Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 21:21, контрольная работа
Муниципальное право Российской Федерации представляет собой совокупность норм публичного и частного права, регулирующих общественные отношения, складывающихся в системе местного самоуправления.
Такое определение характерно для муниципального права как относительно самостоятельной отрасли права, объединяющей нормы и публичного, и частного права.
В системе муниципального права выделяются общая и особенная части.
К общей части относятся следующие муниципально-нравовые институты:
а)правовые основы местного самоуправления;
б)территориальные основы местного самоуправления;
в)организационные основы местного самоуправления;
г)финансово-экономические основы местного самоуправления;
д)гарантии местного самоуправления;
е) ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц.
Помимо перечисленных, в систему муниципального права, входят и такие самостоятельные институты, как территориальное общественное самоуправление населения, муниципальная ,служба.
Муниципально- правовые нормы, регулирующие общественные отношения, связанные с формированием и деятельностью территориальных общин, органов территориального общественного самоуправления населения, развитием национальных форм общественного самоуправления, несомненно, имеют свои особенности, обладают относительной самостоятельностью, устойчивостью и автономностью функционирования, т.е. всеми признаками, присущими правовому институту. Признаками самостоятельного муниципально- правового института обладает и совокупность правовых норм, регулирующих муниципальную службу.
К особенной части относятся правовые институты, объединяющие нормы, регулирующие полномочия органов местного самоуправления и их должностных лиц, а именно:
а)полномочия органов местного самоуправления в сфере социаль- но-экономического развития;
б)полномочия органов местного самоуправления в сфере социально-культурного развития;
в)полномочия органов местного самоуправления по обеспечению общественной безопасности и правопорядка.
Представляется оправданным выделение в системе муниципального права специальной части, включающей нормы, которые регулируют организацию местного самоуправления в отдельном регионе.
Под муниципально- правовыми нормами О.Е. Кутафий и В.И. Фадеев понимают правовые нормы, закрепляющие и регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления. Муниципально -правовым пор-мам, так же как и другим нормам права свойственны формальная определенность, общеобязательность, регулятивностъ. Вместе с тем нормы муниципального права имеют существенную специфику, связанную с обособленностью органов местного самоуправления от органов государственной власти, а также с тем, что органы местного самоуправления и население муниципального образования наделены нормотворческими полномочиями. В связи с этим И.В. Выдрин и А.Н. Кокотов выделяют две группы муниципальных норм. К первой группе относятся нормы, содержащиеся в актах федеральных и региональных органов государственной власти, а ко второй — нормы, установленные органами и должностными лицами местного самоуправления либо населением путем непосредственного волеизъявления.
Таким образом, нормы муниципального права — это формально определенные общеобязательные правила поведения, установленные органами и должностными лицами государственной власти и местного самоуправления либо населением муниципального образования, путем непосредственного волеизъявления, регулирующие общественные отношения, составляющие предмет муниципального права, и обеспеченные принудительной силой государства.
Особенность норм муниципального права состоит в том, что для многих из них характерна принадлежность одновременно и к другим отраслям права. Это обусловлено комплексным характером отрасли муниципального права. Так, нормы, закрепляющие финансовые основы местного самоуправления, являются нормами как муниципального, так и финансового права.
По объекту правового регулирования различают:
а)нормы, определяющие местное самоуправление в системе народовластия (ст. 12 Конституции РФ, провозглашающая самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий и др.);
б)нормы, закрепляющие территориальные, финансово-экономические и правовые основы местного самоуправления (ч. 4 ст. 29 Закона об общих принципах организации местного самоуправления, гарантирующая поступление в полном объеме в местный бюджет доходов от приватизации объектов муниципальной собственности);
в)нормы, устанавливающие организационно-правовые формы осуществления местного самоуправления (местный референдум, муниципальные выборы, формирование и статус органов местного само управления, муниципальная служба и проч.);
г)нормы, закрепляющие предметы ведения и полномочия муниципального образования (ст. 6 Закона об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации);
д)нормы, устанавливающие гарантии местного самоуправления.
По территории действия можно выделить нормы:
а)действующие на всей территории Российской Федерации;
б)действующие на территории субъекта РФ;
в)действующие в границах конкретного муниципального образования.
По характеру содержащихся в нормах предписаний они подразделяются на:
а)управомочивающие (ч. 1 ст. 26 Закона об общих принципах организации местного самоуправления гласит, что граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы и к должностным лицам местного самоуправления);
б)обязывающие (ч. 2 ст. 26 возлагает обязанность на органы и должностные лица дать ответ по существу обращений граждан в течение одного месяца);
в)запрещающие (в силу ч. 2 ст. 10 Закона об общих принципах организации местного самоуправления ассоциациям и союзам муниципальных образований не могут передаваться полномочия органов местного самоуправления).
По степени определенности содержащихся предписаний различают нормы:
а)императивные (ч. 5 ст. 15 Закона об общих принципах организации местного самоуправления закрепляет единственно возможный порядок принятия решений представительным органом местного самоуправления — коллегиальный);
б)диспозитивные (согласно ч. 1 ст. 16 Закона об общих принципах организации местного самоуправления уставом муниципального образования может предусматриваться должность главы муниципального образования).
По предназначению в механизме правового регулирования выделяют нормы:
а)материальные (закрепляют права, обязанности,
полномочия
субъектов муниципальных правоотношений);
б)процессуальные (регламентируют- процедуры реализации материальных норм).
Муниципально- правовыми отношениями (муниципальными правоотношениями) являются общественные отношения, урегулированные нормами муниципального права.
