Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 21:21, контрольная работа
Муниципальное право Российской Федерации представляет собой совокупность норм публичного и частного права, регулирующих общественные отношения, складывающихся в системе местного самоуправления.
Такое определение характерно для муниципального права как относительно самостоятельной отрасли права, объединяющей нормы и публичного, и частного права.
ПЛАН
Муниципальное право Российской Федерации представляет собой совокупность норм публичного и частного права, регулирующих общественные отношения, складывающихся в системе местного самоуправления.
Такое определение характерно для муниципального права как относительно самостоятельной отрасли права, объединяющей нормы и публичного, и частного права.
Число отраслей публичного права и объем их норм преобладают во всей совокупности норм муниципального права над нормами частного права. В совокупность норм муниципального права включаются нормы финансового, налогового, экологического, земельного и иных отраслей права. В меньшей степени эту совокупность составляют нормы гражданского, коммерческого и предпринимательского права. Однако они также имеют «право на жизнь» согласно концепции гражданского законодательства, которая определила в качестве субъектов гражданских правоотношений муниципальные образования и их органы.
Наличие норм муниципального права в различных источниках права дает основания делать вывод о том, что муниципальное право -это относительно самостоятельная отрасль права.
Если сравнить число норм, регулирующих отношения в системе местной публичной власти, закрепленных в Конституции РФ, с нормами, регулирующими группы других отношений, кроме конститу ционного права, то можно сделать вывод о том, что объем этих норм намного больше, чем норм других отраслей права.
Отношения, определенные Конституцией Российской Федерации в системе местного самоуправления, как раз и регулируются особой группой норм, представляющих собой в совокупности муниципальное право.
Сам факт базирования муниципального права в основном на местном самоуправлении как самостоятельном институте власти дает основания отнести муниципальное право к относительно самостоятельной отрасли права.
Конечно же, муниципальное право граничит с другими отраслями права. Но и отдельные отрасли права точно также граничат с конституционным правом, административным правом и муниципальным правом.
Множество норм муниципального права возникли на базе основных отраслей права: гражданского, земельного, экологического и т.д.
Ближе всего муниципальное право стоит к конституционному и административному праву. Однако оно не является составной частью этих отраслей права или их продолжением. Ведь конституционное право - это государственное право. Оно так и называлось в недалеком прошлом, да и сейчас не везде переименовано в конституционное право. Следовательно, конституционное (государственное) право регулирует несколько другие отношения, чем муниципальное право.
Согласно ст. 12 Конституции Российской Федерации местное самоуправление отделено от государственной власти и имеет систему своих отношений, которые урегулированы специальными законами о местном самоуправлении, о местных референдумах, о выборах органов и должностных лиц местного самоуправления, о финансовых основах местного самоуправления и т.д.
Наличие специальной нормативной базы о местном самоуправлении на федеральном уровне, на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований дает основание сделать вывод о том, что муниципальное право - это относительно самостоятельная отрасль права.
Муниципальное право содержит все признаки отрасли права. Среди них можно отметить следующие: понятие муниципального права, которое имеет свои отличительные особенности; предмет, составляющий обособленную группу общественных отношений, характерный только для местной публичной власти; комплексный метод правового регулирования; принципы, присущие только публичной власти; функции; систему, предлагающую разделение муниципального права на две части - общую и особенную; научная дисциплина муниципального права; источники муниципального права, собственные институты права, конструируемые на основе властеотношений и смежные.
К концу 90-х годов XX в. а системе российского права обособилась новая отрасль — муниципальное право.
По мнению И.В. Выдрина и А.Н. Кокотова, предпосылками обособления муниципального права явились:
В названной новой отрасли употребляется термин «муниципальный». В республиканскую эпоху римской истории так назывались города, пользовавшиеся правами самоуправления). Л.А. Велихов так объяснял значение термина «муниципалитет»: munis по латыни значит тяжесть, тягота, бремя, a capio, retipio — беру прилагаю. «Соответственно, городское управление, как бы берущее на себя, по уполномочию города и е разрешения правительства, бремя общественной власти, выполнения общественных задач и распоряжения хозяйственными делами, называется муниципалитетом...»1.
Под муниципалитетом понимается орган
местного самоуправления, низшая административно-
В современном законодательстве термины «муниципальный» и «местный» употребляются как равнозначные применительно к самоуправленческим отношениям. Таким образом, муниципальное право можно охарактеризовать как 11раво местного самоуправления. Причем термины «муниципальный», «муниципалитет» применимы в нашей стране как к городскому самоуправлению и его органам, так и к самоуправлению, осуществляемому в сельских поселениях и на других территориях.
Муниципальное право — комплексная отрасль права.
Согласно утвердившейся в юридической литературе точке зрения, муниципальное право представляет собой комплексное правовое образование.
