Понятие приватизации государственного и муниципального имущества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 17:07, дипломная работа

Описание работы

В последние десятилетия в нашем государстве произошли коренные изменения, связанные с переход нашей страны от командно-административной системы экономики к рыночной модели экономических отношений. Для осуществления этого перехода необходимо, прежде всего, необходимо было создать конкурентную рыночную среду путем построения новых отношений собственности, демонополизации экономики, устранения исключительного положения государственных предприятий.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………… 3
Глава 1. Понятие приватизации государственного и муниципального имущества……………………………………………………………….. 4
1.1 Развитие законодательства Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества……………………. 6
1.2 Процесс приватизации в России: цели и этапы………………….. 17
Глава 2. Итоги приватизации в России………………………………. 22
2.1 Современные тенденции и перспективы приватизации………… 24
2.2 Общие положения. Приватизация государственного и муниципального имущества……………………………………………………………… 25
Заключение…………………………………………………………….. 27
Список литературы……………………………………………………. 29

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 58.56 Кб (Скачать файл)

Собственниками  государственного имущества является Российская Федерация, субъекты РФ (входящие в состав РФ республики, области, края, автономные округа, города Москва и  Санкт-Петербург). Отметим, что в  отличие от государства СССР, которое  выступало в качестве единого  собственника государственного имущества, сейчас существуют два вида государственной  собственности -- федеральная и собственность субъектов РФ. Муниципальная собственность -- самостоятельная форма собственности, не относящаяся к государственной (ст. 8 Конституции РФ).

Право собственности от имени РФ, субъектов  РФ осуществляют органы власти, действующие  в пределах своей компетенции. Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в  области приватизации и полномочия собственника, в том числе права  акционера, является Федеральное агентство  по управлению федеральным имуществом, действующее на основе Положения, утвержденного  постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2004 г. №691. Т.е. права собственника осуществляет Правительство РФ.

В соответствии с Закона о приватизации 2001 г. функции продавца федерального имущества по специальному поручению  Правительства РФ от его имени могут осуществлять специализированные государственные учреждения.

В отличие от Закона о приватизации 1997 г., в соответствии, с которым  продавцом выступало только одно учреждение -- РФФИ, по Закону о приватизации 2001 г. может быть несколько подобных учреждений. Однако нужно отметить, что распоряжением Правительства РФ от 26 августа 2002 г. № 605-р функции по продаже федерального имущества от имени Правительства РФ поручено осуществлять РФФИ.

Отметим, что РФФИ не является органом государственной  власти, он выступает в качестве агента государства и обязан действовать  в его интересах и на наиболее выгодных для него условиях РФФИ -- некоммерческая организация. Денежные средства, полученные от приватизации, являются собственностью государства.

Неторные  авторы не согласны с понятием продавец государственного и муниципального имущества, поскольку не все способы  приватизации представляют собой разновидность  гражданско-правового договора купли-продажи, и обозначают этого субъекта приватизации просто как собственник государственного и муниципального имущества.

Лица, приобретающие объекты приватизации, традиционно назывались и называются покупателями государственного и муниципального имущества.

Покупателями, как и по Закону о приватизации 1997 г., могут быть любые физические и юридические лица, кроме унитарных  предприятий, государственных и  муниципальных учреждений, а также  организаций с долей государства, муниципальных образований в  уставном капитале более 25 процентов.

Исключение  из числа покупателей унитарных  предприятий понятно -- в бюджет от приватизации должны поступать средства из сферы частной собственности.

Вместе  с тем запрет приобретать предприятия  как имущественные комплексы  акционерным обществам с долей  государственного участия в акциях, например, в 26 процентов вряд ли оправданно. Ведь акционерные общества действуют  на основе частной собственности. Соответственно, на мой взгляд, они должны участвовать  в приватизации и приобретать  приватизируемое имущество.

В законе о приватизации 1991 г. содержался запрет на участие в приватизации в качестве покупателя также хозяйственным  обществам (товариществам), в уставном капитале которых доля общественных организаций, благотворительных и иных фондов превышала 25 процентов. Закон о приватизации 1997 г. этот запрет не содержит.

В отличие от двух предыдущих законов  о приватизации (1991 и 1997 г.), Закон  о приватизации не предусматривает  каких-либо льгот для членов трудового  коллектива приватизируемого унитарного предприятия, а также созданного в процессе приватизации открытого  акционерного общества. Работники могут  на равных условиях с другими покупателями приобретать приватизируемое имущество.

