Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 09:48, курсовая работа
Цель исследования – изучить пути успешного решения проблем студенческого самоуправления в современном ВУЗе.
Объект исследования – студенческое самоуправление в современном ВУЗе.
Предмет исследования – проблемы студенческого самоуправления в современном ВУЗе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить в научной литературе сущностные характеристики понятия «студенческое самоуправление».
Определение понятия, субъектов, целей и задач студенческого самоуправления.
Определение признаков и принципов студенческого самоуправления.
Выявление и исследование проблем студенческого самоуправления.
Разработка рекомендаций по решению проблем студенческого самоуправления
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основания студенческого самоуправления
Понятие, цели и задачи студенческого самоуправления……........5
Сущностные характеристики студенческого самоуправлении..…7
Формы студенческого самоуправления……………………...…...12
Глава 2. Проблемы студенческого самоуправления в России
2.1. Условия студенческого самоуправления……………………………14
2.2. Накопленный отечественный и зарубежный опыт по решению проблем студенческого самоуправления……………………………………...20
2.3. Выводы и рекомендации……………………………………………..26
Заключение……………………………………………………………………...30
Список литературы………………………………………
ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»
В ГОРОДЕ НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ
Кафедра социально-гуманитарных дисциплин
Проблемы студенческого самоуправления
Курсовая работа
Исполнитель: Мишутина Екатерина Сергеевна
студент группы 701
Научный руководитель:
Бахаева Т. Н.
Зав. кафедрой: Бахаева Г.М.,
канд. соц. наук
Дата допуска к защите _________
Набережные Челны
2010
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основания студенческого самоуправления
Глава 2. Проблемы студенческого самоуправления в России
2.1. Условия студенческого самоуправления……………………………14
2.2. Накопленный отечественный
и зарубежный опыт по решению
проблем студенческого самоуправления……………………………………..
2.3. Выводы и рекомендации…………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
Актуальность постановки проблемы развития студенческого самоуправления обусловлена спецификой студенческой молодёжной среды, отличающейся всегда наибольшей целеустремлённостью, «продвинутостью» в любых начинаниях, активностью жизненной позиции. Таким образом, формирование положительной мотивации у студентов через вовлечение в деятельность органов студенческого самоуправление является государственно важной задачей ещё и потому, что жажда переустройства, самоутверждения, свойственная этому возрасту (15 - 24 лет), должна быть не стихийной, не разрушающей, а созидающей [5, с. 83]. Развитие системы студенческого самоуправления тем более важно сегодня, поскольку в настоящее время значительно ослабло официальное государственное и общественное воздействие на студенческую среду и выполнение целого ряда функций воспитательного характера вынужденно падает на долю студенческих организаций.
Изучению разных аспектов развития студенческого самоуправления посвящены работы В.Г. Афанасьев, И.П. Волков, В.Т. Лисовский, Н.Ф. Осипова, И.А. Правдина, Л.Ф. Шаламова и др., сущностным характеристикам, структуре и особенностям воспитательного потенциала (А.В. Волохов, Т.Н. Курганова, А.В. Савченко, Г.В. Дербенева и др.), проблемам стратегического управления современным вузом (А.Л. Гавриков, Е.А. Князев и др. отечественных ученых).
Цель исследования – изучить пути успешного решения проблем студенческого самоуправления в современном ВУЗе.
Объект исследования – студенческое самоуправление в современном ВУЗе.
Предмет исследования – проблемы студенческого самоуправления в современном ВУЗе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Гипотезы исследования: Нами сделано предположение о том, что современное студенческое самоуправление имеет ряд проблем, связанных с отсутствием нормативно-правовой базы ее существования.
Для решения поставленных
задач и подтверждения гипотез
исследовались следующие
- анализ психолого-педагогической, социологической, методической литературы по теме исследования;
- анализ документов Российской Федерации;
- наблюдение, изучение
документации и результатов
Структура работы. Курсовая работа состоит из: оглавления, введения, двух глав, заключения, списка литературы и одного приложения.
Глава 1. Теоретические
основания студенческого
Существует несколько
определений понятия
Цель студенческого самоуправления: создание условий, способствующих самореализации студентов и решению вопросов в различных сферах студенческой жизни.
Задачи, возникающие в процессе достижения цели:
- создать условия для
всесторонней реализации
- разработать и внедрить
активного взаимодействия
- сформировать и обучить студенческий актив;
- деятельность органов
студенческого самоуправления
- формирование у студентов ответственного и творческого отношения к учёбе, общественной деятельности и производительному общественно-полезному труду;
- обеспечение принципиальности,
объективности и
- формирование у членов коллектива на основе самостоятельности в решении вопросов студенческой жизни активной жизненной позиции, навыков управления государственными и общественными делами;
- воспитание у студентов чувства хозяина в своем ВУЗе, уважения к закону, нормам нравственности и правилам общежития;
- создание обстановки
нетерпимости к
- оказание помощи администрации,
- организация системы
контроля за учебной и
- организация свободного времени студентов, содействие всестороннему развитию личности каждого члена студенческого коллектива;
- организация системы
изучения и учета
- сохранение библиотечного
и аудиторного фонда,
- установление и поддержание
контактов с молодежными
1.2. Сущностные характеристики студенческого самоуправления
К признакам студенческого самоуп
1. Системность;
2. Автономность;
3. Иерархичность;
4. Связи с внешней средой;
5. Наличие органов самоуправления;
6. Самодеятельность;
7. Целенаправленность;
8. Выборность (см. приложение).
Существует четыре точки зрения относительно определения субъектов студенческого самоуправления:
Функции органов студенческого самоуправления определяют их выборные органы. Учитывая опыт применения самоуправления на практике, можно предложить следующие функции:
- координация деятельности общественных, профсоюзных студенческих организаций;
- взаимодействие с
органами студенческого
- поиск и включение
в общественную работу
-участие в организации
и управлении учебно-
- представление интересов студен
- разработка и реализация
собственных социально-
- создание единого
информационного пространства д
-профилактика асоциальных
проявлений в студенческой
- трудоустройство (решение
проблемы занятости студентов
и поиска работы для
- участие в процессе назначения стипендий и распределении мест в общежитиях;
- поддержка студенческих семей;
- поддержка малообеспеченных категорий студентов;
- анализ студенческих
проблем, определение
- выражение интересов студенческой молодежи в среде общественности;
- взаимодействие с
органами исполнительной и
- реализация основных
направлений государственной
Под принципами студенческого самоуправления понимают – наиболее общие мировоззренческие идеи относительно сущего и должного в студенческом самоуправлении. Система этих принципов даёт верное представление о сущности студенческого самоуправления.