Повышение эффективности функционирования экономики муниципального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 17:23, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является комплексное исследование вопросов, касающихся экономической сущности, методологического подхода повышения эффективности функционирования экономики муниципального образования.

Содержание работы

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ
1.1 Экономическая сущность и особенность управления муниципальным образованием
1.2 Основные задачи, цели и функции системы управления муниципальным образованием
1.3 Методологические подходы управления муниципальным образованием
1.4.Экономическая основа муниципального образования
2. АНАЛИЗ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ МО «НИЖНЕТУРИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
2.1 Статус муниципального образования, история развития, организационная структура управления
2.2 Основные социально - экономические показатели развития
2.3.Экономическая основа муниципального образования
3. ОСНОВНЫЕ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
3.1 Предложения по совершенствованию
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (5).docx

— 78.89 Кб (Скачать файл)

2. Развитие инвестиционного потенциала  предприятий на территории МО  «Нижнетуринский городской округ», являющимися арендаторами муниципальной собственности.

Для увеличения стоимости муниципальной недвижимости органами местного самоуправления необходимо проводить меры, направленные на мобилизацию инвестиционных доходов.

Далее, необходимо рассмотреть все аспекты (управленческие, организационные и правовые) в целях повышения эффективности экономического комплекса системы местного самоуправления за счет инвестиционных источников.

- Управленческий аспект:

Для наиболее полной реализации мер по повышению эффективности местного самоуправления необходимо также стабилизировать финансовое положение МО «Нижнетуринский городской округ» за счет увеличения налоговых доходов. Управленческий аспект заключается в совершенствовании методов бюджетного планирования, мобилизации источников финансирования дефицита местного бюджета, увеличение доли налоговых доходов. Таким образом, для улучшения финансового положения и платежеспособности муниципального образования необходимо создание условий для развития доходной базы, но не за счет роста налоговых ставок, тем самым, оказывая давление на хозяйствуюшие субъекты муниципального образования, а за счет увеличения налогооблагаемой базы и роста налогового потенциала, т.к. увеличение налоговой нагрузки может привести к увеличению налоговой недоимки.

- Организационный аспект:

Достаточно активный рынок, относительно высокая покупательная способность населения, наличие в городе хорошо сохранившихся основных фондов делают город привлекательным для бизнеса и инвестиций. С нашей точки зрения, основу основ экономики города составляют предприниматели-резиденты, большая часть которых - представители малого и среднего бизнеса.

Важным источником мобилизации доходов местного бюджета является увеличение поступлений от инвестиций, так как арендатор становится инвестором, вкладывает в улучшение объекта некоторую сумму денег, тем самым рыночная стоимость объекта растет.

В организационном плане муниципальная собственность является приоритетной, поскольку ставки арендной платы ниже и устанавливаются не по ведомственному произволу, а на основе расчетов и с учетом развития предпринимательства, которое будет инвестировать город.

Реализация организационного плана предполагает предоставление информации, реестра муниципальной собственности подлежащей сдачи в аренду на городском сайте МО «Нижнетуринского городского округа» а также разработку методики расчета арендной платы в зависимости от расположения объекта по территориально - экономической зоне; в зависимости от срока и вида деятельности предприятия.

Арендная плата за пользование находящимися в муниципальной собственности зданиями и встроенными нежилыми помещениями определяется по формуле:

А = Аб х S, (1)

Где,

Аб - базовая ставка арендной платы за 1 кв. м участка в год;

S - площадь участка.

При сроке аренды меньше года размер арендной платы уменьшается пропорционально времени использования участка относительно периода в один год. Базовая ставка арендной платы определяется по формуле:

Аб = К1 * К2 * К3 * Кт, (2)

где:

Апл - арендная плата за пользование муниципальной собственностью;

К1 - ставка налога на имущество, по МО «Нижнетуринский городской округ» составляет 69,2 руб. за кв.м.

К2 - коэффициента учета расположения объекта по территориально - экономическим зонам;

К3 - коэффициента вида деятельности арендатора;

Кт - коэффициент, учитывающий использование арендуемого имущества по времени Кт = 1 использование помещения 365 дней в году.

 

- Правовой аспект:

Привлекательные ставки арендной платы муниципальной собственности устанавливаются с учетом того, что предприниматели возьмут на себя расходы по содержанию, а в некоторых случаях по ремонту и восстановлению муниципальной собственности. Правовой аспект подразумевает разработку положения о затратах арендатора по капитальному ремонту, реконструкции муниципальных помещений (расходы, увеличивающие стоимость недвижимости).