В качестве покупателей государственного и муниципального имущества в  РФ могут выступать наряду с российскими  физическими и юридическими лицами также и иностранные.

Но  ранее действовавшее законодательство ограничивало участие иностранных  инвесторов в приватизации предприятий. Так, например, решения о возможности допуска иностранных инвесторов к участию в приватизации объектов и предприятий оборонной промышленности, нефтяной и газовой промышленности, по добыче и переработке руд стратегических материалов, драгоценных и полудрагоценных, драгоценных металлов и т.д. могут быть приняты Правительством РФ и правительствами республики в составе РФ согласно Программы приватизации 1993 г., которой устанавливались цель, приоритеты и ограничении при проведении приватизации РФ в период с 1992 г. по 1993 г.

Законодательство  предусматривало перечень имущества, которое приватизируется с установлением  запрета на участие в его приватизации иностранных физических и юридических  лиц, а также резидентов РФ, имеющих  в качестве учредителей (участников) или аффилированных лиц иностранных физических и юридических лиц (Закон 1997 г.). Закон о приватизации 2001 г. непосредственно не устанавливает каких-либо ограничений иностранного участия в приватизации. Он содержит лишь отсылочные нормы к законодательству о валютном Регулировании по вопросу о документах, представляемых претендентами -- нерезидентами РФ: требования к документам определяется специальным законодательством о валютном регулировании и валютном контроле. А такой способ приватизации, как продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ, предусматривает привлечение в качестве покупателей исключительно нерезидентов.

В отличие от ранее действовавшего Закон 2001 г. не требует обязательного  декларирования источников денежных средств, используемых покупателями (юридическими и физическими лицами) при совершении платежей по сделкам приватизации государственной  и муниципальной собственности.

Таким образом, можно констатировать, что  государство идет по пути сокращений ограничений для лиц, которые  могут участвовать в качестве покупателей государственного и  муниципального имущества.

Действующее законодательство о приватизации в  качестве основного объекта приватизации определяет государственное и муниципальное  имущество. Изменения в направленности приватизации можно проследить даже по изменениям в названиях законов  о приватизации (в 1991 г. - приватизация предприятий, в 1997 и 2001 гг. - приватизация имущества). При чем под имуществом, подлежащим приватизации, понимаются имущественные комплексы государственных и муниципальных предприятий, находящихся в государственной собственности акции открытых акционерных обществ, а также иное имущество, непосредственно связанное с деятельностью предприятия, например исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности.

Закон 1991 г. содержал обширный перечь объектов приватизации, для обозначения которых, использовались неюридические термины. К объектам приватизации относились:

предприятия, цеха, производства, участки, иные подразделения  этих предприятий;

оборудование, здания, сооружения;

лицензии, патенты и другие материальные активы предприятий;

активы  ликвидационных предприятий;

доли (паи, акции) государства и местных  Советов народных депутатов, приватизируемых  предприятий в капитале иных акционерных  обществ (товариществ), а также совместных предприятий, коммерческих банков, ассоциаций, концернов, союзов и других объединений  предприятий.

Законы 1997 и 2001 гг. отказались от подобного  перечисления объектов приватизации, употребив в качестве объекта  приватизации понятие государственного и муниципального имущества.

Закон о приватизации 2001 г. вводит понятие  «стратегические предприятия и  акционерные общества». К таковым  относятся федеральные унитарные  предприятия и открытые акционерные  общества, акции которых (часть акций) принадлежит РФ, осуществляющие производство продукции (работ, услуг), имеющие стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ. Перечень стратегических предприятий и акционерных обществ  утверждается указом Президента РФ на основании представления Правительства РФ. Приватизация стратегических предприятий и акций стратегических акционерных обществ возможна только после принятия решения Президента РФ об исключении унитарного предприятия из перечня стратегических или о прекращении, уменьшении доли участия РФ в стратегических акционерных обществах. Акции открытого акционерного общества «Газпром», РАО «ЕЭС России», а также являющимися субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок включаются в прогнозный план (программу) приватизации на основании федерального закона.

