Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2015 в 19:56, курсовая работа
Описание работы
Цель исследования заключается в том, чтобы на основе достижений современной юридической науки, с учетом положений действующего законодательства и практики его осуществления, исследовать правовой статус муниципального служащего в Российской Федерации, выработать рекомендации по его совершенствованию и упрочению его гарантий. В ходе исследования необходимо решить следующие задачи: - анализ понятия муниципальная служба и муниципальный служащий - проанализировать понятие, структуру и элементы правового статуса муниципального служащего; - рассмотреть перечень профессиональных прав и обязанностей муниципального служащего; - анализ ограничении и запретов, связанных с муниципальной службой - анализ гарантий правового статуса муниципального служащего; - выработать рекомендации по совершенствованию нормативной правовой регламентации правового статуса муниципального служащего;
Содержание работы
Введение Глава 1. Муниципальная служба в Российской Федерации: историко-правовой аспект 1.1 Система муниципальной службы в России на современном этапе 1.2 Нормативно-правовое регулирование муниципальной службы Глава 2. Правовой статус муниципального служащего 2.1 Понятие муниципальной службы и муниципального служащего 2.2. Права и обязанности муниципального служащего 2.3 Ограничения и запреты, связанные с муниципальной службой 2.4 Социальные гарантии при прохождении муниципальной службы 2.5 Ответственность муниципальных служащих Глава 3. Перспективы развития российской муниципальной службы 3.1 Специфика правового статуса муниципального служащего в Свердловской области Заключение Литература
Действующим законодательством
регламентируется порядок выплаты заработной
платы. Так, согласно ст. 136 ТК РФ при выплате
заработной платы работодатель обязан
выдавать работнику расчетный листок,
в котором должны быть указаны составные
части заработной платы, размеры и основания
произведенных удержаний из заработной
платы, а также об общей денежной сумме,
подлежащей выплате. Форма расчетного
листка утверждается работодателем с
учетом мнения представительного органа
работников.
Все эти правила трудового законодательства
должны соблюдаться и на муниципальной
службе.
Кроме того, ст. 142 ТК РФ закрепляет
право работника в случае задержки выплаты
заработной платы на срок более 15 дней,
известив работодателя в письменной форме,
приостановить работу на весь период до
выплаты задержанной суммы. В период приостановления
работы работник имеет право в свое рабочее
время отсутствовать на рабочем месте
и обязан выйти на работу на следующий
рабочий день после получения письменного
уведомления от работодателя о готовности
произвести выплату задержанной заработной
платы в день выхода работника на работу.
Будет ли распространяться данная норма
в отношении муниципального служащего?
В ст. 142 Трудового кодекса закрепляется
исчерпывающий перечень случаев, когда
не допускается приостановление работы
в связи с невыплатой заработной платы.
В отличие от государственных служащих,
муниципальные служащие в данном перечне
не названы. Нужно заметить, что ст. 14 комментируемого
закона запрещает муниципальному служащему
прекращать исполнение должностных обязанностей
в целях урегулирования трудового спора.
Однако рассматриваемый случай не относится
к трудовым спорам. Таким образом, на наш
взгляд, действующее законодательство
не содержит запрета муниципальному служащему
приостанавливать исполнение служебных
обязанностей в связи с невыплатой денежного
содержания
3) отдых, обеспечиваемый
установлением нормальной продолжительности
рабочего (служебного) времени, предоставлением
выходных дней и нерабочих
праздничных дней, а также ежегодного
оплачиваемого отпуска;
Вторая группа гарантий направлена
на обеспечение условий внешнего порядка,
но также имеющих конечной целью оптимальные
условия для служебной деятельности. К
их числу относятся:
4) медицинское обслуживание
муниципального служащего и членов
его семьи, в том числе после
выхода муниципального служащего
на пенсию;
Медицинское обслуживание муниципальных
служащих, как и иных граждан, регламентируется
Основами законодательства Российской
Федерации об охране здоровья граждан
от 22 июля 1993 г. N 5487-1. Согласно ст. 20 Основ,
при заболевании, утрате трудоспособности
и в иных случаях граждане имеют право
на медико-социальную помощь, которая
включает профилактическую, лечебно-диагностическую,
реабилитационную, протезно-ортопедическую
и зубопротезную помощь, а также меры социального
характера по уходу за больными, нетрудоспособными
и инвалидами, включая выплату пособия
по временной нетрудоспособности. Граждане
имеют право на бесплатную медицинскую
помощь в государственной и муниципальной
системах здравоохранения. Гарантированный
объем бесплатной медицинской помощи
предоставляется гражданам в соответствии
с программой государственных гарантий
оказания гражданам Российской Федерации
бесплатной медицинской помощи. Такая
Программа была утверждена на 2007 г. постановлением
Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 885.
