Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 18:23, курсовая работа
Интересы северных народов учитывались Постановлением Верховного Совета СССР от 27 ноября 1989 г. «О неотложных мерах экологического оздоровления Страны»2, которым рекомендовалось осуществить в 1990 г. закрепление территорий традиционного природопользования, не подлежащих отчуждению под промышленное освоение, за коренными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Активно развивался процесс правовой модернизации на республиканском уровне, в Российской Федерации, где непосредственно проживают малочисленные народы. Этому, прежде всего, служила Конституция РФ (в ред. от 21 апреля 1992 г.) — по существу, базовый юридический документ России после развала СССР (декабрь 1991 г.)
1. Вступление.
Формирование нового понимания статуса малочисленных народов (до принятия Конституции РФ 1993 г.)……………………………стр.3.
2.Основная часть.
Правовые основы статуса коренных малочисленных народов по действующему законодательству
(после принятия Конституции РФ 1993 г.)
2.1. Приоритет федерального регулирования...………………..стр.8.
2.2. Конституционные положения..…………………………….стр.8.
2.3. Международно-правовые нормы…………………………..стр.9.
2.4. Федеральное законодательство о коренных малочисленных народах (до принятия Федерального закона от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ)....стр.10.
2.5. Изменения Федерального закона от 22 августа 2004 г. №122-Ф3, касающиеся коренных малочисленных народов………………...стр. 13.
2.6. Договорное регулирование…………………………………стр. 15.
2.7. Регионально-правовой компонент статуса коренных малочисленных народов……………………………………………………………...стр. 16.
2.8. Договоры между субъектами Российской Федерации……стр. 21.
3.Заключение.
Основные выводы и проблемы правового регулирования статуса малочисленных народов……………………………………….стр.22.
4.Литература………………………………………
1) осуществление административно-
2) в сфере организации и
а) гарантированное представительство от малочисленных народов в законодательном органе (Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа);
б) образование в законодательных органах специальных структур (Ассамблея представителей коренных малочисленных народов — в Ханты-Мансийском округе, комитеты и комиссии по делам малочисленных народов - Эвенкийский округ, представитель коренных малочисленных народов Севера при Сахалинской Думе);
в) предоставление права законодательной инициативы объединениям малочисленных народов (Сахалинская область, Корякский, Ненецкий и Эвенкийский автономные округа);
г) создание органов, занимающихся проблемами малочисленных народов, в системе исполнительной власти
(Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий
и Эвенкийский автономные округ
3) организация местного
4) установление мер, способствующих развитию:
- языка, культуры, обычаев и традиций малочисленных народов (путем целенаправленного бюджетного финансирования соответствующих программ — Ханты-Мансийский и Чукотский автономные округа, образования специальных фондов — Читинская и Свердловская области, поощрения деятельности национально-культурных центров, ассоциаций и иных общественных объединений — Республика Бурятия);
- традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера.
Таким образом, конституции (уставы) субъектов Российской Федерации содержат определенные, в целом согласованные с федеральным законодательством положения о малочисленных народах . Они достаточно полно обрисовывают статус этих народов, с охватом наиболее важных сторон их жизнедеятельности. Такой подход обеспечивает особую степень защиты малочисленных народов, создаёт предпосылки для развития регионального законодательства о данных народах.
Региональное законодательство о малочисленных народах базируется на Конституции РФ, федеральных законах и конституциях (уставах) субъектов Федерации. В отдельных случаях их статус определяется комплексным законом. В Республике Саха (Якутия) он именуется «О правовом статусе коренных малочисленных народов Севера» (от 24 апреля 1997г.), в Кемеровской области – «О правовом статусе коренных малочисленных народов в Кемеровской области» (от 2 февраля 1999г), в Амурской области – «О гарантиях прав коренных малочисленных народов» в Амурской области» (от 29 апреля 2003 г.), в Красноярском крае – «Основы правовых гарантий коренных малочисленных народов Севера Красноярского края» (от 1 июля 2003 г.), в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе – «О гарантиях основных прав коренных малочисленных народов Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа» (от 22 апреля 2003г.) и т.д. Значительная часть положений, касающихся этих народов, закрепляется в законах субъектов РФ по конкретным вопросам.
