Повышение эффективности функционирования экономики муниципального образования
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 17:23, курсовая работа
Описание работы
Целью курсовой работы является комплексное исследование вопросов, касающихся экономической сущности, методологического подхода повышения эффективности функционирования экономики муниципального образования.
Содержание работы
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ 1.1 Экономическая сущность и особенность управления муниципальным образованием 1.2 Основные задачи, цели и функции системы управления муниципальным образованием 1.3 Методологические подходы управления муниципальным образованием 1.4.Экономическая основа муниципального образования 2. АНАЛИЗ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ МО «НИЖНЕТУРИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ 2.1 Статус муниципального образования, история развития, организационная структура управления 2.2 Основные социально - экономические показатели развития 2.3.Экономическая основа муниципального образования 3. ОСНОВНЫЕ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 3.1 Предложения по совершенствованию СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.3 Методологические подходы
управления муниципальным образованием
Муниципальное управление как процесс
воздействия субъекта управления на управляемый
объект осуществляется с помощью методов
управления.
Под методом муниципального управления
понимается способ, средство, прием воздействия
субъекта управления (органа, руководителя)
на коллективы людей или отдельных их
членов как объектов управления для достижения
цели управления. Другими словами, метод
управления есть конкретный способ, средство,
прием осуществления задач и функции субъекта
управления, обеспечивающий достижения
его цели.
Таким образом, процесс муниципального
управления есть последовательность действий
органа муниципального управления по
переводу объекта управления в заданное
состояние.
Регулируя экономическое развитие территории
через методы управления, муниципальное
образование должно решить следующие
задачи (рис. 2):
- ставить плановую практику
на микроуровень в определенные рамки,
задавая допустимые параметры частного
интереса и средств его достижения;
- определять цели социально-экономического
развития муниципального образования
и непосредственно регулировать
хозяйственные пропорции в местной
экономике;
- быть гарантом стабильности
в сфере экономической политики.
Рис. 2 - Задачи муниципального образования
по управлению экономикой
Для решения данных задач муниципальные
органы власти должны обладать определенным
набором рычагов, инструментов влияния
на экономику и системой институтов власти,
способных их применять через соответствующие
формы воздействия (рис. 3)
Цели и задачи управления экономикой
муниципального образования представлены
на рис. 3.
Рис. 3 - Цели и задачи управления экономическим
развитием МО
Необходимо обеспечить своевременное
и качественное правовое регулирование
рыночных экономических и социальных
процессов, определить границы и степень
вмешательства муниципальных органов
управления в экономику, создать адекватное
современным условиям работы на рынке
поле деятельности для исполнительной
власти в вопросах оперативного управления
муниципальной экономикой и разработке
долгосрочных планов социально-экономического
развития территории.
Согласно определенным методам управления
экономикой муниципального образования
нами были сформированы следующие направления
совершенствования управления экономикой
муниципального образования:
1. Повышение эффективности распределения
средств, поступающих в бюджет
города, путем снижения взаимных
неплатежей, предоставления льготных
кредитов и налогообложения, создания
единой формализованной методики
трансфертов в бюджет МО, формирования
программы социально-экономического
развития города в рамках муниципального
заказа и пр.
2. Превышение «экспорта» продукции, работ,
услуг, произведенных на территории муниципального
образования, над их «импортом».
По нашему мнению, чтобы понизить зависимость
от факторов внешней среды в управлении
экономикой, органы местного самоуправления
должны грамотно использовать функции
управления, а именно:
1. Увеличить инвестиционный потенциал
местных бюджетов за счет расширения
неналоговых поступлений (функция
организации).
2. Перераспределять часть доходов
от муниципального предпринимательства
через бюджет на текущие нужды
муниципального образования (в первую
очередь, на увеличение заработной
платы работникам бюджетной сферы),
что может способствовать улучшению
структуры распределения доходов
в местном сообществе (функция
организации, контроля и учета).
3. Определить приоритетные отрасли
экономики. В настоящее время
ни коммерческие банки, ни фондовый
рынок не в состоянии выполнить
функции эффективных институтов
перераспределения финансовых потоков.