Медицинская помощь на территории
Российской Федерации предоставляется
за счет средств обязательного медицинского
страхования и средств бюджетов всех уровней.
Медицинское страхование осуществляется
в соответствии с Законом РФ от 28 июня
1991 г. "О медицинском страховании граждан
в Российской Федерации".
Согласно закону, медицинское
страхование осуществляется в двух видах:
обязательном и добровольном.
Обязательное медицинское страхование
является составной частью государственного
социального страхования и обеспечивает
всем гражданам Российской Федерации
равные возможности в получении медицинской
и лекарственной помощи, предоставляемой
за счет средств обязательного медицинского
страхования в объеме и на условиях, соответствующих
программам обязательного медицинского
страхования.
В качестве субъектов медицинского
страхования выступают: застрахованное
лицо, страхователь, страховая медицинская
организация, медицинское учреждение.
Страхователями при обязательном
медицинском страховании для работающего
населения являются работодатели. Соответственно,
в отношении муниципального служащего
страхователем будет выступать муниципальное
образование (орган местного самоуправления).
В качестве страховщиков выступают
страховые медицинские организации. Договор
медицинского страхования является соглашением
между страхователем и страховой медицинской
организацией, в соответствии с которым
последняя обязуется организовывать и
финансировать предоставление застрахованному
контингенту медицинской помощи определенного
объема и качества или иных услуг по программам
обязательного медицинского страхования
и добровольного медицинского страхования.
Страховыми медицинскими организациями
выступают юридические лица, осуществляющие
медицинское страхование и имеющие государственное
разрешение (лицензию) на право заниматься
медицинским страхованием. Органы управления
здравоохранением и медицинские учреждения
не имеют права быть учредителями страховых
медицинских организаций. Нормой ст. 9
Закона Российской Федерации от 28 июня
1991 г. N 1499-1 "О медицинском страховании
граждан в Российской Федерации" закреплено
право страхователя на свободный выбор
страховой организации, гражданин также
наделен правом на выбор медицинской страховой
организации (ст. 6). Однако процедура выбора
гражданином страховой медицинской организации
в нормах федерального законодательства
не установлена.
Застрахованные лица (муниципальные
служащие) реализуют свое право на бесплатную
медицинскую помощь на основе страхового
медицинского полиса обязательного страхования.
Однако в ряде случаев медицинская
помощь должна оказываться лицу независимо
от наличия у него страхового медицинского
полиса. Это, например, относится к скорой
медицинской помощи при несчастных случаях,
травмах, отравлениях и т.п.
5) пенсионное обеспечение
за выслугу лет и в связи
с инвалидностью, а также пенсионное
обеспечение членов семьи муниципального
служащего в случае его смерти,
наступившей в связи с исполнением
им должностных обязанностей;
6) обязательное государственное
страхование на случай причинения
вреда здоровью и имуществу
муниципального служащего в связи
с исполнением им должностных
обязанностей;
7) обязательное государственное
социальное страхование на случай
заболевания или утраты трудоспособности
в период прохождения муниципальным
служащим муниципальной службы
или после ее прекращения, но
наступивших в связи с исполнением
им должностных обязанностей;
8) защита муниципального
служащего и членов его семьи
от насилия, угроз и других
неправомерных действий в связи
с исполнением им должностных
обязанностей в случаях, порядке
и на условиях, установленных
федеральными законами.
