Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 21:22, курсовая работа
Вопросы муниципальной собственности, в первую очередь, регулируются на уровне Конституции Российской Федерации. Конституция Российской Федерации, признавая и гарантируя права местного самоуправления, определяет экономические условия его функционирования. Это находит свое выражение, прежде всего, в признании и равной правовой защите муниципальной собственности наряду с другими формами собственности – государственной и частной (ст. 8). В правах органов местного самоуправления - владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ст. 130 Конституции), а также самостоятельнoе управление ею (ст. 132).
I. Правовые основы формирования муниципальной собственности
II. Проблемы разграничения имущества в новом законодательстве о местном самоуправлении
1. Привязка перечня имущества к перечню вопросов местного значения
а) Сужение возможностей развития социальных услуг на уровне муниципальных образований
б) Сложность с определением пообъектного состава имущества, которое может находиться в муниципальной собственности
2. Императивность требований, установленных частью 8 статьи 85 ФЗ № 131 и статьей 154 ФЗ № 122
3. Практика перераспределения собственности в «пилотных» регионах, реализующих ФЗ № 131 с января 2005 года
III. Технические и финансовые проблемы перераспределения собственности
а) Классификация объектов муниципальной собственности и их регистрация
б) Финансовые вопросы регистрации имущества
в) Проблема разграничения собственности в связи с обременением юридических лиц долгами
IV. Проблемы межмуниципального сотрудничества
V. Выводы и предложения
|
ФОНД “ИНСТИТУТ THE INSTITUTE ЭКОНОМИКИ FOR URBAN ГОРОДА” ECONOMICS |
Аналитическая записка
Проблемы формирования муниципальной собственности
в свете реформы местного самоуправления
СОДЕРЖАНИЕ
I. Правовые основы формирования муниципальной собственности
II. Проблемы разграничения имущества в новом законодательстве о местном самоуправлении
1. Привязка перечня имущества к перечню вопросов местного значения
а) Сужение возможностей развития социальных услуг на уровне муниципальных образований
б) Сложность с определением пообъектного состава имущества, которое может находиться в муниципальной собственности
2. Императивность требований, установленных частью 8 статьи 85 ФЗ № 131 и статьей 154 ФЗ № 122
3. Практика перераспределения собственности в «пилотных» регионах, реализующих ФЗ № 131 с января 2005 года
III. Технические и финансовые проблемы перераспределения собственности
а) Классификация объектов муниципальной собственности и их регистрация
б) Финансовые вопросы регистрации имущества
в) Проблема разграничения
собственности в связи с
IV. Проблемы межмуниципального сотрудничества
V. Выводы и предложения
I. Правовые основы формирования муниципальной собственности
Вопросы муниципальной собственности, в первую очередь, регулируются на уровне Конституции Российской Федерации. Конституция Российской Федерации, признавая и гарантируя права местного самоуправления, определяет экономические условия его функционирования. Это находит свое выражение, прежде всего, в признании и равной правовой защите муниципальной собственности наряду с другими формами собственности – государственной и частной (ст. 8). В правах органов местного самоуправления - владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ст. 130 Конституции), а также самостоятельнoе управление ею (ст. 132).
Гражданский кодекс Российской Федерации развивает положения Конституции, указывая, что права собственника муниципального имущества (владение, пользование, распоряжение) принадлежит городским, поселковым, сельским и иным муниципальным образованиям, в границах которых осуществляется местное самоуправление. Это право реализуется от имени муниципального образования органами местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных уставом муниципального образования, непосредственно населением. Базовым законодательным актом федерального уровня является Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее ФЗ № 131), который в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления. Однако данный закон пока не вступил в силу в своей основной части, а его вступление в силу (за исключением отдельных положений) с января 2006 года отложено до 1 января 2009 года (соответствующий закон 21 сентября принят Государственной Думой РФ ).
Находящееся в муниципальной собственности
имущество является одним из трёх
составных элементов
Концептуальной особенностью ФЗ № 131 является установление исчерпывающего (не подлежащего расширительному толкованию) перечня видов муниципального имущества, а также критериев отнесения отдельного имущества к имуществу, находящемуся в муниципальной собственности.
