Правовой статус муниципального служащего в Российской Федерации
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 21:30, курсовая работа
Описание работы
Понятие "муниципальной службы" сравнительно новое для нашего законодательства. Понятие, виды, содержание муниципальной службы напрямую связанны с пониманием и законодательным установлением местного самоуправления и системы его органов.Раньше данный вопрос относился к государственной службе, которая давала общие понятия и регламентировала как государственную службу, так и муниципальную службу. Теперь, правовая база муниципальной службы становится на собственный правовой путь. Это связано с тем, что идет общее развитие всех институтов муниципального права.Актуальность темы исследования. Осуществление широких демократических реформ в Российской Федерации закономерно предполагает развитие эффективной системы местного самоуправления. Современный этап формирования местного самоуправления характеризуется усилением внимания к такой ее важной составляющей, как муниципальная служба, центральное место в которой занимает муниципальный служащий.
Содержание работы
Введение Глава 1. Муниципальная служба в Российской Федерации: историко-правовой аспект 1.1 Система муниципальной службы в России на современном этапе 1.2 Нормативно-правовое регулирование муниципальной службы Глава 2. Правовой статус муниципального служащего2.1 Понятие муниципальной службы и муниципального служащего2.2 Реестр должностей муниципальной службы2.3 Права и обязанности муниципального служащего2.4 Ограничения и запреты, связанные с муниципальной службой2.5 Социальные гарантий при прохождении муниципальной службы2.6 Ответственность муниципальных служащихГлава 3. Перспективы развития российской муниципальной службы3.1 Специфика правового статуса муниципального служащего в Нижегородской областиЗаключениеИсточники и литература
Правовой статус муниципального
служащего в Российской Федерации
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Муниципальная служба
в Российской Федерации: историко-правовой
аспект
1.1 Система муниципальной
службы в России на современном
этапе
1.2 Нормативно-правовое регулирование
муниципальной службы
Глава 2. Правовой статус муниципального
служащего2.1 Понятие муниципальной службы
и муниципального служащего2.2 Реестр должностей
муниципальной службы2.3 Права и обязанности
муниципального служащего2.4 Ограничения
и запреты, связанные с муниципальной
службой2.5 Социальные гарантий при прохождении
муниципальной службы2.6 Ответственность
муниципальных служащихГлава 3. Перспективы
развития российской муниципальной службы3.1
Специфика правового статуса муниципального
служащего в Нижегородской областиЗаключениеИсточники
и литератураПриложения
ВВЕДЕНИЕ
Понятие "муниципальной службы"
сравнительно новое для нашего законодательства.
Понятие, виды, содержание муниципальной
службы напрямую связанны с пониманием
и законодательным установлением местного
самоуправления и системы его органов.Раньше
данный вопрос относился к государственной
службе, которая давала общие понятия
и регламентировала как государственную
службу, так и муниципальную службу. Теперь,
правовая база муниципальной службы становится
на собственный правовой путь. Это связано
с тем, что идет общее развитие всех институтов
муниципального права.Актуальность темы исследования. Осуществление
широких демократических реформ в Российской
Федерации закономерно предполагает развитие
эффективной системы местного самоуправления.
Современный этап формирования местного
самоуправления характеризуется усилением
внимания к такой ее важной составляющей,
как муниципальная служба, центральное
место в которой занимает муниципальный
служащий.
Сегодня делаются попытки создания
оптимальной модели специалиста в области
муниципального управления. В данном ракурсе
важной категорией является правовое
положение (статус) муниципального служащего,
которое в отечественной юриспруденции
изучено не в полной мере. Надо отметить,
что практическая деятельность данного
субъекта, реализация им своих профессиональных
прав и обязанностей напрямую связана
с рядом влияющих на это социально-экономических,
политических, правовых и иных факторов,
которые также требуют обстоятельного
осмысления.
В соответствующих нормативных
правовых актах сегодня провозглашены
многоплановые права и обязанности муниципальных
служащих. Между тем не всегда их перечень
логичен, не всегда предусмотрены юридические
механизмы их реализации, подчас нет конкретики
в определении некоторых из их гарантий.
В свою очередь, четкая регламентация
правового статуса муниципального служащего,
его гарантий во многом обусловливает
эффективность его работы, а равно продуктивность
Важным фактором, влияющим на
совершенствование муниципального управления,
является адекватная юридическая ответственность
муниципального служащего за ненадлежащее
осуществление своих полномочий. Повышение
ответственности муниципальных служащих,
борьба с правонарушениями в сфере муниципальной
службы выступают самостоятельными задачами
в деле укрепления законности и правопорядка
в стране.
Надо отметить, что в правовой
науке и ранее уделялось, и сегодня уделяется
немалое внимание вопросам непосредственно
сферы муниципальной службы, работе муниципальных
служащих в условиях формирования в России
правового государства и гражданского
общества.