2. При расторжении трудового
договора с муниципальным служащим
в связи с ликвидацией органа
местного самоуправления, избирательной
комиссии муниципального образования
либо сокращением штата работников
органа местного самоуправления,
аппарата избирательной комиссии
муниципального образования муниципальному
служащему предоставляются гарантии,
установленные трудовым законодательством
для работников в случае их
увольнения в связи с ликвидацией
организации либо сокращением
штата работников организации.
3. Законами субъекта Российской
Федерации и уставом муниципального
образования муниципальным служащим
могут быть предоставлены дополнительные
гарантии.
Статья 24. Пенсионное обеспечение
муниципального служащего и членов его
семьи
1. В области пенсионного
обеспечения на муниципального
служащего в полном объеме
распространяются права государственного
гражданского служащего, установленные
федеральными законами и законами
субъекта Российской Федерации.
2. Определение размера
государственной пенсии муниципального
служащего осуществляется в соответствии
с установленным законом субъекта
Российской Федерации соотношением
должностей муниципальной службы
и должностей государственной
гражданской службы субъекта
Российской Федерации. Максимальный
размер государственной пенсии
муниципального служащего не
может превышать максимальный
размер государственной пенсии
государственного гражданского
служащего субъекта Российской
Федерации по соответствующей
должности государственной гражданской
службы субъекта Российской Федерации.
3. В случае смерти муниципального
служащего, связанной с исполнением
им должностных обязанностей, в
том числе наступившей после
увольнения его с муниципальной
службы, члены семьи умершего
имеют право на получение пенсии
по случаю потери кормильца
в порядке, определяемом федеральными
законами.
2.5 Ответственность
муниципальных служащих
Как и все граждане, муниципальные
служащие, совершившие уголовное преступление,
гражданское правонарушение или административный
проступок вне службы, подвергаются соответствующим
мерам наказания в общеправовом порядке.
В тоже время муниципальные служащие совершают
правонарушения и проступки, которые непосредственно
связаны с муниципальной службой, с невыполнением
или ненадлежащим выполнением своих служебных
обязанностей. Такие правонарушения характеризуются
повышенной опасностью, поскольку затрагивают
непосредственно интересы государства,
правопорядок, права и свободы граждан,
а потому должны сопровождаться повышенной
юридической ответственностью.
Под юридической ответственностью
муниципальных служащих понимаются меры
принудительного характера, которые предусматриваются
законом и другими нормативными правовыми
актами в качестве реакции государства
на совершение муниципальных служащим
правонарушения (см. рис.2.1). Основанием
для применения таких мер является нарушение
муниципальным служащим своих обязанностей.
К особенностям регламентации
ответственности муниципальных служащих
относятся:
-в ряде случаев - повышенная
ответственность;
-специфические санкции,
применяемые только в отношении
муниципальных служащих.
В зависимости от вида и серьезности
правонарушения, степени вины и обстоятельств,
при которых служебные обязанности были
нарушены, к муниципальным служащим могут
применяться следующие виды юридической
ответственности: уголовная; административная;
дисциплинарная; гражданско-правовая.
Один из ведущих специалистов
в области служебного права профессор
Ю.Н. Старилов отмечает, что основным видом
ответственности муниципальных служащих
является дисциплинарная ответственность
(за совершение должностного проступка),
поскольку соблюдение трудовой (служебной
дисциплины) и укрепление государственной
дисциплины являются одной из важнейших
обязанностей служащего.
Дисциплинарная
ответственность устанавливается за должностной
проступок, т.е. за виновное неисполнение
или ненадлежащее исполнение муниципальным
служащим возложенных на него обязанностей.
