Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 18:23, курсовая работа
Интересы северных народов учитывались Постановлением Верховного Совета СССР от 27 ноября 1989 г. «О неотложных мерах экологического оздоровления Страны»2, которым рекомендовалось осуществить в 1990 г. закрепление территорий традиционного природопользования, не подлежащих отчуждению под промышленное освоение, за коренными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Активно развивался процесс правовой модернизации на республиканском уровне, в Российской Федерации, где непосредственно проживают малочисленные народы. Этому, прежде всего, служила Конституция РФ (в ред. от 21 апреля 1992 г.) — по существу, базовый юридический документ России после развала СССР (декабрь 1991 г.)
1. Вступление.
Формирование нового понимания статуса малочисленных народов (до принятия Конституции РФ 1993 г.)……………………………стр.3.
2.Основная часть.
Правовые основы статуса коренных малочисленных народов по действующему законодательству
(после принятия Конституции РФ 1993 г.)
2.1. Приоритет федерального регулирования...………………..стр.8.
2.2. Конституционные положения..…………………………….стр.8.
2.3. Международно-правовые нормы…………………………..стр.9.
2.4. Федеральное законодательство о коренных малочисленных народах (до принятия Федерального закона от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ)....стр.10.
2.5. Изменения Федерального закона от 22 августа 2004 г. №122-Ф3, касающиеся коренных малочисленных народов………………...стр. 13.
2.6. Договорное регулирование…………………………………стр. 15.
2.7. Регионально-правовой компонент статуса коренных малочисленных народов……………………………………………………………...стр. 16.
2.8. Договоры между субъектами Российской Федерации……стр. 21.
3.Заключение.
Основные выводы и проблемы правового регулирования статуса малочисленных народов……………………………………….стр.22.
4.Литература………………………………………
б) международные документы, закрепляющие права национальных меньшинств и, соответственно, коренных малочисленных народов в области образования, культуры, языка, религии и т.п.: например, Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств 1995 г.26;
20. См.: СЗ РФ. 1995.№29. Ст. 2757.
21. См.: ВВС СССР. 1976. №17. Ст.291.
22. См.: ВВС СССР. 1969. №25. Ст. 219.
23. См.: ВВС СССР. 1954. №12. Ст. 244.
24. См.: СЗРФ. 1996. №9. Ст. 774.
25. См.: СЗРФ. 1998. №14. Ст. 1514.
26. См.: СЗРФ. 1998. №25. Ст. 2833.
в) международные документы, непосредственно нацеленные на защиту прав интересов коренных народов. Это, например, Конвенция 1992 г. о биологическом разнообразии27, которая признает большую и традиционную зависимость коренного населения от биологических ресурсов и роль их знаний и практики для сохранения биологического разнообразия; Конвенция 1946 г. по регулированию китобойного промысла28, предусматривающая добычу китов для нужд аборигенов.
Положения, заключенные в названных документах, приоритетны по отношению к закону. В Конституции РФ записано: “Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора» (ч.4 ст. 15)29.
2.4. Конституционные нормы и международно-правовые установления, касающиеся коренных малочисленных народов, развиваются федеральным законодательством. Прежде всего - с позиции равноправия народов, этнических групп и граждан в различных сферах жизнедеятельности, в том числе: при проведении выборов в органы власти и референдумов (ч.2 ст. 4 Федерального закона от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»30), при использовании национально-культурной автономии (ст. 1 Федерального закона от 17 июня 1996 г. «О национально-культурной автономии»31), применительно к сохранению и развитию культур (ст. 6 Закона РФ от 9 октября 1992 г. «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»32),
27. См.: СЗ РФ. 1995.№8.Ст.601.
28. См.: ВВС СССР. 1949. №16. С. 3-4.
29. Вопрос о том, как российские суды должны применять международно-правовые нормы, разъяснён Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. №5 «О применении судами общей юрисдикции принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» //Российская газета. 2003. 2 декабря.
30. См.: С3 РФ. 2002. №24. Ст. 2253.
31. См.: СЗ РФ. 1996.№25. Ст. 2965.
32. См.: ВВС РФ. 1992. №46. Ст. 2615.
относительно использования и развития родного языка (ст. 1 Закона РФ от 25 октября 1991 г. в ред. от 24 июля 1998 г. «О языках народов Российской Федерации»33), при организации образования (ч.1 ст. 5 Закона РФ от 10 июля 1992 г. с изм. и доп. от 13 января 1996 «Об образовании»34), в связи с реализацией права на труд и свободный выбор занятости (ч.2 ст. 5 Закона РФ в ред. от 20 апреля 1996 г. «О занятости в Российской Федерации»35), в сфере государственной и муниципальной службы (ст. 5 Федерального закона от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации» 36); ст. 3 Федерального закона от 8 января 1998 г. «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации»37), при осуществлении права на судебную защиту (ст.7 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» 38).
