Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 17:17, контрольная работа
Актуальность работы определяется необходимостью социально-политического осмысления проблем реформирования российского общества и формирования гражданского общества во взаимодействии с системой местного самоуправления.
Особую актуальность данной проблеме на современном этапе придают следующие обстоятельства:
— необходимость преодоления существующей политической напряжённости в обществе, возникающей всё чаще на почве противоречий между политикой центра и интересами регионов, на почве неэффективности существующей системы политической власти, в рамках которой крайне принижена роль местных управленческих структур. Сильные органы местного самоуправления послужат гарантом от разрушительных потрясений в обозримом будущем, позволят создать стабильную демократическую общественно-политическую ситуацию в обществе;
Введение
Роль местного самоуправления в становлении гражданского общества.
Правовые основы регулирования местного самоуправления.
Территориальные основы местного самоуправления в Самарской области.
Областная целевая программа «Установление на местности границ муниципальных образований Самарской области» на 2014-2020 годы
Заключение
В последнее время, начал приобретать осмысленность традиционный для России историко-генетический подход к проблемам местного самоуправления (статьи В.Л. Абрамова, А.Н. Дементьева). Появляются новые методы и темы исследований - социологические (Ж.Т. Тощенко), аксиологический подход (Ф.М. Бородкин) местного самоуправления.
Среди исследователей, политиков и практиков не прекращаются дискуссии по проблематике данной темы. Возникает множество вопросов: о месте и роли местного самоуправления в иерархической структуре публичной власти, о политико-правовом статусе местного самоуправления, характере и объеме его полномочий, степени автономности; об исторических традициях местного самоуправления в России и возможности использования западного опыта на российской почве; о соотношении трех уровней политического управления страной - федерального, субъектов федерации и местного, о характере их взаимоотношений и т.п.
Часто идентифицируют понятия «местное самоуправление» и «местное управление», поэтому нет единого мнения по определению основных институтов местного самоуправления и органов государственного управления на местах. Некоторые зарубежные специалисты дают свои толкования понятий, относящиеся к местному самоуправлению, и в них есть свое рациональное зерно. Так, в понятие «местное управление» включаются «все уровни управления ниже государственного», под понятием «местная власть» подразумевается «организация, действующая в интересах своих избирателей через избираемый совет и его исполнительный орган», а «местное самоуправление» определяется как «право демократически автономной единицы субнационального уровня управления регулировать и управлять значительной частью проблем общественности в интересах местного населения», или как деятельность самого населения местной территориальной единицы и его выборных органов по решению местных вопросов.
В отечественной литературе
под местным самоуправлением
подразумеваются «местные представительные
органы, избираемые населением соответствующей
административно-
На наш взгляд, это естественно,
поскольку становление власти на
местном уровне не замыкается в рамках
самоуправления, а связано с процессом
преобразования российской государственности
в целом. Главная трудность на
этом пути состоит в отсутствии четкой
парадигмы государственного устройства
на начальном этапе
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Федеральными законами напрямую также регулируются некоторые другие аспекты местного самоуправления, имеющие косвенное значение. В частности, Гражданский кодекс РФ определяет вопросы правового режима муниципальной собственности, вопросы деятельности муниципальных предприятий и учреждений. Кроме того, существуют специальные законы по отдельным аспектам местного самоуправления. Такими законами, например, являются Федеральный закон "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" (2005г.), а также Федеральный закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (2009г.).
Огромную роль в системе
правового регулирования
Специальный федеральный закон регулирует муниципальную службу, закрепляет статус муниципальных служащих и предоставляет регионам соответствующие полномочия по регулированию муниципальной службы.
Избирательное законодательство России включает в себя несколько федеральных законов, регулирующих актуальные вопросы выборов и референдума в муниципальных образованиях. Основным избирательным законом является Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ".
Президент РФ как глава государства не является субъектом, нормативно регулирующим деятельность органов местного самоуправления. Он лишь своим указом утверждает оценку эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Субъекты РФ в сфере
организации и функционирования
местного самоуправления имеют четкую
нормотворческую компетенцию, прямо
предусмотренную Федеральным
На основании этих полномочий в субъектах РФ сформировалась значительная законодательная база.
В Самарской области ведущее место среди правовых актов занимает Устав Самарской области, который:
Например, в Самарской области принято и действует около 250 законов, регулирующих статус и полномочия органов местного самоуправления. Их можно подразделить на несколько групп:
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Территориальное разграничение местного самоупр
Нормы ч. 3 ст. 5, п. «б» ст. 71, п. «д», «м», «н» ст. 7 7 и ст. 131 Конституции Российской Федерации создают необходимые юридические условия для совершенствования этого государственно-правового института в системе единой территориальной организации Российского государства, которая обеспечивает организационную и функциональную самостоятельность муниципальных образований и установление соответствующих взаимосвязей между ними, что является непременным условием эффективности реализации управленческих функций.
Четкое установление границ каждой
территориальной единицы, включая
географические, экономические, правовые
и иные пределы осуществления полномоч
Первичное звено территориальной организации местного самоуправления является важным звеном территориального разграничения любого государства и его системы управления.
Статус территориальной
В Российской Федерации на законодательном у
Многообразие факторов, подчеркивающих
местную специфику, порождает сложную
природу правовой регламентации
Статья 131 Конституции Российской Федерации закрепила ряд фундаментальных принципов относительно правовой регламентации территориальной организации местного самоуправления: население реализует право на местное самоуправление в городских, сельских поселениях и иных территориях независимо от характера муниципальных образований; территориальные основы определяются с учетом исторических и иных местных традиций и особенностей; изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих муниципальных образований.
Пункт 1 статьи 12 Федерального закона «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации», детализируя конституционную но
Организация местного самоуправления выходит за пределы общего понятия территориальных основ, приводя к коммутации моделей территориальной организации местного самоуправления в зависимости от городских и сельских условий.
К настоящему времени в субъектах
Российской Федерации сложились
в основном три модели территориальной
организации местного самоуправления:
административно-
Наиболее уязвимым, с правовой точки
зрения, остается процедура изменения
границ муниципальных образований,
поскольку объективно трудно учесть
мнение всего населения. Поэтому
при формировании наиболее эффективной
модели территориальной организации
местного самоуправления доминирующими
должны служить не только оптимальность
размеров территории, ресурсная обеспеченность,
численность и плотность
С определенной степенью условности Российская Федерация представляет собой уникальную совокупность муниципальных образований, отличных друг от друга по этническому составу, численности населения, социально-экономическому потенциалу и т. д., что существенно затрудняет формирование единых подходов к определению территориальных основ местного самоуправления.
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«УСТАНОВЛЕНИЕ НА МЕСТНОСТИ ГРАНИЦ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
27.10.2011 года Постановление
Правительства Самарской
Целью Программы является развитие территориальной основы местного самоуправления в Самарской области.
Для достижения цели Программы необходимо решить следующие задачи:
- обеспечение установления на местности границ муниципальных образований Самарской области;
Информация о работе Роль местного самоуправления в становлении гражданского общества