Субъектами муниципально- правовых отношений выступают: муниципальные образования; население муниципальных образований органы местного самоуправления; собрания (сходы) граждан; граждане; депутаты представительных органов и члены других выборных органов местного самоуправления; должностные лица местного самоуправления; органы территориального общественного самоуправления; ассоциации и союзы муниципальных образований; государственные органы и должностные лица; общественные объединения; предприятия, учреждения и организации.
Среди названных субъектов муницинально- правовых отношений особое место занимает муниципальное образование.
Под муниципальным, образованием Законом об общих принципах организации местного самоуправления понимается городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, и пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления3.
Следует отметить, что в Законе об общих принципах организации местного самоуправления 2003 г. определение понятия муниципального образования сводится к перечислению видов муниципальных образований. В частности, в п. 1 ст. 2 указанного Закона муниципальное образование определяется как городское, сельское поселение, муниципальный район, городской округ, внутригородскую территорию города федерального значения.
Несмотря на то, что понятие муниципального образования закрепляется федеральным законом, в науке муниципального права не однозначно решается вопрос о том, является ли муниципальное образование субъектом права. В частности, Л.Н. Недокушеиа, исследуя субъектный состав муниципальной власти, указывает: «Несмотря на то, что утверждение о принадлежности муниципального образования к числу субъектов муниципальной власти соответствует законодательству, оно, на наш взгляд, иногда противоречит здравому смыслу — не может муниципальное образование, являющееся территорией (участком земли) по своей природе, разрабатывать устав, принимать властные решения по вопросам местного значения».
С сугубо формальных позиций суждение Л.Н. Педокушевой близко к истине. Ибо местное самоуправление — это деятельность (ч. 1 ст. 2 Закона об общих принципах организации местного самоуправления), а муниципальное образование — территория, на которой данная деятельность осуществляется (ч. 1 ст. 1 упомянутого Закона). Учитывая это, муниципальное образование следовало бы исключить из числа субъектов права, так как «участок земли» не обладает необходимыми признаками субъекта права.
Однако, делать этого не следует, так как территорию муниципального образования необходимо рассматривать лишь как один из атрибутов этого понятия. Населенность территории, осуществление на этой территории местного самоуправления, наличие муниципальной собственности, выборных органов, устава также являются обязательными характеристиками муниципального образования.
Именно в таком сочетании всех признаков муниципального образования можно судить о нем как об особом субъекте мупиципально- правовых отношений, который находится в одном логическом ряду с такими субъектами права, как Российская Федерация и ее субъекты. Это подтверждается тем, что в ГК РФ муниципальные образования рассматриваются наряду с Российской Федерацией и ее субъектами в качестве субъектов гражданского права (ст. 124—126).
Таким образом, представляется вполне корректным рассматривать муниципальное образование в качестве субъекта муниципально- правовых отношений, обладающего правами (создавать объединения, иметь собственную символику и др.), которые от его имени осуществляются органами и должностными лицами местного самоуправления или непосредственно населением, и обязанностями.
Не менее важная роль принадлежит и такому субъекту муниципально- правовых отношений, как население муниципального образования, поскольку местное самоуправление в Российской Федерации осуществляется населением непосредственно или через органы местного самоуправления, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций (ч. 1 ст. 2 Закона об общих принципах организации местного самоуправления 1995 г.).
В силу этого население муниципального образования, как участник муниципально-правовых отношений, вправе самостоятельно и непосредственно принимать решения по вопросам местного значения. С этой целью могут быть использованы местный референдум, сходы (конференции) граждан и др. Однако следует учитывать, что законодательство РФ не предусматривает безграничной власти населения в решении вопросов, касающихся местной жизни. В частности, Федеральный закон от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской I Федерации» допускает вынесение па местный референдум только тех вопросов, которые находятся в ведении местного самоуправления (ч. 2 ст. 13). Кроме того, Закон содержит запрет на вынесение некоторых вопросов на местный референдум: о принятии или изменении: местного бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования (п. «г» ч. 3 ст. 13) и др.
На практике большую часть вопросов местного значения население осуществляет опосредованно. Для этого оно создает органы местного самоуправления (избирает главу муниципального образования и депутатов представительного органа и проч.).
Таким образом, население муниципального образования — основной участник муниципальных правоотношений. Между тем и законодательстве РФ не содержится его определения. Поэтому согласно п. «н» ст. 72 Конституции РФ понятие «население муниципального образования» может быть определено в законо дате льете субъектов РФ.
Поскольку законодательные органы субъектов РФ по-разному решают этот вопрос, на основе обобщения регионального законодательства можно условно выделить три подхода:
В основном членами местного сообщества признаются граждане РФ, проживающие на территории муниципального образования. Исключение составляет закон Пермской области, ч. 2 ст. 3 которого предоставляет право на участие в местном самоуправлении лишь совершеннолетним дееспособным гражданам РФ, не находящимся в местах лишения свободы по решению суда, постоянно проживающим на соответствующей территории. Отличаются в этом плане законы Тюменской и Сахалинской областей, согласно которым членами местного сообщества (в Тюменской области — муниципального образования) по решению органов местного самоуправления могут быть также граждане РФ, не Проживающие на территории муниципального образования, но имеющие на этой территории на праве собственности недвижимое имущество, уплачивающие налоги в местный бюджет и заявившие о желании участвовать в делах данного муниципального образования. Закон Сахалинской области, кроме того, допускает возможность быть членом местного сообщества иностранцам и апатридам в соответствии с уставом муниципального образования (ч. 5 ст. 5).