Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2015 в 17:26, реферат
Описание работы
Многообразные связи права и личности наиболее полно могут быть охарактеризованы через понятие правового статуса, в котором отражаются все основные стороны юридического бытия индивида: его интересы, потребности, взаимоотношения с государством, трудовая и общественно-политическая деятельность, социальные притязания и их удовлетворение. Это собирательная, аккумулирующая категория. В самом кратком виде правовой статус определяется в науке как юридически закрепленное положение личности в обществе.
Содержание работы
1.Введение 2.Понятие основ правового статуса личности 3.Понятие и конституционно-правовое регулирование гражданства 4.Система конституционных прав, свобод и обязанностей 5.Гарантии прав и свобод человека и гражданина 6.Заключение 7.Список используемой литературы
4. Принцип приоритета
норм международного права и
международных договоров по вопросам
гражданства над национальным
законодательством.
5. Неотъемлемость гражданства,
что выражается, во-первых, в несвязанности
гражданства с мерами наказания
гражданина за совершенные правонарушения;
во-вторых, в сохранении за гражданами
РФ, проживающими за ее пределами,
гражданства Российской Федерации;
в-третьих, в недопустимости высылки
гражданина РФ за преде1ы Российской
Федерации.
6. Защита и покровительство
граждан РФ, находящихся за пределами
Российской Федерации. Это значит,
что государственные органы РФ,
ее дипломатические и консульские
учреждения, их должностные лица
обязаны содействовать тому. чтобы
гражданам РФ была создана
возможность в полном объеме
использовать все права и свободы,
установленные законодательством
государства, международными договорами
РФ и международными обычаями,
а при необходимости принимать
меры по восстановлению нарушенных
прав граждан РФ. Гражданин РФ
не может быть выслан за
пределы российского государства
или выдан другому государству.
За преступления, совершенные за границей,
гражданин РФ подлежит уголовной ответственности
по законам Российской Федерации.
7. Почетное гражданство,
которое может быть предоставлено
лицу. не имеющему российского
гражданства, но имеющему заслуги
перед Россией или мировым
сообществом, с его согласия. Почетное
гражданство предоставляется Президентом
РФ.
Нормы законодательства о гражданстве
по предмету регулирования можно объединить
в три группы:
а) регулирующие порядок приобретения
гражданства;
б) регулирующие порядок прекращения
гражданства;
в) регулирующие порядок разрешения
дел о гражданстве
Ст. 12 Закона о гражданстве определяет
основания и порядок приобретения гражданства
РФ. Оно приобретается: в результате его
признания; по рождению в порядка регистрации;
в результате приема в гражданство (натурализация);
в результате восстановления гражданства;
путем выбора гражданства (оптация) при
изменении территории РФ; по иным основаниям
предусмотренным законом. К иным основаниям
приобретения гражданства законодательство
относит: усыновление, опекунство соглашение
родителей о российском гражданстве ребенка,
предоставление почетного гражданства
и др.
В качестве оснований для прекращения
гражданства в Законе о гражданстве РФ
закреплены: выход из гражданства; отмена
решенI1й о приеме в гражданство; выбор
гражданства (оптация) при территориальных
изменениях; по другим основаниям, предусмотренным
международным договорами Российской
Федерации; по иным основаниям, предусмотренным
Законом о гражданстве Российской Федерации,
К ним относится общее положение согласно
которому, если оба родителя прекращают
гражданство России, их дети в возрасте
до 14 лет следуют гражданству родителей,
т.е. тоже прекращают гражданство России.
Имеет Место стремление обеспечить одинаковое
гражданство всех членов семьи.
Следует обратить внимание
на то, что впервые в отечественной практике
в ч. З ст. 6 Конституции РФ установлен запрет
на лишение гражданина России его гражданство.
Никакой государственный орган, никакое
должностное лицо не могут сделать это
ни при каких обстоятельствах, так как
лишение гражданства противоречит естественным
правам человека и является антигуманным.
В прошлые годы нашей стране существовал
институт лишения гражданства. Он был
предусмотрен Законом о гражданстве СССР
1978 г. и мог применяться по решению Президиума
Верховного Совета СССР в исключительных
случаях по отношению к лицам, совершившим
действия, порочащие звание советского
гражданина. В реальной действительности
лишение гражданства имело место главным
образом в отношении лиц, не удобных режиму,
а потому не угодных ему (диссиденты).
.Действующее законодательство
Российской Федерации знает различные
формы восстановления в гражданстве:
1) в порядке регистрации; 2) путем
признания компетентными органами
факта восстановления и 3) по ходатайству
лица. Эти формы назывались в
числе возможных вариантов приобретения
гражданства, но заслуживают специального
обозначения и поэтому выделены
здесь.
