Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 11:20, курсовая работа
Актуальность темы работы обусловлена тем, что в современных условиях политическую реальность в значительной степени моделируют средства массовой информации, отчего в течение последних десяти лет утвердились такие термины, как «медиа-политика» и «медиа-политическая система». При этом доминирующие позиции в системе СМИ России занимает телевещание, так как телепрограммы принимает около 98% всего населения страны. В связи с этим все чаще отмечается, что, если событие политической жизни не было показано по ТВ, оно пройдет незамеченным широкими слоями населения, особенно в нашей стране, где уровень чтения периодики значительно отстает от уровня просмотра телевидения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ 5
1.1. Взаимоотношения государственной власти и СМИ как составляющая политического процесса 5
1.2. СМИ и органы власти в условиях политической системы современной России 22
1.3. Правовые проблемы организации информационного обеспечения общества о деятельности органов власти в современной России 27
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВЛАСТИ РБ И СМИ НА ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА 34
2.1 Общая характеристика Республики Башкортостан 34
2.2. Средства массовой информации Башкортостана 38
2.3 Анализ технологий взаимодействия органов власти РБ со СМИ и общественностью 40
3. Пути совершенствование взаимодействия региональных институтов власти и СМИ 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
Данные статьи отстраняют государство от информационной политики СМИ. Власть не может вмешиваться в перечень и характер публикуемой или транслируемой информации (кроме случаев, когда материал может быть расценен как противозаконный). Главная задача государственной власти наладить правовую базу и следить за беспрекословным исполнением законов, не вмешиваясь ни в какие другие виды деятельности.
Но взаимодействие государственной
власти и СМИ не может ограничиваться
только установлением и исполнением
законодательных норм. Если одна из
задач СМИ - информировать широкую
общественность о самых разных аспектах
деятельности властей, то задача власти
предоставлять им такую информацию
в полном объёме, за исключением
данных представляющих государственную
тайну. СМИ в этом случае являются
посредником между властью и
обществом. Общество заинтересовано в
получении качественного и
Власть заинтересована не только, в информировании о своей деятельности, но и в том, в каком именно виде эта информация будет преподнесена массовой аудитории, так как именно от этого зависит уровень доверия общества к политике, проводимой властями. Здесь можно говорить об использовании СМИ в качестве инструмента для воздействия на общественное сознание. При этом власть осознаёт огромные возможности СМИ в сфере политических манипуляций и воздействии на массовое сознание через формирование у населения определенного общественного мнения о том или ином событии, человеке, явлении.
СМИ тесно взаимосвязаны
с общественным мнением. Е. Прохоров
пишет по этому поводу: «Нельзя
забывать, что возможностью осуществлять
власть в обществе, то есть проводить
свою волю, оказывать воздействие
на поведение различных субъектов
социальной жизни обладают не только
различные ветви
Автор считает, что и государственная
власть и средства массовой информации
имеют особые рычаги давления друг
на друга. Как выяснилось, СМИ в
данном случае использует свой богатый
информационный ресурс и прямую связь
с населением. Государство, в свою
очередь, обладая богатым
Подобная тенденция легко прослеживается, так как в условиях новых экономических реалий основной задачей СМИ стало получение прибыли, что не всегда успешно удаётся без поддержки заинтересованной и обеспеченной стороны. Особенно ярко присутствие владельца, будь то государство или его оппонент, прослеживается в период предвыборных кампаний, приносящих некоторым СМИ значительный доход, особенно тем из них, которые имеют большие тиражи, либо широкую зону вещания.
При этом важно отметить,
что включенность СМИ в избирательный
процесс чаще всего сопровождается
так называемыми «
Велики и государственные медиахолдинги. К ним, например, в России относятся ВГТРК (телевизионный канал «Культура», «Радио России», «Радио Маяк», «Радио-1», 98 региональных теле- и радиостанций, «РИА-Вести»), 51% акций Первого канала, «Российская газета», крупнейшие информационные агентства и т.д.
