Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 17:07, дипломная работа
В последние десятилетия в нашем государстве произошли коренные изменения, связанные с переход нашей страны от командно-административной системы экономики к рыночной модели экономических отношений. Для осуществления этого перехода необходимо, прежде всего, необходимо было создать конкурентную рыночную среду путем построения новых отношений собственности, демонополизации экономики, устранения исключительного положения государственных предприятий.
Введение………………………………………………………………… 3
Глава 1. Понятие приватизации государственного и муниципального имущества……………………………………………………………….. 4
1.1 Развитие законодательства Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества……………………. 6
1.2 Процесс приватизации в России: цели и этапы………………….. 17
Глава 2. Итоги приватизации в России………………………………. 22
2.1 Современные тенденции и перспективы приватизации………… 24
2.2 Общие положения. Приватизация государственного и муниципального имущества……………………………………………………………… 25
Заключение…………………………………………………………….. 27
Список литературы……………………………………………………. 29
Собственниками государственного имущества является Российская Федерация, субъекты РФ (входящие в состав РФ республики, области, края, автономные округа, города Москва и Санкт-Петербург). Отметим, что в отличие от государства СССР, которое выступало в качестве единого собственника государственного имущества, сейчас существуют два вида государственной собственности -- федеральная и собственность субъектов РФ. Муниципальная собственность -- самостоятельная форма собственности, не относящаяся к государственной (ст. 8 Конституции РФ).
Право
собственности от имени РФ, субъектов
РФ осуществляют органы власти, действующие
в пределах своей компетенции. Уполномоченным
федеральным органом
В соответствии с Закона о приватизации 2001 г. функции продавца федерального имущества по специальному поручению Правительства РФ от его имени могут осуществлять специализированные государственные учреждения.
В отличие от Закона о приватизации 1997 г., в соответствии, с которым продавцом выступало только одно учреждение -- РФФИ, по Закону о приватизации 2001 г. может быть несколько подобных учреждений. Однако нужно отметить, что распоряжением Правительства РФ от 26 августа 2002 г. № 605-р функции по продаже федерального имущества от имени Правительства РФ поручено осуществлять РФФИ.
Отметим, что РФФИ не является органом государственной власти, он выступает в качестве агента государства и обязан действовать в его интересах и на наиболее выгодных для него условиях РФФИ -- некоммерческая организация. Денежные средства, полученные от приватизации, являются собственностью государства.
Неторные
авторы не согласны с понятием продавец
государственного и муниципального
имущества, поскольку не все способы
приватизации представляют собой разновидность
гражданско-правового договора купли-продажи,
и обозначают этого субъекта приватизации
просто как собственник
Лица,
приобретающие объекты
Покупателями,
как и по Закону о приватизации
1997 г., могут быть любые физические
и юридические лица, кроме унитарных
предприятий, государственных и
муниципальных учреждений, а также
организаций с долей
Исключение из числа покупателей унитарных предприятий понятно -- в бюджет от приватизации должны поступать средства из сферы частной собственности.
Вместе с тем запрет приобретать предприятия как имущественные комплексы акционерным обществам с долей государственного участия в акциях, например, в 26 процентов вряд ли оправданно. Ведь акционерные общества действуют на основе частной собственности. Соответственно, на мой взгляд, они должны участвовать в приватизации и приобретать приватизируемое имущество.
В законе о приватизации 1991 г. содержался запрет на участие в приватизации в качестве покупателя также хозяйственным обществам (товариществам), в уставном капитале которых доля общественных организаций, благотворительных и иных фондов превышала 25 процентов. Закон о приватизации 1997 г. этот запрет не содержит.
В
отличие от двух предыдущих законов
о приватизации (1991 и 1997 г.), Закон
о приватизации не предусматривает
каких-либо льгот для членов трудового
коллектива приватизируемого унитарного
предприятия, а также созданного
в процессе приватизации открытого
акционерного общества. Работники могут
на равных условиях с другими покупателями
приобретать приватизируемое
В качестве покупателей государственного и муниципального имущества в РФ могут выступать наряду с российскими физическими и юридическими лицами также и иностранные.
Но
ранее действовавшее
Законодательство
предусматривало перечень имущества,
которое приватизируется с
В отличие от ранее действовавшего Закон 2001 г. не требует обязательного декларирования источников денежных средств, используемых покупателями (юридическими и физическими лицами) при совершении платежей по сделкам приватизации государственной и муниципальной собственности.
