Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2015 в 19:56, курсовая работа
Описание работы
Цель исследования заключается в том, чтобы на основе достижений современной юридической науки, с учетом положений действующего законодательства и практики его осуществления, исследовать правовой статус муниципального служащего в Российской Федерации, выработать рекомендации по его совершенствованию и упрочению его гарантий. В ходе исследования необходимо решить следующие задачи: - анализ понятия муниципальная служба и муниципальный служащий - проанализировать понятие, структуру и элементы правового статуса муниципального служащего; - рассмотреть перечень профессиональных прав и обязанностей муниципального служащего; - анализ ограничении и запретов, связанных с муниципальной службой - анализ гарантий правового статуса муниципального служащего; - выработать рекомендации по совершенствованию нормативной правовой регламентации правового статуса муниципального служащего;
Содержание работы
Введение Глава 1. Муниципальная служба в Российской Федерации: историко-правовой аспект 1.1 Система муниципальной службы в России на современном этапе 1.2 Нормативно-правовое регулирование муниципальной службы Глава 2. Правовой статус муниципального служащего 2.1 Понятие муниципальной службы и муниципального служащего 2.2. Права и обязанности муниципального служащего 2.3 Ограничения и запреты, связанные с муниципальной службой 2.4 Социальные гарантии при прохождении муниципальной службы 2.5 Ответственность муниципальных служащих Глава 3. Перспективы развития российской муниципальной службы 3.1 Специфика правового статуса муниципального служащего в Свердловской области Заключение Литература
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И
НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный
экономический университет»
Центр дистанционного образования
Курсовая работа
по дисциплине: Правовые основы
государственной и муниципальной
службы
по теме: Социальный статус
муниципального
служащего
Исполнитель:
Направление: ГМУ
Группа ЮРГ – 13 Арм
Екатеринбург
2015
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Муниципальная служба
в Российской Федерации: историко-правовой
аспект
1.1 Система муниципальной
службы в России на современном
этапе
1.2 Нормативно-правовое регулирование
муниципальной службы
Глава 2. Правовой статус муниципального
служащего
2.1 Понятие муниципальной
службы и муниципального служащего
2.2. Права и обязанности
муниципального служащего
2.3 Ограничения и запреты,
связанные с муниципальной службой
2.4 Социальные гарантии
при прохождении муниципальной
службы
2.5 Ответственность муниципальных
служащих
Глава 3. Перспективы развития
российской муниципальной службы
3.1 Специфика правового
статуса муниципального служащего
в Свердловской области
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Понятие "муниципальной службы"
сравнительно новое для нашего законодательства.
Понятие, виды, содержание муниципальной
службы напрямую связанны с пониманием
и законодательным установлением местного
самоуправления и системы его органов.
Раньше данный вопрос относился к государственной
службе, которая давала общие понятия
и регламентировала как государственную
службу, так и муниципальную службу. Теперь,
правовая база муниципальной службы становится
на собственный правовой путь. Это связано
с тем, что идет общее развитие всех институтов
муниципального права. Осуществление
широких демократических реформ в Российской
Федерации закономерно предполагает развитие
эффективной системы местного самоуправления.
Современный этап формирования местного
самоуправления характеризуется усилением
внимания к такой ее важной составляющей,
как муниципальная служба, центральное
место в которой занимает муниципальный
служащий.
Сегодня делаются попытки создания
оптимальной модели специалиста в области
муниципального управления. В данном ракурсе
важной категорией является правовое
положение (статус) муниципального служащего,
которое в отечественной юриспруденции
изучено не в полной мере. Надо отметить,
что практическая деятельность данного
субъекта, реализация им своих профессиональных
прав и обязанностей напрямую связана
с рядом влияющих на это социально-экономических,
политических, правовых и иных факторов,
которые также требуют обстоятельного
осмысления.
В соответствующих нормативных
правовых актах сегодня провозглашены
многоплановые права и обязанности муниципальных
служащих. Между тем не всегда их перечень
логичен, не всегда предусмотрены юридические
механизмы их реализации, подчас нет конкретики
в определении некоторых из их гарантий.
В свою очередь, четкая регламентация
правового статуса муниципального служащего,
его гарантий во многом обусловливает
эффективность его работы, а равно продуктивность
Важным фактором, влияющим на
совершенствование муниципального управления,
является адекватная юридическая ответственность
муниципального служащего за ненадлежащее
осуществление своих полномочий. Повышение
ответственности муниципальных служащих,
борьба с правонарушениями в сфере муниципальной
службы выступают самостоятельными задачами
в деле укрепления законности и правопорядка
в стране.
