Представительные органы местного самоуправления и их развитие в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 12:33, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является разработка рекомендаций по совершенствованию работы представительных органов местного самоуправления в Республике Беларусь. Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач: - изучение теоретических основ представительных органов местного самоуправления;
- рассмотреть зарубежный опыт развития данных органов и возможности его использования в Республике Беларусь;
- проанализировать развитие представительных органов местного самоуправления в Республике Беларусь;
- разработать рекомендации по совершенствованию представительных органов местного самоуправления в Республике Беларусь.

Содержание работы

Введение 4
1 Теоретические основы представительных органов местного самоуправления 6
1.1 Понятие и структура представительных органов местного самоуправления 6
1.2 Структура и порядок деятельности представительных органов местного самоуправления за рубежом на примере Швеции 9
2. Особенности формирования и функционирования представительных органов местного самоуправления в Республике Беларусь 13
2.1 Сущность и компетенция местных Советов депутатов 13
2.2 Деятельность других представительных органов местного самоуправления в Республике Беларусь 18
3. Совершенствование работы представительных органов местного самоуправления в Республике Беларусь 21
Заключение 25
Список использованных источников 27

Файлы: 1 файл

курсовая готовая гиму.docx

— 97.25 Кб (Скачать файл)

Однако  коммуны могут самостоятельно принять решение об избрании большего числа членов Собрания, чем определено нормами закона.

Право голоса на выборах членов Собраний и их заместителей принадлежит тому, кто зарегистрирован в церковном приходе коммуны и кому на день выборов исполнилось восемнадцать лет. Лицо, которое объявлено судом находящимся под опекой, не имеет права голоса. Лицо, не являющееся шведским гражданином, имеет право голоса только в случае, если она на первое января зарегистрировано в течение трех лет до года выборов в церковном приходе государства. Каждый избиратель имеет один голос. Члены собраний уполномоченных и их заместители избираются из числа лиц, обладающих избирательным правом. Выборы проводятся по пропорциональной системе [1, c. 116].

Согласно  положениям закона о местном самоуправлении Швеции 1991 г. в компетенцию муниципального Собрания входят вопросы, имеющие наибольшее значение для данной территории, например, планы по расширению сети детских дошкольных учреждений или общее планирование. Помимо этого, муниципальное собрание принимает решения по бюджету, размеру налогов и другим важным экономическим вопросам. Также принимаются решения по количеству комитетов, их организации и формах работы. Оно же избирает членов комитетов и ревизоров. Муниципальное Собрание принимает решение о предоставлении выборным представителям материальных льгот, решает вопрос о ежегодной отчетности и оценивает деятельность выборных представителей как удовлетворительную или неудовлетворительную. Решения муниципального Собрания по вышеперечисленным вопросам не подлежат специальному контролю со стороны государства, но могут быть рассмотрены административным судом в порядке обжалования их членами коммуны.

Заседания муниципального Собрания проводятся, как правило, при открытых дверях и доступны для общественности. За исключением некоторых, оговоренных законом, случаев, муниципальное Собрание имеет право делегировать право принятия решений в отдельных вопросах исполнительному или другим комитетам. При этом имеется в виду, что Собрание определяет цель и направления деятельности, а комитеты, в свою очередь, отчитываются перед ним.

Муниципальные Собрания сами принимают решение, в какой степени им использовать предоставленную законом возможность делегирования полномочий. Это означает, что фактическое положение с принятием решений в вопросах одного и того же порядка может выглядеть по-разному в различных коммунах. В частности, в зависимости от их размера. Закон о местном самоуправлении является в этом смысле гибким. Это вполне естественно, поскольку закон распространяет свое действие на небольшие коммуны, насчитывающие 3 тыс. человек, на большие города с 670-тысячным населением, а также на ландстинги, где проживает до 1,6 млн. Количество заседаний муниципальных Собраний может колебаться в пределах от четырех до десяти в течение одного года [1, с 117-118].

Основное  место среди организационно –  правовых форм работы Собрания уполномоченных занимает сессия. В сессии наиболее полно проявляется его качество как представительного органа власти. Здесь происходит окончательное согласование позиций депутатов, реализуется наиболее важная часть компетенции Собрания.

Сессия  – это одно или несколько последовательных заседаний Собрания с одной общей повесткой дня.

