Повышение эффективности функционирования экономики муниципального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 17:23, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является комплексное исследование вопросов, касающихся экономической сущности, методологического подхода повышения эффективности функционирования экономики муниципального образования.

Содержание работы

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ
1.1 Экономическая сущность и особенность управления муниципальным образованием
1.2 Основные задачи, цели и функции системы управления муниципальным образованием
1.3 Методологические подходы управления муниципальным образованием
1.4.Экономическая основа муниципального образования
2. АНАЛИЗ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ МО «НИЖНЕТУРИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
2.1 Статус муниципального образования, история развития, организационная структура управления
2.2 Основные социально - экономические показатели развития
2.3.Экономическая основа муниципального образования
3. ОСНОВНЫЕ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
3.1 Предложения по совершенствованию
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (5).docx

— 78.89 Кб (Скачать файл)

Инвестиции в основной капитал распределились следующим образом. Наибольшая доля инвестиций в основной капитал 50,7% - это сельское хозяйство, 24,9% - жилищно-коммунальное хозяйство, 17,0% - деревообрабатывающая промышленность, 3,0% - сфера образования, 2,2% - сфера здравоохранения, физической культуры и социального обеспечения, 2,2% - прочие производства. Инвестиции в жилищное строительство составили 3,0 млн. рублей (3,9% от общего объема инвестиций).

Целью реализации инвестиционной политики является обеспечение инвестиционной привлекательности г. Нижняя Тура для увеличения объемов инвестиций в развитие производственной и социальной сферы города.

Для ее достижения в 2009 году должны быть реализованы следующие основные задачи:

содействие созданию благоприятных финансово-кредитных и налоговых условий развития экономики;

дальнейшее совершенствование правовой базы, регулирующей привлечение инвестиций;

повышение инвестиционной привлекательности города за счет формирования благоприятного имиджа города;

развитие в городе системы кредитования предприятий и организаций для возможности реализации высокоэффективных и быстроокупаемых инвестиционных проектов;

развитие ипотечного кредитования.

Финансы и бюджетная обеспеченность

Формирование бюджета как формы образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, предполагает последовательное и взаимосвязанное управление его доходами и расходами. Однако в зависимости от принятой концепции управления общественными финансами приоритеты решения возникающих проблем могут смещаться в ту или иную сторону. Проанализируем доходную (таблица 4) и расходную (таблица 5) части бюджета муниципального образования.

 

Таблица 4 - Свод доходов бюджета МО "Нижнетуринский район" за 2008 год

 

7Код БК

Наименование групп, подгрупп, статей и подстатей доходов

Сумма в тыс. руб.

Структура (%)

 
         

1000000000000

Доходы

231398,0

43,55

 

1100000000000

Налоги на прибыль доходы

96400,0

29,74

 

1010201001110

Налог на доходы физических лиц с доходов, полученных в виде дивидентов от долевого участия в деятельности организации

500,0

0,15

 

1010202001110

Налог на доходы физических лиц с доходов, облагаемых по налоговой ставке, установленной пунктом 1 статьи 224 Налового кодекса Российской Федерации

95700,0

29,53

 

1010203001110

Налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами, не являющемися налоговоми резидентами Российской Федерации

100,0

0,03

 
         

1010204001110

Налог на доходы физических лиц с доходов, полученных в виде выигрышей и призов в проводимых конкурсах, играх и др. мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, страховых выплат по договорам добровольного страхования жизни, заключенным на срок менее 5 лет, в части превышения сумм страховых взносов, увеличенных на сумму, рассчитанную исходя из действующей ставки рефинансирования, процентных доходов по вкладам в банке (за исключением срочных пенсионных вкладов, внесенных на срок не менее 6 месяцев), в виде материальной выгоды от экономии на процентах при получении заёмных (кредитных) средств (за исключением материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за использование целевыми займами (кредитами) на новое строительство или приобретение жилья)

100,0

0,03

 
         
         
         
         
         

1050200002110

Единый налог на вменённый доход для отдельных видов деятельности

11120,0

3,4

 