В системе федеральных законов выделяются такие, которые гарантируют специальные права всем национальным группам, общностям. Базовое значение имеет Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»39. В Законе приводятся идентифицирующие признаки коренных малочисленных народов, разграничиваются предметы ведения и полномочия Российской Федерации и ее субъектов по защите прав этих народов, называются соответствующие правомочия органов государственной власти и местного самоуправления, закрепляются коллективные и индивидуальные права
коренных народов, в том числе право на защиту исконной среды обитания, традиционные образ жизни, хозяйствования и промыслов, сохранение и развитие самобытной культуры, территориальное общественное
самоуправление, создание общин, замену военной службы альтернативной
33. См.: ВВС РСФСР. 1991.№50.Ст. 1740; СЗ РФ. 1998.№ 3I. Ст. 3804.
34. См.: С3 РФ.1996. №3. Ст. 150.
35. См.: СЗ РФ. 1996. №17. Ст. 1915.
36. См.: СЗ РФ. 1995. №31. Ст. 2990.
37. См.: СЗ РФ. 1998. №2. Ст. 224.
38. См.: СЗРФ. 1997.№1.Ст.1.
39. См.: СЗРФ. 1999. №18. Ст. 2208.
гражданской службой, учёт традиций и обычаев в судопроизводстве и др.
Отдельные стороны жизнедеятельности коренных малочисленных народов получают отражение в специальных федеральных законах: п. “б” ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; ч.2 ст. 1, п. 2 ч.1 ст. 85 Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации»40; Федеральный закон от 20 июля 2000г. «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»41; ст. 2, 11, 18 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» 42; Федеральный закон от 10 апреля 2000 г. «Об утверждении Федеральной программы развития образования»43;
ст. 7,31,68, 78, 82, 95,97 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. 44; ст. 4 Федерального закона от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» 45; Федеральный закон от 7 мая 2001 г. «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»46; Постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2000 г. №382 «О дополнительных мерах государственной поддержки северного оленеводства в 2000 - 2005 годах» 47.
40. См.: С3 РФ. 2003. №40. Ст. 3822.
41. См.: С3 РФ. 2000. №30. Ст. 3122
42. См.: СЗ РФ. 2001. №5I. Ст. 4831.
43. См.: СЗ РФ. 2000. №16. Ст. 1639.
44. См.: С3 РФ. 2001. №44. Ст. 4147.
45. См.: СЗ РФ. 2002. №2. Ст. 133.
46. См.: СЗ РФ. 2001. №20. Ст. 1972
47. См.: СЗ РФ. 2000. №19. Ст. 2088.
2.5. Федеральный закон от 22 августа 2004г. №122-ФЗ внёс изменения в 154 федеральных закона, в том числе в Федеральный закон от 30 апреля 1999г «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (ст. 119) и Федеральный закон «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (ст.I30).
Изменения затрагивают прежде всего полномочия органов власти по решению вопросов малочисленных народов. В частности, Федеральным законом от 22 августа 2004г. №122-ФЗ из числа полномочия органов власти, установленных Федеральным законом «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», исключены: п. 10 ст. 5; п.1, п.6, п.9, п.11, п.12, п.13 ст.6; п.1, п.4, п.5, п.6 ст.7.
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ затрагиваются некоторые права и льготы лиц, относящихся к коренным малочисленным народам. В частности, изменено “право получать бесплатное социальное обслуживание” на “право получать социальное обслуживание”, исключено право бесплатно проходить ежегодную диспансеризацию, но установлено право «получать бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в рамках Программы государственных гарантий обязательного медицинского страхования (п.8,9 ч. 2 ст. 8 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»). Соотнося эти изменения с действующим федеральным законодательством, можно прийти к выводу, что ранее установленные стандарты в социальной и медицинских сферах применительно к малочисленным народам всё же не исключаются. Однако данный вопрос должен решаться не на федеральном, а на региональном уровне, с учетом материальных и финансовых возможностей субъектов РФ и реального положения граждан из числа названных народов.
Федеральным законом от 22 августа 2004г. №122-Ф3 признана утратившей силу статья 4 Федерального Закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», которая устанавливала: «Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации обеспечивают права малочисленных народов на самобытное и культурное развитие, защиту их исконной среды обитания, традиционных образа жизни и хозяйствования».