Собрание  уполномоченных созывается на сессии в соответствии с порядком, устанавливаемым им самим на основании законодательства. Созыв сессии Собрания уполномоченных осуществляется председателем. Сообщение об этом должно содержать указания о времени и месте проведения сессии, а также о рассматриваемых вопросах. Сессия должна также созываться по требованию правления или не менее одной третей части членов Собрания уполномоченных. Сведения о времени и месте проведения сессии, а также, если собрание приняло решение о внесенных на заседании вопросах, и о повестке дня должны быть опубликованы в одной или нескольких местных газетах не позднее, чем за неделю до сессии. Коммунальный закон четко закрепляет, что на сессии, проходящей до истечения декабря, принимается решение о том, в какой или в каких газетах будут публиковаться такие сообщения на следующий календарный год. При этом необходимо выбирать газеты, которые, распространяясь среди различных групп членов коммуны, доходят до сведения большинства.

Если  член Собрания уполномоченных не может  явиться на сессию или в дальнейшем участвовать в ней, его место занимает тот заместитель, который, согласно установленной между заместителями очередности, стоит на очереди первым исполнять обязанности члена.

Собрание  уполномоченных может рассматривать вопросы при наличии более половины членов. На заседании должен вестись протокол под ответственность председателя.

Региональный  уровень местного самоуправления в  Швеции представлен ландстингкоммунами. В отличие от муниципального уровня самоуправления, основной задачей ландстингов как коммун регионального уровня является организация здравоохранения в регионе. В компетенцию ландстингов входит профилактическое здравоохранение и организация медицинского обслуживания. Ландстинги отвечают за организацию и работу амбулаторных и стационарных учреждений здравоохранения. Их деятельность осуществляется на трех уровнях: на местном, на уровне лена и на региональном уровне.

На местном  уровне ландстинги организуют работу первичных учреждений здравоохранения (районные поликлиники, детские и женские консультации).

На уровне лена работают одна или несколько  ленских больниц, оказывающих наряду с основной помощью и специализированную.

На региональном уровне учреждениями здравоохранения являются региональные больницы, предоставляющие все виды медицинской помощи. Необходимо отметить, что в плане организации здравоохранения территория всей Швеции разделена на шесть регионов, в каждом из которых проживает от одного миллиона человек до двух.

В задачи ландстингов входит организация  стоматологического обслуживания детей и молодежи в возрасте до двадцати лет. Ландстинги также отвечают за организацию специализированного стоматологического лечения взрослых и малой части общего стоматологического обслуживания. Преобладающая часть стоматологического обслуживания осуществляется частными врачами, входящими в систему общего страхования. К задачам ландстингов в настоящее время относится организация психиатрической медицины и другие виды помощи лицам с отставанием в психическом развитии. Часть этих вопросов передана в ведение коммун [4, c 126 - 129].

 Ландстингами осуществляется подготовка медицинского персонала в медицинских училищах и техникумах. За исключением врачей и врачей стоматологов на уровне вышей школы, ландстинги отвечают за подготовку медицинских сестер и специалистов по лечебной физкультуре. В ведении ландстингов находится обучение и подготовка специалистов в народных университетах. Право принятия решений на уровне лена реализуется членами ландстинга, избранными на основе прямого голосования. Они избираются сроком на четыре года. Количество членов муниципального Собрания лена определяется в зависимости от числа жителей лена, имеющих избирательное право. Оно должно быть нечетным и составлять не менее:

  1. 31 – в ландстингкоммуне с числом жителей до 140000;
  2. 51 – в ландстингкоммуне с числом жителей от 140000 до 200000;
  3. 71 – в ландстингкоммуне с числом жителей свыше 200000.

Однако  ландстинги могут самостоятельно принять решение об избрании большего числа членов Собрания, чем определено нормами закона. Советы ленов назначают в настоящее время членов государственного административного правления (за исключением губернатора лена), а также членов некоторых исполнительных органов. Административное правление лена не имеет права давать указания Совету лена, который, в свою очередь, не является высшим органом для муниципалитета. Последние два органа власти имеют разные задачи и существуют параллельно.

Итак, рассмотрев зарубежный опыт формирования и развития представительных органов местного самоуправления в Швеции, можно сказать, что структура и порядок формирования данных органов основывается на административно – территориальном делении данной страны. К вопросам входящим в компетенцию данных органов относят:

  • организацию школьной системы;
  • экономические вопросы;
  • организацию здравоохранения в регионе.