1060000000000

Налоги на имущество

10778,0

3,3

 

1060102004110

Налог на имущество физических лиц, взимаемых по ставке, применяемой к объекту налогообложения, расположенному в границах городского округа

1878,0

0,6

 
         

1060600000110

Земельный налог

8900,0

2,7

 

1080000000000

Государственная пошлина

2008,0

0,62

 

1080300001110

Государственная пошлина по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями (за искл. госпошлин по делам расм. Верх. Судом РФ)

964,0

0,3

 
         

1080700001110

Государственная пошлина за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридических значимых действий

1044,0

0,32

 
         

1110500000120

Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

113,0

0,03

 

1110501000120

Арендная плата за земли, находящиеся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю и поступления от продажи права на заключение договоров аренды зем. Участков

113,0

0,03

 
         

1110503000120

Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в операт. управлении органов гос. власти, органов местного самоуправления

-

-

 
         

1120100001120

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

103693,0

4,14

 

1120000000000

Доходы за пользование природными ресурсами

4500,0

1,38

 

1160000000000

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

2786,0

0,85

 

1160300000140

Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о налогах и сборах

100,0

0,03

 

1160600001140

Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о применении контрольно-кассовой техники

100,0

0,03

 

1160800001140

Денежные взыскания (штрафы) за административные правонарушения в области государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции

50,0

0,02

 

1162100000140

Денежные взыскания (штрафы) и иные суммы, взыскаемые с лиц, виновных в совершении и в возмещение ущерба имуществу

100,0

0,03

 

1162500001140

Денежные взыскания (штрафы) за нарушение земельного законодательства

50,0

0,02

 

1162700001140

Денежные взыскания (штрафы) за нарушение Федерального закона "О пожарной безопасности"

50,0

0,02

 

1162800001140

Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия человека и законодательства в сфере защиты прав потребителей

500,0

0,15

 

1163000001140

Денежные взыскания (штрафы) за административные правонарушения в области дорожного движения

1336,0

0,4

 

1169000000140

Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба

500,0

0,15

 

2020000000000

Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

183271,0

56,45

 

2020100000151

Дотации от других бюджетов системы Российской Федерации

57727,0

17,78

 

2020200000151

Субвенции от других бюджетов системы Российской Федерации

98150,0

30,23

 

2020200800151

Субвенции бюджетам субъектов РФ для бюджетов МР, ГО на реализацию ФЗ " О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции "

16,0

0

 

2020202800151

Субвенции местным бюджетам на денежные выплаты медицинскому персаналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сёстрам скорой помощи

2325,0

0,72

 

2020203900151

Субвенции местным бюджетам на ежемесячное денежное вознагрождение за классное руководство

2482,0

0,76

 

2020204000151

Субвенции бюджетам на предост-ие гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальные услуги

9372,0

2,88

 

202039904151

Прочие субвенции бюджетам городских округов

83955,0

25,87

 

202039904151

Субвенции бюджетам городских округов на поощрение лучших учетелей

320,0

0,09

 

202039904151

Субвенции на воспитание и обучение детей-инвалидов в ДДУ и на дому

1156,0

0,35

 

202039904151

Субвенции на финансовое обеспечение государственных гарантий граждан на получение общедоступного и бесплатного общего, основного общего, среднего (полног) общего образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях для реализации основных общеобразовательных программ

68950,0

21,23

 

202039904151

Субвенции на предоставление бесплатного художественного образования

278,0

0,09

 

202039904151

Субвенции на приёмных детей в приёмных семьях

1823,0

0,6

 

202039904151

Субвенции на организацию питания учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений

11297,0

3,48

 

202039904151

Субвенции на обеспечение бесплатного проезда детей-сирот

131,0

0,04

 

2020499904151

Прочии субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации

11748,0

3,62

 

2020902000151

Прочие безвоздмезные поступления от других бюджетов бюджетной системы

15646,0

4,82

 
 

Всего доходов

414669,0

100,0

 
 

Дефицит

13707,8

   
 

в % к доходам, без учета финансовой помощи в форме субсидий из областного бюджета

9,7

   
         

 

Таблица 5 - Свод расходов бюджета МО «Нижнетуринский городской округ» за 2008 год

 

Код БК

Наименование групп, подгрупп, статей и подстатей доходов

Сумма в тыс. руб.