Признание указанной
статьи утратившей силу не
снимает обязанности с органов
государственной власти
Федеральным законом от 22 августа 2004г. №122-Ф3 из Федерального закона «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» исключены абз, второй, третий п. 1 ст. 7; абз. восьмой п. 1 ст. 7; п.2 ст. 7; ст. 18. Эти изъятия не означают, что общины как особая форма самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам, лишаются преференций. Они сохраняются в установленных случаях применительно к ним непосредственно, а также в той мере, в которой данные преференции гарантированы в Российской Федерации коренным малочисленным народам и их объединениям в целом. Общины малочисленных народов, как и любое объединение граждан в Российской Федерации, являются естественным субъектом, соучаствующим в различных формах в управлении делами государства и местного самоуправления. Это гарантируется Конституцией РФ (ст. 3,32,130), а также федеральными законами, например: Федеральным законом «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», которым объединения малочисленных народов (в том числе общины) наделяются правами участвовать в осуществлении контроля за использованием земель и соблюдением законов, а также участвовать в подготовке и принятии решений органов власти по вопросам защиты исконной среды обитания традиционных образа жизни хозяйствования и промыслов малочисленных народов, проведении экологических и этнологических экспертиз (п. п. 2, 3, 5, 6 п. ст.8); Земельным кодексом Российской Федерации, который признаёт право граждан и объединений на участие в решении вопросов, касающихся их прав на землю (п.п.4 п.1 ст. 1) .
2.6. Заключение договоров о разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ основано на нормах Конституции РФ (ч.3 ст. 11). Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Хабаровского края (от 24 апреля 1996 г.) относил к сфере совместного ведения названных органов установление особого правового режима природопользования в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера (ст. 11). Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого), Эвенкийского автономных округов (от 1 ноября 1997 г.) отнес к совместному ведению федеральных и указанных региональных органов власти создание условий для сохранения и развития национальной самобытности, национального языка и культуры коренных малочисленных народов Севера, а также установление особого правового режима природопользования и хозяйственной деятельности этих народов (ст. 2). Федеральные органы призваны учитывать исконность проживания и уклад жизни коренных малочисленных народов Севера, определяя порядок владения, пользования распоряжения недрами, водными и биологическими ресурсами.
2.7. Конституция Российской Федерации включает в сферу совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов защиту прав национальных меньшинств, а также исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей (п. «б», «м» ч. 1 ст. 72). К ведению Российской Федерации отнесены регулирование и защита прав национальных меньшинств. То есть деятельность федеральных и региональных органов власти при решении данных вопросов определённым образом совмещается. Она совпадает по направлениям, способам и институтам, но различается по полномочиям и масштабам. Субъекты Российской Федерации, если руководствоваться ст.5, 72, 73, 76 Конституции РФ, в целях защиты малочисленных народов правомочны принимать законы и иные нормативные акты, гарантирующие равенство прав и свобод, возможность полноценного участия лиц, принадлежащих к названным общностям, в культурной, общественной и экономической жизни, а так же в ведении публичных дел, которые затрагивают их интересы; создавать необходимые специализированные государственные органы, развивать институты самоуправления этих народов; участвовать в выработке федеральных законов и контроле над их исполнением.
В настоящее время сформировалось обширное региональное законодательство по вопросам защиты малочисленных народов. Оно
складывается в соответствии с Конституцией РФ (ч.1, 2 ст.5, ч.2, 4, 5, 6 ст. 76) в тех субъектах Российской Федерации, где проживают малочисленные народы. Законодательство субъектов РФ о малочисленных народах включает в себя разнообразные по формам правовые акты – конституции, уставы, законы иные нормативные акты, численность которых приближается к тысяче. Половина из них приходится на Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Хабаровский край, Сахалинскую область.
Положения о коренных малочисленных народах отражаются в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации. В них, как правило, воспроизводятся соответствующие установления Конституции Российской Федерации (ст. 72, 69), а также — включаются нормы, конкретизирующие данные установления о малочисленных народах.
Конституции (уставы) гарантируют защиту малочисленным народам. В некоторых из них указанные народы называются непосредственно: в Республике Карелия — вепсы, в Мурманской области — саами, в Корякском автономном округе — коряки, ительмены, эвенки, чукчи, в Ханты-Мансийском автономном округе — ханты и манси, в Ямало-Ненецком автономном округе — ненцы, ханты, селькупы.
В Конституциях (уставах) закрепляются основные направления, формы и способы защиты малочисленных народов Севера. Это: