Порядок распределения полномочий государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 15:07, реферат

Описание работы

Актуальность темы данного реферата состоит в необходимости модернизации государственного управления, направленного на повышение эффективности и результативности работы государственных структур, усиление их ответственности за предоставление качественных услуг населению, проблемы разграничения полномочий между органами государственной власти РФ и её субъектами, а также перспективы развития их отношений. Все цивилизованные государства в современном мире, не зависимо от их естественных различий, сходятся сегодня в едином мнении, что достичь достойного качества жизни каждого члена общества можно лишь за счет эффективной и рациональной организации управления этим обществом.

Содержание работы

1. Органы государственной власти, как субъекты административного права
2. Полномочия РФ в сфере государственного управления
3. Порядок распределения полномочий между РФ и её субъектами
4. Основные полномочия субъектов РФ в сфере государственного управления
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

гму.doc

— 162.50 Кб (Скачать файл)


 

 



 

Негосударственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

«Сибирский  институт бизнеса и информационных технологий»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

по курсу: «Основы государственного и муниципального управления»

на тему: «Порядок распределения полномочий государственной власти»

 

 

 

 

                                             Выполнил:Студентка 

Группы ГМУ- 21

Романова К

Проверил: Родионов М.Г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Омск 2013 

Содержание

 

1. Органы государственной  власти, как субъекты административного права

2. Полномочия РФ в  сфере государственного управления

3. Порядок распределения  полномочий между РФ и её  субъектами

4. Основные полномочия  субъектов РФ в сфере государственного  управления

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы данного реферата состоит в необходимости модернизации государственного управления, направленного на повышение эффективности и результативности работы государственных структур, усиление их ответственности за предоставление качественных услуг населению, проблемы разграничения полномочий между органами государственной власти РФ и её субъектами, а также перспективы развития их отношений. Все цивилизованные государства в современном мире, не зависимо от их естественных различий, сходятся сегодня в едином мнении, что достичь достойного качества жизни каждого члена общества можно лишь за счет эффективной и рациональной организации управления этим обществом.

В связи с этим особенно актуальным становится вопрос переосмысления концептуальных основ административной организации, и в частности вопрос о распределении полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектами.

Любое федеративное государство состоит  из частей, и для него очень важно  достичь баланса в отношениях частей и целого. Федерацию всегда подстерегают две опасности: прийти к унитаризму или распасться на независимые государства. Каждая из этих опасностей, как правило, имеющих какую-то объективную основу, эксплуатируется различными политическими силами, согласование интересов которых возможно только в четких правовых рамках, как в отношении самой федерации, так и ее субъектов. Эту проблему и решает Конституция, закрепляющая статус Федерации и ее субъектов, то есть основы их взаимоотношений между собой.

Управление любым государством очень непростое дело, требующее не только анализа текущего момента, но и составление прогнозов. Как правило, во всех государствах существуют органы, занятые таким анализом и прогнозом. Это особенно важно для нашего огромного государства. Кроме того, наша страна характеризуется разнообразием природных условий, этнического состава населения. Тема взаимоотношений центра и регионов нашла свое отражение в работах многих российских ученых в области конституционного и административного права РФ. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации.М.: Издательство НОРМА, 2004. - 194 стр. Процесс развития федеративных отношений в России нового времени изучали и анализировали Зиновьев А.В., Саленко А.В., Баглай М.В., Торшенко А.А. и многие другие.

Цель данного реферата - рассмотреть основные вопросы посвященные государственной власти, её органам, органам местного самоуправления, проследить, где заканчиваются полномочия РФ и начинаются полномочия её субъектов.

Задачи данной работы: рассмотреть  органы государственной власти как субъекты административного права, выделить основные полномочия РФ и её субъектов в сфере государственного управления.

Данная работа состоит из введения, четырех параграфов, заключения и  списка литературы.

1. Органы государственной власти  как субъекты административного права

Исполнительная власть в административном праве рассматривается как политико-правовая категория: исполнительная власть в  России является самостоятельной ветвью единой государственной власти наряду с законодательной и судебной ветвями. Ее отличительной чертой является то, что она реализуется в общегосударственном масштабе в качестве специфической государственной функции правоприменительного (правоисполнительного) характера. Определяющим является то, что исполнительная власть имеет определенное субъектное выражение, то есть она олицетворяется в деятельности специальных субъектов, наделенных исполнительной компетенцией.

