Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2015 в 19:56, курсовая работа
Описание работы
Цель исследования заключается в том, чтобы на основе достижений современной юридической науки, с учетом положений действующего законодательства и практики его осуществления, исследовать правовой статус муниципального служащего в Российской Федерации, выработать рекомендации по его совершенствованию и упрочению его гарантий. В ходе исследования необходимо решить следующие задачи: - анализ понятия муниципальная служба и муниципальный служащий - проанализировать понятие, структуру и элементы правового статуса муниципального служащего; - рассмотреть перечень профессиональных прав и обязанностей муниципального служащего; - анализ ограничении и запретов, связанных с муниципальной службой - анализ гарантий правового статуса муниципального служащего; - выработать рекомендации по совершенствованию нормативной правовой регламентации правового статуса муниципального служащего;
Содержание работы
Введение Глава 1. Муниципальная служба в Российской Федерации: историко-правовой аспект 1.1 Система муниципальной службы в России на современном этапе 1.2 Нормативно-правовое регулирование муниципальной службы Глава 2. Правовой статус муниципального служащего 2.1 Понятие муниципальной службы и муниципального служащего 2.2. Права и обязанности муниципального служащего 2.3 Ограничения и запреты, связанные с муниципальной службой 2.4 Социальные гарантии при прохождении муниципальной службы 2.5 Ответственность муниципальных служащих Глава 3. Перспективы развития российской муниципальной службы 3.1 Специфика правового статуса муниципального служащего в Свердловской области Заключение Литература
Обязательства лояльности вынуждают
служащего воздерживаться от поступков
или публичных высказываний, которые могут
выражать негативное отношение к государству,
власти, органам управления. Служащий
не может выражать на службе или вне ее
мнения, которые ослабили бы доверие клиентов,
получателей муниципальных услуг к муниципальной
службе.
Меры ответственности за несоблюдение
данного запрета должны быть адекватны
как содержанию публичных высказываний,
так и занимаемой муниципальным служащим
должности, и характеру выполняемых функций.
Значительно больший урон репутации органа
местного самоуправления может быть нанесен
при отсутствии сдержанности в выражении
взглядов у служащих, замещающих высшие
должности муниципальной службы.
Один из принципов муниципальной
службы (ст. 4) говорит о необходимости
доступности информации о деятельности
муниципальных служащих. В органах местного
самоуправления могут быть должности
или структурные подразделения, прямой
обязанностью которых является взаимодействие
со средствами массовой информации. Если
муниципальный служащий не связан с подобной
деятельностью должностными обязанностями,
то он не имеет права публично высказывать
суждения и оценки о деятельности государственных
органов.
10) принимать без письменного
разрешения главы муниципального
образования награды, почетные и
специальные звания (за исключением
научных) иностранных государств, международных
организаций;
Признание иностранным государством
или организацией каких-либо заслуг лица,
находящегося на муниципальной службе
в Российской Федерации, могло бы поставить
служащего в двусмысленное положение.
Смысл данного запрета связан
не только с предотвращением использования
должностного положения муниципальным
служащим в неслужебных целях, но и с защищенностью
служащих от неправомерного вмешательства
в их профессиональную служебную деятельность.
Исключением из запрета являются
случаи, когда в должностные обязанности
муниципального служащего входит взаимодействие
с иностранными государствами, международными
организациями. Принцип взаимодействия
с общественными объединениями и гражданами
является одним из важнейших принципов
гражданской службы. Также возможно получение
муниципальным служащим научных наград
или званий иностранных государств, международных
организаций, так как муниципальный служащий
вправе выполнять иную работу при наличии
условий, предусмотренных законом (п. 2
ст. 11).
11) использовать преимущества
должностного положения для предвыборной
агитации, а также для агитации
по вопросам референдума;
Конституционное право граждан
Российской Федерации избирать и быть
избранными в органы государственной
власти и органы местного самоуправления,
а также участвовать в референдуме (п.
2 ст. 32) в данном случае не нарушается.
Муниципальный служащий, как и любой гражданин
Российской Федерации, может участвовать
в выборах и референдумах. Запрет касается
использования административных ресурсов
и должностного положения в предвыборной
агитации, что может поставить участников
выборного процесса в неравные условия.
К формам решения непосредственно
населением вопросов местного значения
относится местный референдум, который
может проводиться на всей территории
муниципального образования (ст. 22 Федерального
закона "Об общих принципах организации
местного самоуправления в РФ"). Органы
местного самоуправления обеспечивают
исполнение принятого на местном референдуме
решения. Правовую основу местного референдума
в настоящее время составляют следующие
нормативные правовые акты:
Конституция РФ (ст. 130, 32);
Федеральный конституционный
закон от 10 октября 1995 г. N 5-ФЗ "О референдуме
в Российской Федерации";
Федеральный закон от 12 июня
2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации";
Федеральный
закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих
принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации";
Конституции, уставы субъектов
Российской Федерации;
Законы субъектов РФ о местном
референдуме;
Законы субъектов РФ о местном
самоуправлении;
муниципальные нормативные
правовые акты.
