Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 11:20, курсовая работа
Актуальность темы работы обусловлена тем, что в современных условиях политическую реальность в значительной степени моделируют средства массовой информации, отчего в течение последних десяти лет утвердились такие термины, как «медиа-политика» и «медиа-политическая система». При этом доминирующие позиции в системе СМИ России занимает телевещание, так как телепрограммы принимает около 98% всего населения страны. В связи с этим все чаще отмечается, что, если событие политической жизни не было показано по ТВ, оно пройдет незамеченным широкими слоями населения, особенно в нашей стране, где уровень чтения периодики значительно отстает от уровня просмотра телевидения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ 5
1.1. Взаимоотношения государственной власти и СМИ как составляющая политического процесса 5
1.2. СМИ и органы власти в условиях политической системы современной России 22
1.3. Правовые проблемы организации информационного обеспечения общества о деятельности органов власти в современной России 27
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВЛАСТИ РБ И СМИ НА ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА 34
2.1 Общая характеристика Республики Башкортостан 34
2.2. Средства массовой информации Башкортостана 38
2.3 Анализ технологий взаимодействия органов власти РБ со СМИ и общественностью 40
3. Пути совершенствование взаимодействия региональных институтов власти и СМИ 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
Функция критики. Её в политической системе осуществляют не только масс-медиа, но и оппозиция, а также специализированные институты прокурорского, судебного и иного контроля. Однако критика СМИ отличается широтой или даже неограниченностью своего объекта, который составляют и президент, и правительство, и суд, и различные направления государственной политики, и сами СМИ.
Контрольная функция основывается
на авторитете общественного мнения.
Хотя СМИ, в отличие от государственных
и хозяйственных органов
Артикуляция и интеграция. СМИ не только критикуют недостатки в политике и обществе, но и выполняют конструктивную функцию артикуляции различных общественных интересов, конституирования и интеграции политических субъектов. Они обеспечивают представителям различных общественных групп возможность публично выражать свое мнение, находить и объединять единомышленников, сплачивать их общностью целей и убеждений, четко формулировать и представлять в общественном мнении свои интересы.
Необходимо отметить, что существуют три главных формы современной организации СМИ: частная (коммерческая), государственная и общественно-правовая. При коммерческой организации; господствующей, например, в США, СМИ находятся в частном владении и финансируются исключительно за счет доходов от рекламы и частных пожертвований. Для них характерна жесткая конкуренция за рекламные доходы и аудиторию. Важнейший недостаток коммерческой организации масс-медиа - их прямая зависимость от рекламодателей и владельцев, а также частое забвение общественных интересов и этических норм в погоне за успехом. В условиях государственной организации СМИ принадлежат государству и прямо финансируются и контролируются им. Преимуществом этой формы организации, преобладающей, например, во Франции, является независимость СМИ от крупного капитала, подконтрольность парламенту и правительству. Однако государственное финансирование СМИ может снижать их конкурентоспособность и использоваться для их подчинения власть имущим и бюрократии. К тому же, это тяжелое бремя для государственного бюджета.
Общественно-правовая организация
СМИ стремится освободить их от государственной
и частной зависимости. По этой модели
они финансируются главным
Ни один их трех рассмотренных
выше способов общественной организации
СМИ не является универсальным, лишенным
недостатков. По всей вероятности, наилучшим
образом гарантировать
Очевидно, что СМИ, независимо от формы их организации, выражают интересы общества, различных социальных групп, отдельных личностей. Их деятельность имеет важные общественно- политические следствия, так как характер информации, адресуемой аудитории, определяет её отношение к действительности и направление социальных действий. Поэтому, по признанию многих политологов, СМИ не просто информируют, сообщают новости, но и пропагандируют определённые идеи, взгляды, учения, политические программы и тем самым участвуют в социальном управлении. Путём формирования общественного мнения, выработки определённых социальных установок, формирования убеждений СМИ подталкивают человека к определённым поступкам, действиям. Всё это приводит к возрастанию политического участия общества и формированию его гражданского статуса.