Таким образом, в своей деятельности представительные органы местного самоуправления в Швеции не имеют полной самостоятельности. Так посредством особых указаний, инструкций и предписаний органы государственного и местного управления (государственный совет, департаменты, ведомства и губернатор) имеют полное право контролировать работу муниципальных органов и направлять их деятельность, что не всегда является эффективным.

На основании  материала, изложенного в первой главе можно сделать следующие  выводы:

  1. особое место в системе местных органов власти занимает представительный орган местного самоуправления;
  2. представительные органы местного самоуправления в своей деятельности руководствуются принципами, которые сформулированы в Европейской хартии местного самоуправления: выборности, самостоятельности, ответственности, гласности, законности и др;

3) представительные  органы местного самоуправления  в Швеции имеют двухуровневую  систему с чётким разграничением  компетенции между уровнями. 

2. Особенности формирования  и функционирования Представительных  органов местного самоуправления  в Республике Беларусь

2.1 Сущность и компетенция местных Советов депутатов

 

Представительными государственными органами на территории соответствующих административно – территориальных единиц и основным звеном системы местного самоуправления в Республике Беларусь выступают Советы [5]. Они обеспечивают на своей территории согласованную деятельность органов территориального общественного самоуправления.

Сельские, поселковые, городские, районные, областные  Советы составляют систему Советов  в нашей республике, единство которой  обеспечивается общностью правовых начал, принципов образования и  деятельности, а также задач, которые  они призваны решать в интересах  населения, социального и экономического развития соответствующей территории. Депутаты в местные Советы избираются гражданами соответствующих административно - территориальных единиц сроком на четыре года [6]. Кандидатом в депутаты может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 18 лет.

 В  соответствии с Конституцией  Республике Беларусь к исключительной  компетенции местных Советов  депутатов относятся:

  1. утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении;
  2. установление в соответствии с законом местных налогов и сборов;
  3. определение в пределах, установленных законом, порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью;
  4. назначение местных референдумов [6].

Согласно  закону «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» устанавливаются три территориальных уровня Советов:

- первичный;

- базовый;

- областной [5]

К  первичному территориальному уровню относятся  сельские, поселковые, городские (городов  районного подчинения) Советы. К  базовому территориальному уровню относятся  городские (городов областного подчинения), районные Советы. К областному – областные Советы. Минский городской Совет обладает правами базового и областного Советов [5].

Советы  являются юридическими лицами. В своей  деятельности они исходят из интересов  граждан, проживающих на соответствующей  территории, и общегосударственных  интересов, участвуют в обсуждении вопросов республиканского значения, затрагивающих интересы подведомственных им территорий, вносят по ним свои предложения  в вышестоящие органы [5; 7, с. 15-16 ].

Советы  осуществляют свою деятельность через  сессии, постоянные и временные комиссии и другие органы Советов, а также  путём реализации депутатами своих  полномочий в установленном законодательством  республике порядке. Они самостоятельно определяют порядок своей деятельности в соответствии с законодательством. Вышестоящие Советы осуществляют координацию деятельности нижестоящих Советов и их органов, оказывают им организационно – методическую помощь. Советы подотчётны в своей деятельности гражданам проживающим на соответствующей территории, и ответственны перед ними [5].

Основной  формой деятельности Совета является сессия, которая созывается по мере необходимости, не реже одного раза в  квартал. Первая сессия вновь избранного Совета созывается соответствующей  территориальной избирательной  комиссией при избрании более 50% депутатов от общей численности, установленной для данного Совета, не позднее чем через 30 дней после  выборов [5]. Заседания вновь избранного Совета до избрания председателя Совета ведёт председатель территориальной комиссии, а в его отсутствие – член комиссии, исполняющий обязанности председателя [5; 7, с. 15-16].

Сессии  Совета созываются председателем Совета, а в случае невозможности исполнения им своих обязанностей или по его  поручению – его заместителем. Сессия Совета может быть созвана президиумом Совета; по инициативе не менее чем одной трети депутатов, председателя соответствующего исполнительного комитета, а также избирателей, проживающих на данной территории, в количестве не менее 10% их списочного состава; по требованию Президента Республики Беларусь, вышестоящего Совета в случаях нарушения Советом законодательства, ущемления прав и охраняемых законом интересов граждан.

Информация о работе Представительные органы местного самоуправления и их развитие в Республике Беларусь