12) использовать свое должностное
положение в интересах политических
партий, религиозных и других
общественных объединений, а также
публично выражать отношение
к указанным объединениям в
качестве муниципального служащего;
Конституция РФ, признавая идеологическое
и политическое многообразие, многопартийность
в Российской Федерации, определяет, что
в Российской Федерации никакая идеология
не может устанавливаться в качестве государственной
и обязательной, а общественные объединения
равны перед законом (ст. 13).
Следовательно, участие в качестве
муниципального служащего в деятельности
политических партий, общественных объединений,
если это влияет на служебную деятельность,
несовместимо с должностью муниципальной
службы. Задачи, выполняемые муниципальными
служащими, требуют от них проявления
нейтральности, компетентности, беспристрастности.
Служащие обязаны руководствоваться в
своей деятельности исключительно законодательством
и не должны быть связаны решениями партий,
политических движений и иных общественных
объединений.
Запрет полностью исключает
возможность для муниципальных служащих:
использовать свое положение
для сбора средств на какие-либо политические
кампании;
агитации за программы и задачи
политических партий, общественных объединений;
использование должностных
положений для создания позитивного или
негативного имиджа политических партий,
других общественных объединений, религиозных
объединений.
Зачастую принцип "политической
нейтральности" муниципальных служащих
неправильно трактуется. Законом не ограничивается
свобода совести, мысли и слова. Каждый
муниципальный служащий имеет право придерживаться
любых взглядов, быть членом политической
партии, но не использовать статус служащего
вне служебных целей. Таким образом, запрет
имеет целью обеспечить объективность
и нейтральность профессиональной муниципальной
службы в отношении всех граждан, независимо
от их политических взглядов и убеждений.
В Российской Федерации каждому
гарантируются свобода совести, свобода
вероисповедания, включая право исповедовать
индивидуально или совместно с другими
любую религию или не исповедовать никакой,
свободно выбирать, иметь и распространять
религиозные и иные убеждения и действовать
в соответствии с ними (ст. 28 Конституции
РФ).
Муниципальному служащему запрещено
использовать должностное положение в
интересах религиозных объединений, публично
выражать отношение к ним. Это значит,
что служащий не вправе заниматься пропагандой
отношений к той или иной религии.
Конституцией РФ установлено,
что Российская Федерация - светское государство.
Никакая религия не может устанавливаться
в качестве государственной или обязательной,
а религиозные объединения отделены от
государства и равны перед законом (ст.
14), поэтому муниципальные служащие не
вправе вмешиваться в их деятельность,
создавать привилегии каким-либо из них.
13) создавать в органах
местного самоуправления, иных муниципальных
органах структуры политических
партий, религиозных и других
общественных объединений (за исключением
профессиональных союзов, а также
ветеранских и иных органов
общественной самодеятельности) или
способствовать созданию указанных
структур;
14) прекращать исполнение
должностных обязанностей в целях
урегулирования трудового спора;
Индивидуальный трудовой спор
(в соответствии со ст. 381 ТК РФ) - это неурегулированные
разногласия между работодателем и работником
по вопросам применения трудового законодательства
и иных нормативных правовых актов, содержащих
нормы трудового права, коллективного
договора, соглашения, локального нормативного
акта, трудового договора (в том числе
об установлении или изменении индивидуальных
условий труда), о которых заявлено в орган
по рассмотрению индивидуальных трудовых
споров. Индивидуальным трудовым спором
признается спор между работодателем
и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях
с этим работодателем, а также лицом, изъявившим
желание заключить трудовой договор с
работодателем, в случае отказа работодателя
от заключения такого договора.
Индивидуальные трудовые споры
рассматриваются комиссиями по трудовым
спорам и судами.
Порядок рассмотрения индивидуальных
трудовых споров регулируется ТК РФ и
иными федеральными законами, а порядок
рассмотрения дел по трудовым спорам в
судах определяется, кроме того, гражданским
процессуальным законодательством Российской
Федерации.
Муниципальному служащему запрещено
прекращение исполнения должностных обязанностей
в целях урегулирования служебного спора.
15) входить в состав
органов управления, попечительских
или наблюдательных советов, иных
органов иностранных некоммерческих
неправительственных организаций
и действующих на территории
Российской Федерации их структурных
подразделений, если иное не предусмотрено
международным договором Российской
Федерации или законодательством
Российской Федерации;
16) заниматься без письменного
разрешения представителя нанимателя
(работодателя) оплачиваемой деятельностью,
финансируемой исключительно за
счет средств иностранных государств,
международных и иностранных
организаций, иностранных граждан
и лиц без гражданства, если
иное не предусмотрено международным
договором Российской Федерации или законодательством
Российской Федерации.
