Реализация принципа «сдержек» и «противовесов» в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 20:23, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является всестороннее изучение вопроса реализации принципа «сдержек» и «противовесов» в Российской Федерации. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
• Проанализировать теоретические аспекты принципа «сдержек» и «противовесов».
• Понятие и признаки принципа «сдержек» и «противовесов».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………...
Глава 1. Теоретические аспекты принципа «сдержек» и «противовесов»……………………………………………………
§ 1.1. Понятие и признаки принципа «сдержек» и «противовесов»……………………………………………………
§ 1.2. Соотношение принципа разделения властей и системы «сдержек» и «противовесов»……………………………………..
Глава 2. Конституционно правовые основы принципа «сдержек» и «противовесов»……………………………………..
Заключение………………………………………………………...
Список использованных источников и литературы…………….

Файлы: 1 файл

ВСЁ готовая курсовая по конституционке.doc

— 150.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, принцип разделения властей имеет особое значение для становления демократического общества. Он выражает разделение зон ответственности между государственными органами, рассредоточенность государственной власти, предупреждающую ее превращение в авторитарную или тоталитарную власть. Этот принцип предполагает, что все три власти имеют равный вес в политической системе государства и служат уравновешивающим механизмом друг для друга.

Государственная власть в правовом государстве не является абсолютной. Это обусловлено не только господством права, связанностью государственной власти правом, но и тем, как организована государственная власть, в каких формах и какими органами она осуществляется.

  Механизм «сдержек и противовесов» - предполагает собой конкуренцию различных органов власти, наличие средств для их взаимного сдерживания и поддержания  относительного равновесия сил.

  «Сдержки» и «противовесы», с одной стороны, поощряют сотрудничество и взаимное приспособление органов власти, а с другой – создают потенциал для конфликтов, которые чаще всего разрешаются путём переговоров, соглашений и компромиссов.

   Принцип разделения властей - это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему «сдержек и противовесов».3

  Наиболее трудным вопросом возникающим в праве является вопрос о том, как обеспечить контроль за деятельностью высших органов государства, ибо над ними невозможно учредить какую-то контролирующую инстанцию, не ущемив их статуса и престижа. В противном случае они автоматически утратят качество высших, превратятся в подконтрольные органы. Ответ на вопрос дал принцип разделения властей.

   В настоящее время многие государства мира приходят к этому принципу, то есть большинство стран мира поняли, что настоящее правовое государство в большинстве случаев не правовое.

   В основе концепции разделения властей на относительно самостоятельные ветви власти лежат определённые функции, которые вытекают из основной сущности государства – осуществления политической власти. 4

   Деятельность государственной власти по осуществлению своих функций облекается в правовые формы: правотворчество, исполнительно-распорядительная, правоохранительная, которые и лежат в основе принципа разделения властей.

   В соответствии с этим можно выделить три основные функции (формы): законодательную (правотворческую), управленческую  (исполнительную) и судебную. Причём каждая из названых функций может осуществляться совокупностью государственных органов, принадлежащих к определённым независимым ветвям власти. При этом иногда выделяют четвёртая функция и соответствующая ей ветвь власти – надзорная.

 Каждая из этих властей имеет основную, соответствующую её наименованию функцию, но обладает, хотя и в меньшей степени, другими функциями. Так, исполнительная власть помимо управленческой деятельности осуществляет нормотворческую, а также в некоторой степени судебные полномочия. Законодательные органы, в свою очередь, имеют кроме законодательных и иные функции исполнительную (работа ряда комитетов и комиссий) и судебную (вопросы ответственности депутатов).

 Говоря о характере взаимоотношений между этими тремя властями, можно обратить внимание на два основных момента:

  1. Необходимо такое распределение полномочий, при котором создаётся механизм «сдержек и  противовесов» для предотвращения злоупотреблений властью.
  2. Необходимо и сотрудничество между властями в целях достижения максимальной эффективности в управлении обществом.

