власти являются: референдумы, всенародное голосование по вопросам государственной и местной жизни, все виды участия в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления.

Формами воздействия граждан на политическую государственную власть всех уровней являются: влияние избирателей на своих депутатов, выражение общественного мнения по всем вопросам внутренней и внешней политики. К важным средствам проявления активности граждан относятся: обращения лично и через коллективы в государственные органы и органы местного самоуправления по индивидуальным и общественным делам и для защиты своих прав. Граждане имеют равный доступ к государственной службе всех видов. За каждым из них закреплено право на объединение в общественных организациях, включая право создавать политические партии для непосредственного решения государственных проблем, профсоюзы для защиты своих производственных, социальных и других интересов, достижения установленных целей и т. д.

3. Права и свободы, входящие  в группу социально-экономических, являются основой всех иных прав и свобод и поэтому образуют особую группу основных прав и свобод человека и гражданина. В их число входят культурные права, которые в силу относительной самостоятельности можно выделить и в самостоятельную группу. Они относятся к таким важным сферам жизни как собственность трудовые отношения здоровье, отдых, образование и служат обеспечению материальных, духовных, физических и других социально значимых особенностей и интересов личности. Их реальность делает государство социальным, обеспечивающим достойный и достаточный уровень жизни человека, его свободное развитие. В ст. 7 Конституции РФ, включенной в содержание основ конституционного строя России, закреплены положения определяющие экономические социальное и культурные права человека и гражданина к ним, согласно Конституции РФ, относятся: право на предпринимательскую деятельность (п. 1 ст. 34); право на частную собственность (ст. 35); право на землю (ст. 36); свобода труда и право на труд в надлежащих условиях (ст. 37); право на отдых (ч.3 ст. 37); охрана семьи (ст.38); право социального обеспечения (ст. 39); право на Жилище (ст. 40); право на охра1 у здоровья и медицинскую помощь (ст. 41); право на благоприятную окружающую среду (ст, 42); право на образование (ст. 43); свобода научного, технического, литературного художественного и других видов творчества, преподавания (ч.1,2 ст. 44); право пользования учреждениями культуры (ч.3 ст. 44).

Гарантии прав и свобод человека и гражданина

 

Каждому человеку должна быть обеспечена возможность пользования всеми основными правами и свободами. Государство обязано гарантировать реальное осуществление этих прав и свобод всеми доступными ему средствами. Чем выше степень реализации правового статуса личности, тем в большей мере ограничивается возможность произвола со стороны государства и его органов.

 

 Гарантированность прав и свобод это своеобразный внешний ограничения власти, которая всегда стремится к саморасширению и усилению своего присутствия во всех сферах человеческой жизни.

В ст. 2 Конституции РФ 1993 г. прямо предусмотрено, что не только признание, но и соблюдение, и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Эта норма конкретизируется в ст. 45 Конституции, которая устанавливает: «1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. 2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом», В ч.2 ст.80 Конституции указано, что гарантом прав и свобод человека и гражданина является Президент РФ. Функцию гаранта Президент реализует как в своей личной деятельности, так и инициируя законы, издавая указы, направленные на защиту правового положения каждой личности и отдельных групп населения, например: пенсионеров, вынужденных переселенцев, военнослужащих и других, нуждающихся в защите. Защита прав и свобод человека осуществляется не только лично Президентом, но и Правительством, которое в соответствии с п. «е» ч.1 ст. 114 Конституции обязано осуществлять меры по обеспечению прав и свобод граждан, что оно делает в первую очередь через органы внутренних дел и другие правоохранительные органы.

Наиболее эффективной гарантией прав и свобод человека и гражданина является правосудие.

К гарантиям прав и свобод относят также ряд прав личности, например, право петиций, право жалобы в административном порядке и др. Однако главной институциональной гарантией в демократических государствах признается суд или реальное правосудие.

Рассмотрение демократические принципы и средства гарантий прав и свобод личности восприняты действующей Конституцией Российской Федерации. Как указано в ст. 46 Конституции РФ, «каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод». В Конституции определен и круг действий, которые могут быть обжаловать в суд. Согласно п.2 ст. 46 — «решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд». Судебный порядок обжалования действий и решений, нарушающих права и свободы граждан, определен Законом РФ «06 обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г.[5] Согласно ст. 2 этого Закона в суд можно обжаловать любые действия и решения, в результате которых: «1) нарушение права и свободы граждан; 2) созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод; З) незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности».

Согласно п.3 ст.46 Конституции РФ «каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в международные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты». Также урегулированы возможности использования индивидуальной или коллективной жалобы как средства защиты от произвола государства,

Значительным следует признать тот факт, что основные права и свободы понимаются как нормы Конституции и других законов, непосредственно связывающие власть. Роль контрольного механизм за соблюдением властями правового статуса личности осуществляет в России Конституционный Суд, наделенный определенными полномочиями в этой сфере.

Каждому человеку гарантируется право на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ст.47 Конституции РФ). В части 2 этой статьи предусмотрено также, что обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом (имеется в виду УПК).

Обеспечение правовой помощи в защите прав закреплено в ст.48 Конституции РФ, где указано, что «каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи», в том числе каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента задержания, заключения под стражу или предъявлении обвинения. Естественно, что действующее уголовно-процессуальное законодательство приведено в соответствие с этой и другими нормами Конституции РФ.