Только органы государственной
власти и местного самоуправления,
опираясь на публичную собственность,
через налогово-бюджетную систему,
с помощью банков развития
и гарантийных механизмов способны
обеспечить это перераспределение
в пользу отраслей и сфер, с
которыми связаны перспективы
развития (функции прогнозирования,
планирования, мониторинга).
Далее необходимо представить характеристика
МО «Нижнетуринский городской округ, провести
оценку социально - экономических показателей
развития.
2. ХАРАКТЕРИСТИКА МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ МО «НИЖНЕТУРИНСКИЙ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ»
2.1 Статус муниципального
образования, история развития, организационная
структура управления
В соответствии с законом Свердловской
области муниципальное образование город
Нижняя Тура наделено статусом городского
округа, органы местного самоуправления
которого осуществляют полномочия по
решению установленных федеральным законом,
устанавливающим общие принципы организации
местного самоуправления в Российской
Федерации, вопросов местного значения,
а также могут осуществлять отдельные
государственные полномочия, передаваемые
органам местного самоуправления федеральными
законами и законами Свердловской области.
Нижняя Тура - город областного подчинения
с 1949 года, место рождения в предгорьях
Среднего Урала на берегу реки Туры, в
254 километрах от областного центра Екатеринбурга.
Нижняя Тура - административный центр
муниципального образования «Нижнетуринский
городской округ», охватывающий территорию
почти двести тысяч га. Население городского
округа на начало 2008 года составило 34,8
тысячи человек, из них проживает в городе
26,4 тысячи человек. На территории - более
десятка крупных предприятий. Среди них
машиностроительный завод, завод минераловатных
изделий, электроаппаратный завод, электростанция,
линейно-производственное управление
магистральных газопроводов, нефтеперекачивающая
станция «Платина». Общее количество работающих,
занятых в производственной сфере, составляет
9670 человек. В МО «Нижнетуринский городской
округ» действуют следующие образовательные
учреждения: реальное училище, профессиональный
лицей, геологоразведочный техникум, филиал
Удмуртского государственного университета,
детская музыкальная и художественная
школы, спортивная школа, работают 11 дошкольных
учреждений.По состоянию на 01.01.2009 г, число
учтенных на территории МО Нижнетуринский
район в Статистическом регистре хозяйствующих
субъектов (Статрегистр Росстата) предприятий,
организаций, их филиалов и других обособленных
подразделений всех видов деятельности
составило 409 единиц. В том числе по видам
деятельности, таблица 1.
Таблица 1 - Динамика хозяйствующих субъектов
по видам деятельности
Вид деятельности
На 01.01.2007 г.
На 01.01.2008 г.
На 01.01.2009 г.
Отклонение 2008 по сравнению
с 2006 г.
Сельское хозяйство, охота и
лесное хозяйство
40
40
40
-
Добыча полезных ископаемых
11
11
11
-
Обрабатывающие производства
63
65
65
+2
Производство и распределение
электроэнергии, газа и воды
5
5
7
+2
Строительство
20
22
26
+6
Оптовая и розничная торговля
81
81
83
+2
Гостиницы и рестораны
8
8
8
-
Транспорт и связь
12
12
10
-2
Финансовая деятельность
11
11
11
-
Операции с недвижимым имуществом,
аренда и предоставление услуг
30
30
33
+3
Государственное управление
и обеспечение военной безопасности
23
23
23
-
Образование
30
30
30
-
Здравоохранение и предоставление
персональных услуг
16
16
14
-2
Предоставление прочих коммунальных,
социальных и персональных услуг
55
55
53
+2
По формам собственности предприятия
и организации муниципального образования
распределились следующим образом;
частная форма собственности - 263;
федеральная форма собственности - 12;
областная форма собственности - 12;
муниципальная форма собственности -
68;
другие формы собственности - 54.
Рис. 4 - Распределение предприятий по
форме собственности за 2008 год по МО Нижнетуринский
городской округ
http://www.vladimir-city.ru/meria/head/?oficial
- up
Организационная структура управления
МО «Нижнетуринский городской округ»
представлена на рисунке 5.
Далее целесообразно дать характеристику
основным социально-экономическим показателям
развития МО «Нижнетуринский городской
округ».
2.2 Основные социально-экономические
показатели развития МО «Нижнетуринский
городской округ»
Результаты развития экономики Нижнетуринского
округа по итогам января-декабря 2008 года
свидетельствуют о продолжении экономического
спада в регионе. В январе-декабре 2008 года
экономическое и социальное развитие
Нижнетуринского городского округа также
характеризовалось сохранением отрицательных
тенденций по ряду важнейших направлений
[2, c. 1-6] (таблица 2).
Таблица 2 - Показатели произведенной
продукции и услуг по отраслям экономики
за 2006-2008 гг. по МО Нижнетуринский городской
округ
Основные отрасли экономики
Ед. изм.
Выпуск товаров и услуг
Уд. вес 2008 г. по отраслям экономики
2006 г.
2007 г.
2008 г.
Валовой продукт - ВСЕГО
млн. руб.
15 080,2
14 650,6
14 340,2
100
В % к предыдущему году
%
120,4
97,2
97,9
В том числе:
Промышленность
млн. руб.
7 483,7
7 360,9
7 128,0
48,0
В % к предыдущему году
%
121,7
98,4
96,8
Сельское хозяйство
млн. руб.
580
563
550
4,0
В % к предыдущему году
%
192,6
97,1
97,7
Строительство
млн. руб.
1 883
964,2
949,3
6,0
В % к предыдущему году
%
128,8
51,2
98,5
Торговля
млн. руб.
4 001,8
4 062,5
4 052,3
28,0
В % к предыдущему году
%
133,3
101,5
99,7
Итого по материальному производству
млн. руб.
13 948,5
12 950,6
12 340,8
86,0
В % к предыдущему году
%
127,8
92,8
95,3
Платные услуги
млн. руб.
1 131,7
1 700
1999,4
14,0
В % к предыдущему году
%
131,9
150,2
117,6
Риc. 5 - Структура произведенной продукции
и услуг по отраслям экономики
Доля промышленности в общем объеме выпущенной
продукции составила 48% и по сравнению
с уровнем 2007 года, снизилась на 1,6 п.п..
Вторая по значимости отрасль экономики
района - торговля достигла уровня 28% общего
валового объема. За отчетный год доля
этого сектора снизилась на незначительную,
по сравнению с предшествующими периодами
величину - 1,8%. В целом в отраслях материального
производства в 2008 году произведено 86,0%
всего валового продукта. Однако по сравнению
с 2006 годом отмечается снижение доли этого
сектора экономики на 11,5%. За 2008 год по
предприятиям района произведено товаров
потребительского назначения на сумму
более 378 млн. руб. Производство товаров
потребительского назначения в динамике
за период 2006-2008 гг. представлен в таблице
3.
Таблица 3 - Производство товаров потребительского
назначения (тыс. руб.)
Товары по видам назначения
Производство товаров за период
Удельный вес в 2008 г.
Отклонение с 2007 г.
2006
2007
2008
Потребительские товары всего
373018,9
365 031,4
378 020,0
100
12 988,6
Продовольственные товары
146587,9
144 704,4
148 702,5
39,3
3 998,10
Непродовольственные товары
226431,0
220 327,0
229 317,5
60,7
8 990,5
Данные таблицы говорят о положительной
динамике производства товаров потребительского
назначения в действующих ценах, темп
роста по продовольственным товарам составил
102,8 или 3998,10 тыс. руб. по непродовольственным
товарам темп роста 104,1 или 8990,5 тыс. руб.
Объем инвестиций.
Объем инвестиций в экономику города
за текущий год составил 47,9 млн. руб. в
действующих ценах, что на 40% больше, чем
за соответствующий период прошлого года.
Преобладающим источником инвестиций
в городе остаются собственные средства
предприятий, Их объем составил 124 тыс.
рублей, или 0,26% от всех инвестиций, централизованные
источники финансирования и заемные средства
в общем объеме занимают 39%.
Распределение капитальных вложений
по источникам финансирования в 2008 году
можно представить с помощью рис. 6.
Рис. 6 - Распределение капитальных вложений
по источникам финансирования