Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 21:22, курсовая работа
Вопросы муниципальной собственности, в первую очередь, регулируются на уровне Конституции Российской Федерации. Конституция Российской Федерации, признавая и гарантируя права местного самоуправления, определяет экономические условия его функционирования. Это находит свое выражение, прежде всего, в признании и равной правовой защите муниципальной собственности наряду с другими формами собственности – государственной и частной (ст. 8). В правах органов местного самоуправления - владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ст. 130 Конституции), а также самостоятельнoе управление ею (ст. 132).
I. Правовые основы формирования муниципальной собственности
II. Проблемы разграничения имущества в новом законодательстве о местном самоуправлении
1. Привязка перечня имущества к перечню вопросов местного значения
а) Сужение возможностей развития социальных услуг на уровне муниципальных образований
б) Сложность с определением пообъектного состава имущества, которое может находиться в муниципальной собственности
2. Императивность требований, установленных частью 8 статьи 85 ФЗ № 131 и статьей 154 ФЗ № 122
3. Практика перераспределения собственности в «пилотных» регионах, реализующих ФЗ № 131 с января 2005 года
III. Технические и финансовые проблемы перераспределения собственности
а) Классификация объектов муниципальной собственности и их регистрация
б) Финансовые вопросы регистрации имущества
в) Проблема разграничения собственности в связи с обременением юридических лиц долгами
IV. Проблемы межмуниципального сотрудничества
V. Выводы и предложения
Существует опасность, что часть кредиторов при реорганизации и передаче имущества организаций-должников от муниципальных образований в государственную собственности или от муниципальных районов в собственность поселений потребует досрочного исполнения обязательств, по которым предприятие является должником, а также возмещения убытков. Кредиторы могут не захотеть иметь дело с новым собственником – Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации, или не будут уверены в платежеспособности новых собственников – поселений. Следовательно, потребуются дополнительные финансовые средства соответствующих бюджетов для досрочного погашения задолженности реорганизуемых или передаваемых муниципальных организаций.
IV. Проблемы межмуниципального сотрудничества для совместного решения вопросов местного значения
В вопросах межмуниципального сотрудничест
В соответствии с ФЗ № 131 органы местного самоуправления имеют право осуществлять межмуниципальное сотрудничество путем участия в закрытых акционерных обществах (ЗАО) и обществах с ограниченной ответственностью (ООО) (статья 68), некоммерческих автономных организаций (АНО) и фондов (статья 69). Иные формы межмуниципального сотрудничества законом не предусмотрены. При этом пунктом 4 статьи 7 Федерального закона «Об акционерных обществах» установлено, что федеральным законом может быть предусмотрено создание муниципальными образованиями акционерных обществ только в форме открытых обществ. Налицо правовая коллизия двух федеральных законов, которую необходимо урегулировать.
Кроме того, закрытые акционерные общества (ЗАО) и обществах с ограниченной ответственностью (ООО) являются коммерческими организациями, создаваемыми для ведения предпринимательской деятельности, подразумевающей получение прибыли. Таким образом, для предоставления услуг в отраслях социальной сферы органы местного самоуправления, по сути, могут воспользоваться только организационно-правовой формой АНО, так как организационно-правовая форма фонда не может использоваться в данных целях и соучредительство муниципалитетами учреждений как форма межмуниципального взаимодействия в некоторых сферах также невозможна (согласно Федеральному закону «Об образовании» совместное учредительство допускается только в отношении негосударственных образовательных учреждений (ст. 11 ФЗ «Об образовании»). Вместе с тем, на сегодняшний день российское законодательство не в полной мере предусматривает регулирование отношений в организационно-правовой форме АНО, что создает для муниципалитетов дополнительные проблемы при предоставлении услуг в данной сфере. Возможно, изменение организационно-правовой формы муниципальных организаций в ходе реформ бюджетного сектора и реформы жилищно-коммунального хозяйства (приватизация и акционирование) упростит задачу и расширит возможности сотрудничества муниципальных образований при осуществлении совместной хозяйственной деятельности. При этом межмуниципальное сотрудничество в социальной сфере в условиях ограниченных финансовых ресурсов муниципалитетов и неразвитой социальной инфраструктуры на уровне сельских поселений приобретает особое значение уже сегодня.
V. Выводы и предложения
Представленный анализ проблем разграничения имущества, находящегося в публичной собственности позволяет сделать следующие выводы:
1. В целях снижения рисков сужения возможностей развития услуг на уровне муниципальных образований необходимо устранить противоречия, возникающие из-за жесткой привязки в ФЗ №131 вопросов местного значения (статьи 14-16) к пообъектному составу муниципального имущества (статья 50), а также смягчить императивность требований, установленных частью 8 статьи 85 ФЗ №131 и статьей 154 ФЗ №122, о передаче муниципального имущества.
2. В целях решения технических проблем разграничения имущества необходимо устранить проблемы с пообъектным определением состава имущества, в т.ч. привести в соответствие с новой структурой местного самоуправления порядок разграничения имущества, находящегося в публичной собственности, установленный Постановлением Верховного Совета Российской Федерации № 3020-1
3. В целях обеспечения государственных гарантий местного самоуправления и снижения рисков возникновения неплановых расходов, «наведенных» реформой местного самоуправления, необходимо предусмотреть субвенции местным бюджетам для оформления технической документации и оформления земельных участков под объектами муниципальной собственности для целей их последующей государственной регистрации.
4. В целях укрепления экономических основ местного самоуправления необходимо привести в соответствие с законодательством о местном самоуправлении законодательство, регулирующее хозяйственную и социальную деятельность публично-правовых институтов, активизировать расширение законодательства об автономных некоммерческих организациях.
Ответственный исполнитель: Л.Рагозина, руководитель проектов направления Муниципальное экономическое развитие
1 К сожалению, Конституционный Суд РФ по аналогичному вопросу о конституционности порядка разграничения собственности между Российской Федерацией и субъектами РФ постановлением от 30.06.2006г. №8-П признал правомерность порядка, установленного ч.11 ст.154 ФЗ №122, обосновывая свое решение тем, что мнение субъекта РФ о разграничении имущества Российская Федерация все же испрашивает. Однако в отношении разграничения имущества между муниципальными образованиями, субъектами РФ и Российской Федерацией такого решения пока не принято.
2 Классификация имущества муниципальных образований должна опираться на перечень имущества, закрепленный в Приложении 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. N 3020-1.
3 См. Федеральный закон от 21.07.2005 № 106-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»
4 Законодательство не регламентирует порядок и сроки оповещения кредиторов о предстоящем изменении собственника на имущество. Этот вопрос требует особого разъяснения со стороны Росимущества, т.к. передача предприятия, обремененного долгами, также будет требовать государственной регистрации.