Существует  имущество, которое может находиться только в государственной или  муниципальной собственности. Например, приватизации не подлежит имущество  организаций федеральной почтовой связи. Иногда определенное имущество  приватизируется в особом порядке, например, приватизируемые объекты  культурного наследия с обременениями, возлагаемые на покупателя в виде соблюдения охранных обязательств.

Закон о приватизации предприятий 1991 г. определил  исходные позиции приватизации, которая  должна была осуществляться на базе государственной  программы. Государственная программа  является нормативно-правовым актом, устанавливающей  классификацию объектов и предприятий  по возможности их приватизации, способы  приватизации и льготы, предоставленные  при приватизации, образование и  распределение средств от приватизации, требования к местным программам приватизации и другие условия приватизации. Она составлялась на предстоящий  период (первый год и три последующих  года).

В силу Закона о приватизации 1997 г. государственная  программа приватизации должна приниматься  в форме федерального закона и  соответственно регулировать отношения  в рассматриваемой сфере, но этот закон так и не был принят.

Закон о приватизации 2001 г. ввел понятие - прогнозный план (программа) приватизации. По своей юридической природе  прогнозный план (программа) приватизации не является нормативным правовым актом, это - акт планирования приватизации объектов государственной собственности  на предстоящий год. Прогнозный план содержит перечень федеральных государственных  унитарных предприятий, акций открытых акционерных обществ, находящихся  в федеральной собственности, и  иного имущества, которое планируется  приватизировать в соответствующем  году. Здесь указывается также  характеристика федерального имущества, предполагаемые сроки приватизации.

Прогнозный  план приватизации федерального имущества  содержит следующие данные: 41 миллиард рублей должна принести казне в следующем году приватизация федерального имущества. В 2008 и 2009 годах эти доходы составят 44 и 40 миллиардов рублей соответственно.[6]

Под способами приватизации понимаются предусмотренные законом правовые формы отчуждения государственного имущества в частную собственность  физических и юридических лиц. Приватизация государственного и муниципального имущества может осуществляться, только способами, предусмотренными Законом  о приватизации.

Законодательство  о приватизации всегда предусматривало  конкретные ее способы. По мере развития законодательства количество способов приватизации увеличивалось, а ее условия  совершенствовались.

Большинство способов приватизации (восемь из указанных  в Законе о приватизации десяти способов) - это договоры купли-продажи. Можно  сказать, что большинство способов приватизации - это различные способы  продажи государственного имущества.

Способы приватизации расположены в Законе в определенном порядке исходя из степени их значимости; как правило, переход к следующему способу приватизации допускается, если предыдущий способ не может быть использован или не был реализован. Так, приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия может осуществляться только путем преобразования его в открытое акционерное общество, а если размер уставного капитала предприятия не превышает минимальный размер уставного капитала открытого акционерного общества, установленный законодательством РФ, то приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия осуществляется другими предусмотренными федеральным законом способами.

Закон о приватизации 2001 г. наряду со способами  приватизации, предусмотренными прежним  законом, установил новые, которые  прежнему законодательству известны не были. Новыми способами приватизации являются:

продажа за пределами территории РФ находящихся  в государственной собственности  акций открытых акционерных обществ;

продажа акций открытых акционерных обществ  через организатора торговли на рынке  ценных бумаг;

продажа имущества посредством публичного предложения

продажа государственного и муниципального имущества без объявления цены.

Одновременно  с ведением новых способов приватизации Закон о приватизации 2001 г. отказался  от таких способов приватизации, известных  по Закону 1997 г., как продажа акций, созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ, их работникам, выкуп арендованного имущества, отчуждение акций владельцам ценных бумаг, удостоверяющих права на приобретение таких акций.

Я хотела бы отметить, что в процессе развития законодательства о приватизации, существовали противоречия, которые  касаются способов приватизации.

Закон о приватизации 1991 г. не предусматривал способа приватизации, который применялся на практике. Так, в 1995 г. была проведена  залоговая приватизация на основе Указа  Президента от 31 августа 1995 г. «О порядке  передачи в 1995 году в залог акций, находящихся в федеральной собственности». На основе этого Указа проводились  аукционы, где акции не продавались, а проводился отбор кредиторов-залогодержателей по принципу «кто предложит большую  сумму кредита за получение в  залог акций, принадлежащих государству  в уставных капиталах акционерных  обществ, созданных путем преобразования государственных предприятий».

Информация о работе Понятие приватизации государственного и муниципального имущества