Эти два положения – суть теории разделения властей, но об этом нередко забывают акцентируя внимание только на механизме «сдержек и противовесов».5

Из всего рассмотренного, можно сделать следующие выводы:

1) Принцип разделения  властей может быть присущ  только демократическому государству,  ни в рабовладельческом, ни в феодальном государстве он невозможен, так как сам принцип подразумевает наличие экономически свободного собственника - основного представителя общества, обладающего и политическими правами.

2) Для фактического осуществления этого принципа необходимы определённые объективные условия  достаточная степень развития производительных сил и отношений, а также субъективный уровень политического сознания общества.

3) Теория права предлагает  разные варианты механизма действия принципа разделения властей.

Так же становится ясно что, каждая из трех ветвей власти занимает своё место в общей системе  государственной власти и выполняет  свойственные только ей задачи и функции. Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий органов государственной власти в установленных пределах, именно это и является сутью механизма «сдержек и противовесов».

 «Сдержки» и «противовесы», с одной стороны, поощряют сотрудничество и взаимное приспособление органов власти, но вместе с тем рассматриваемая система «сдержек и противовесов» открывает немалые возможности для негативных последствий. Нередко законодательные и исполнительные органы стремятся переложить друг на друга ответственность за неудачи и ошибки в работе, между ними возникают острые противоречия, которые чаще всего разрешаются путем переговоров, соглашений и компромиссов. Различные ветви власти взаимно уравновешивают друг друга. Государственная Дума принимает законы, но Совет Федерации может не утвердить закон, наложить вето, которое может быть преодолено квалифицированным большинством Думы. Закон, принятый Думой и одобренный Советом Федерации, требует его подписания и обнародования Президентом, который в свою очередь может отказаться от его подписания. Вето Президента может быть преодолено квалифицированным большинством обеих палат Федерального Собрания.

К числу механизмов, уравновешивающих ветви власти, относится право  Президента при определенных условиях распустить Государственную Думу.

Со своей стороны  Федеральное собрание при определенных условиях и с соблюдением установленной  процедуры может отстранить Президента от власти.

Назначение Председателя Правительства - прерогатива Президента, но Государственная Дума может дать или не дать на это согласие.

 Ряд высших должностных лиц назначаются на должность только Советом Федерации (Генеральный прокурор Российской Федерации, судьи Конституционного, Верховного, и Арбитражного Судов), но представляет эти кандидатуры только Президент.

  В различных видах республик механизм реализации сдерживания одной ветви власти другой происходит по-разному.

  Например, в парламентской республике глава государства (президент) не может влиять на состав и политику правительства. Правительство формируется парламентом, подотчетно и подконтрольно ему (действует принцип политической ответственности правительства перед парламентом); остается у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. Президент - глава государства, но не глава правительства. Полномочий у президента меньше, чем у премьер-министра, который является главой правительства и лидером правящей партии или партийной коалиции. Верховная власть принадлежит парламенту, избираемому населением страны.

  Президент избирается парламентом или более широкой коллегией с участием парламента (Италия, Греция, Индии, ФРГ, Чехия, Венгрия). 

   В президентской республике глава государства (президент) лично или с последующим одобрением верхней палаты парламента формирует состав правительства, которым руководит сам. Правительство, как правило, несет ответственность перед президентом, а не парламентом (возможен парламентский контроль). Полномочия президента позволяют ему контролировать деятельность парламента (право его роспуска, право вето и др.).

  Президент избирается внепарламентским путем - прямыми или непрямыми выборами населения (США, Мексика, Бразилия, Иран, Ирак и т.д.). 

  Смешанная республика (полупрезидентская, полупарламентская).

  Глава государства (президент) предлагает состав правительства (прежде всего кандидатуру премьер-министра), который подлежит обязательному утверждению парламентом. Парламент и президент осуществляют контроль над правительством (двойной контроль). Исполнительная власть принадлежит не только президенту, но и премьер-министру, возглавляющему правительство. Президент вправе председательствовать на заседателях правительства.

