В целом, на основании
анализа данных исследования системы
социального партнёрства в условиях
малого города (на примере г. Камышлова
Свердловской области) мы можем сделать
следующие выводы:
- наиболее характерными социальными проблемами для малого города в настоящее являются безработица и бедность, причём последняя актуальна независимо от рассматриваемого временного периода;
- выделяются три самых активных субъекта социального партнёрства: общественность (жители города), бизнес (преимущественно крупный) и центры оказания помощи (социального обслуживания и занятости);
- в городе преобладающими являются благотворительные формы помощи в виде пожертвований финансовых ресурсов и натуральных материальных благ на определённые цели;
- на активность представителей бизнеса при участии в оказании помощи проблемным категориям влияет успешность ведения ими хозяйственной деятельности; представители малого бизнеса как субъекта социального партнёрства преимущественно проявляет активность в период экономической стабильности.
- выделяется следующая схема оказания помощи: местные жители и бизнес оказывают помощь в форме материальной и финансовой благотворительности непосредственно либо через центр социального обслуживания малоимущим, детям – сиротам, престарелым, погорельцам; центр занятости решает проблему безработицы; муниципалитет – основной центр системы организации оказания помощи, учредитель и спонсор городской газеты, через которую доносится информация до местного населения и бизнеса об организации приёма благотворительной помощи, а также о мерах поощрения, благодарности за участие, т. е. моральное стимулирование активистов, кроме того, а также организатор и связующее звено с общественными организациями области, через взаимодействие с которыми происходит стимулирование развития малого бизнеса и поддержка молодых специалистов.
2.3 Пример
программы решения проблемы прямого
транспортного сообщения между
городами Камышлов и Каменск
– Уральский для пациентов
онкологического диспансера
Цели:
1 Решение проблемы
отсутствия прямого автомобильного
сообщения городов Камышлов и
Каменск – Уральский;
2 Повышение эффективности
лечебного процесса пациентов
и наблюдаемых в онкологическом
диспансере №3 г. Каменск –
Уральский.
Задачи:
1. Организация прямого
автобусного маршрута Камышлов -
Каменск - Уральский и обратно;
2. Заключение соглашения
с автовокзалом Каменск - Уральского
о сотрудничестве с целью решения
проблемы отсутствия прямого
сообщения;
3. Путём решения
проблемы отсутствия прямого
автомобильного сообщения избавить
пациентов и наблюдаемых онкологического
диспансера №3 г. Каменск - Уральский
от трудностей, связанных с необходимостью
добираться до места лечения
с пересадками и физическими
затратами.
Целевая группа:
Пациенты и наблюдаемые
лица онкологического диспансера №3
г. Каменск - Уральский - жители г. Камышлов
и Камышловского района
Территория действия:
Города Камышлов
и Каменск - Уральский
Содержание программы:
Проблема, на решение
которой нацелена программа, - отсутствие
прямого автобусного сообщения
между городами Камышлов и Каменск
- Уральский. В г. Каменск - Уральский
находится онкологический диспансер
№3, где проходят курс лечения от
новообразований, ежемесячно получают
необходимые препараты после
курсов лечения, находятся на последующем
пятилетнем наблюдении жители г. Камышлова
и Камышловского района, а также
юго-востока области (Пышма, Талица,
Тугулым, Байкалово и районы этих
городов). Расстояние от Камышлова до
г. Каменск - Уральский составляет порядка
90 километров, общее время в пути
в настоящий момент - 3 часа, в дороге
больные и наблюдаемые (большинство
имеет статус инвалида по онкологическому
заболеванию) совершают минимум
две пересадки.
Основные субъекты
решения данной проблемы:
1. муниципалитеты
городов Камышлов и Каменск
– Уральский;
2. общественность
г. Камышлова и Камышловского
района (активные жители);
3. Средства массовой
информации г. Камышлова;
4. представители
бизнеса г. Камышлова и Камышловского
района.
Решение проблемы предполагает
проведение следующих этапов работы:
I Общественная инициатива
1. Обращение граждан
(неоднократное) в форме письменного
заявления в орган муниципальной
власти г. Камышлова на имя
главы города Чухарева Михаила
Николаевича с аргументацией
актуальности и общественной
значимости решения данной проблемы
для жителей г. Камышлова и
района, чётким обозначением её
масштаба и последствиями отсутствия
активных действий со стороны
администрации для определённой
категории населения города и
района;
2. Размещение публикаций
местных жителей в местной
прессе (газета «Камышловские известия»)
на данную тему через отдел
писем и гуманитарных проблем
с целью привлечения внимания
к данной проблеме остальных
жителей города и района, в
том числе и представителей
бизнеса.