В демократическом, правовом государстве каждый гражданин имеет обеспеченное законом право знать обо всём, что происходит внутри страны и в мире. Как справедливо подчёркивается во многих исследованиях и вытекает из многообразной и богатой практики, без гласности нет демократии, без демократии нет гласности. В свою очередь, гласность и демократия немыслимы без свободной, независимой печати. СМИ в данном случае являются такими же компонентами демократической системы, как парламент, исполнительные органы власти, независимый суд. В этом плане СМИ называют ещё «четвёртой властью». Это образное выражение не только говорит о них как о власти, но и указывает на своеобразный, специфический, непохожий на власть законодательную, исполнительную и судебную характер этой власти. В чём это своеобразие? Прежде всего, в том, что это - власть невидимая. Она не располагает какими-либо законодательными, исполнительными, правоохранительными и другими социальными органами. СМИ не могут приказывать, обязывать, наказывать, привлекать к ответственности. Единственное их оружие - слово, звук, изображение, несущее определённую информацию, т.е. сообщение, суждение, оценки, одобрение или осуждение явлений, событий, поступков, поведения отдельных лиц, групп людей, партий, общественных организаций, правительства и т.д.
Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что СМИ выступают неотъемлемым элементом политических коммуникаций. В постиндустриальном обществе власть знаний и информации становится решающей в управлении обществом, оттесняя на второй план влияние денег и государственного принуждения. Непосредственными носителями и, особенно, распространителями знаний и другой политически значимой информации являются СМИ. Они представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам.
Разные исследователи массовых коммуникаций по-разному видят роль влияния СМИ на политику и политики на СМИ. Существуют мнения, что в ближайшем будущем настанет эпоха «медиакратии» - власти СМИ, т.е. реципиент будет не просто получать важную информацию, а будет информироваться по усмотрению и установленным масс-медиа правилам. Другие исследователи, например, О. Тоффлер видят во влиянии СМИ положительные тенденции, путь к новой просвещённой цивилизации к «гетеррогенному, личностному, антибюрократическому, ищущему, мыслящему, творческому государству», имеющему достаточный потенциал для разрешения существующих противоречий.
Одной из причин включённости СМИ в политический процесс является их двойственная природа. С одной стороны, как считает Тоффлер они, имея высокую степень воздействия на аудиторию, способны конструировать политику в её идеальном понимании, с другой же нуждаются в финансовой подпитке со стороны, которой чаще всего оказывается государство, как наиболее материально состоятельная единица. Указанная О. Тоффлером двойственная природа СМИ формирует особенности взаимодействия их с властью в современной России, когда имеющие большие возможности масс-медиа легко становятся подконтрольными государству, заинтересованному в проведении того или иного информационного курса.
Известный отечественный
исследователь теории журналистики
Е.П. Прохоров пишет о природе
СМИ и их включённости в политический
процесс: «возможность успешного «хождения
во власть» средств массовой информации
лежит в самой природе
Специфику взглядов на развитие политических коммуникаций и взаимодействие власти и СМИ можно проследить через рассмотрение общепризнанных в научном сообществе теорий прессы. Основу для научного понимания места средств массовой информации в современном обществе положила работа трех известных американских теоретиков и историков печати - Фреда С. Сиберта, Уилбура Шрамма и Теодора Питерсона «Четыре теории прессы», опубликованная ещё в 1956 г. Все концепции прессы исходят из соответствия теории свободы слова и теории социальной ответственности. В каждой из четырёх теорий проблема ответственности прессы перед самыми разными политическими институтами находила решение, соответствовавшее, как отмечают авторы книги, тем социальным и политическим структурам, в рамках которых функционировала пресса. Многие положения этой работы сохранили свою актуальность до сих пор.
Авторы выделяют четыре основные теории прессы: авторитарную, советскую тоталитарную, либертарианскую и социальной ответственности.