Несмотря на множество работ
в области муниципальной службы и местного
самоуправления, вопросы собственно правового
статуса муниципального служащего не
получили самостоятельного и полного
освещения. В тех или иных трудах рассматривались
важные, но, как правило, лишь отдельные
аспекты. Специально не исследовались
также проблемы подготовки, переподготовки
и повышения квалификации муниципальных
служащих, что непосредственно влияет
на качество осуществления их прав и обязанностей.
Актуальность темы и ее недостаточная
разработанность предопределили необходимость
осуществления комплексного исследования
прав и обязанностей муниципального служащего,
составляющих его правовой статус, а также
гарантий их реализации.
Объектом исследования является специальный
правовой статус особого субъекта - муниципального
служащего в Российской Федерации.
Предметом исследования выступает
комплекс профессиональных прав и обязанностей
муниципального служащего как элементов
его специального правового статуса, а
также их социально-экономические, политические,
идеологические, юридические и иные гарантии.
Цель исследования заключается в
том, чтобы на основе достижений современной
юридической науки, с учетом положений
действующего законодательства и практики
его осуществления, исследовать правовой
статус муниципального служащего в Российской
Федерации, выработать рекомендации по
его совершенствованию и упрочению его
гарантий.
В ходе исследования необходимо
решить следующие задачи :
- анализ понятия муниципальная
служба и муниципальный служащий
- проанализировать понятие,
структуру и элементы правового
статуса муниципального служащего;
- рассмотреть перечень
профессиональных прав и обязанностей
муниципального служащего;
- анализ ограничении и запретов,
связанных с муниципальной службой
- анализ гарантий правового
статуса муниципального служащего;
- анализ реестра муниципальных
служащих
- выработать рекомендации
по совершенствованию нормативной
правовой регламентации правового
статуса муниципального служащего.
муниципальный служащий должность
право обязанность
ГЛАВА 1. МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Система муниципальной службы
в России на современном этапе
Муниципальная служба- профессиональная
деятельность граждан, которая осуществляется
на постоянной основе на должностях муниципальной
службы, замещаемых путем заключения трудового
договора (контракта).
Конституция Российской Федерации,
принятая в 1993 году, провозгласила в качестве
одной из основ конституционного строя
местное самоуправление. "В Российской
Федерации признается и гарантируется
местное самоуправление. Местное самоуправление
в пределах своих полномочий самостоятельно.
Органы местного самоуправления не входят
в систему органов государственной власти"
(ст. 12).
Не включение органов местного
самоуправления в систему органов государственной
власти поставило на повестку дня вопрос
о необходимости формирования отличного
от государственной службы корпуса профессиональных
управленцев, реализующих полномочия
в органах местного самоуправления от
имени и по поручению муниципального образования.
Так, впервые в истории российского государства
была организована самостоятельная муниципальная
служба.
Будучи значительно более молодым
организационно-правовым институтом,
чем государственная служба, муниципальная
служба первоначально во многом была упрощенной
копией первой. Это вполне подтверждается
положениями статьи 60 Федерального закона
"Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации"
1995 года: "впредь до принятия соответствующего
федерального закона на муниципальных
служащих распространяются ограничения,
установленные федеральным законодательством
для государственных служащих". Впрочем,
и принятый тремя годами позже специальный
федеральный закон о муниципальной службе
был фактически "братом-близнецом"
федерального закона о государственной
службе.
Однако со временем муниципальная
служба все более и более обособлялась
от государственной. Осуществляемая в
стране широкомасштабная работа по реформированию
одной из важнейших основ конституционного
строя России, какой по праву является
местное самоуправление, выдвинула целый
ряд актуальных и непростых задач, связанных
с преобразованием как в целом функционирования
местного самоуправления, так и укрепления
в его системе кадрового потенциала и
кадровой политики.
Новый толчок преобразованию
муниципальной службы был дан стартом
проводимой с начала XXI в нашей стране
административной реформы, в рамках которой
существенным изменениям подверглась
как государственная служба, так и система
местного самоуправления. По справедливому
мнению А.Ф. Ноздрачева, "повышение эффективности
работы органов исполнительной власти
и теснейшим образом взаимодействующих
с ними, хотя и не входящих в их систему,
органов местного самоуправления находится
в прямой зависимости от того, в каком
состоянии находится правовое регулирование
государственной гражданской и муниципальной
службы. Принятие Закона № 58-ФЗ дает непосредственный
импульс процессу совершенствования законодательства
о муниципальной службе в Российской Федерации".
Принятие Федерального закона
"О государственной гражданской службе
Российской Федерации" от 27 июля 2004
г. явилось несомненным шагом в сторону
формирования служебного права. В отличие
от действовавшего ранее Федерального
закона "Об основах государственной
службы в Российской Федерации" в новом
законе сделана попытка урегулировать
не только специфические вопросы прохождения
государственной службы, но и вообще всю
трудовую деятельность государственного
служащего.