Конституция предусматривает, что законом охраняются права потерпевших от преступлений и нарушений законности со стороны власти. Ущерб, причиненный незаконными действиями (или бездействием) органов государства или должностных лиц, возмещается из государственной казны.

Существенной гарантией прав и свобод по конституциям всех государств считается помощь профессионального защитника (адвоката) в уголовном, гражданском и административном процессе.

К гарантиям прав и свобод относится также юридическая ответственность за их нарушения. Имеется в виду ответственность, прежде всего властей (органов государства и их должностных лиц). Она предусматривается законодательством.

Однако не может быть абсолютной и слепой веры в силу законодательной власти. Столь подробно расписанные юридические гарантии правового статуса личности в высокой степени зависят от действия других гарантий или точнее факторов, положительно влияющих на действия законодательства: экономических, политических, идеологических, организационных (управленческих), культурно-этических, психологических и контрольных. Они составляют содержание экономической, политической и т.д. основы государства.

 

Современные проблемы защиты человека и гражданина в Российской Федерации.

 

Можно утверждать, что в настоящее время достигнута полнота правового статуса человека и гражданина в России. даже критически настроенные ученые смогли назвать лишь один пробел в перечне гражданских прав, которые предусмотрены в гл.2 Конституции РФ[6].

Главная проблема в современных условиях - это обеспечение реализации (осуществления в жизни) предоставленного личности правового статуса. Отсюда такой существенный ее аспект, как защита и охрана прав человека и гражданина Российской Федерации, тем самым — государство и общество, дело в том, что человек, совершая противоправные действия, создает ситуацию, при которой государственная власть вынуждена идти на ограничение его основных прав в свобод (например, личной неприкосновенности, неприкосновенности жилища, а в предусмотренных законом исключительных случаях и права на жизнь). В этих и других случаях власть не всегда следует ею же принятым законам, те допускаются нарушения законности. Поэтому правовой статус личности нужно защищать от государственной политической власти, точнее — от государственных служащих органов власти, которые эту законность нарушают. Следовательно, нужна государственная программа обеспечения, укрепления законности в работе органов государства, прежде всего правоохранительных органов и их должностных лиц.

Сам человек должен соотносить осуществляемые им права и свободы с правами и свободами других лиц. Иными словами, каждому предоставлена свобода выбора путей и способов осуществления своих групповых и индивидуальных интересов в определенных границах имеющейся свободы. Иные правила привели бы к столкновению интересов и конфликтам. Отсюда задача защиты прав, свобод и законных интересов личности не только от властей, но и от других лиц - таких же граждан. Поэтому система прав и свобод должна строиться и осуществляться таким образом, чтобы предупредить возможное ущемление их правового статуса со стороны отдельных лиц и их групп. Но сделать это только юридическими средствами практически невозможно, так как закон, даже имеющий должный уровень качества, правовой характер, обеспечивает сам свое действие лишь частично. Ранее уже говорилось, что этой цели служат основные принципы правового статуса личности и прежде всего такие, как формально- юридическое равенство всех, т.е. отсутствие каких-либо привилегий перед другими людьми в сфере права. Все равны в пользовании правами и свободами, но фактическое, т.е. материальное неравенство не позволяет каждому использовать свои права и свободы в полной или достаточной мере.

Указанные обстоятельства однозначно свидетельствуют о необходимости дополнительной защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, как от власти, так и от других граждан, в том числе и путем предоставления определенных льгот малоимущим слоям населения.

Следование принципам демократизма общества и господства права предполагает надлежащее отправление правосудия в соответствии с требованиями Конституции и правовых законов. В этой связи на российские суды должно возрасти влияние международного права, и в частности, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Коренной проблемой реализации правового статуса личности является поляризация общества, те социальное расслоение, что требует корректирования имущественного положения отдельных слоев населения (военнослужащих, ветеранов, инвалидов и т.д.) в административно-правовом порядке и в зависимости от ситуации. Сегодня экономические реформы идут трудно, падение экономического уровня не остановлено.

Конституция РФ пока не стала на практике законом прямого действия, широко распространен правовой нигилизм среди должностных лиц и населения, как по причине кризиса духовности, так и в силу несформированности гражданского общества и местного самоуправления, в частности. Люди не свободны от нужды и страха в силу слабой государственной защищенности, неэффективной работы правоохранительных органов, отсутствия возможности и способности себя защитить.

Нельзя не обозначить и такую актуальную проблему, как реальность конституционной ответственности (депутатов перед избирателями, Президента — перед населением и т.д.), решение которой позволило бы существенно укрепить правовой статус личности.

Нерешенность перечисленных и других проблем приводит к неблагоприятному самочувствию людей в новых условиях российской действительности, социальному дискомфорту и неуверенности в будущем.

Та мера правовых возможностей и та мера социальных требований к личности, которые определены действующим законодательством, и, прежде всего Конституцией РФ, должны заставить человека гражданина быть активным и ответственным в правовой сфере, что будет способствовать более высокой степени обеспечения их правового статуса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Конституционные принципы правового статуса личности - закрепленные в Конституции основополагающие требования, в соответствии с которыми должна формироваться система основных прав и свобод человека и гражданина. К числу таких принципов относятся: неотчуждаемый и естественный характер основных прав и свобод; принцип соответствия прав и свобод личности международно-правовым стандартам; принцип непосредственного действия прав и свобод; принцип равноправия; принцип гарантированности прав и свобод человека и гражданина; принцип единства (взаимосвязи) прав и обязанностей.

Информация о работе Понятие основ правового статуса личности