Проблеме понятия и  определения органа государства (государственного органа) и, в частности, органа исполнительной власти (государственного управления) посвящено много трудов специалистов разных отраслей права. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.: Издательство НОРМА, 2004. - 211 стр. Причем интерес к ней, как и вообще к теории органов государства, с учетом характера Российского государства, господства административно-командной системы, главными рычагами которых были партийный аппарат и государственные органы, постоянно возрастал. Значительный импульс к разработке этой проблемы дала Конституция Российской Федерации 1993 г.: на ее основе проводятся новые теоретические и прикладные изыскания. Конституция РФ внесла новый и существенный вклад в теорию органов государства, и в частности в определение и классификацию этих органов. Во-первых, Конституция установила: народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Закрепляя принцип разделения властей, Конституция провозгласила в соответствии с указанным принципом деление государственных органов на органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Кроме того, Конституция гарантировала местное самоуправление и статус органов местного самоуправления (ч. 2 ст. 3; ст. 12, 131-133). Конституция РФ ввела в понятие "органы государственной власти" не только органы законодательной власти, как в предыдущих конституциях, но и органы исполнительной и судебной власти, исключив из формулы "система органов государственной власти" только органы местного самоуправления. Такие изменения оказывают существенное влияние на характер и понятие самого органа государства, на его теоретическое осмысление. Тем не менее, не все критерии, основания, признаки, которые считались бы общепризнанными при характеристике и определении органа государства, еще выработаны.

Имеется еще такое  определение: "Орган исполнительной власти представляет собой такую  организацию, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет компетенцию, структуру, территориальный масштаб  деятельности, образуется в порядке, установленном законом или другим нормативным правовым актом, пользуется определенным методом в работе, наделена правом выступать по поручению государства и призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственным, социально-культурным строительством, заниматься межотраслевым управлением" Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление: Учебник. -- М.:Юристъ 2004г., стр.27. В этом определении названы лишь некоторые из элементов, которые могут быть отнесены к общей характеристике органа государства или органа исполнительной власти. Чтобы сформулировать более или менее адекватную дефиницию органа исполнительной власти, вначале рассмотрим, каким образом эту проблему исследовали Ю.М. Козлов, Б.М. Лазарев, П.Т. Василенков, Б.И. Габричидзе и др.

Считается, что конституционный  статус (а именно он в первую очередь  регулирует государственные институты, в том числе органы государства) становится все более содержательным и динамичным. Он включает: 1) политическую и государственно-правовую характеристику основных органов государства; 2) определение места различных видов органов в общегосударственной системе, дифференциацию системы, подсистем и видов органов, а также их соотношение друг с другом; 3) основы взаимоотношений органов между собой; 4) закрепление важнейших принципов их организации и деятельности; 5) установление основ компетенции; 6) виды правовых актов органов и их место в системе. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.: Издательство НОРМА, 2004. - 344 стр.

Конституционные основы системы органов государственного управления охватывают все те нормы  Конституции, которые закрепляют: а) систему органов государственного управления; б) порядок их образования; в) их правовой статус, подотчетность  и взаимоотношения с представительными органами; г) компетенцию этих органов; д) правовую основу их деятельности, наименование издаваемых ими правовых актов и порядок отмены последних. В целом вывод правильный. Однако он требует уточнений. Во-первых, правовой статус охватывается конституционными нормами частично. Существуют такие нормы текущего законодательства, которые в совокупности образуют правовой статус органа. Во-вторых, дело не только в наименовании правовых актов - первостепенное значение имеет установление видов правовых актов и их места в правовой системе. Наконец, Конституция определяет взаимоотношения органов государственного управления не только с представительными органами, но и с другими, например с органами прокуратуры. Проанализируем подробнее соотношение конституционного и правового статусов органов государства. Итак, конституционным статусом охватываются многие важнейшие, основополагающие элементы органа, но далеко не все. Выявление правового статуса органа предполагает ответы на следующие вопросы: а) чьим органом является данный орган; б) к какому виду относится по основному содержанию своей деятельности: орган государственной власти, орган государственного управления, суд, прокуратура, орган народного контроля, арбитраж; в) кто его учреждает, образует, формирует личный состав; г) кому он подчинен, подотчетен, подконтролен, поднадзорен и перед кем ответствен, кто может отменять, приостанавливать, изменять и опротестовывать его акты; д) какова компетенция органа; е) кто ему подчинен, подотчетен, подконтролен, чьи акты он может отменять, приостанавливать, изменять, опротестовывать и т.д.; ж) какова юридическая сила актов данного органа, каковы официальные наименования этих актов; з) какими государственными символами он может пользоваться и т.д.; и) каковы источники его финансирования; к) обладает ли он правами юридического лица. Иногда к числу элементов правового статуса органа относят также его внутреннюю структуру, основные формы деятельности, виды издаваемых им правовых актов. Такое расширение элементов правового статуса государственного органа в целом оправданно.