В Законе о гражданстве РФ есть
специальная глава, посвященная регулированию
гражданства детей при изменении гражданства
родителей, при усыновлении, опекунстве,
попечительстве, в нормах которой достаточно
полно учтены интересы детей в различных
жизненных ситуациях. По общему правилу
гражданство детей в возрасте до 14 лет
следует гражданству родителей. Гражданство
детей в возрасте от 14 до 18 лет изменяется
при наличии их согласия. Гражданство
детей не изменяется при изменении гражданства
родителей, лишенных родительских прав.
для изменения гражданства детей в этом
случае не требуется согласия родителей.
В системе органов государства,
решающих вопросы гражданства, основными
полномочиями обладает Президент (п. «а»
ст. 89 Конституции РФ). По вопросам гражданства
Президент издает указы. Все другие органы,
связанные с решением этих вопросов, в
том числе органы внутренних дел, выполняют
вспомогательную работу.
В решении вопросов гражданства
принимают участие, как уже отмечалось,
также органы внутренних дел, Министерство
иностранных дел, дипломатические представительства
и консульские учреждения. Они обладают
одинаковой компетенцией по вопросам
гражданства, с той лишь разницей, что
Министерство внутренних дел и его органы
принимают такие решения в отношении лиц,
проживающих на территории Российской
Федерации, а Министерство иностранных
дел и его органы — в отношении лиц, живущих
за ее пределами.
В их функции входят: прием заявлений
и ходатайства по вопросам гражданства
РФ; проверка фактов и представленных
документов; направление ходатайства
вместе с документами в Комиссию по вопросам
гражданства при Президенте Российской
Федерации; определение принадлежности
лиц к гражданству РФ; осуществление регистрации
приобретения или прекращения гражданства
РФ в предусмотренных Законом случаях.
Гражданство Российской Федерации
считается приобретенным или прекращенным
со дня принятия решения полномочным органом
или издания Указа Президента РФ. Срок
рассмотрения ходатайств в ведомстве
Президента — не более 9 месяцев. Решения
обжалованию не подлежат, но через один
год Возможно повторное ходатайство. Решения
исполняются органами внутренних дел
или иностранных дел рубежом.
Система конституционных
прав, свобод и обязанностей.
Одна из сущностных характеристик
правового статуса личности, его ядро
и системообразующий элемент — права,
свободы и обязанности личности. «Современное
понимание прогресса государственности
выдвигает на первый план «человеческое
измерение», т.е. то качество жизни, которое
обеспечивает государство. Свобода личности,
благоприятные материальные условия,
возможность творческого самоутверждения,
наличие прав — эти и другие составляющие
«человеческого измерения» превращают
его в основной критерий оценок прогресса
государства»[3].
Правовой статус личности включает
в себя всю совокупность прав, свобод,
законных интересов и обязанностей человека
и гражданина, предусмотренных в принципах
и нормах всего текущего законодательства.
В то же время конституционное законодательство
содержит основные права, свободы и обязанности,
образующие конституционный статус личности.
Считается, что существует набор
причин, по которым одни права и свободы
закрепляются конституционно, другие
— в текущем законодательстве. К причинам
закрепления их в Конституции принято
относить: 1) значимость этих прав и свобод
для человека и общества; 2) изначальный,
прирожденный и неотчуждаемый характер
принадлежащих человеку прав и свобод;
З) верховенство конституционных (основных)
прав и свобод, делающее все иные права
и свободы в той или иной сфере жизни (трудовые,
социальные и т.д.) производными; 4) принадлежность
основных прав и свобод каждому человеку
и гражданину, либо каждому гражданину;
5) всеобщность основных прав, свобод и
обязанностей, т.е. они равны и едины для
всех без исключения, соответственно для
каждого человека или для каждого гражданина;
6) основные права, свободы и обязанности
не приобретаются и не отчуждаются по
воле гражданина; 7) они действуют на всей
территории государства.
Конституционные права, свободы
и обязанности всегда представляют собой
систему. Все они, закрепленные в 48 статьях
2-й главы Конституции РФ в количестве
109 норм, выступают как некое единое целое,
что обусловлено единством исходных принципов,
прежде всего, равноправия и социальной
справедливости вытекающих из теории
естественного права. Имеется в виду формальное
юридическое равенство, содержание которого
составляют: равенство прав, равенство
обязанностей, равенство перед законом
и судом. Оно формально потому, что не совпадает
с фактическим равенством в сфере материальных,
социальных и духовных благ. Равенство
прав и обязанности как содержание права,
являющего равной мерой, равным масштабом
поведения для неравных людей и выражается
в принципе справедливости, под которым
понимается любая соразмерность (труда
и вознаграждения за него, деяния и воздаяния,
преступления и наказания и т. п.).
Отмеченное единство означает,
что непредоставление или нарушение каких-либо
прав и свобод влечет за собой нарушение
других прав и свобод. Права и обязанности
также тесно взаимосвязаны и должны корреспондировать
между собой. Правильно утверждение, что
нет прав без обязанностей и обязанности,
без прав.