Новый закон о муниципальной
службе, принятый 2 марта 2007 года, основан
на принципиально иной концепции. В нем
законодатель принципиально отказался
от дублирования норм трудового законодательства
и "терминологических подмен", которые
так характерны для Федерального закона
"О государственной гражданской службе
Российской Федерации". Как отмечается
в пояснительной записке к законопроекту,
принципиальным положением законопроекта,
отличающим статус муниципальных служащих
от статуса государственных гражданских
служащих Российской Федерации, является
то, что замещение должностей муниципальной
службы осуществляется на основе трудового
договора (контракта), а не служебного
контракта, как это предусмотрено для
государственных гражданских служащих
Российской Федерации. Данное положение
законопроекта является одной из его концептуальных
основ, поскольку позволяет не дублировать
в законодательстве о муниципальной службе
многочисленные нормы трудового законодательства,
обеспечивая тем самым их прямое действие
и облегчая порядок их применения. Учитывая
положение статьи 11 Трудового кодекса
Российской Федерации, согласно которому
нормы трудового права распространяются
на всех работников, заключивших трудовой
договор с работодателем, на муниципальных
служащих будет распространяться действие
трудового законодательства с особенностями,
предусмотренными законодательством
о муниципальной службе. Заключение контракта
предусмотрено законопроектом только
применительно к гражданину, поступающему
на должность главы местной администрации
по результатам конкурса на замещение
указанной должности.
С учетом вышеизложенного представляется,
что принятие Федерального закона "О
муниципальной службе в Российской Федерации"
станет важным шагом формирования ее новой
организационно-правовой модели. Все это
делает актуальным изучение научных и
практических основ функционирования
муниципальной службы на новом этапе административной
реформы.
1.2 Нормативно-правовое регулирование
муниципальной службы
Создание нормативной правовой
основы муниципальной службы — одно из
основных направлений становления и совершенствования
муниципальной службы РФ.
Итак, в настоящее время, нормативное
правовое регулирование муниципальной
службы РФ осуществляется:
1) Конституцией Российской
Федерации, которая закрепляет исходные для
муниципальной службы основы: верховенство
Конституции РФ и федеральных законов
на всей территории РФ; единство системы
муниципальной власти, разграничение
предметов ведения между РФ и субъектами
Федерации; приоритет прав и свобод человека
и гражданина; обязанность государства
признавать, соблюдать и защищать права
и свободы человека и гражданина; равный
доступ граждан к муниципальной службе;
2) Федеральным законом
от 02 марта 2007 г. № 25-ФЗ "О муниципальной
службе в Российской Федерации",который
в соответствии с Конституцией РФ определяет
правовые и организационные основы системы
муниципальной службы РФ, основные принципы
ее построения и функционирования, в том
числе взаимосвязь государственной и
муниципальной службы;
3) Федеральным законом
РФ от 23 июля 2008 г. № 160-ФЗ "О внесении
изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации в
связи с совершенствованием осуществления
полномочий правительства Российской
Федерации"
4) Федеральным законом РФ от 27 октября
2008 г. № 181-ФЗ "О вынесении изменения
в статью 21 Федерального закона "О муниципальной
службе в Российской Федерации"
5) Федеральным законом РФ от 27 октября
2008 г. № 182-ФЗ "О признании утратившей
силу части 3 статьи 22 Федерального закона
"О муниципальной службе в Российской
Федерации"
6) Федеральным законом РФ от 25 ноября
2008 г. № 219-ФЗ "О внесении изменения Федеральный
закон "О муниципальной службе в Российской
Федерации"
7) Федеральным законом РФ от 22 декабря
2008 г. № 267-ФЗ "О внесении изменений в
Федеральный закон "О муниципальной
службе в Российской Федерации"
8) Федеральным законом РФ от 25 декабря
2008 г. № 280-ФЗ " О внесении изменений
в отдельные законодательные акты российской
федерации в связи с ратификацией конвенции
организации обьедененых нации против
коррупции от 31 октября 2003 года и конвенция
об уголовной ответственности за коррупцию
от 27 января 1999 года и принятием Федерального
закона "О противодействии коррупции"
9) Федеральным законом РФ от 17 июля
2009 г. № 160-ФЗ "О внесении изменений в
кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях и отдельные законодательные
акты Российской Федерации"
Муниципальная служба в Российской
Федерации должна регулироваться федеральными
законами, конституциями, уставами, законами
субъектов Российской Федерации, определяющими
муниципальную службу и правовое положение
муниципальных служащих субъектов Российской
Федерации. Каждая область должна принять
свой закон о муниципальной службе.