II Первые действия администрации
1. Объявление конкурса
администрацией г. Камышлова для
представителей местного бизнеса
на выполнение муниципального
заказа на регулярные автобусные
перевозки в г. Каменск - Уральский
и обратно с обещанием гарантированного
награждения победителя;
2. Распространение
информации о проведении данного
конкурса через местные средства
массовой информации - газета «Камышловские
известия», телеканал «КамТВ»
и сайт города.
III Проведение работы
администрацией города по воплощению
в реальность общественной инициативы
1. Проведение конкурса
среди заявившихся на него
представителей местного бизнеса
администрацией г. Камышлов на
выполнение муниципального заказа;
2. Проведение морального
и материального стимулирования
победителя конкурса путём выделения
определённых льгот и финансовых
средств для повышения эффективности
организации перевозок пассажиров,
а также публичного чествования
с распространением информации
об этом через местные средства
массовой информации.
IV Организация сотрудничества
с администрацией г. Каменск - Уральский
1. Проведение межмуниципального
совещания и переговоров между
представителями муниципальной
власти г. Камышлов и Каменск
- Уральский;
2. Заключение межмуниципального
соглашения администрации г. Камышлова
с представителями муниципальной
власти г. Каменск - Уральский
с целью совместного решения
проблемы о предоставлении гарантированного
обслуживания маршрута «Камышлов
- Каменск – Уральский» на автовокзале
г. Каменск - Уральский, а также
разработки и заключения иных
соглашений для улучшения ситуации;
V Проведение совместных
действий муниципалитета, общественности
и бизнеса по внедрению проекта в объективную
реальность
1. Разработка и
внедрение рекомендаций для победителя
конкурса специалистов администрации
г. Камышлов и представителей
общественности города и района
с его учётом возможностей, направленных
на оптимизацию качества организуемой
транспортной услуги для проблемной
категории населения (тип автобуса,
стоимость проезда, периодичность
совершаемых рейсов, время отправления
с автовокзалов);
2. Разработка и
заключение совместного договора
перевозчика и администрации
г. Камышлова об организации
прямого автобусного маршрута
«Камышлов - Каменск – Уральский»;
3. Распространение
информации через местные средства
массовой информации о факте
организации данного маршрута.
VI Реализация и мониторинг
программы
1. Выполнение перевозчиком
взятых на себя по договору
с муниципалитетом обязательств;
2. Проведение совместного
мониторинга перевозчика и представителя
муниципальной власти результатов
проекта после месяца его реализации
по следующим критериям:
- финансовая эффективность для перевозчика (затраты на организацию перевозок и получаемые доходы);
- оценка уровня реальной потребности данного маршрута для граждан;
- анализ общественного мнения г. Камышлова и Камышловского района о наличии и качестве данной транспортной услуги.
3. Внесение необходимых
поправок и изменений в реализацию
проекта представителем муниципалитета
и перевозчиком по результатам
мониторинга.
На основании
итогов первичного мониторинга предполагается
последующее определение сроков
выполнения программы на основании
следующих вариаций:
1 Высокий уровень
финансовой эффективности и потребности
данного маршрута, высокая оценка
общественностью действия данного
проекта - от 6 месяцев до наступления
негативных изменений при реализации
данной программы
2 Средний уровень
- от 1 до 3 месяцев до наступления
положительных изменений с учётом
внесённых поправок в программу
3 Низкий уровень
- 1 месяц с учётом последующих
негативных или положительных
изменений после внесения необходимых
поправок в программу.
В случае усугубления
ситуации, связанной с реализацией
программы, предполагается проведение
тщательного анализа её достоинств
и недостатков с последующей
разработкой более эффективного
варианта, который предполагает расширение
территории действия, привлечение дополнительных
финансовых вливаний и вынесение
решение данной проблемы для рассмотрения
на уровне руководства области.
Периодичность процедуры
совместного мониторинга – один
раз в месяц.
Заключение
Из содержания данной
работы можно сделать следующие
выводы:
Социальное партнёрство
как понятие рассматривается
в двух аспектах: как форма защиты
трудовых и социальных прав работника
и превенция возникновения конфликтных
ситуаций в социально – трудовой
сфере; как социальное взаимодействие
равных друг другу субъектов с
целью решения актуальных социальных
проблем. Были выделены три основных
субъекта социального партнёрства,
действующие в условиях малого города
и определены их роли в ходе взаимодействия:
муниципальная власть - центр проведения
и реализации генеральной линии
государственной социальной политики
в рамках отведённой территории и
ограниченных законодательством полномочий,
а также согласования действий с
общественностью и бизнесом по воплощению
в жизнь добровольных гражданских
инициатив; общественность рассматривается
как проводник интересов местного
населения и активный участник удовлетворения
социальных потребностей жителей муниципального
образования; бизнес выполняет функции
активного спонсора общественных инициатив
и социальных программ, проводимых
местными властями в жизнь. В малом
городе действует следующий механизм
социального партнёрства: активные
жители выявляют актуальную проблему
и заявляют об её наличии в орган
муниципальной власти, который в
свою очередь через местные средства
массовой информации либо путём организации
совещаний (иных общих собраний) связывается
с представителями бизнеса и
иными субъектами и доводит до
их сведения содержание проблемной ситуации,
которые принимают меры совместно
с муниципалитетом к решению
проблемы. Кроме того, сами жители и
представители бизнеса добровольно
либо, получив определённую информацию
через местную прессу, принимают
меры к оказанию помощи нуждающимся
путём материальной и финансовой
благотворительности, что впоследствии
находит отражение в форме
морального стимулирования со стороны
местной администрации.