Статья 27 Федерального закона о муниципальной
службе предписывает органам местного
самоуправления в своих правовых актах
руководствоваться тем перечнем дисциплинарных
взысканий, который провозглашен в федеральных
законах и законах субъектов РФ. В настоящее
время это положение находится в противоречии
с нормой, содержащейся в статье 192 Трудового
кодекса РФ, не допускающей установления
дисциплинарных взысканий законами субъектов
РФ: "Не допускается применение дисциплинарных
взысканий, не предусмотренных федеральными
законами, уставами и положениями о дисциплине".
Поскольку в упоминаемых здесь федеральных
актах отсутствует упоминание о конкретных
дисциплинарных взысканиях, на муниципального
служащего распространяются только те
их виды, которые закреплены в статье 192
Трудового кодекса РФ: замечание, выговор,
увольнение по соответствующим основаниям.
Следовательно, только эти виды взысканий
должны предусматриваться муниципальными
правовыми актами.
Ряд субъектов РФ в законодательном
порядке ввели нормы, согласно которым
муниципальный служащий, совершивший
должностной проступок, нарушение трудовой
дисциплины, допустивший превышение должностных
полномочий, а также за –несоблюдение
ограничений, связанных с муниципальной
службой, может быть временно отстранен
от исполнения должностных обязанностей
с сохранением денежного содержания. В
случае же появления информации о нарушении
муниципальным служащим федеральных законов,
нормативных правовых актов органов государственной
власти субъекта РФ и органов местного
самоуправления либо о допущенных им злоупотреблениях
руководитель органа муниципальной власти
(либо его структурного подразделения)
может назначить служебное расследование.
Порядок обжалования дисциплинарных
взысканий устанавливается законодательством
субъектов РФ, муниципальными правовым
актами в соответствии с нормами трудового
законодательства.
Административная
ответственность муниципального служащего возникает
за совершенное им административное правонарушение,
т.е. за посягающее на государственный
и общественный порядок, собственность,
права и свободы граждан, установленный
порядок управления противоправное, виновное
(умышленное или неосторожное) действие
либо бездействие, за которое законодательством
предусмотрена административная ответственность.
Последнее состоит из Кодекса РФ об административных
правонарушениях и принимаемых в соответствии
с ним законов субъектов РФ об административных
правонарушениях.
Специфика административной
ответственности, во-первых, состоит в
том, что в качестве муниципальных служащих
(а не на общих основаниях) они несут ее
лишь за те административные проступки,
которые совершены ими при исполнении
должностных обязанностей. Во – вторых,
муниципальные служащие несут административную
ответственность не перед органами местного
самоуправления, где они состоят на службе,
а перед судьями и органами, уполномоченными
рассматривать дела об административных
правонарушениях (например, комиссиями
по делам несовершеннолетних и защите
их прав, органами внутренних дел, налоговыми
органами, таможенными органами и т.д.).
К числу основных административных
наказаний относятся: предупреждение,
административный штраф, лишение специального
права, предоставленного физическому
лицу, административный арест и дисквалификация.
Причем к должностным лицам местного самоуправления
(как специальным субъектам ответственности)
могут быть применены только предупреждения
и штраф – в случае совершения ими административного
правонарушения в связи с неисполнением
либо ненадлежащим исполнением своих
служебных обязанностей.
Материальная ответственность муниципальных служащих регулируется
нормами трудового права и возникает за
ущерб, причиненный ими органу местного
самоуправления в результате виновного
противоправного поведения. Материальная
ответственность служащего перед работодателем
(органом местного самоуправления) ограничена
его средним месячным заработком либо
вообще исключается в случаях возникновения
ущерба вследствие: непреодолимой силы,
нормального хозяйственного риска, крайней
необходимости или необходимой обороны
либо неисполнения органами местного
самоуправления обязанности по обеспечению
надлежащих условий для хранения имущества,
вверенного муниципальному служащему,
поскольку во всех перечисленных случаях
отсутствует противоправность в действиях
работника.