Надо отметить, что в правовой
науке и ранее уделялось, и сегодня уделяется
немалое внимание вопросам непосредственно
сферы муниципальной службы, работе муниципальных
служащих в условиях формирования в России
правового государства и гражданского
общества.
Несмотря на множество работ
в области муниципальной службы и местного
самоуправления, вопросы собственно правового
статуса муниципального служащего не
получили самостоятельного и полного
освещения. В тех или иных трудах рассматривались
важные, но, как правило, лишь отдельные
аспекты. Специально не исследовались
также проблемы подготовки, переподготовки
и повышения квалификации муниципальных
служащих, что непосредственно влияет
на качество осуществления их прав и обязанностей.
Актуальность темы и ее недостаточная
разработанность предопределили необходимость
осуществления комплексного исследования
прав и обязанностей муниципального служащего,
составляющих его правовой статус, а также
гарантий их реализации.
Объектом исследования является
специальный правовой статус особого
субъекта - муниципального служащего в
Российской Федерации.
Предметом исследования выступает
комплекс профессиональных прав и обязанностей
муниципального служащего как элементов
его специального правового статуса, а
также их социально-экономические, политические,
идеологические, юридические и иные гарантии.
Цель исследования заключается
в том, чтобы на основе достижений современной
юридической науки, с учетом положений
действующего законодательства и практики
его осуществления, исследовать правовой
статус муниципального служащего в Российской
Федерации, выработать рекомендации по
его совершенствованию и упрочению его
гарантий.
В ходе исследования необходимо
решить следующие задачи:
- анализ понятия муниципальная
служба и муниципальный служащий
- проанализировать понятие,
структуру и элементы правового
статуса муниципального служащего;
- рассмотреть перечень
профессиональных прав и обязанностей
муниципального служащего;
- анализ ограничении и
запретов, связанных с муниципальной
службой
- анализ гарантий правового
статуса муниципального служащего;
- выработать рекомендации
по совершенствованию нормативной
правовой регламентации правового
статуса муниципального служащего;
ГЛАВА 1. МУНИЦИПАЛЬНАЯ
СЛУЖБА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Система муниципальной
службы в России на современном
этапе
Муниципальная служба- профессиональная
деятельность граждан, которая осуществляется
на постоянной основе на должностях муниципальной
службы, замещаемых путем заключения трудового
договора (контракта).
Конституция Российской Федерации,
принятая в 1993 году, провозгласила в качестве
одной из основ конституционного строя
местное самоуправление. "В Российской
Федерации признается и гарантируется
местное самоуправление. Местное самоуправление
в пределах своих полномочий самостоятельно.
Органы местного самоуправления не входят
в систему органов государственной власти"
(ст. 12).
Не включение органов местного
самоуправления в систему органов государственной
власти поставило на повестку дня вопрос
о необходимости формирования отличного
от государственной службы корпуса профессиональных
управленцев, реализующих полномочия
в органах местного самоуправления от
имени и по поручению муниципального образования.
Так, впервые в истории российского государства
была организована самостоятельная муниципальная
служба.
Будучи значительно более молодым
организационно-правовым институтом,
чем государственная служба, муниципальная
служба первоначально во многом была упрощенной
копией первой. Это вполне подтверждается
положениями статьи 60 Федерального закона
"Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации"
1995 года: "впредь до принятия соответствующего
федерального закона на муниципальных
служащих распространяются ограничения,
установленные федеральным законодательством
для государственных служащих". Впрочем,
и принятый тремя годами позже специальный
федеральный закон о муниципальной службе
был фактически "братом-близнецом"
федерального закона о государственной
службе.
Однако со временем муниципальная
служба все более и более обособлялась
от государственной. Осуществляемая в
стране широкомасштабная работа по реформированию
одной из важнейших основ конституционного
строя России, какой по праву является
местное самоуправление, выдвинула целый
ряд актуальных и непростых задач, связанных
с преобразованием как в целом функционирования
местного самоуправления, так и укрепления
в его системе кадрового потенциала и
кадровой политики.
Новый толчок преобразованию
муниципальной службы был дан стартом
проводимой с начала XXI в нашей стране
административной реформы, в рамках которой
существенным изменениям подверглась
как государственная служба, так и система
местного самоуправления. По справедливому
мнению А.Ф. Ноздрачева, "повышение эффективности
работы органов исполнительной власти
и теснейшим образом взаимодействующих
с ними, хотя и не входящих в их систему,
органов местного самоуправления находится
в прямой зависимости от того, в каком
состоянии находится правовое регулирование
государственной гражданской и муниципальной
службы. Принятие Закона № 58-ФЗ дает непосредственный
импульс процессу совершенствования законодательства
о муниципальной службе в Российской Федерации".