2. Муниципальный служащий,
замещающий должность главы местной
администрации по контракту, не
вправе заниматься иной оплачиваемой
деятельностью, за исключением преподавательской,
научной и иной творческой
деятельности. При этом преподавательская,
научная и иная творческая
деятельность не может финансироваться
исключительно за счет средств
иностранных государств, международных
и иностранных организаций, иностранных
граждан и лиц без гражданства,
если иное не предусмотрено
международным договором Российской
Федерации или законодательством
Российской Федерации. Муниципальный
служащий, замещающий должность
главы местной администрации
по контракту, не вправе входить
в состав органов управления,
попечительских или наблюдательных
советов, иных органов иностранных
некоммерческих неправительственных
организаций и действующих на
территории Российской Федерации
их структурных подразделений, если
иное не предусмотрено международным
договором Российской Федерации
или законодательством Российской
Федерации.
2.1. В случае, если владение
муниципальным служащим, замещающим
должность главы местной администрации
по контракту, приносящими доход
ценными бумагами, акциями (долями
участия в уставных капиталах
организаций) может привести к
конфликту интересов, он обязан
передать принадлежащие ему указанные
ценные бумаги, акции (доли участия
в уставных капиталах организаций)
в доверительное управление в
соответствии с законодательством
Российской Федерации.
(часть вторая.1 введена
Федеральным законом от 25.12.2008 N 280-ФЗ)
3. Гражданин после увольнения
с муниципальной службы не
вправе разглашать или использовать
в интересах организаций либо
физических лиц сведения конфиденциального
характера или служебную информацию,
ставшие ему известными в связи
с исполнением должностных обязанностей.
2.4 Государственные гарантий
при прохождений муниципальной службы
Законом "О муниципальной
службе в Российской Федерации" четко
определяются функции основных гарантии
муниципальным служащим и их и их существенное
отличие от мер по социальной защите иных
групп населения.
Государственные гарантии вводятся
в целях: обеспечения правовой и социальной
защищенности муниципальных служащих;
повышения мотивации эффективного исполнения
ими своих должностных обязанностей; укрепления
стабильности профессионального состава
кадров муниципальной службы; в порядке
компенсации ограничений, установленных
законодательством для муниципальных
служащих.
Все гарантии, установленные
действующим законодательством, по содержанию
можно объединить в две группы:
Первая группа гарантий ориентирована
на обеспечение муниципальному служащему
нормативно-правовых условий для эффективного
исполнения должностных полномочий к
их числу относят:
1) условия работы, обеспечивающие
исполнение им должностных обязанностей
в соответствии с должностной
инструкцией;
Иными словами, муниципальному
служащему должны быть созданы условия
для надлежащего исполнения своих служебных
обязанностей. К таким условиям могут
относиться:
- обеспечение оргтехникой
и другими необходимыми материалами;
- предоставление необходимой
информации;
- в соответствующих случаях
обеспечение автотранспортом и
т.п.
2) право на своевременное
и в полном объеме получение
денежного содержания;
Оплата труда муниципального
служащего регламентируется специальными
нормами (ст. 22). Однако на муниципальных
служащих в полном объеме распространяются
те гарантии в сфере оплаты труда, которые
предусмотрены трудовым законодательством.
Согласно Трудовому кодексу, оплата труда
должна производиться не реже чем каждые
полмесяца. Для отдельных категорий работников
законодательством могут быть установлены
другие сроки ее выплаты. Нужно сказать,
что заработная плата может выплачиваться
в виде аванса и собственно заработной
платы. Однако в этом случае размер такого
аванса не может быть ниже оплаты труда
за фактически проработанное время.
Статья 236 ТК РФ закрепляет ответственность
работодателя за задержку выплаты заработной
платы (материальная ответственность).
В частности, при нарушении работодателем
установленного срока выплаты заработной
платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении
и других выплат, причитающихся работнику,
работодатель обязан выплатить их с уплатой
процентов (денежной компенсации) в размере
не ниже одной трехсотой ставки рефинансирования
Центрального банка Российской Федерации
за каждый день задержки. Пленум Верховного
Суда РФ пояснил, что если коллективным
договором или трудовым договором определен
иной размер процентов, подлежащий уплате
работодателем в связи с задержкой выплаты
заработной платы, суд исчисляет сумму
денежной компенсации с учетом этого размера,
при условии, что он не ниже установленного
ст. 236 ТК РФ. При этом начисление процентов
в связи с несвоевременной выплатой заработной
платы не исключает права работника на
индексацию сумм задержанной заработной
платы в связи с инфляцией (Постановление
Пленума Верховного Суда РФ "О применении
судами Российской Федерации Трудового
кодекса Российской Федерации" от 17
марта 2004 г.).