 Президент избирается внепарламентским путем (Украина, Финляндия, Франция, Португалия, Ирландия, Исландия, Словения, Румыния, Хорватия).6

  Таким образом, можно сказать, что система «сдержек и противовесов» в той или иной мере приводится в жизнь во всех демократических странах, то есть во всех республиках, но способы его реализации на практике отличаются друг от друга. Его плодотворность определяется многими факторами. Для современных государств механизм «сдержек и противовесов» выступает в качестве определяющего в организации механизма государства. Стало тривиальным положение о существовании в механизме государства таких ветвей власти, как законодательная, исполнительная и судебная. На деле же проблема состоит не столько в том, чтобы конституционно закрепить такого рода разделение властей в механизме государства, столько фактически обеспечить самостоятельность каждой власти, ответственность каждой власти за принимаемые решения, а также добиться согласования деятельности властей в государственном механизме.7

Вместе с тем рассматриваемая  система «сдержек и противовесов»  открывает немалые возможности для негативных последствий. Нередко законодательные и исполнительные органы стремятся переложить друг на друга ответственность за неудачи и ошибки в работе, между ними возникают острые противоречия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Конституционно правовые основы принципа «сдержек»  и «противовесов».

Обратимся к конституционным  основам государственной власти в Российской Федерации.

Как закреплено в ч.1 ст.1 Конституции РФ «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».8

Таким образом, Российская Федерация – государство с  республиканской формой правления.

По вопросу о форме  правления в РФ нет единства мнения: некоторые ученые считают Россию президентской республикой, другие - суперпрезидентской, а ряд ученых полагает, что в России смешанная форма правления: президентская республика с элементами парламентаризма. На наш взгляд, представляется более правильным считать Россию президентской республикой, тем более учитывая последние государственно-правовые тенденции.

Статья 3 Конституции  РФ закрепляет принцип народовластия (народного суверенитета), который  определяет основы организации демократического государства, принадлежность и основные формы осуществления в нем публичной власти. Носителем суверенитета в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который выступает как единый субъект, объединяющий всех граждан. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

  В соответствии со ст.10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

В советский период развития российского государства принцип  разделения властей отвергался как  неприемлемый для социалистического  государства, декларировавшего полновластие Советов народных депутатов, которое носило формальный характер, ибо фактически власть находилась у партийно-административных органов. Впервые в России принцип разделения властей был провозглашен в принятой 12 июня 1990 года Декларации о государственном суверенитете РСФСР, закрепившей, что «разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства».9

Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации (п.1 ст.11 Конституции РФ).

Система сдержек и  противовесов согласно Конституции  выглядит следующим образом. Законодательный орган - Федеральное Собрание - принимает законы, определяет нормативную базу деятельности всех органов государственной власти, влияет парламентскими способами на деятельность исполнительной власти (самый серьезный инструмент влияния - возможность постановки вопроса о доверии Правительству), в той либо иной форме участвует в формировании Правительства, судебных органов Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть: организует исполнение законов, различными способами влияет на законодательный процесс (право законодательной инициативы, обязательность представления заключений Правительства на законопроекты, требующие привлечения дополнительных федеральных средств). Возможность выражения недоверия Правительству сбалансирована возможностью роспуска законодательного органа главой государства.

Президент Российской Федерации, являясь главой государства, фактически и юридически "присутствует" во всех властях. Глава государства издает нормативные указы (ст.90 Конституции РФ), которые в отдельных случаях выполняют роль первичных правовых регуляторов, контролирует Правительство Российской Федерации, выполняет отдельные квазисудебные функции (ст. 85 Конституции РФ).

Ряд исследователей отмечают, что Президент Российской Федерации не входит в систему разделения властей. Президент РФ не является главой исполнительной власти. Выполняя задачи, возложенные на него Конституцией, Президент обеспечивает необходимое согласование деятельности различных ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной, позволяющее бесперебойно действовать всему государственному механизму.

Информация о работе Реализация принципа «сдержек» и «противовесов» в Российской Федерации