1).Территориальное устройство. В ряде случаев, согласно действующим законам, оно: - основывается, в числе прочих, на принципе сохранения в развития национальной культуры, обычаев и традиций, исконных видов хозяйственной деятельности всех национальных и этнических групп, проживающих в данном субъекте Федерации; - предполагает создание в местах компактного проживания этнических общностей национально-территориальных образований; -включает территории особого назначения, в том числе территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов (Приморский и Хабаровский края, Амурская, Камчатская, Иркутская области, автономные округа и т.д.)
2).Организация публичной власти. В данном отношении региональные нормы гарантируют права и интересы малочисленных народов:
а) в избирательном процессе - установления, допускающие образование избирательных округов на территориях компактного проживания малочисленных народов малочисленных народов 108; предоставляющие право выдвигать кандидатов в депутаты законодательного органа съездом коренных малочисленных народов (Ханты-Мансийский автономный округ); закрепляющие квоты представительства малочисленных народов Севера в избирательных комиссиях и законодательных органах (одно место — в Народном Хурале Республики Бурятия, два - в Собрании депутатов Ненецкого автономного округа);
б) в работе органов государственной власти. Это делается путем закрепления их полномочий по защите прав малочисленных народов Севера; создания специализированных структур;
в) применительно к местному самоуправлению - устанавливаются полномочия органов местного самоуправления по защите прав национальных меньшинств, включая малочисленные народы.
3). В социально-экономической сфере складывается разнообразное правовое регулирование. В Республике Саха (Якутия), Красноярском крае, Сахалинской и Иркутской области, Корякском, Ханты-Мансийском, Эвенкийском и Ямало-Ненецком автономных округах утверждены целевые программы социально-экономического развития малочисленных народов Севера. Их запросы отражаются и в программных документах, посвящённых детям Севера, вопросам строительства, жилья, занятости, оленеводству и т.д. Законодательство субъектов Российской Федерации устанавливает специальные правовые режимы и льготы для малочисленных народов Севера, их представителей и юридических лиц. В том числе: в земельных отношениях, в которых учитывается фактор земли как основа традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов; при пользовании лесным фондом, когда выделяются участки и создаются условия лицам, относящимся к малочисленным народам, заниматься традиционными промыслами; в связи с недропользованием интересы малочисленных народов Севера обеспечиваются, когда их уполномоченные представители участвуют в принятии решений по вопросу о проведении недроразработок; в финансово-экономических налоговых отношениях, предусматриваются льготы для малочисленных народов Севера и их представителей; при осуществлении традиционной хозяйственной деятельности: оленеводства, которому гарантируется государственная поддержка; рыболовства и охоты, на занятия которыми лица, относящиеся к малочисленным народам, получают приоритет, право на квоты, первоочередной выбор участков; при решении социальных вопросов, связанных с занятостью представителей малочисленных народов, которым гарантируются приоритетные права на профессиональную подготовку, повышение квалификации, предоставление жилья за счет бюджета; охрана здоровья на основе специальных программ (Ненецкий автономный округ, Кемеровская область).
4). Духовная сфера. Развитие духовных основ малочисленных народов также находит отражение в региональном законодательстве. Оно включает меры, нацеленные на: охрану памятников истории культуры в архитектуры этих народов; сохранение и развитие языков малочисленных народов, например, Республика Карелия создает условия для получения основного общего образования на родном языке для представителей коренных малочисленных народов; развитие образования с учётом потребностей малочисленных народов Севера: обеспечивается целевая подготовка кадров из числа этих народов (Ямало-Ненецкий автономный округ), предусматривается выделение мест в высших и средних специальных учебных заведениях. Таким образом, региональное законодательство отражает многие аспекты жизнедеятельности коренных малочисленных народов.
2.8. Положения, затрагивающие интересы коренных малочисленных народов, находят отражение в публично-правовых договорах субъектов Российской Федерации и прежде всего в двухсторонних договорах между этими субъектами.
По Договору о взаимоотношениях между органами государственной власти Архангельской области и Ненецкого автономного округа (от 25 марта 1994 г.) указанные органы обязуются координировать свою деятельность при осуществлении мер по сохранению и защите исконной среды обитания и традиционного уклада жизни малочисленных народов Севера (п. «ж» ч.2.1 ст.2).
3. Подводя итоги, можно констатировать, что в Российской Федерации сложилось законодательство о коренных малочисленных народах. В его развитии выделяются три этапа, имеющие свои особенности.
Первый этап - начало 90-х годов. Это период, когда Российская Федерация становится самостоятельным государством и проблемы коренных малочисленных народов получают новое разрешение в праве.