Для рассмотрения предложения о предоставлении в аренду имущества, являющегося собственность муниципального образования арендодателем - заявителем представляются следующие документы: письменное обращение заявителя, содержащее данные о виде имущества, его местонахождении и предполагаемый срок использования; письменное согласие балансодержателя имущества, если таковой имеется; копии учредительных документов, заверенные налоговой службой; свидетельство о постановке на учет в налоговой службе; копии бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках заявителя на последнюю отчетную дату, заверенные налоговой службой.

3. Стабилизация финансового положения  МО «Нижнетуринский городской округ» за счет увеличения налоговых доходов.

В качестве третьего направления выбран путь увеличения доли налоговых поступлений в экономику муниципального образования.

Важнейшим перспективным источником расширения доходной базы местных бюджетов является увеличение поступлений от земельного налога.

Далее, необходимо рассмотреть все аспекты (управленческие, организационные и правовые) в целях повышения эффективности экономического комплекса системы местного самоуправления за счет налоговых источников.

Управленческие:

Разработка механизма дифференциации земельного налога на основе зонирования территории по местоположению земельного участка, с учетом степени загрязненности земель, объема правомочий его правообладателей и результатов экономической деятельности.

Механизм дифференциации налогообложения земель должен явиться не самоцелью, а своеобразным методом поощрения рационального землепользования и повышения экономической эффективности как использования земли, так и привлечения налоговых доходов в муниципальную экономику - общий объем налоговых доходов возрастет на 5,3 процента.

- Правовые:

Действующим законодательством установлен общий порядок дифференциации налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка. Такая схема дифференцирования платы, с нашей точки зрения, не обоснована: она не связана с результатами экономической деятельности и не стимулирует последних к эффективному использованию земли.

На наш взгляд, размеры земельного налога должны быть увязаны с производительным потенциалом земельного участка. Итоговые показатели базовой (кадастровой) оценки, наряду с природными факторами, должны учитывать территориальные условия землепользования, степень загрязненности земель, объем правомочий правообладателя земельного участка, результаты экономической деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Таким образом, сумма начисленного к уплате налога за использование сельскохозяйственных земель в общем виде может быть представлена следующим выражением:

 

ЗН =

Сзн * БСзу

* kур * kм * kоп

 
 

100

   
       

 

муниципальный образование управление

где ЗН - сумма начисленного к уплате налога за использование земель, рублей;

Сзн - принятая дифференцированная налоговая ставка в зависимости от степени загрязненности земель и мероприятий по их ликвидации, процент от базовой (кадастровой) стоимости участка;

БСзу - базовая (кадастровая) стоимость земельного участка, рублей;

kур - коэффициент по уровню рентабельности товаропроизводителей;

kм - коэффициент по условиям местоположения участка;

kоп - коэффициент объема полномочий правообладателей земельных участков.

- Организационные:

Целесообразно предложить следующую схему применения коэффициентов дифференциации налоговых ставок:

Таблица 7 - Коэффициенты дифференциации по уровню рентабельности собственников земель

 

Группы хозяйств по уровню рентабельности

Рентабельность хозяйственной деятельности, %

Коэффициент (kур)

 

I

до 5

1,3

 

II

5-8

1,1

 

III

более 8

0,9

 

В среднем / итого:

7,8

Х

 
       

 

Таблица 8 - Коэффициенты дифференциации по условиям местоположения участка

 

Категории землевладений и землепользований

Коэффициент (kм)

 

Приусадебное землевладение, находящееся непосредственно при доме или на расстоянии до 1 км от постоянного места жительства

1,5

 

Землевладение в радиусе пешеходной доступности (на расстоянии от 1 до 5 км)

1,3

 

Землевладение хуторского типа (удаленные более чем на 5 км земельные участки в сельской местности, а также дачные и садоводческие участки горожан)

1,1

 

Прочие землевладения и землепользования

0,9

 
     

 

Таблица 9 - Коэффициенты дифференциации по объему правомочий правообладателя земельного участка

 

Категории правообладателей

Коэффициент (kоп)

 

Землепользователи (постоянное бессрочное пользование, временное пользование)

1,0

 

Землевладельцы (пожизненное наследуемое владение)

1,1

 

Собственники земли

1,3

 

Владельцы земельных долей, не оформившие свои права в законодательно установленном порядке

1,5

 
     

 

Важнейшим перспективным источником расширения доходной базы местных бюджетов является увеличение поступлений от земельного налога, общий объем прироста налоговых доходов ожидается 5,3 процента.