Литература
- Авронина Л. В. , Россия: НКО как особый сегмент рынка социальных услуг, Вклад негосударственных некоммерческих организаций в решение социальных проблем в России. Развитие социальных услуг под ред. Казакова О. Б. , сборник статей и материалов, М. :2003
- Байков В. , Хитон Д. , Англо – русский русско – английский словарь, ЭКСМО, М. : 2006
- Волгин Н. А., Гриценко Н. Н., Шарков Ф. И., Социальное государство, учебник, М.: 2004
- Волгин Н. А. , Егоров В. К. , Калашников С. В. , Социальная политика в муниципальных образованиях, Альфа – Пресс, М.:2006
- Галлиев В. Н. , Социальная доктрина в условиях кризисного развития// Социальная политика и социология, №1 2005г.
- Гражданский кодекс Российской Федерации, Элит, М.:2004
- Иванова Л. Н. Малое предпринимательства и занятость, Наука, М.: 2004
- Иванов С. А., Социальное партнёрство как феномен цивилизации// Журнал социологии и социальной антропологии, №3 2005
- Ивченко Светлана, Быть социально ответственным для бизнеса выгодно// Эксперт, 28. 10. 2003, www. itartass. ur. ru. redakt
- Ивченко С. В., Либоракина М. И., Сиваева Т. С, Город и бизнес: формирование социальной ответственности российских компаний под ред. Либоракиной М. И. , Фонд «Институт экономики города», М.: 2003
- Камышловские известия // публикации от 01. 07. 08 по 28. 03. 09 г.
- Капунников А. А., Гражданское общество и бизнес («круглый стол»)//Современная Европа №3 2006г.
- Каргалова Марина, Европейская социальная модель// Современная Европа, № 1, 2008 г.
- Каргалова Марина, ЕС :политика общественного благосостояния //Современная Европа, №1 2006г.
- Куделькин Н. В. , Социальное партнёрство как модель взаимоотношений государства и гражданского общества //Журнал публикаций аспирантов и докторантов, 2008 г. , www. journal. org/articles. ru
- Макаров В. Л. , Социальные технологии на нижнем уровне //Социальная политика и социология, №2 2005
- Михеев В. А. , Основы социального партнёрства : теория и практика, учебник, М. :2001
- Нестеренко Н. С. , Социальные функции НКО в трансформирующемся российском обществе //Социальная политика и социология, №4 2006г
- Ожегов С. И. , Словарь русского языка под ред. Шведовой Н. Ю. , «Русский язык», М. : 1989
- Орлов А. В. , Надежда. О малом бизнесе в России, М:2003
- официальный сайт города Камышлов http://www. kam1. ru
- сайт академического словаря http://dic. academic. ru/dic. nsf/brokgauz_efron/48475/Камышлов
- сайт газеты «Камышловские известия»http://kam-news. ru/?p=1179
- сайт Камышловского электротехнического завода http://www. zawod. ru/zavod/elteza.
html
- сайт санатория «Обуховский» http://www. obuhovsky. ru/pages/oblik.
htm
- Семененко М. С. , Корпоративное гражданство: западные модели и перспективы для России// ПОЛИС, №5 2005 г.
- Социальная политика, энциклопедия под ред. Волгина Н. А., Сулимовой Т. С. , Альфа – Пресс, М.:2006
- Социальная философия, словарь под ред. Кемерова В. Е. и Керимова Т. Х. , Академический Проект, М.:2003
- Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24. 07. 2007 г., Ажур, Екатеринбург: 2008
- ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Сибирское Университетское издательство, Новосибирск:2008
- Феоктистова Е. Н. , Вопросы развития социального партнёрства между структурами государственной власти и НКО, Вклад негосударственных некоммерческих организаций в решение социальных проблем России. Развитие социальных услуг, сборник статей и материалов под ред. Казакова О. Б. , М. :2003
- Черныш М. Ф. , Противоречия становления социального партнёрства //СОЦИС №6 2004г.
- Цвылёв Р. И. , Столповский Б. Г. , Социальные трансформации в России 1992 – 2004 гг., Институт социологии РАН, М.:2005