Таким образом, можно констатировать, что государство идет по пути сокращений ограничений для лиц, которые могут участвовать в качестве покупателей государственного и муниципального имущества.
Действующее
законодательство о приватизации в
качестве основного объекта приватизации
определяет государственное и
Закон 1991 г. содержал обширный перечь объектов приватизации, для обозначения которых, использовались неюридические термины. К объектам приватизации относились:
предприятия, цеха, производства, участки, иные подразделения этих предприятий;
оборудование, здания, сооружения;
лицензии, патенты и другие материальные активы предприятий;
активы ликвидационных предприятий;
доли (паи, акции) государства и местных Советов народных депутатов, приватизируемых предприятий в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также совместных предприятий, коммерческих банков, ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий.
Законы 1997 и 2001 гг. отказались от подобного перечисления объектов приватизации, употребив в качестве объекта приватизации понятие государственного и муниципального имущества.
Закон
о приватизации 2001 г. вводит понятие
«стратегические предприятия и
акционерные общества». К таковым
относятся федеральные
Существует
имущество, которое может находиться
только в государственной или
муниципальной собственности. Например,
приватизации не подлежит имущество
организаций федеральной
Закон о приватизации предприятий 1991 г. определил исходные позиции приватизации, которая должна была осуществляться на базе государственной программы. Государственная программа является нормативно-правовым актом, устанавливающей классификацию объектов и предприятий по возможности их приватизации, способы приватизации и льготы, предоставленные при приватизации, образование и распределение средств от приватизации, требования к местным программам приватизации и другие условия приватизации. Она составлялась на предстоящий период (первый год и три последующих года).
В силу Закона о приватизации 1997 г. государственная программа приватизации должна приниматься в форме федерального закона и соответственно регулировать отношения в рассматриваемой сфере, но этот закон так и не был принят.
Закон
о приватизации 2001 г. ввел понятие -
прогнозный план (программа) приватизации.
По своей юридической природе
прогнозный план (программа) приватизации
не является нормативным правовым актом,
это - акт планирования приватизации
объектов государственной собственности
на предстоящий год. Прогнозный план
содержит перечень федеральных государственных
унитарных предприятий, акций открытых
акционерных обществ, находящихся
в федеральной собственности, и
иного имущества, которое планируется
приватизировать в
Прогнозный план приватизации федерального имущества содержит следующие данные: 41 миллиард рублей должна принести казне в следующем году приватизация федерального имущества. В 2008 и 2009 годах эти доходы составят 44 и 40 миллиардов рублей соответственно.[6]
Под
способами приватизации понимаются
предусмотренные законом
Законодательство о приватизации всегда предусматривало конкретные ее способы. По мере развития законодательства количество способов приватизации увеличивалось, а ее условия совершенствовались.
Большинство способов приватизации (восемь из указанных в Законе о приватизации десяти способов) - это договоры купли-продажи. Можно сказать, что большинство способов приватизации - это различные способы продажи государственного имущества.
Способы приватизации расположены в Законе в определенном порядке исходя из степени их значимости; как правило, переход к следующему способу приватизации допускается, если предыдущий способ не может быть использован или не был реализован. Так, приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия может осуществляться только путем преобразования его в открытое акционерное общество, а если размер уставного капитала предприятия не превышает минимальный размер уставного капитала открытого акционерного общества, установленный законодательством РФ, то приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия осуществляется другими предусмотренными федеральным законом способами.
Закон о приватизации 2001 г. наряду со способами приватизации, предусмотренными прежним законом, установил новые, которые прежнему законодательству известны не были. Новыми способами приватизации являются:
продажа
за пределами территории РФ находящихся
в государственной
продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;
продажа
имущества посредством
продажа государственного и муниципального имущества без объявления цены.
Одновременно с ведением новых способов приватизации Закон о приватизации 2001 г. отказался от таких способов приватизации, известных по Закону 1997 г., как продажа акций, созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ, их работникам, выкуп арендованного имущества, отчуждение акций владельцам ценных бумаг, удостоверяющих права на приобретение таких акций.
Я хотела бы отметить, что в процессе развития законодательства о приватизации, существовали противоречия, которые касаются способов приватизации.
Закон
о приватизации 1991 г. не предусматривал
способа приватизации, который применялся
на практике. Так, в 1995 г. была проведена
залоговая приватизация на основе Указа
Президента от 31 августа 1995 г. «О порядке
передачи в 1995 году в залог акций,
находящихся в федеральной
Информация о работе Понятие приватизации государственного и муниципального имущества