Второй этап увязывается с принятием Конституции Российской Федерации 1993 г, в которой российское государство с полной определенностью взяло на себя обязательство защищать права коренных малочисленных народов.
Соответствующие положения, касающиеся различных сторон жизнедеятельности народов, первоначально получили закрепление в ряде отраслевых федеральных и региональных законах. Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» «скрепил» правовые основы статуса малочисленных народов, стимулировал появление иных специализированных федеральных и региональных законов.
Третий этап отражает современную ситуацию в законодательстве о коренных
малочисленных народах. Он обозначился в период после 2000 года и характеризуется определённой «правовой стагнацией» и откатом с прежних позиций. Об этом свидетельствует то, что из федерального законодательства за последние годы было изъято ряд важных положений, касающихся малочисленных народов. Федеральный закон от 22 августа 2004 г. №122-Ф3 признал утратившими силу отдельные положения Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» и Федерального закона «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», а также некоторых иных федеральных законов, устанавливающих особые права малочисленных народов.
Сформированное законодательство о малочисленных народах Севера - обширное, но множественность правовых нормативных актов не компенсирует их недостатки. В частности, правовые нормы отличаются декларативностью, не имеют конкретных механизмов реализации, дублируют или взаимоисключают друг друга.
Для того, чтобы обеспечить реальную защиту прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в правовом плане необходимо: - вывести вопрос о землепользовании данными народами из правового тупика, возникшего в связи с тем, что три закона по-разному регламентируют отношения, складывающиеся в указанной сфере;- предусмотреть в федеральном избирательном законе положения, гарантирующие минимальное представительство малочисленных народов хотя бы в законодательных органах субъектов РФ и представительных органах местного самоуправления в местах традиционного проживания этих народов; - дополнить законодательство нормами, регламентирующими порядок отнесения этносов к малочисленным народам Севера; - ввести правовые критерии, по которым можно было бы определить, насколько традиционной является та или иная деятельность для соответствующего народа и его представителей; - вернуться к вопросу о ратификации Конвенции МОТ 169 «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах»48. Его решение - гарантия устойчивого развития внутреннего законодательства Российской Федерации о коренных малочисленных народах Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
48. Правовые обоснования ратификации данной Конвенции см.: Кряжков В.А. Коренные малочисленные народы и международное право// Государство и право. 1999. №4. С. 99- 102; Концепция развития российского законодательства. С. 182-I83.
Литература.
1. Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Статус коренных малочисленных народов России. Правовые акты. Книга третья / Составитель: В.А. Кряжков. М., 2005. С.911.
1). Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1989. № 25. Ст. 487; 1990. №19. Ст.331.
2). Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ.
1991. №27. Ст. 927.; №29. Ст.1010; №35. Ст.1175; № 50.Ст. 1740.; 1992. №16. Ст. 834.; №28. Ст.1650. № 30, Ст. 1797; 1992. №46. Ст.2618, Ст. 2615.
1993. №10. Ст.376.; №13.Ст.465.
3). Ведомости Верховного Совета Республики Бурятия.1992.№3.
4). Ведомости Верховного Совета Республики Карелия.1992.№2.
5). ВВС СССР. 1976. №17. Ст.291.; 1969. №25. Ст. 219.; 1954. №12. Ст. 244.
6). ВВС РСФСР. 1991.№50.Ст. 1740;
7).Постановление Правительства РФ от11 января1993г. №22. «О перечне районов проживания малочисленных народов Севера»//САПП РФ. 1993. №13.Ст.176.
8). Собрание законодательства РФ. 1995. №29. Ст. 2757; №31. Ст. 2990.
1996. №3. Ст. 150; №9. Ст. 774, №17. Ст. 1915. 1997.№1.Ст.1.
1998. №2. Ст. 224, №14. Ст. 1514; №25. Ст. 2833; № 3I. Ст. 3804.
1999. №18. Ст. 2208.
2000. №16. Ст. 1639; №19. Ст. 2088; №30. Ст. 3122.
2001. №20. Ст. 1972; №44. Ст. 4147; №5I. Ст. 4831.
2002. №2. Ст. 133. 2003. №40. Ст. 3822.
2. Кряжков В.А. Коренные малочисленные народы и международное право// Государство и право. 1999. №4. С. 99- 102; Концепция развития российского законодательства. С. 182-I83.