Авторитарная теория рассматривала прессу, как «служанку государства», несущую ответственность за многое из того, о чём она пишет, перед людьми, находящимися у власти. Такая концепция определила первоначальную модель для большинства национальных систем прессы в мире и жива по сей день.
Одна из форм авторитарной теории, со временем превратившаяся в самостоятельную модель - советская коммунистическая теория прессы. Советская пресса была таким же инструментом власти, каким была и в старом варианте авторитаризма. Однако, в отличие от старой модели, пресса находится не в частном, а в государственном владении. Соображения прибыли в данной модели изъяты, а понятие позитивной свободы (как блага для общества) подменено понятием негативной свободы (приводящей к отсутствию стабильности и безопасности для граждан).
Либертарианская теория меняет относительное положение человека и государства на противоположное тому, которое они занимают в рамках авторитарной концепции. Здесь человек трактуется не как зависимое существо, которое надо вести и направлять, но как разумное существо, способное отличать правду от лжи и лучшую альтернативу от худшей. Пресса в данной теории рассматривается как партнёр по поиску истины.
Новой же формой либертарианской теории, способной выступать, по мнению авторов, в качество «четвёртой власти», является теория социальной ответственности. Приход крупного капитала в деятельность средств массовой информации и появление в журналистике сторонников разных политических взглядов заставило пересмотреть старую теорию, дополнив её этическими правилами, не позволяющими ради финансовой выгоды управлять общественным мнением. Считается, что данная теория воплощена в Соединённых Штатах и Великобритании и является идеальной для современных условий тесного взаимодействия власти и СМИ.
Общеизвестно, что СМИ обладают самыми различными возможностями и силой воздействия, зависящей прежде всего от способа восприятия их реципиентами. Наиболее массовое и сильное политическое воздействие на аудиторию оказывают аудиовизуальные СМИ - прежде всего радио и телевидение.
При этом пресса участвует в разработке стратегии и тактики общественного развития не только реализацией тех социальных интересов, которые впрямую не востребованы сегодняшней властью, но и «опосредованным образом, выступая в качестве своеобразного контроля, критики текущей политики исполнительных и законодательных структур, когда государство оказывается предметом журналистского расследования». Последнее обстоятельство чаще других отмечается как признак «властной» принадлежности СМИ.
Всё это позволяет сделать
вывод о наличии практически
неограниченных возможностей СМИ в
области политического влияния,
что не может оставлять в стороне
интересы государственной власти. Кроме
того, СМИ участвуют в двух противоположных
процессах формирования и реализации
власти. «С одной стороны, коммуникативное
формирование легитимной власти, которая
рождается в свободном от всякой
репрессии процессе коммуникаций, а
с другой - такое обеспечение легитимности
через политическую систему, с помощью
которой административная власть пытается
управлять политическими
Власть, выполняя функции законодательного регулирования деятельности СМИ, наделяет их всеми необходимыми правами и обязанностями, через разного рода нормативные акты (в данном случае имеется в виду Конституция РФ и Закон о СМИ). «Свобода печати, трансформировавшаяся с развитием средств коммуникации в свободу массовой информации, по праву считается главным принципом функционирования печати, радио, телевидения в правовом государстве. Она является элементом режима демократии и необходимым условием обеспечения для индивидов и их объединений политического плюрализма и многообразия». Исходя из этого, в Конституции РФ говорится: «Каждому гарантируется свобода мысли и слова Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается».
Дополняя статью 29 Конституции
РФ, Закон РФ « О СМИ» гласит: «Цензура
массовой информации, то есть требование
от редакции средства массовой информации
со стороны должностных лиц, государственных
органов организаций, учреждений или
общественных объединений предварительно
согласовывать сообщения и
Среди конституционных гарантий
свободы массовой информации следует
назвать также свободу
Информация о работе Совершенствование взаимоотношений органов муниципального управления и СМИ