Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 12:33, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка рекомендаций по совершенствованию работы представительных органов местного самоуправления в Республике Беларусь. Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач: - изучение теоретических основ представительных органов местного самоуправления;
- рассмотреть зарубежный опыт развития данных органов и возможности его использования в Республике Беларусь;
- проанализировать развитие представительных органов местного самоуправления в Республике Беларусь;
- разработать рекомендации по совершенствованию представительных органов местного самоуправления в Республике Беларусь.
Введение 4
1 Теоретические основы представительных органов местного самоуправления 6
1.1 Понятие и структура представительных органов местного самоуправления 6
1.2 Структура и порядок деятельности представительных органов местного самоуправления за рубежом на примере Швеции 9
2. Особенности формирования и функционирования представительных органов местного самоуправления в Республике Беларусь 13
2.1 Сущность и компетенция местных Советов депутатов 13
2.2 Деятельность других представительных органов местного самоуправления в Республике Беларусь 18
3. Совершенствование работы представительных органов местного самоуправления в Республике Беларусь 21
Заключение 25
Список использованных источников 27
Однако все эти возможности распространяются на орган, который создан в виде юридического лица.
Основными направлениями деятельности данных органов являются:
Таким образом, органы территориального общественного самоуправления выполняют важную роль в системе представительных органов власти. Так как создаются непосредственно населением, для решения вопросов местного значения и взаимодействуют с Советами и исполнительными органами.
На основании
материала, изложенного во второй главе
можно сделать следующие
В настоящее время в Республике Беларусь существует ряд проблем в структуре и деятельности представительных органов местного самоуправления, которые снижают их эффективность.
Существенным фактором, снижающим эффективность деятельности Советов, является дисбаланс между собственными финансовыми ресурсами и теми обязанностями, которые возложены на органы местного самоуправления. В законе « О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» нет норм, обеспечивающих формирование и наличие у местных Советов депутатов собственной материально-финансовой базы. Таким образом, местные Советы отстранены от вопросов формирования и распоряжения финансами и материальными средствами, управления коммунальной собственностью, не имеют собственных исполнительных органов местного самоуправления, а деятельность существующих исполкомов и местных администраций контролируют лишь по ограниченному кругу вопросов. Налоги для районных властей устанавливает областное руководство. В итоге, задачи, связанные с повседневным обеспечением жизнедеятельности граждан, решают не представительные органы местного самоуправления, а исполкомы. Но исполкомы подотчетны Президенту Беларуси и вышестоящим органам, а не гражданам соответствующей административно – территориальной единицы. Решение данной проблемы будет возможно путём проведения в Республике Беларусь реформирования местного самоуправления.
Ещё одной важной проблемой в деятельности
представительных органов местного самоуправления
является отсутствие четкого разграничения
прав и ответственности между Советами
различного уровня. Функции нижестоящего
уровня Советов входят в список функций
более высокого уровня. Сложилось такое
положение, когда сферы компетенции вышестоящих
органов почти полностью перекрывают
поле деятельности нижестоящих. В Республике
Беларусь до настоящего времени не завершена
работа по передаче всех функций, связанных
с решением вопросов локального значения,
непосредственно на уровень органов местного
самоуправления в соответствующие административно-
Также в Республике Беларусь существует проблема отсутствия единого информационного пространства между населением и представительными органами власти, то есть необходимо принимать такие меры, как распространение среди населения информации о формах и моделях самоорганизации населения, их возможностях, опыте, как отечественном, так и зарубежном, и перспективах развития. Такие мероприятия могут быть проведены с помощью интернета или посещения трудовых коллективов, печать листовок и распространение их в почтовых ящиках, выступлениях на радио и телевидении.
При большом разнообразии направлений деятельности представительных органов местного самоуправления ее суммарный вектор направлен на достижение главной цели местного самоуправления – повышение уровня и качества жизни населения. Насколько эффективно будут решаться задачи по достижению этой цели, во многом зависит от персонального состава депутатского корпуса. Поэтому в настоящее время проводится активная, системная и постоянная работа депутатов по решению проблемных вопросов в своих округах. Люди должны знать депутата в лицо и быть уверенными в том, что он всегда сможет выслушать и помочь им [11, c.4-5].
Чтобы повысить ответственность
Ещё одним важным направлением совершенствования деятельности представительных органов является тесное сотрудничество органов территориального общественного самоуправления с депутатами соответствующего Совета. Такое взаимодействие неоднократно подтверждало свою эффективность. То есть это и благоустройство населенных пунктов, и информирование населения, и проведение физкультурно-спортивных, культурно-массовых мероприятий, и работа с общественными формированиями, и многое другое.
Эффективность работы представительных органов местной власти с населением, а значит и залог успеха региона, во многом зависит от кадрового потенциала органов местного самоуправления, повышения их квалификации. Именно кадры предопределяют успех в любой сфере.
Среди новых форм работы по обучению
и повышению квалификации кадров
органов местного самоуправления следует
отметить областной семинар впервые
избранных председателей
Местным Советам депутатов для обеспечения максимальной занятости жителей региона стоит более тесно сотрудничать с исполнительной властью. Только общими усилиями органов местного самоуправления и исполнительной власти можно создавать новые рабочие места.
Следует отметить, что на основании закона, указанного во второй главе, в нашей стране упрощено и систематизировано законодательство в сфере местного управления и самоуправления. Благодаря новому Закону «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» создана достаточно полная и адекватная сегодняшним реалиям законодательная база, которая позволяет представительным органам местного самоуправления функционировать более эффективно [11, с.16].
В целом вся деятельность представительных органов местного самоуправления зависит от содержательного планирования на основе анализа социально-экономической обстановки в районах и городах. Особое внимание уделяется:
Чем более высоко развито общество (в материальном, экономическом, социальном, политическом плане), тем в большей степени местное самоуправление влияет на жизнь и деятельность граждан в регионе. В Республике Беларусь придерживаются следующего направления в развитии представительных органов местной власти: местное самоуправление должно совершенствоваться, чтобы вопросы жизнедеятельности граждан – особенно в небольших населенных пунктах – решались прежде всего на местах. Это непростая задача, решение которой является приоритетным в ближайшие годы в области местного самоуправления.
Таким образом, для совершенствования представительных органов местного самоуправления стоит рекомендовать:
1)провести
реформу местного
2) проводить информирование население о различных спортивных и общественных мероприятиях, проводимых выборах и др., путём выступлений на радио, телевидении, печатных СМИ; раздачи листовок и буклетов. Данные мероприятия повысят заинтересованность населения в деятельности своего региона.
3) обеспечить обучение и повышение квалификации кадров органов местного самоуправления путём проведения семинаров, съездов.
В Республике Беларусь местные Советы депутатов и органы территориального общественного самоуправления являются основой местного самоуправления. Как представительные органы местной власти, они призваны обеспечивать координацию и согласованную деятельность органов местного самоуправления. Поэтому совершенно очевидно то, что роль представительных органов в системе органов местного самоуправления весьма значительна. На основе изученного материала можно сделать следующие выводы:
- создание нормативно-правовой базы, четко регламентирующей функции и задачи каждого уровня местных Советов депутатов;
- информирование населения
о деятельности
- привлечение граждан к участию в органах территориального общественного самоуправления;
- работу с населением в избирательных округах;
- повышение квалификации;
- сотрудничество с исполнительными и распорядительными органами управления.