По мнению И.Б. Выдрипа и А.Н. Кокотова, комплексность муниципального права обусловлена, во-первых, тем, что его предмет образуют комплексные общественные отношения различных сфер — финансов, налогов, землепользования и др., во-вторых, двойственной природой муниципальных правовых норм. Своеобразие норм выражается в том, что они как бы распределены «по двум адресам». С одной стороны, они выступают как нормы основных отраслей права (например конституционного, административного, финансового), с другой — входя г во вторичную правовую структуру — комплексную отрасль права.
Комплексность предмета муниципального права характеризуется рядом признаков, в маетности, наличием в муниципальном праве наряду с нормами «двойного назначения» собственных, исключительно муниципально- правовых норм; своеобразием субъектов муниципального права, в число которых входят как собственные, исключительные субъекты муниципального права (население, муниципальные образования, органы территориального общественного самоуправления и др.), так и иные субъекты права граждане, государство, предприятия и учреждения); наличием муниципально- правовых норм, первичных -по отношению к нормам других отраслей права (на: гример нормы, устанавливающие структуру и систему органов местного самоуправления и др.); комплексным характером отношений, регулируемых муниципальным правом.
Подводя итог сказанному, можно привести определение муниципального права, данное О.Е. Кутафипым и В.И. Фадеевым. «Муниципальное право Российской Федерации — это комплексная отрасль российского права, представляющая совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации местного самоуправления и решения населением муниципальных образований непосредственно, через выборные и другие органы местного самоуправления вопросов местного значения, а также в процессе реализации отдельных государственных
полномочий, которыми могут наделяться органы местного самоуправления».
В процессе структуризации системы права, деления его на отрасли основным фактором выступает предмет правового регулирования, под которым понимается круг однородных общественных отношений.
Предметом муниципального права являются однородные отношения, возникающие в процессе реализации населением права на местное самоуправление. Ряд авторов выделяют четыре группы общественных отношений, составляющих предмет муниципального нрава и связанных:
Более дробную классификацию отношений местного самоуправления, составляющих предмет отрасли муниципального права, предлагает Е.С. Шугрипа. Это отношения:
По нашему мнению, К перечню групп общественных отношений, составляющих предмет муниципального права, следует добавить общественные отношения, возникающие в ходе взаимодействия, сотрудничества муниципальных образований, органов местного самоуправления друг с другом, а также с коммерческими организациями, не являющимися муниципальными.
Предмет правового регулирования не является единственным критерием подразделения отраслей права внутри правовой системы. В качестве дополнительного, производного от основного (предмета) применяется такой критерий, как метод правового регулирования, Как отмечает Д.А. Керимов, «метод правового регулирования определяется в основном его предметом, но зависит также от интересов и целей государства при выборе форм воздействия на соответствующие общественные отношения».
Муниципальное право, являясь комплексной отраслью, заимствует методы, используемые в различных отраслях. Поскольку местное самоуправление охватывает сферу публичного и частного права, правовое регулирование основано па сочетании императивного и диспозитивного методов. Местное самоуправление является преимущественно публично правовым институтом, и поэтому чаще всего применяется императивный метод в сочетании с обязывающими и запрещающими способами регулирования. Помимо названных двух способов правового регулирования в теории права выделяется также и третий — дозволение, т.е. предоставление лицу права на определенное собственное поведение, совершение тех или иных действий3. Дозволение, определяющее диспозитивный характер правового регулирования, также широко используется в муниципальном праве. Так, в соответствии со ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка2.
Императивный и дисиозитивный методы дополняются методом гарантий. В ст. 133 Конституций РФ местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту, па компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.
Императивный, диспозитивный и гарантирующий методы правового регулирования, свойственные прежде всего федеральному уровню нормативной регламентации местного самоуправления, предопределяют, по мнению И.Б. Выдрина и А.И. Кокогова, метод саморегуляции, присущий автономному уровню, охватывающему отдельные муниципальные образования.
Муниципальное право как отрасль права обладает всеми признаками системного правового образования. Внутри отрасли происходит дифференциация права, выражающаяся в делении ее на ряд правовых институтов. Как отмечает Д.А. Керимов, «отдельная правовая норма, как правило, не в состоянии урегулировать с требуемой полнотой и всесторонностью то или иное общественное отношение без сочетания, взаимодействия с другими правовыми нормами, направленными на регулирование того же отношения. Совокупность этих правовых норм, соединенных между собой в определенное системное целое, и, образует правовой институт.
В.И. Фадеев определяет систему муниципального права как «объединение муниципально- правовых норм в муниципально- правовые институты, расположенные в определенной последовательности в зависимости от их значения и роли в регулировании муниципальных отношений.