Понятие отрасли муниципального права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 21:21, контрольная работа

Описание работы

Муниципальное право Российской Федерации представляет собой совокупность норм публичного и частного права, регулирующих общественные отношения, складывающихся в системе местного самоуправления.
Такое определение характерно для муниципального права как относительно самостоятельной отрасли права, объединяющей нормы и публичного, и частного права.

Файлы: 1 файл

Контрольная Предмет муниц права.doc

— 125.00 Кб (Скачать файл)

Граждане, являясь частью населения муниципального образования, вступают в мулиципально- правовые отношения, прежде всего, в ходе осуществления права на местное самоуправление, которое предусмотрено ст. 3 Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления 1995 г. Указанной нормой определены основные направления деятельности граждан как обладателей права на местное самоуправление: участие в муниципальных выборах и местных референдумах, прохождение муниципальной службы и др. При этом к гражданам как участникам муниципально- правовых отношений могут быть предъявлены дополнительные требования (достижение определенного возраста и др.). Не исключено и участие в муниципальных правоотношениях иностранцев и апатридов. Более того, Федеральным законом «О гарантиях избирательных прав и права на участие В референдуме граждан Российской Федерации» предусматривается возможность предоставления иностранным гражданам права на участие в муниципальных выборах, если у Российской Федерации имеется соответствующий международный договор с иностранным государством4.

Органы и должностные лица местного самоуправления также являются разновидностью субъектов муниципально -правовых отношений.

По Конституции РФ структура органов местного самоуправления устанавливается населением самостоятельно. Население вправе самостоятельно в уставе муниципального образования закрепить наиболее оптимальный перечень органов и должностных лиц, осуществляющих муниципальную власть. Единственным обязательным требованием, согласно Закону об общих принципах организации местного самоуправления 1995 г., является обязательное наличие выборных органов местного самоуправления (ст. 1).

Закон 2003 г. расширяет перечень органов и должностных лиц, которые должны действовать в каждом муниципалитете. К ним относятся: глава муниципального образования, местная администрация и представительный орган местного самоуправления.

На сегодняшний же день в каждом муниципальном образовании, как правило, имеется выборный представительный орган, избираемый населением или представительным органом единоличный глава муниципального образования (глава города, мэр и т.д.), а также исполнительный орган (администрация, управа и др.). Могут быть предусмотрены и другие органы и должностные лица (например муниципальные казначейства, счетные палаты и т.д.).

Эту группу субъектов муниципалыю- правовых отношений отличает то, что они могут в пределах своей компетенции принимать властные решения, имеющие обязательную силу на территории муниципального образования, а также то, что он и в определенных случаях несут ответственность перед населением муниципального образования и перед государством.

Органы государства, органы территориального общественного самоуправления, ассоциации и союзы муниципальных образований, предприятия, организации и учреждения участвуют в муниципальных правоотношениях в случае взаимодействия с органами местного самоуправления. О.Е. Кутафин и Б.И. Фадеев называют этих участников субъектами, содействующими осуществлению местного самоуправления.

 

 

 

Заключение

 

Муниципальное право как наука представляет собой совокупность знаний:

  • во-первых, о природе становления и развития системы норм и институтов муниципального права, подразделенной на нормы общего (комплексные) права, включающие в себя нормы и институты частного и публичного права, и нормы и институты особого характера (специальные), присущие только муниципальному праву;
  • во-вторых, о местной публичной власти: ее природе и истории становления; предназначении; концепциях (моделях); принципах построения, устройстве и формах осуществления; соотношении и взаимодействии с государственной властью; гарантиях осуществления; ответственности за решение задач; способах осуществления функций и компетенции;
  • в-третьих, о муниципальной службе, ее природе, становлении и развитии, правовом регулировании отношений, складывающихся в системе муниципальной службы;
  • в-четвертых, о теориях становления и развития местной публичной власти в стране и зарубежных государствах и влиянии теорий на фактическое построение местного самоуправления в разные исторические периоды.

С учетом вышеизложенного под наукой муниципального права следует понимать: совокупность знаний о природе, понятии, истории, системе норм и институтов муниципального права, способе их воздействия на общественные отношения, складывающиеся в сфере местного самоуправления, о местной публичной власти, формах и способах ее осуществления, о муниципальной службе, о теориях местного самоуправления и практике их реализации.

Муниципально- правовая наука, являясь частью юридической науки, со прикасается с другими общественными науками. Обусловлено это тем, что муниципальное право тесно связано с теорией права, конституционным, административным, финансовым, налоговым, гражданским, коммерческим, экологическим отраслями права и др.

Нормы названных и других отраслей права регулируют отдельные группы отношений, складывающихся в системе местного самоуправления. Взаимодействие науки муниципального права с наукой других отраслей права обусловлено также учением о применении для отдельных отраслей права смежного метода правового регулирования отношений.

Смежными являются также нормы об ответственности субъектов муниципально- правовых отношений. Это касается соотношения муниципального права с административным и гражданским правом.

Муниципальное право тесно связано с гражданским в силу того, что муниципальные образования являются участниками гражданского оборота. При этом от их имени выступают органы местного самоуправления - как юридические лица.

Связующим звеном муниципального и гражданского права и их науки является муниципальная собственность, научные исследования относительно которой проводятся и той, и другой наукой.

То же самое можно сказать о взаимодействии науки муниципального и земельного права. Органы местного самоуправления имеют непосредственное соприкосновение с управлением определенной частью земельных ресурсов. В силу этого обе отрасли права и их наука занимаются научным исследованием земельных отношений.

Соотношение науки муниципального права и науки финансового права обусловлено равным их отношением к исследованиям в области бюджетно-финансовой деятельности органов местного самоуправления. Это касается как материального, так и процессуального права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Баранчиков В.А. Муниципальное право. М.: Закон и право. 2006
  2. Выдрин И.В. Муниципальное право России. М.: ИНФРА – М., 2005
  3. Глущенко П.П. Муниципальное право. СПб, 2002
  4. Глущенко П.П. Муниципальное право. СПб, 2004
  5. Кутафин О.Е. Муниципальное право Российской Федерации. М.: ЮРИСТЪ, 2004

 

 

 

 

 

 

 

1 Баранчиков В.А. Муниципальное право. М.: Закон и право. 2006. с. 6

 

2 Кутафин О.Е. Муниципальное право Российской Федерации. М.: ЮРИСТЪ, 2004. с. 12

3 Выдрин И.В. Муниципальное право России. М.: ИНФРА – М., 2005. с. 23

 

4 Глущенко П.П. Муниципальное право. СПб, 2004. с. 24

 


Информация о работе Понятие отрасли муниципального права