Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 17:07, дипломная работа
В последние десятилетия в нашем государстве произошли коренные изменения, связанные с переход нашей страны от командно-административной системы экономики к рыночной модели экономических отношений. Для осуществления этого перехода необходимо, прежде всего, необходимо было создать конкурентную рыночную среду путем построения новых отношений собственности, демонополизации экономики, устранения исключительного положения государственных предприятий.
Введение………………………………………………………………… 3
Глава 1. Понятие приватизации государственного и муниципального имущества……………………………………………………………….. 4
1.1 Развитие законодательства Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества……………………. 6
1.2 Процесс приватизации в России: цели и этапы………………….. 17
Глава 2. Итоги приватизации в России………………………………. 22
2.1 Современные тенденции и перспективы приватизации………… 24
2.2 Общие положения. Приватизация государственного и муниципального имущества……………………………………………………………… 25
Заключение…………………………………………………………….. 27
Список литературы……………………………………………………. 29
Проценты за кредит начислялись с момента выдачи кредита до 1 января 1996 г. После этой даты возникало право продажи акций с соблюдением принципов конкурсности и публичности в их реализации. Залоговая приватизация, не предусмотренная ни Законом о приватизации, ни Программой приватизации, представляла собой «узаконенную» притворную сделку; под видом кредита, который государство заведомо не собиралось и не способно было вернуть банкам-кредиторам, производилась по сути приватизация акций.
Закон о приватизации 1997 г. одним из способов приватизации выделяли проведение конкурса с социальными и (или) инвестиционными условиями. А связи с эти Высший Арбитражный Суд РФ обратился в Конституционный Суд о проверке конституционности положения п. 7 ст. 21 этого Закона, согласно которому в случае невыполнения победителем коммерческого конкурса инвестиционных и (или) социальных условий, а также ненадлежащего их выполнения, приобретенный им объект приватизации подлежал безвозмездному отчуждению («возвращению») в государственную или муниципальную собственность. К возможным социальным условиям приватизации Закон относил: сохранение определенного числа рабочих мест или создание дополнительных рабочих мест; переподготовку или повышение квалификации работников; сохранение существующей системы охраны труда и здоровья работников; ограничение на изменение профиля деятельности объектов социально-культурного, коммунально-бытового или транспортного обслуживания населения либо прекращение их использования и т.д. Все они должны были согласоваться как с органами публичной власти соответствующих уровней, так и с работниками приватизируемых предприятий.
Несмотря
на очевидную связь этих «обременяющих»
условий с последствиями
В итоге Конституционный Суд не согласился с выводом заявителя о неконституционности названных положений Закона, поскольку они не ограничивали возможностей судебной защиты прав участников процесса приватизации. Главное, по мнению Конституционного Суда, чтобы не этапе проведения итогов выполнения инвестиционных и (или) социальных условий конкурса соблюдался баланс публичный и частных интересов сторон по договору[7] .
В ныне девствующем Законе о приватизации 2001 г. законодатель не только отказался определять конкурсные условия как «социальные», но и соответствующим образом «откорректировал» их содержание. В Законе уже не говорится о создании дополнительных рабочих мест, о сохранении существующей системы охраны труда, о мероприятиях по охране окружающей среды и здоровья граждан. В качестве относительно позитивной новации следует отметить условие проведения реставрационных, ремонтных и иных работ отношении объектов культурного наследия, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения в случаях приватизации таковых.
Как уже было отмечено, федеральные унитарные предприятия железнодорожного транспорта включаются в прогнозный план (программу приватизации) на основании федерального закона и что приватизация производится только способами, предусмотренными Законом о приватизации 2001 г. Полномочия дополнять способы приватизации в угоду чиновникам от железнодорожного транспорта не предоставлялись.
Однако
Федеральный закон от 27 февраля 2003
г. № 29-ФЗ «Об особенностях управления
и распоряжения имуществом железнодорожного
транспорта» предусматривает, по существу,
новый способ приватизации - изъятие
имущества у действующих
Организации
железнодорожного транспорта, имущество
которых формально уже передано
ОАО, продолжают свою деятельность вплоть
до получения обществом лицензий
на соответствующие виды деятельности.
После этого указанные
Приватизация, на мой взгляд, прежде, как экономическое явление, имеет перед собой множество целей и задач. Попробую отметить понимание целей приватизации.
Основные цели приватизации в России являются:
формирование
слоя частных собственников-
повышение эффективности деятельности предприятий;
создание конкурентной среды;
содействие демонополизации экономики;
привлечение иностранных инвестиций;
социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств от приватизации.