Структура (%)

 
         

1000000000

Общегосударственные вопросы

20940,3

6,19

 

10200000000

Функционирование высшего должностного лица субъекта Российской Федерации

682,60

0,20

 

10300000000

Функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и местного самоуправления

1695,75

0,50

 

10300100005

Центральный аппарат

1227,40

0,36

 

10300100026

Председатель представительного органа муниципального образования

468,35

0,14

 

10400000000

Функционирование Правительства Российской Федерации, высших органов исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций

14600,45

4,31

 

10500000000

Судебная система

16,00

0,00

 

11200000000

Обслуживание государственного и муниципального долга

350,00

0,10

 

11300000000

Резервные фонды

850,00

0,25

 

11500000000

Другие общегосударственные вопросы

2745,50

0,81

 

11500100000

Руководство и управление в сфере установленных функций

1739,10

0,51

 

11509200000

Реализация государственных функций, связанных с общегосударственным управлением

1006,40

0,30

 

30000000000

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

1818,32

0,54

 

30200000000

Органы внутренних дел

85,17

0,03

 

30900000000

Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, гражданская оборона

709,75

0,21

 

31000000000

Обеспечение противопожарной безопасности

1023,40

0,30

 

40000000000

Транспорт, дорожное хозяйство и связь

13730,95

4,06

 

40800000000

Транспорт и дорожное хозяйство

10206,00

3,02

 

41100000000

Другие вопросы в области связи

3524,95

1,04

 

50000000000

Жилищно-комунальное хозяйство

19780,11

5,85

 

50100000000

Жилищно хозяйство

7592,20

2,24

 

50200000000

Коммунальное хозяйство

9732,01

2,88

 

50235100000

Мероприятия в области коммунального хозяйства

425,00

0,13

 

50235100412

Мероприятия по благоустройству городских и сельских поселений

9307,01

2,75

 

50400000000

Другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства

2455,90

0,73

 

60000000000

Охрана окружающей среды

946,00

0,28

 

70000000000

Образование

198226,63

58,58

 

70100000000

Дошкольное образование

54167,50

16,01

 

70200000000

Общее образование

137161,13

40,54

 

70210200214

Строительство объектов общегражданского назначения

14000,00

4,14

 

70242100327

Обеспечение деятельности подведомственных учреждений

97743,23

28,89

 

70242300327

Учреждения по внешкольной работе с детьми

20792,90

6,14

 

70242400327

Детские дома

1823,00

0,54

 

70251900623

Ежемесячное денежное вознагрождение за классное руководство

2482,00

0,73

 

70252000621

Иные безвозмездные и безвозвратные перечисления

320,00

0,09

 

70700000000

Молодежная политика и оздоровление детей

1070,40

0,32

 

70900000000

Другие вопросы в области образования

5827,60

1,72

 

80000000000

Культура, кинематография и средства массовой информации

14286,30

4,22

 

80144000000

Культура

10186,15

3,01

 

80144100000

Музеи и постоянные выставки

27,20

0,01

 

80144200000

Библиотеки

4072,95

1,20

 

90000000000

Здравоохранение и спорт

51175,32

15,12

 

90100000000

Здравоохранение

48123,82

14,22

 

90147000000

Больницы, клиники, госпитали, медико-санитарные части

41713,55

12,33

 

90147800000

Фельдшерско-акушерские пункты

2386,80

0,71

 

90148500000

Реализация государственных функций в области здравоохранения, спорта и туризма

1698,47

0,50

 

90152000000

Иные безвозмездные и безвозвратные перечисления

2325,00

0,69

 

90200000000

Спорт и физическая культура

1777,35

0,53

 

90400000000

Другие вопросы в области здравоохранения и спорта

1274,15

0,38

 

100000000000

Социальная политика

17472,84

5,16

 