Принятие Федерального закона
"О государственной гражданской службе
Российской Федерации" от 27 июля 2004
г. явилось несомненным шагом в сторону
формирования служебного права. В отличие
от действовавшего ранее Федерального
закона "Об основах государственной
службы в Российской Федерации" в новом
законе сделана попытка урегулировать
не только специфические вопросы прохождения
государственной службы, но и вообще всю
трудовую деятельность государственного
служащего.
Новый закон о муниципальной
службе, принятый 2 марта 2007 года, основан
на принципиально иной концепции. В нем
законодатель принципиально отказался
от дублирования норм трудового законодательства
и "терминологических подмен", которые
так характерны для Федерального закона
"О государственной гражданской службе
Российской Федерации". Как отмечается
в пояснительной записке к законопроекту,
принципиальным положением законопроекта,
отличающим статус муниципальных служащих
от статуса государственных гражданских
служащих Российской Федерации, является
то, что замещение должностей муниципальной
службы осуществляется на основе трудового
договора (контракта), а не служебного
контракта, как это предусмотрено для
государственных гражданских служащих
Российской Федерации. Данное положение
законопроекта является одной из его концептуальных
основ, поскольку позволяет не дублировать
в законодательстве о муниципальной службе
многочисленные нормы трудового законодательства,
обеспечивая тем самым их прямое действие
и облегчая порядок их применения. Учитывая
положение статьи 11 Трудового кодекса
Российской Федерации, согласно которому
нормы трудового права распространяются
на всех работников, заключивших трудовой
договор с работодателем, на муниципальных
служащих будет распространяться действие
трудового законодательства с особенностями,
предусмотренными законодательством
о муниципальной службе. Заключение контракта
предусмотрено законопроектом только
применительно к гражданину, поступающему
на должность главы местной администрации
по результатам конкурса на замещение
указанной должности.
С учетом вышеизложенного представляется,
что принятие Федерального закона "О
муниципальной службе в Российской Федерации"
станет важным шагом формирования ее новой
организационно-правовой модели. Все это
делает актуальным изучение научных и
практических основ функционирования
муниципальной службы на новом этапе административной
реформы.
1.2 Нормативно-правовое
регулирование муниципальной службы
Создание нормативной правовой
основы муниципальной службы — одно из
основных направлений становления и совершенствования
муниципальной службы РФ.
Итак, в настоящее время, нормативное
правовое регулирование муниципальной
службы РФ осуществляется:
1) Конституцией Российской
Федерации, которая закрепляет
исходные для муниципальной службы основы:
верховенство Конституции РФ и федеральных
законов на всей территории РФ; единство
системы муниципальной власти, разграничение
предметов ведения между РФ и субъектами
Федерации; приоритет прав и свобод человека
и гражданина; обязанность государства
признавать, соблюдать и защищать права
и свободы человека и гражданина; равный
доступ граждан к муниципальной службе;
2) Федеральным законом
от 02 марта 2007 г. № 25-ФЗ "О муниципальной
службе в Российской Федерации», который в соответствии
с Конституцией РФ определяет правовые
и организационные основы системы муниципальной
службы РФ, основные принципы ее построения
и функционирования, в том числе взаимосвязь
государственной и муниципальной службы;
3) Федеральным законом
РФ от 23 июля 2008 г. № 160-ФЗ "О внесении
изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации в
связи с совершенствованием осуществления
полномочий правительства Российской
Федерации"
4) Федеральным законом РФ от
27 октября 2008 г. № 181-ФЗ "О вынесении
изменения в статью 21 Федерального закона
"О муниципальной службе в Российской
Федерации"
5) Федеральным законом РФ от
27 октября 2008 г. № 182-ФЗ "О признании
утратившей силу части 3 статьи 22 Федерального
закона "О муниципальной службе в Российской
Федерации"
6) Федеральным законом РФ от
25 ноября 2008 г. № 219-ФЗ "О внесении изменения
Федеральный закон "О муниципальной
службе в Российской Федерации"
7) Федеральным законом РФ от
22 декабря 2008 г. № 267-ФЗ "О внесении изменений
в Федеральный закон "О муниципальной
службе в Российской Федерации"
8) Федеральным законом РФ от
25 декабря 2008 г. № 280-ФЗ " О внесении изменений
в отдельные законодательные акты российской
федерации в связи с ратификацией конвенции
организации, объединённых нации против
коррупции от 31 октября 2003 года и конвенция
об уголовной ответственности за коррупцию
от 27 января 1999 года и принятием Федерального
закона "О противодействии коррупции"