В состав муниципального имущества в соответствии с ФЗ № 131 может входить:
1) имущество, предназначенное для решения установленных ФЗ № 131 вопросов местного значения и перечисленное в частях 2 – 4 статьи 50 данного закона;
2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
В случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, которое не может входить в состав имущества муниципальных образований, такое имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению (ч.5 ст.50 ФЗ №131). Под перепрофилированием, в соответствии с законом, фактически, понимается приведение имущества в состояние «предназначенности» для решения вопросов местного значения.
Часть 5 статьи 50 ФЗ № 131 также определяет, что порядок и сроки упомянутого выше отчуждения имущества устанавливаются федеральным законом. Таким законом, определяющим порядок отчуждения, является Федеральный закон от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Предельный срок отчуждения установлен самим ФЗ № 131 в пункте 4 части 8 статьи 85 – это 1 января 2009 года (в ред. ФЗ №199 от 31.12.2005г.). При этом законодательно не установлены правовые последствия нахождения «несоответствующего» имущества в муниципальной собственности после 1 января 2009 года.
Кроме того, статья
50 ФЗ №131 определяет, что особенности
возникновения, осуществления и
прекращения права
Так, ФЗ № 122 устанавливает, что основанием возникновения права муниципального образования на передаваемое Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации имущество является соответственно решение Правительства Российской Федерации и исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Те же решения (только в этом случае не о передаче, а о приёме имущества) являются основанием и для прекращения права муниципального образования на передаваемое Российской Федерации и субъекту Российской Федерации муниципальное имущество.
Отдельно необходимо рассмотреть вопрос о праве муниципальной собственности на земельные участки.
Если говорить о земельных участках как об элементе состава муниципального имущества, то необходимо сослаться на статью 19 Земельного кодекса Российской Федерации, которая определяет, что в муниципальной собственности находятся земельные участки:
- которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;
- право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
- которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.
В то же время п.15 статьи 50 ФЗ №131 относит к муниципальному имуществу только «земельные участки, отнесённые к муниципальной собственности в соответствии с федеральными законами». Налицо определённая правовая коллизия.
При этом необходимо иметь в виду, что Земельный кодекс Российской Федерации также придерживается концепции «презумпции отчуждения» земли из государственной или муниципальной собственности (если сравнивать с «презумпцией отчуждения» имущества, которое не может входить в состав муниципального имущества, как это предусматривает ФЗ № 131). Пункт 4 статьи 28 Земельного кодекса устанавливает исчерпывающий перечень из трёх случаев, когда допускается отказ в предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства:
II. Проблемы разграничения имущества в новом законодательстве о местном самоуправлении
Правоприменительная практика реализации ФЗ № 131 в части формирования в соответствии с нормами закона состава имущества муниципальных образований уже на начальном этапе реформы показала спорность и конфликтность отдельных положений данного закона.
Достаточно ясно выявились, как минимум, две проблемы:
1) жёсткая привязка перечня имущества (статья 50 ФЗ №131) к перечню вопросов местного значения муниципальных образований (статьи 14-16 этого же закона),
2) императивность требований части 8 статьи 85 ФЗ № 131 и статьи 154 ФЗ № 122 по безвозмездной передаче имущества муниципальных образований в государственную собственность и наделению муниципального образования государственным имуществом.
Возникает вопрос, насколько данные законодательные положения отражают конституционное право муниципальной собственности и соответствуют потребностям развития местного самоуправления?
1. Привязка перечня имущества к перечню вопросов местного значения
а) Сужение возможностей развития социальных услуг на уровне муниципальных образований
Жесткая привязка перечня имущества (статья 50 ФЗ №131) к перечню вопросов местного значения муниципальных образований становится барьером для социально-экономического развития муниципальных образований. Особенно это заметно сегодня, в условиях перераспределения полномочий. Ранее муниципальные образования могли, перепрофилируя свое имущество, гибко реагировать на потребности населения в той или иной услуге.
Например, было время, когда сократилось число детей дошкольного возраста, но появилось много детей, оставшихся без попечения родителей. Здания дошкольных учреждений в этом случае могли быть перепрофилированы в т.ч. и в приюты для несовершеннолетних, оставаясь при этом среди объектов социальной инфраструктуры. Если бы реально снизилась потребность в приютах, и появилась потребность в новых местах на дошкольное воспитание, органы местного самоуправления могли бы вернуть здание в систему образования. В формате нового закона эта гибкость пропадает, т.к. муниципальные образования сейчас должны будут расстаться с большим объемом муниципальной собственности в свое время изъятой из системы образования. К примеру, услуга по социальной поддержке населения стала полномочием субъекта Российской Федерации, и органы местного самоуправления должны будут передать все социозащитные учреждения, в т.ч. размещенные на площадях бывших дошкольных учреждений, субъекту Российской Федерации. В результате подобного перераспределения имущества возможность решения социальных и экономических проблем муниципального образования сокращается.
Другим примером сужения возможностей развития муниципальных услуг являются положения Федерального закона №131, с одной стороны, разрешающего органам местного самоуправления брать на себя полномочия по решению иных вопросов, не отнесенных к компетенции ОМСУ других муниципальных образований или органов государственной власти; с другой - эти полномочия ОМСУ могут брать на себя только при наличии собственных материальных ресурсов и финансовых средств. Последнее условие вызывает очень много вопросов. При этом на практике может возникнуть замкнутый круг: иметь материальные ресурсы без полномочия нельзя, исполнять полномочия без ресурсов - тоже.
б) Сложность с определением пообъектного состава имущества, которое может находиться в муниципальной собственности
Закрытый перечень имущества не позволяет четко определить, имеют ли право органы местного самоуправления иметь какое-либо имущество по вопросам своего ведения, которые в ФЗ № 131 закреплены за ними с формулировкой «создание условий…» для осуществления той или иной деятельности. Законодатель поступает непоследовательно, т.к., в одном случае, при перечислении в ст.50 муниципального имущества, требующегося для решения вопросов с формулировкой «создание условий…», он закрепляет какое-то имущество, например, «создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры» (п.12. ч.1 ст.14), «обеспечение условий для развития на территории поселения массовой физической культуры и спорта» (п.14.ч.1 ст.14). В этом случае позволяется иметь имущество, предназначенное для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры, а также имущество, предназначенное для развития физкультуры и спорта (п.10 ст.50)
В других случаях это имущество не закрепляется, например, по полномочию «создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания» (п.10 ч.1 ст. 14) в статье 50 нет указания на какое-либо имущество, необходимое для реализации данного полномочия.
Вместе с тем, возникает вопрос, а если муниципалитет «создал условия», но в поселении не возникла частная столовая или баня. Может ли муниципалитет иметь свое имущество для исполнения данных полномочий?
Чтобы решить эту правовую неопределенность, субъекты Российской Федерации идут от сложившейся практики: если в поселении остались муниципальные бани или столовые, они закрепляют данные объекты в перечне имущества муниципальных образований.
Например: статья 4 Закона Новосибирской области от 10.12.2004 № 239-ОЗ «Муниципальная собственность муниципальных районов» содержит пункт 4: «имущество, необходимое для обеспечения населения муниципального района услугами торговли, общественного питания, бытового обслуживания, связи», т.е. указано как раз то имущество, которого нет в ФЗ №131, в соответствии с примером, описанным выше.
Если в муниципальном образовании такого имущества нет, то вопрос остается открытым.
Помимо указанных проблем существует постоянная потребность во внесении изменений в статью 50 ФЗ № 131, вызванная расширением круга полномочий органов местного самоуправления. Так, например, в настоящее время в связи с принятием ФЗ № 199 от 31.12.2004г. необходимо внести дополнение, расширив статью 50 ФЗ № 131 за счёт имущества, необходимого :