100100000000

Пенсионное обеспечение

881,70

0,26

 

100300000000

Социальное обеспечение населения

16591,14

4,90

 

100350500483

Оказание социальной помощи

996,37

0,29

 

100351400482

Мероприятия в области социальной политики

6222,77

1,84

 

100350500572

Предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг

9372,00

2,77

 
 

Всего расходов

338376,77

100,00

 
         

 

Бюджет города за 2008 год утвержден постановлением Городского Совета от 28 марта 2006 г. № 35, по доходам - в сумме 324669,0 тыс. рублей, с учетом безвозмездных поступлений из федерального бюджета в сумме 183271,0 тыс. рублей; по расходам - в сумме 338376,77 тыс. рублей. Бюджет МО «Нижнетуринский городской округ» исполнен с дефицитом в сумме 13707,8

Анализируя структуру доходов можно сделать вывод о том, что на 56,45% доходы бюджета МО «Нижнетуринский район сформированы за счет безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ, в том числе за счет дотации - 17,78; субвенций - 30,23%; субсидий и прочих безвозмездных поступлений - 8,44%.

Собственные доходы муниципального образования (43,55%) сформированы за счет налоговых доходов - 36,44%, в том числе за счет налога на доходы физических лиц с доходов, облагаемых по налоговой ставке, установленной пунктом 1 статьи 224 НК - 29,69%; единого налога на вмененный доход 3,43%; налога на имущество - 6,32%. Остальная часть собственных доходов - 7,1% сформирована за счет государственной пошлины - 0,6%; доходов от сдачи в аренду имущества - 3,11%; прочих доходов и штрафов, санкций за возмещение ущерба - 3,39%.

Структуру расходов МО «Нижнетуринский городской округ» можно представить с помощью диаграммы (рис.7).

Как видно из рис. 7 наибольшую долю расходов муниципального бюджета составляют расходы по статье образование -59%: обеспечение дошкольного и общего образования, содержание детских домов, молодежная политика и оздоровление детей, другие вопросы в области образования.

Второй по значимости в статьях расходов с наибольшим удельным весом является расходы на здравоохранение и спорт - 15%, включая содержание больниц, клиник, медико-санитарных частей, расходы на спорт и физическую культуру, а также другие вопросы в области здравоохранения.

Рис. 7 - Структура расходов МО «Нижнетуринский городской округ»

По сравнению с прошлым годом увеличилось, и исполнение расходной части бюджета муниципального образования. В целом, расходная часть бюджета исполнена в сумме 338 млн. руб. (107,6%). В 2008 году местный бюджет по расходам был исполнен на 100,7% по сравнению с прошлым годом. И как следствие, в течение всего года наблюдалось увеличение такого показателя, как бюджетная обеспеченность на одного жителя муниципального образования (Таблица 6). Так, по доходам на конец года она составила 3531 руб. (12 место по области), что более чем на 800 руб. выше уровня прошлого года. А по расходам показатель составил 3979 руб. (8 место по области), рост 128 % к 2007 году.

Таблица 6 - Анализ динамики бюджетной обеспеченности на душу населения

 

Бюджетная обеспеченность на душу населения (руб.)

По доходам

По расходам

 

2007 год

6178

8552

 

2008 год

6220

8580

 
       

 

Бюджетная обеспеченность на 1 жителя по доходам и расходам (руб.) представлена на рис. 8.

Рис. 8 - Бюджетная обеспеченность на 1 жителя по доходам и расходам (руб.)

Пути повышения эффективности местного самоуправления заключаются в превращении бюджета в надежный инструмент реализации коллективных потребностей горожан.

Бюджетный процесс должен быть направлен, в первую очередь, на:

достижение прозрачности бюджетных процедур, подконтрольности расходов обществу;

создание системы среднесрочного бюджетного планирования на основе оценки эффективности расходов (в противовес методу "от достигнутого");

обеспечение реалистичности бюджета, осуществление бюджетных расходов в меру экономических возможностей;

организацию эффективной системы управления городским долгом, его обслуживания и погашения, оптимизации рисков.