По общему правилу, классификация
правила свобод человека и гражданина
возможна на основе определенных признаков
(критериев) и всегда условна. Так, в зависимости
от субъектов их делят на права и свободы
человека и права и свободы гражданина.
Объем или набор последних, как об этом
уже говорилось выше, уже первого. В зависимости
от вида субъекта — на индивидуальные
и групповые (коллективные). По их генезису
— на естественные (прирожденные) и производные
от них (сформулированные в международных
пактах). По характеру образования - на
основные (конституционные) и дополнительные
(конкретизирующие). По характеру предписания
среди норм, содержащихся в Конституции
РФ, можно выделить: 54 управомочивающие
нормы, 5 — обязывающих, 17 — запрещающих
и 33 — специализированных, в том числе
нормы-принципы, декларативные, коллизионные
и др. Наиболее распространенным классификационным
признаком в науке конституционного (государственного)
права является содержание прав и свобод
человека и гражданина. Именно по этому
признаку все они делятся одними авторами
на: личные права и свободы политические,
социально-экономические; другими на:
личные права и свободы политические;
экономические; социально-культурные
права и свободы человека и гражданина.
Далее остановимся на характеристике
основных прав и свобод человека и гражданина,
выделенных по критерию содержания.
1. Личные (гражданские)
права и свободы часто открывают перечень
прав и свобод человека и гражданина, составляют
основу правового статуса и закреплены
в наибольшем количестве статей конституций.
Они наиболее четко сформулированы, например,
в п. 2 ст. 2 германского Основного закона:
«Каждый имеет право на жизнь и личную
неприкосновенность. Свобода лица ненарушима.
Вмешательство в эти права допускается
только на основании закона».
Свобода индивида определяет
его автономию и самостоятельность. Это
в свою очередь неизбежно связано с личной
независимостью и ответственностью личности
за свои действия.
Согласно главе 2 Конституции
РФ к этой группе прав относятся: право
на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность,
неприкосновенность жилища, охрана частной
жизни, тайна переписки, телефонных переговоров,
почтовых, телеграфных и иных сообщений,
защита частной жизни лица, право определения
национальности, право на пользование
родным языком, свобода передвижения в
места жительства, свобода совести.
Набор этой группы прав и свобод
в науке конституционного права наделяют
следующими особенностями:
1) они являются по своей
сущности неотчуждаемыми, естественными
правами человека, т.е. каждого, и
не связаны напрямую с принадлежностью
к гражданству государства;
2) они включают право
на охрану достоинства личности,
что возлагает соответствующие
обязанности на государство и
других граждан и предполагает
определенную этику и законность
поведения государственных служащих,
их уважительное, чуткое, внимательное,
соответствующее правовым предписаниям
отношение к людям, а равно
требования к членам общества
не нарушать права и свободы
других;
3) особо значимы и наиболее
уязвимы в их числе права
на неприкосновенность личности,
жилища, частной жизни, тайну переписки,
телефонных переговоров, почтовых,
телеграфных и иных сообщений.
Неприкосновенность личности
как личная свобода имеет ряд проявлений.
Она означает, что никто не вправе насильственно
граничить свободу человека совершать
любые действия, не противоречащие закону,
не подвергаясь какому-либо принуждению
или ограничению в правах со стороны кого
бы то ни было. Институт неприкосновенности
включает как физическую неприкосновенность
(это сама жизнь, здоровье человека), так
и духовную неприкосновенность (честь,
достоинство личности).
Неприкосновенность жилища
означает, что никто не вправе проникать
в жилище против воли проживающих в нем
лиц, иначе как в случаях, установленных
федеральным законом, и на основании судебного
решения. Закон разрешает проникать в
жилище против воли проживающих в нем
лиц в двух ситуациях: 1) при непредвиденных
чрезвычайных обстоятельствах (пожар,
землетрясение, наводнение, обвал, авария
водопровода, канализации, повреждение
электропроводки. тепло- и газоснабжения,
при подозрении, что хозяин дома (квартиры)
умер и в других подобных случаях; 2) при
защите правопорядка (для раскрытия преступления
и установления истины по уголовному делу;
получения сведений о преступлении и подозреваемых
в его совершении лицах при проведении
оперативно-розыскной работы; пресечения
преступлений и иных правонарушений в
рамках административного права; исполнения
приговоров и других судебных решений)[4].
В Конституции РФ 1993 г. впервые
закреплено право человека неприкосновенность
частной жизни, личную и семейную тайну,
защиту своей чести и доброго имени.
В век научно-технического прогресса
особо ценным является право каждого человека
на тайну Переписки, телефонных переговоров
почтовых, телеграфных и иных сообщений.
Ограничение этого права допускается
только на основе судебного решения.