Эксперты
по-разному пишут о целях
В
октябре 1991 г. российское правительство
провозгласило программу
Подавляющее преобладание в нашем государстве государственной собственности делало процесс приватизации необходимым для демонополизации экономики и стабилизации экономического положения, развития демократического характера отношений собственности и управления предприятиями, для рациональной деятельности государственного сектора, повышения эффективности функционирования предприятий, для стимулирования различных форм предпринимательства, улучшения состояния государственных финансов и снижения инфляции.
В России приватизация проходила в 2 этапа. Первый этап осуществлялся в течении 1992-1994 годов. 14 августа 1992 г. Б. Н. Ельцин подписал Указ о внедрении приватизационных чеков (государственных ценных бумаг целевого назначения), которые реализуют механизм бесплатной передачи имущества, долей в акционерных обществах и акций предприятий государственной собственности, и уже с начала осени во всех отделениях Сбербанка России населению стали выдавать ваучеры (приватизационные чеки). «Ваучеризация» была главной составляющей первого этапа приватизации (августа 1992 г. - очень 1994 г.). Смысл ее был в том, что каждый гражданин должен был получить равные стартовые возможности в виде своей доли в общей собственности страны. Так как рыночная цена предприятий не была определена - ее просто не существовало на момент реформ, - то в основу денежной оценки производственного потенциала государства была положена балансовая стоимость предприятий, которую «разделили» на численность населения России, включая грудных младенцев (148,7 млн. человек). Доля каждого гражданина РФ составляла 10 тыс. рублей - именно такова была номинальная стоимость ваучера - сумма по тем временам достаточно большая (легковой автомобиль, например, стоил около 20 тыс. рублей). Приватизационный чек является документом на предьявителя. Приватизационные чеки считаются погашенными и изымаются из обращения по истечению срока действия, они действуют однократно в качестве средства платежа в процессе приватизации. Объекты приватизации, а также акции специальных инвестиционных фондов могут приобретаться на приватизационные чеки.
Итоги «ваучеризации» населения оказались плачевными из-за колоссальной инфляции: уже осенью 1992 г. На стоимость ваучера можно было купить один мужской костюм среднего качества, а в конце 1993 г. ваучеры продавались по 10-12 тыс. рублей (цена 3-4 бутылок водки). Кроме того, если в 1991 г. предполагалось сделать приватизационные чек именным, то на практике ваучеры оказались обезличены. В условиях сильнейшего отставания зарплаты от уровня жизни, ее систематических задержек и невыплат они превратились в предмет продажи. Скупали ваучеры те, у кого были деньги, - представители теневой экономики.
В июле 1991 года в России был принят Закон о приватизации государственных и муниципальных предприятий на 1992-1994 годы. Все предприятия, подлежащие приватизации, были разделены на три группы:
1)
мелкие предприятия (до 200 занятых
с балансовой стоимостью
2)
крупные предприятия (занято
Одной
из особенностей отечественной приватизации
состояла в том, что она существенно
отличалась от других стран, где реализуется
в адекватной экономической среде.
В отечественной экономике
Второй
этап приватизации начался (с осени
1994 г.), который назывался
В
целом же акционирование предприятий
происходило вяло и в основном
по первому, консервативному варианту:
по льготным ценам акции приобретались
работниками данного
По
мнению некоторых экспертов при
оценке процесса приватизации необходимо
выделять ещё и третий этап приватизации,
который ассоциируется с
Финансовый и политический кризис августа 1998 г. фактически закрыл зеленый свет массовой "денежной" приватизации". В 1998 г. приватизация принимала все более "точечный" характер. Хотя задание бюджета по доходам от продажи государственного имущества снова было перевыполнено почти в 2 раза, но 66% всех доходов было получено от продажи на аукционе 2,5% акций РАО "Газпром", на сумму 13,8 млрд. руб. Если учесть, что всего за год было приватизировано 2583 предприятия, то можно сделать вывод, что стандартные приватизационные сделки не принесли весомого дохода в бюджет.
В 2000 г. приватизация как элемент экономических реформ становится все менее актуальной. Это касается как системообразующей ее роли (весьма важной для первой половины 90-х гг.), так и бюджетной ориентации приватизационных продаж (с разной степенью успеха доминирующей во второй половине 90-х гг.). Этот процесс падения роли приватизации в развитии переходной экономики проявился, в частности, в возросшей в 1999 г. активности критики применявшихся моделей приватизации.
Информация о работе Понятие приватизации государственного и муниципального имущества