Далее в следующей главе необходимо определить приоритетные направления в целях повышения эффективности МО Нижнетуринского района.

3. ОСНОВНЫЕ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Процесс повышения эффективности системы МСУ Нижнетуринского городского округа не должен быть стихийным, а управляемым и планируемым процессом, основанным:

на стратегическом видении развития муниципального образования,

на прогнозировании тенденций развития и собственных возможностей,

на последовательной разработке стратегических, экономических, хозяйственных, социальных, программ.

От пассивного получателя бюджетных средств необходимо перейти на активный поиск путей повышения эффективности экономического комплекса муниципального образования с опорой на внутренние ресурсы.

Поиск ресурсов развития муниципального образования должен осуществляться в сфере правовой, организационной и управленческой деятельности.

Приоритетными направлениями в целях повышения эффективности системы МСУ «Нижнетуринский городской округ» являются:

Развитие арендных отношений, предоставления нежилых помещений, зданий, сооружений, находящихся в муниципальной собственности, в аренду в целях развития собственной доходной базы местных бюджетов.

Арендные платежи относятся к неналоговым источникам пополнения бюджета. Следовательно, в этом состоит их преимущество, как более стабильного и легко собираемого дохода города, чем налоги. В России пока это преимущество аренды не используется в полной мере по причине слабой проработки вопросов бюджетного федерализма. В основе бюджетного федерализма лежит принцип - доходы, полученные на муниципальном уровне и закрепленные за территориальным образованием, не подлежат изъятию и используются на цели социально-экономического развития города.

Таким образом, необходимо рассмотреть все аспекты (управленческие, организационные и правовые) в целях повышения эффективности экономического комплекса системы местного самоуправления за счет неналоговых источников.

Управленческий аспект:

Управление арендой включает в себя выявление возможных объектов, учет и контроль за уплатой арендных платежей. Органы муниципального управления МО «Нижнетуринский городской округ» должны осуществлять инвентаризацию и ревизию недвижимого имущества, проводит анализ эффективности использования арендуемых площадей. В задачи управления недвижимостью входит не только организация рынка недвижимости, но и его укрепление и развитие. Стратегически, город Нижняя Тура, как собственник нежилого фонда, обязан обеспечить его расширенное воспроизводство с постоянным повышением эксплуатационных качеств сдаваемых в аренду объектов. Однако при общем недостатке бюджетных ассигнований с вышестоящих бюджетов, их не только не хватает на содержание нежилых помещений, находящихся на балансе но и на текущие расходы, постоянно наблюдается недофинансирование учреждений здравоохранения, образования, культуры, предприятий жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и так далее.

Задачей органов местного самоуправления является в первую очередь определение основных, перспективных направлений развития арендных отношений, так называемых "точек роста" и выявление "узких мест", поиск баланса интересов местного самоуправления и заинтересованности предприятий, расположенных на территории муниципального образования.

- Правовой аспект:

Муниципальное имущество, выраженное в виде неупотребляемых вещей, в том числе: здания, сооружения, помещения в здании и другое недвижимое имущество (кроме земельных участков и иных природных ресурсов), составляющее казну города. Основным документом, регулирующим отношения по использованию муниципального имущества может быть положение о порядке пользования и распоряжения муниципальным имуществом (Приложение 1). Настоящее положение определяет основные принципы, порядок и единые на территории МО «Нижнетуринский городской округ» правила учета и предоставления в аренду нежилых помещений, зданий, сооружений, обязательные для исполнения структурными подразделениями Администрации города, муниципальными унитарными предприятиями, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица.

- Организационный аспект:

Организационный аспект включает составление договора аренды между участниками (Приложение 2), где аренда - универсальный экономический рычаг, источник дохода местных бюджетов.

Существенными условиями договора аренды муниципального недвижимого имущества являются: целевое использование недвижимого имущества; текущее содержание недвижимого имущества; заключение договора коммунальных услуг на их предоставление и оплату.

Информация о работе Повышение эффективности функционирования экономики муниципального образования