Но такая информационная
политика приводит к отстранению
широких слоев общества от участия
в политическом процессе. Граждане
становятся наблюдателями за борьбой
интересов, не имея возможности выражать
свою позицию. СМИ в погоне за прибылью
забывают о своём изначальном
предназначении - объективно и беспристрастно
информировать население о
Кроме того, можно утверждать,
что взаимоотношения
Что касается сотрудничества, то в этом случае власти идут на встречу СМИ, предоставляя им самую разную информацию о своей деятельности. СМИ, в свою очередь, доносят до аудитории всю полученную от властей информацию, являясь при этом посредником между государством и обществом. При этом зачастую средства информации превращаются в рупор государства и формируют общественное мнение в нужном властям направлении, что порой противоречит государственным интересам в угоду сиюминутным рейтингам. Желание победить на ближайших выборах или провести непопулярную законодательную инициативу «заставляет» власть прибегать к возможностям прессы воздействовать на общественное мнение.
Сущность конфликта
По мнению автора, проведённый анализ показывает, что в современных условиях, когда система государственной власти и система средств массовой информации закончили период бурного формирования, можно говорить о наметившихся тенденциях в их взаимодействии. Окончательно определены «правила игры», как для прессы, так и для самого государства, не последнюю роль в которых играет капитал. В результате в стране возникли два вида средств массовой информации. Первые представляют интересы государства, вторые - оппозиции. Общество в этой игре интересов часто становится наблюдателем, или же марионеткой в руках противоборствующих сторон.
В демократических условиях, когда судьбу власти определяет общество путём прямого политического участия, деятельность СМИ становится определяющей. Масс-медиа являются для власти фактором стабильности, давая ей право рассчитывать на политическое долголетие. Средства массовой информации, в свою очередь, в качестве ответной услуги, ожидают от государства свободы деятельности и финансового вознаграждения, являющегося одним из важнейшим стимулов в их деятельности.
В современном политическом процессе отношения между государством и средствами массовой информации можно определить как взаимозависимость двух субъектов политики, преследующих определённые интересы, достичь которых невозможно в отрыве друг от друга. Власть в этом случае, вырабатывает задачи и стратегию действий, пресса же находит наиболее действенные рычаги их реализации. В связи с этим можно утверждать, что государственная власть и СМИ напрямую влияют на ход политического процесса, во многом определяя его направленность и эффективность1.
С начала нового тысячелетия в силу ряда объективных причин произошло усиление влияния государства на деятельность СМИ, и при этом у органов власти увеличились возможности в информационном обеспечении своей деятельности.
Примечательно, что Швеция еще в докладе комиссии ЮНЕСКО 1978 г. определила для себя пять основных функций средств массовой коммуникации:
- стимулировать широкое
участие граждан в
- укреплять сознание
- давать гражданам необходимую
информацию и одновременно
- служить форумом для обмена мнениями и информацией;
- подвергать критическому анализу группировки, стоящие у власти в стране.
Таким образом, в виде средств массовой коммуникации граждане Швеции получали инструмент влияния на процессы общественного управления и по достоинству оценили его.
В Российской Федерации электронные СМИ могут быть использованы в информационном обеспечении деятельности органов государственной власти по следующим направлениям.
1. Активизация выступлений
электронных СМИ по проблемам
стратегического и
- информирование о принимаемых законодательных актах:
представителям
- информирование о
- информирование о деятельности
судебных органов, где помимо
рассмотрения дел
- упреждающее информирование о деятельности трех ветвей власти.
2. Борьба с бедностью, где надо больше использовать зарубежный опыт.
В решении этого вопроса
Россия значительно запаздывает: в
Англии формы работы по борьбе с
бедностью ведут свое начало от Закона
о бедных 1601 г. В течение XX в. в
Европе развивается принцип
При этом формы субсидиарной информационной помощи предполагают:
- теле-, радио- и интернет-школы малого бизнеса, рассказывающие о том, как делать бизнес поэтапно и какие могут появиться проблемы;
- сайты и программы
обмена позитивным опытом в
сфере бизнеса и помогающие
осуществлению поиска
- программы, стимулирующие
изобретателей и авторов
- неназидательное просвещение, когда СМИ, "развлекая, просвещают". Прежде всего необходимо обратить внимание на молодежь, на проблемы ее образования и на формирование шкалы ценностей молодых людей, поэтому целесообразно чаще посвящать программы тому, что в условиях развитой демократии ценится человек, который "сам себя создал", чтобы героями СМИ стали люди, "сделавшие себя сами".
3. Влияние на динамику шкалы ценностей россиян.
Анализ динамики ценностей
и устремлений россиян
Информация о работе Совершенствование взаимоотношений органов муниципального управления и СМИ