Таким образом, конституционный  и правовой статусы - понятия близкие, родственные, но не идентичные. Соотношение  между конституционным и правовым статусом сравнимо с соотношением Конституции как Основного закона с развивающим и конкретизирующим конституционные нормы и положения законодательством: Конституция стабильна, а текущее законодательство меняется. Как видим, имеются различные взгляды относительно определения органа государства. В частности, утверждается, что орган государства представляет собой основную часть механизма государства, непосредственно и от имени государства осуществляющего его задачи и функции посредством определенного вида государственной деятельности. В этих целях орган наделен государственно-властными полномочиями. При анализе и формулировании определения органа государства достаточно оригинальный подход применил Б.М. Лазарев. Некоторые высказанные им соображения являются весьма полезными и будут применены нами при характеристике и определении органа исполнительной власти. В начале своего анализа Б.М. Лазарев дает общую характеристику органов как звеньев механизма всякого социального управления, т.е. проявляет широкий философский подход к проблеме. При таком подходе орган может рассматриваться как одна из разновидностей социального института, т.е. учреждения (установления), призванного выполнять конкретные, публичные функции, регулировать поведение, деятельность людей ради удовлетворения тех или иных общественных индивидуальных, групповых потребностей. Во всех социальных группах, где имеются хотя бы зачатки организации, кто-то представляет ее интерес вовне, определяет образ поведения членов группы, принимает решения от имени организации. Б.М. Лазарев сделал следующий вывод: "Орган Советского государства - это, прежде всего определенная государственная институция (установление). Орган учреждается государством, образуется в установленном им порядке... выступает по уполномочию его вовне.

Это несколько иной подход по сравнению с утверждением большинства авторов, считающих, что орган государства - основная часть аппарата. Использование термина "институция" применительно к исполнительной власти, как, впрочем, и ко всей системе государственной власти, не должно носить абсолютного и безоговорочного характера - необходимы определенные рамки, границы, пределы. Думается, что в принципе Б.М. Лазарев был прав, подчеркивая этот момент. Словом, не каждое государственное установление и институт - орган государства: орган особая, специфическая категория из числа государственно-правовых институтов и понятий. В государстве имеется немало структурных частей, подразделений государственных органов, которые условно могут быть названы государственными институциями. Но это не значит, что они безоговорочно относятся к органам государства. Итак, условность формулировки "государственная институция" при определении органа государства очевидна. По нашему мнению, более четко обосновано определение органа государства как составной части государственного аппарата - механизма государства. При таком подходе становится ясным, что речь идет об организационно выделенной, относительно обособленной и самостоятельной части единого целого, которым является механизм государства. Поэтому орган государства - это государственная институция с соответствующим личным составом, официально представляющая наше государство и действующая по его поручению, участвующая в осуществлении его функций, наделенная для этого властными полномочиями и несущая ответственность перед государством за свою деятельность. Такое определение возможно, но требует существенных коррективов и дополнений. Следует иметь в виду, что Конституция Российской Федерации, базируясь на принципе разделения властей, серьезно видоизменила терминологию, само деление и классификацию органов государства. В Конституции говорится не только об органах исполнительной власти, но и о системе исполнительной власти в Российской Федерации (ч. 2 ст. 77), что существенно меняет картину власти и видоизменяет определение органа исполнительной власти.

Признанным является общее понятие органа государства. Среди специалистов преобладает  мнение об обязательности ряда признаков, которые свойственны каждому  органу государства. Козлов Ю.М. Административное право: Учебник. - М.: Юристъ, 2003г. - 320с. С учетом ранее высказанных соображений можно считать приемлемым следующий вариант формулировки органа государства - это составное в то же время относительно обособленное подразделение государственного аппарата, которое участвует в осуществлении задач и функций государства и действует от его имени и по его поручению; имеет соответствующую компетенцию и структуру; наделено установленным законодательством объемом властных полномочий; применяет присущие ему формы и методы деятельности. Исполнительная власть как одна из ветвей государственной власти обладает рядом особенностей, что, безусловно, отражается на характере и определении органа исполнительной власти. Таким образом, орган исполнительной власти - составная часть механизма (системы) исполнительной власти; действует в сфере исполнительной власти; выступает по поручению и от имени государства (Российской Федерации, республики в составе Российской Федерации); осуществляет деятельность исполнительного и распорядительного характера; обладает собственной компетенцией; имеет свою структуру, применяет присущие ему формы и методы деятельности. В административно-правовой литературе имеются и иные определения органа исполнительной власти. Например, по мнению Ю.М. Козлова, это структурное подразделение государственно-властного механизма (государственного аппарата), создаваемое специально для повседневного функционирования в системе разделения властей с целью проведения в жизнь (исполнения) законов в процессе руководства (регулирования) экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества.

2. Полномочия РФ в  сфере государственного управления

Согласно ст. 10 и 11 Конституции, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе принципа разделения властей - на законодательную, исполнительную и судебную, а также разграничения предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами. Это означает, что Конституцией закреплены широко распространенный в странах Запада и оправдывающий себя уже на протяжении двух столетий принцип разделения единой системы государственной власти на три ее ветви по горизонтали.- законодательную, исполнительную и судебную, а также принцип четкой вертикальной субординации. Предмет ведения Российской Федерации - сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено Конституцией исключительно к компетенции Российской Федерации, предмет ведения субъекта Федерации - к компетенции субъекта Федерации, предмет их совместного ведения - к компетенции и Федерации, и ее субъекта. Компетенция органа государственной власти - совокупность его полномочий по предметам ведения. Полномочия органа государственной власти - его права и обязанности в отношении принятия правовых актов, а также осуществления иных государственно-властных полномочий.

Информация о работе Порядок распределения полномочий государственной власти