4. Поиск новых путей развития  и стимулирования благотворительности  как важнейшего направления социального  развития

В качестве четвертого направления в целях повышения эффективности экономической системы местного самоуправления необходимо предложить новую систему стимулирования благотворительности в муниципальную экономику. Именно ту систему, которая предусматривает три основных направления: создание самого «мира» (правила и процедуры, «Система координат»), укрепление духа (моральное стимулирование, «Система ценностей») и укрепление «объекта» (материальное стимулирование, «Система выгод»).

«Система координат»

Общественные структуры при органах муниципального управления.

Участие муниципалитетов в общественной структуре, специально созданной для развития благотворительной деятельности.

Участие муниципалитета в общественной структуре «общего характера», в которых развитие благотворительной деятельности декларируется в качестве одной из задач.

Установление механизмов расходования благотворительной помощи и добровольных пожертвований граждан и юридических лиц.

Определение ответственности за развитие корпоративной благотворительности в должностных обязанностях сотрудников муниципалитетов.

«Система ценностей»

Проведение специальных конкурсов в целях распространения благотворительной деятельности и поощрения благотворителей.

Проведение конкурсов предпринимателей и коммерческих предприятий, в которых учитывается благотворительная деятельность как один из факторов общего отбора.

Проведение конкурсов общественных организаций, занимающихся, в том числе, благотворительной деятельностью.

Моральное поощрение благотворителей и популяризация благотворительной деятельности посредством учреждения памятных знаков и дипломов, непосредственно связанных с благотворительной деятельностью.

«Система выгод»

Материальное стимулирование благотворительности через предоставление льгот коммерческим организациям:

При пользовании муниципальным имуществом.

По налогам и сборам.

Стимулирование благотворительной деятельности в рамках целевых программ развития предпринимательства.

Административные рекомендации для коммерческих структур по осуществлению благотворительной деятельности.

Привлечение средств коммерческих организаций для финансирования городских целевых программ на принципах консолидированного бюджета.

В таблице 10 представим все рекомендуемые нами пути повышения эффективности системы МСУ «Нижнетуринский городской округ» и их ожидаемый результат.

Таблица 10 - Пути повышения эффективности системы МСУ «Нижнетуринский городской округ» и их ожидаемый результат

 

№ п/п

Пути повышения эффективности местного самоуправления

Управленческие аспекты

Правовые аспекты

Организационные аспекты

Ожидаемый результат

 

1

Развитие

арендных отношений, муниципальной собственности в целях пополнения бюджета за счет неналоговых источников

Выявление возможных объектов, учет и контроль за уплатой арендных платежей. Проведение инвентаризации и ревизии недвижимого имущества, для анализа эффективности использования арендуемых площадей

Разработка положения «О порядке пользования и распоряжения муниципальным имуществом»

Составление договора аренды недвижимого имущества как универсального экономического рычага, источник дохода местных бюджетов

Повышение эффективности местного самоуправления за счет роста доходов экономического комплекса местного самоуправления с опорой на внутренние ресурсы

 

2

Увеличение стоимости муниципального имущества за счет увеличения частных инвестиций

Создание условий для привлечения капиталовложений в муниципальную недвижимость

Разработка положения

«О проведении арендатором капитального

ремонта,

реконструкции и восстановления муниципальной собственности»

Разработка методики расчета арендной платы в зависимости от расположения объекта по территориально - экономической зоне; в зависимости от срока и вида деятельности предприятия.

Рост привлеченных частных инвестиций в муниципальную недвижимость

 

3

Стабилизация финансового положения МО «Нижнетуринский городской округ» за счет увеличения налоговых доходов

Создание условий для развития доходной налоговой базы местного бюджета

Установить общий порядок дифференциации налоговых ставок

Разработка механизма дифференциации земельного налога

Повышение эффективности местного самоуправления за счет роста налоговых доходов экономического комплекса местного самоуправления

 

4

Поиск новых путей развития и стимулирования благотворительности как важнейшего направления социального развития

Создание стимулирующих условий для роста социальной активности хозяйствующих субъектов на территории МО «Нижнетуринский городской округ»

Разработка положения

«О проведение специальных конкурсов в целях распространения благотворительной деятельности и поощрения благотворителей»

Разработка системы ценностных мотиваций по направлениям: «Система координат», «Система ценностей, «Система выгод».

Повышение эффективности благотворительной деятельности, решение социальных проблем, повышение уровня и качества жизни населения.

 
             

Информация о работе Повышение эффективности функционирования экономики муниципального образования